Каков срок годности бензина?

От чего зависит сохранность качества бензина?

Очень часто люди делают запасы керосина, бензина АИ 92 и АИ 95, держа их в подручных емкостях, не обращая внимание на условия окружающей среды. А ведь скачки температуры, влажность или отсутствие герметичности, даже неправильный материал канистры – все это приводит к порче бензина

Это не моментальный процесс, однако постепенно, день за днем происходит снижение его качества.

Основные четыре причины, влияющие на длительность хранения:

  1. Первая причина – это испарение. Так, в топливе есть большое количество особых быстро испаряемых частиц из-за высокой активности молекул. Эти частицы в большинстве своем нужны, чтобы поддерживать должный уровень октанового числа смеси (отвечающее за стойкость к детонации: чем выше число, тем лучше сопротивляемость). Отсутствие герметичности и неправильная температура может привести к улетучиванию этих необходимых фракций из смеси.
  2. Вторая причина – это процесс окисления. Как и всякая жидкость, топливо при соприкосновении с кислородом, значительно теряет в уровне качества. Более того, окисленный бензин является причиной отложений смолистого остатка в системах авто, а также нагару на зажигательных свечах.
  3. Третьей причиной является распад специальной добавки в топливо – присадки. Эти элементы, добавленные для увеличения октанового числа, зачастую с коротким сроком годности. Они распадаются при долгом хранении. Есть такие, которые живут всего пару недель.
  4. Четвертая причина – выпадение осадка. При отстаивании состава в течении долгого времени, некоторые частички оседают вниз емкости и создают высококонцентрированную смесь на дне. Если такая часть топлива попадет в системы автомобиля, то это как минимум спровоцирует поломку топливного фильтра, а, возможно, и в принципе выведет из строя всю топливную систему авто.

Так, в идеале время жизни бензина может достигать пяти лет, однако если условия хранения не соблюдаются, то максимальный сок годности топлива составит год, возможно даже меньше.

Портится ли бензин при хранении?

Надо понимать, что бензин является не самым простым веществом. В его состав входят различные углеводороды, количество и вид которых определяется технологией изготовления, а кроме того, многочисленные присадки, добавляемые производителем. На момент отпуска с завода продукт соответствует предъявляемым требованиям, а вот дальше он начинает изменяться. И вызвано это несколькими факторами.

Испарение

Не секрет, что в состав бензина входят легколетучие фракции, добавляемые для повышения октанового числа. Вероятность его изменения тем выше, чем больше срок хранения у горючего. Понятно, что не в сторону улучшения характеристик. При испарении летучих веществ нарушается соотношение между фракциями и падает качество бензина.

Понятно, что если это происходит в баке автомобиля, то ничего страшного не будет, как правило, такой бензин используется за короткий срок. Но испарение отрицательно влияет на хранение бензина в домашних условиях.

Окисление

Все вещества взаимодействуют с кислородом. Не является исключением и бензин. В результате этого в нем образуются смолистые вещества. Однако с течением времени их количество растет, из-за чего бензин портится. Его использование может привести к отложениям смолы на трубопроводах, резервуарах, а также увеличению нагара в цилиндрах и свечах зажигания.

Сам по себе процесс окисления проходит достаточно долго и в течение нескольких стадий. Его скорость зависит от окружающих условий (давления, температуры), а также от технологии изготовления топлива. Здесь надо сделать небольшое отступление.

Способность бензина взаимодействовать с кислородом (к окислению) характеризуется параметром индукционный период. Под ним понимается время, необходимое для начала окисления при температуре 100° и определенном давлении кислорода. Проверяется это в лабораторных условиях. Чем этот параметр больше, тем стойкость бензина выше.

Она в первую очередь зависит от углеродного состава горючего, что определяется технологией производства. Наиболее подвержены окислению бензины термического крекинга, пиролиза, каталитического крекинга, индукционный период у них равен 50-ти – 250-ти минутам. Получаемые при прямом перегоне и каталитическом риформинге продукты более стабильны.

Индукционный период для бензина, полученного:

  • каталитическим крекингом равен 240-1000 минутам;
  • прямым перегоном – 1200 минутам;
  • каталитическим риформингом – свыше 1500 минут.

Условия хранения дизельного топлива

Емкости для хранения дизельного топлива должны быть герметично закрыты, чтобы минимизировать контакт содержимого с кислородом. Когда происходит процесс окисления, химическая формула топлива меняется, что приводит к потере его качества.

Лучше, если хранение дизтоплива будет происходить в специальном металлическом резервуаре, имеющем двойные стенки и оборудованном климат – контролем. Но такая емкость стоит недешево, поэтому не каждому по карману.

Обыкновенная стальная канистра с плотно прилегающей крышкой – наиболее бюджетная тара для хранения солярки.

Температура хранения зимнего дизельного топлива не должна опускаться ниже -25°С. А для летнего вида нефтепродукта она не может быть ниже -5°С. Если эти показатели будут ниже, начнется процесс кристаллизации, при котором образуются парафиновые фракции. Использование такого топлива ведет к засорению фильтров и нарушению работы всей топливной системы дизельного автотранспорта.

Тара, которая используется для хранения топлива, не должна иметь частей из латуни, цинка или меди. Взаимодействие этих металлов с соляркой приводит к образованию нестабильных химических соединений. Они, в свою очередь, способны значительно повлиять на качество нефтепродукта.

Попадание воды внутрь канистры с топливом приводит к образованию и развитию различных грибков и бактерий. Кроме того, влага имеет свойство замерзать при отрицательных температурах. Это также может вывести из строя топливную систему.

Грязь, которая образуется при смешивании воды с пылью, способна забить фильтры, которые придется заменять новыми (в самом благоприятном случае). При более негативных последствиях потребуется ремонт двигателя.

В чем хранить

От того в чем хранится бензин напрямую зависит срок его годности. Топливо лучше всего заливать в специальные канистры и металлические бочки. Иногда можно встретить горючее, залитое в пластиковые бутылки и фляги, но это неправильно! Со временем начинает происходить реакция между бензином и пластиком, возникает статистический разряд.

В теории при переливании бензина в топливный бак возможно возникновение искры. а что может быть опаснее этих процессов? В остальных случаях срок хранения горючего в пластиковой таре равен тем же цифрам – один год.

Самым лучшим и рекомендуемым способом хранения бензина является заземленная цистерна, так называемые заглубленные резервуары – так они хранятся всегда в пределах одной температуры и надежно защищены от солнечного света. В бытовых условиях люди зачастую закапывают в землю обычные металлические бочки с бензином, и это позволяет приблизиться к пятилетнему сроку хранения согласно стандартам ГОСТ.

Кроме этого среди тары можно встретить и специальные автоцистерны. При этом не стоит забывать, что идеальная температура для хранения топлива составляет 20 градусов тепла. Если тара с горючим попадает под прямые солнечные лучи – при температуре около 70 начинает активное испарение бензина, что может быть крайне опасно для жизни.

https://youtube.com/watch?v=7VSfIfiTlY8

Как он портится?

Метаморфозы внутри бензина начинаются из-за нарушения условий его хранения, если не брать во внимание временной фактор. Разница в температурах, их перепад, контакт с воздухом – все это приводит к потере своих свойств бензином. Бензин содержит множество фракций, которые обладают отличной летучестью и как раз таки они испаряются и исчезают первыми

Бензин содержит множество фракций, которые обладают отличной летучестью и как раз таки они испаряются и исчезают первыми.

А между тем они выполняют соединительную роль между тяжелыми частицами свинца и не дают им оставаться в двигателе и после переработки топлива. При испарении этих веществ октановое число бензина непременно снижается, что сказывается на его качестве. Такая ситуация может произойти, если горючее хранится в емкости не обладающей достаточной герметичностью.

Другой вредный для качества топлива процесс это окисление. Когда топливо встречается с кислородом – оно неизбежно. Качество бензина снижается, растет количество смол и нагара в топливной системе автомобиля, на цилиндрах и других деталях.

Присадки непременный составляющий компонент бензина. Они попадают в бензин в целях улучшения его качества и октанового числа. Именно поэтому многие автомобилисты считают, что в России нет АИ-95 и АИ-98 в принципе, так как это тот же самый АИ-92 только с добавлением массы присадок, не всегда разрешенных. И высокое октановое число бензина является мнимым, а качество топлива по-прежнему остается низким. Кроме того срок действия таких присадок совсем небольшой.

Иногда некоторые из них испаряются из топлива уже через месяц и, соответственно, АИ-95 превращается в АИ-92. Следует учитывать это обстоятельство при использовании «несвежего» бензина. Иногда для восстановления качества и характеристик топлива, в него добавляют специальные присадки, тем самым компенсируя потерю в силу времени. Такие добавки можно приобрести практически в любом автомобильном магазине.

Если бензин в баке

А если вместо канистры с бензином в гараже стоит …машина с бензином? То есть автомобиль, который не эксплуатируется по назначению и его бак не опустошен. Срок хранения такого бензина еще меньше, в связи с тем, что в процессе хранения образуются смолы и другие тяжелые вещества, являющиеся причиной нагара на деталях машины.

А если ваш топливный бак оснащен фильтром, деталями из латуни, меди, то в этом случае нежелательные процессы проходят еще быстрее. Бензин окисляется, а в жаркие дни (если вдруг машина брошена на улице) процессы эти значительно катализируются.

Срок годности бензина в топливном баке автомобиля значительно мал, он составляет около полугода. Поэтому если ваш автомобиль стоял, заправленный год назад, лучше не использовать такое топливо – залейте свежее.

В целом есть определенные показатели для хранения бензина:

  • в топливном баке – 6 месяцев;
  • в металлической канистре – 1 год;
  • бочка (в подвальном помещении) – 2 года;
  • специальная емкость, находящаяся в земле – 3-4 года.

Не стоит забывать, что стандарты ГОСТ, принятые еще в 1977 году, которые гласят, что срок хранения бензина составляет пять лет. Были отменены и заменены на период длительностью один год. Примечательно, что дизельное топливо не имеет ограничений по сроку годности, в то время как бензин, производимый в нашей стране, может изначально иметь меньший срок хранений, из-за низкого качества.

Может ли топливо испортиться при хранении?

Если есть установленный срок годности, то вполне логично, что качество нефтепродуктов со временем меняется. Во многом это связано с испарением части летучих веществ при недостаточной герметичности тары.

  • Бензин со временем окисляется. Этот процесс зависит как от внешних факторов (температуры и давления), так и самого качества продукта. В итоге использование окисленного бензина приводит к неизбежному высокому образованию смол при сгорании. Больше всего от этого страдает двигатель автомобиля, который при частой заправке машины «старым» бензином гораздо быстрее потребует ремонта.
  • ДТ со временем начинает мутнеть. Это происходит из-за образования осадка твердых частиц под действием содержащегося в воздухе кислорода. Большое количество осадка в первую очередь оказывает влияние на работу системы фильтрации, а во вторую (при прохождении мелкими частицами установленных фильтров) – на появление сажи и нагара в двигателе и приводит к увеличению содержания вредных веществ в выхлопных газах.

Причины ограниченного срока годности

Присадки

Увеличивают октановое число продукта, но ограничивают срок годности. Из-за распада присадок спустя некоторое время первоначальные свойства смеси утрачиваются. Если не соблюдать условия по содержанию, некоторые виды присадок могут распадаться буквально спустя 2 недели.

Одна из причин преждевременной утраты характеристик – осадок, который формируется на дне из-за тяжёлых фракций, содержащихся в бензине.

Влияние влажности и температуры

В горючем материале имеются различные испаряемые фракции, которые добавлены для повышения октанового числа. При нарушении герметичности вещества начинают испаряться. Высокая влажность может изменять состав смесей, что негативно влияет на результат.

Период годности горючего, налитого в алюминиевую канистру, также зависит от температурного режима: при высоких температурах становится меньше. Этот показатель влияет на итоговые свойства материала больше всего. Процессы окисления и смолообразования проходят быстрее, если температура слишком большая. Качественные пределы по этому фактору устанавливаются так:

  1. Не выше 30 градусов по Цельсию в случае с бензином.
  2. Керосин и дизельное топливо не выдерживают больше 40 градусов.

Соответственно, выше этих пределов нагревать данные жидкости запрещается.

Замерзает автобензин при минус 70-74 градусах по Цельсию.

Материал резервуара

Это немаловажный фактор. Правильное продуманное размещение может значительно увеличить временные показатели годности продукта: при погружении резервуаров с горючим в землю и обеспечении полной герметичности влияние температуры и осадков будет минимальным.

Различным вариантам содержания соответствуют следующие сроки:

  • До 5 лет в специальных резервуарах, заглубленных под землю.
  • До 3 лет при использовании ёмкостей для топлива специального назначения.
  • До 2-х лет в цистернах и бочках.
  • В железных канистрах – только 1 год.

По сравнению со специальными бочками в баке смолообразование и окисление проходят быстрее. Рекомендуется доливать свежего топлива, если транспортное средство находится на длительной стоянке. Если авто не заводили больше полугода, а бак наполнен, перед эксплуатацией техники смесь необходимо слить и заполнить свежей.

Пластик

Емкость из этого материала – самый неудачный выбор. Он способствует ускорению окислительных процессов, накапливает статический заряд, что нежелательно. При переливании жидкости увеличивается риск появления искры. Простые пластиковые бутылки запрещено использовать для перелива, даже на короткое время.

Металл

Металлические резервуары – идеальные ёмкости в данном случае. Канистра, бак, бочка – можно использовать любые разновидности. Лучшее решение – цистерны, заглубленные или полузаглубленные. Их легко скрыть от солнца и расположить на грунте так, чтобы не нагревались.

Если закрытая канистра изготовлена из алюминия, стали, то содержимое сохранится на 1 год. При этом хозяин должен проверять целостность резиновой прокладки на крышке, которая обеспечивает герметичность емкости и защищает от воздействия пыли, грязи. Ее потребуется иногда менять, так как старая со временем разъедается. Рекомендуется приобрести резервуар с внутренним защитным слоем для электростатической безопасности.

Стекло

Ни один источник информации не рекомендует пользоваться стеклом, чтобы решать вопрос с хранением автобензина. Этот материал способен вступать в реакцию топливом. По этой причине возникают дополнительные проблемы. На многих АЗС написано, что стекло и пластик не стоит выбирать для покупки бензина. Если автовладелец наливает горючее в стеклянную банку, дома его нужно сразу перелить.

Какие бывают ошибки в хранении бензина

Обычно канистры с бензином оставляют в гараже на полу, полке. Они соседствуют с зимней резиной, инструментами, запчастями круглый год, иногда несколько лет, проходят все сроки годности. Отсутствие контроля — не единственная ошибка владельцев автотранспорта.

Другие распространенные ошибки:

  • контакт с кислородом. Автомобилисты знают про герметичность тары, но забывают минимизировать воздушный слой, не подбирают канистру по размеру. В результате при работе автомобиля образуется, оседает смола;
  • перепады температуры. Нагрев, охлаждение, снова повышение температуры неминуемо ведет к повышению влажности, снижению качества топлива, сокращению срока годности;
  • хранение в автомобиле. Это касается запасных канистр. Человек ставит в багажник, возит несколько месяцев, забывая о правилах безопасности. Летом температура внутри может превышать максимальную отметку +30 градусов.

Водители проверяют срок годности поджиганием. Топливо должно воспламеняться. Проводить подобные опыты опасно для жизни

Разумнее для выявления просрочки обращать внимание на бензиновый запах, цвет, осадок

Многие ошибки совершаются не только в отношении бензина. Люди оставляют храниться в машине лекарства, канистры с моторным маслом. Они не проверяют сроки годности огнетушителя или антифриза. В результате страдает работа транспортного средства, здоровье водителя, пассажиров.

Сохранить бензин длительное время без потери характеристик сложно, срок годности ограничен. Не рекомендуем покупать впрок большое количество. Такая экономия выльется в дополнительные траты.

Предыдущая
Запчасти и ГСМУсловия и сроки хранения моторного масла
Следующая
Запчасти и ГСМСрок годности и хранения резины для автомобиля

ОКИСЛЕНИЕ

Все вещества взаимодействуют с кислородом. Не является исключением и бензин. В результате этого в нем образуются смолистые вещества. Однако с течением времени их количество растет, из-за чего бензин портится. Его использование может привести к отложениям смолы на трубопроводах, резервуарах, а также увеличению нагара в цилиндрах и свечах зажигания.

Сам по себе процесс окисления проходит достаточно долго и в течение нескольких стадий. Его скорость зависит от окружающих условий (давления, температуры), а также от технологии изготовления топлива. Здесь надо сделать небольшое отступление.

Способность бензина взаимодействовать с кислородом (к окислению) характеризуется параметром индукционный период. Под ним понимается время, необходимое для начала окисления при температуре 100° и определенном давлении кислорода. Проверяется это в лабораторных условиях. Чем этот параметр больше, тем стойкость бензина выше.

Она в первую очередь зависит от углеродного состава горючего, что определяется технологией производства. Наиболее подвержены окислению бензины термического крекинга, пиролиза, каталитического крекинга, индукционный период у них равен 50-ти – 250-ти минутам. Получаемые при прямом перегоне и каталитическом риформинге продукты более стабильны.

Индукционный период для бензина, полученного:

  1. каталитическим крекингом равен 240-1000 минутам;
  2. прямым перегоном – 1200 минутам;
  3. каталитическим риформингом – свыше 1500 минут.

Правила предосторожности – прежде всего

Бензин – легковоспламеняющаяся жидкость, а его пары особенно опасны для здоровья человека в силу своей токсичности и взрывоопасности. Поэтому на вопрос – стоит ли хранить бензин в обычной квартире многоэтажного дома – будет только отрицательным. В частном доме возможны немногочисленные варианты: гараж, либо хозяйственная постройка. И то, и другое должно иметь хорошую вентиляцию, а также исправную электроарматуру (чаще всего пары бензина взрываются именно после искры в плохом контакте).

В помещениях необходимо соблюдать должный температурный режим, ибо уже после 25ºС испарения бензина небезопасны для окружающих. И совсем уж недопустимо хранить бензин вблизи открытых источников пламени, открытых солнечных лучей или нагревательных устройств. При этом не имеет значения, пламенная у вас печь, газовая либо электрическая.

Фактор расстояния также существенен. Пары бензина тяжелее воздуха и могут перемещаться по полу до источников воспламенения. В США, например, безопасным расстоянием считается 20 м и более. Вряд ли у вас такой длинный сарай или гараж, поэтому под рукой должны быть средства пожаротушения (напомним, что гасить горящий бензин водой нельзя!). Для первичной локализации очага возгорания подойдёт песок или сухая земля, сыпать которые на пол нужно от периферии к центру пламени. Затем, при необходимости, следует воспользоваться порошковым или пенным огнетушителем.

Можно ли хранить бензин в пластиковой таре

Заправки являются объектами повышенной опасности. С каждым годом ужесточаются требования охраны труда, и сейчас часто можно встретить объявление «В пластиковые и стеклянные емкости горючее не отпускается». Чаще всего уведомление размещают на АЗС, расположенных вдоль региональных шоссе. Кассиры и заправщики объясняют запрет по-разному. Как правило, они ссылаются на внутренние приказы и инструкции. Кроме того, среди водителей ходит немало слухов по этому поводу.

Исходя из этого, возникает закономерный вопрос: «Можно ли хранить в пластиковых канистрах?». Прежде чем ответить на него, следует рассмотреть причины, по которым АЗС не желает заправлять емкости из полимерных материалов:

  1. Опасность пожара. Пластик, в отличие от металла, относится к диэлектрическим материалам и способен накапливать статическое электричество. Этим же свойством обладает и бензин. Электрический потенциал накапливается при взаимодействии двух диэлектриков. При длительном хранении велика вероятность появления искры и воспламенения топлива. По этой же причине все заправочное оборудование имеет заземление. Через него статический заряд благополучно уходит в землю. На практике, случаи детонации топлива после возникновения электрического разряда встречаются крайне редко. Однако это является основной причиной запрета.
  2. Низкая химическая устойчивость. Пластиковые емкости неизвестного происхождения могут просто раствориться под действием бензина. В первую очередь это относится к тарам, рассчитанным на хранение пищевых продуктов. Использование специальных емкостей из устойчивых полимерных материалов позволяет решить эту проблему. Топливные баки современных автомобилей изготовлены из высококачественного антистатического пластика, который абсолютно безопасен в эксплуатации.
  3. Перепады давления. Бензин – летучая жидкость. При повышении температуры окружающей среды в емкости создается избыточное давление. Обычная тара может просто лопнуть. Скорее всего, это случится в багажнике вашего автомобиля.

У водителей имеется своя точка зрения. В ход идут следующие аргументы:

  1. Недолив. Используя прозрачную емкость известного объема можно с легкостью вычислить недобросовестных заправщиков. Крупные компании, которые дорожат своей репутацией, вряд ли будут заниматься подобными манипуляциями.
  2. Низкое качество топлива. В процессе заправки отсутствует возможность визуально оценить прозрачность бензина. Таким образом, в бак могут залить что угодно. Используя обычную пластиковую бутылку можно на месте оценить чистоту горючего.

Подводя итог, можно сделать вывод что заправку и хранение бензина можно осуществлять в канистрах из специального пластика. Во многих супермаркетах и торговых центрах можно увидеть в продаже емкости различного объема. Надпись «gasoline» или «petrol» указывает на то, что они предназначены для хранения бензина. В качестве основного материала здесь использованы полимеры, не собирающие статическое напряжение. Товар имеет сертификат соответствия, который следует возить собой.  Он может помочь в случае возникновения спорных ситуаций с работниками АЗС.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector