Принцип работы трамблера

Устройство электронного зажигания ВАЗ 2106

Бесконтактная система (сокращённо — БСЗ) «Жигулей» включает шесть устройств и деталей:

  • основной распределитель импульсов зажигания — трамблёр;
  • катушка, вырабатывающая высокое напряжение для искры;
  • коммутатор;
  • соединительный шлейф проводов с разъёмами;
  • кабели высокого напряжения с усиленной изоляцией;
  • свечи зажигания.

Вторичная обмотка катушки работает как источник высоковольтных импульсов, направляемых к свечам зажигания

Катушка, работающая в составе бесконтактной схемы, отличается по числу витков первичной и вторичной обмотки. Проще говоря, она мощнее старой версии, поскольку рассчитана на создание импульсов 22—24 тыс. вольт. Предшественница выдавала на электроды свечей максимум 18 кВ.

Пытаясь сэкономить на установке электронного зажигания, один мой товарищ заменил трамблёр, но подключил коммутатор к старой катушке «шестёрки». Эксперимент завершился неудачей — перегорели обмотки. В результате все равно пришлось купить катушку нового типа.

Шлейф с разъёмами служит для надёжного соединения клемм распределителя зажигания и коммутатора. Устройство этих двух элементов стоит рассмотреть отдельно.

Для аккуратного соединения элементов БСЗ используется готовый жгут проводов с колодками

Бесконтактный трамблёр

Внутри корпуса распределителя располагаются следующие детали:

  • вал с площадкой и бегунком на конце;
  • опорная пластина, поворачивающаяся на подшипнике;
  • магнитный датчик Холла;
  • на валу закреплён металлический экран с просветами, вращающийся внутри зазора датчика.

На бесконтактном трамблёре сохранился вакуум-корректор, соединенный трубкой разрежения с карбюратором

Снаружи на боковой стенке установлен вакуумный блок опережения зажигания, связанный с опорной площадкой посредством тяги. Сверху на защёлках закреплена крышка, куда подсоединяются кабели от свечей.

Основное отличие данного трамблёра — отсутствие механической контактной группы. Роль прерывателя здесь играет электромагнитный датчик Холла, реагирующий на прохождение сквозь зазор металлического экрана.

Когда пластина перекрывает магнитное поле между двумя элементами, прибор бездействует, но как только в щели открывается просвет, датчик генерирует постоянный ток. Как распределитель работает в составе электронного зажигания, читайте ниже.

Датчик Холла состоит из двух элементов, между которыми крутится железный экран с прорезями

Управляющий коммутатор

Элемент представляет собой плату управления, защищённую пластиковой крышкой и прикреплённую к алюминиевому радиатору охлаждения. В последнем сделаны 2 отверстия для монтажа детали к кузову автомобиля. На ВАЗ 2106 коммутатор располагается внутри подкапотного пространства на правом лонжероне (по ходу движения машины), рядом с расширительным бачком охлаждающей жидкости.

Коммутатор ставится на левом лонжероне «шестёрки» неподалёку от расширительного бачка, ниже располагается катушка

Главные функциональные детали электронной схемы — мощный транзистор и контроллер. Первый решает 2 задачи: усиливает сигнал, поступающий от трамблёра, и управляет работой первичной обмотки катушки. Микросхема выполняет следующие функции:

  • отдаёт команды транзистору разрывать цепь катушки;
  • создаёт в цепи электромагнитного датчика опорное напряжение;
  • считает обороты двигателя;
  • защищает цепь от высоковольтных импульсов (свыше 24 В);
  • корректирует угол опережения зажигания.

Электронная схема коммутатора прикреплена к алюминиевому радиатору для охлаждения рабочего транзистора

Принцип работы трамблера

Во многом принцип работы трамблера оставался неизменным долгие годы. В автомобилях ВАЗ, таких как ВАЗ 2109, 2106, 2107, 2108, система зажигания подобного типа использовалась почти до конца прошлого столетия.

Основой работы является связь трамблера с коленчатым валом двигателя. Когда поршень в первом цилиндре занимает положение, соответствующее ВМТ, размыкаются контакты прерывателя, в катушке зажигания появляется высокое напряжение, направляемое через бегунок, расположенный в крышке трамблера, на свечу первого цилиндра.

Там происходит сгорание ТВС, и коленчатый вал продолжает свое вращение. Оно, кроме перемещения поршней, вызывает вращение кулачка прерывателя. Когда в другом цилиндре другой поршень занимает положение, соответствующее ВМТ, в этот момент в трамблере опять размыкаются контакты прерывателя, в катушке зажигания генерируется высоковольтное напряжение, поступающее на нужную свечу.

Такое совместное вращение коленчатого вала, кулачка прерывателя и бегунка трамблера обеспечивает появление искры, где надо и когда надо. Однако это не охватывает всех аспектов того, как работает трамблер. Для понимания его работы требуется коснуться таких понятий, как угол замкнутого состояния контактов (УЗСК) и угол опережения зажигания (УОЗ)

УЗСК
Такое понятие, как УЗСК, характеризует время, когда контакты прерывателя замкнуты. По сути дела – это опосредованная характеристика накопления в катушке энергии после окончания формирования искры. УЗСК прямо отражается на количестве энергии, идущей на искрообразование и, соответственно, на работе двигателя.

В тех случаях, когда между контактами расстояние маленькое, катушка не накопит необходимой энергии и энергия искры окажется мала, что приведет к перебоям в работе мотора. Большой зазор также приводит к перебоям, так как время разрыва контактов уменьшается, и катушка не успевает полностью разрядиться.

У каждой системы зажигания существует свой оптимальный УЗСК, для обеспечения которого, при необходимости, надо проверить и отрегулировать трамблер.

УОЗ
Это понятие затрагивает момент воспламенения ТВС. Дело в том, что ее сгорание происходит не мгновенно, и зачастую, для обеспечения оптимальных условий такого процесса, оно должно начинаться раньше, чем поршень займет положение ВМТ. УОЗ и характеризует время, на величину которого появление искры опережает появление поршня в положении ВМТ.

Оно постоянно меняется, и его величина полностью зависит от работы мотора в конкретных условиях, т.е. от нагрузки, скорости авто, качества и типа используемого топлива. Для обеспечения оптимального сгорания ТВС, трамблер содержит центробежный регулятор, а также связан с вакуумным регулятором.

ВАКУУМНЫЙ РЕГУЛЯТОР

Именно это устройство способно изменять при необходимости УОЗ. Как только меняется нагрузка мотора, соответствующие коррективы вносятся в работу детали устройства трамблера.

Важно!Нагрузка определяется при помощи дроссельной заслонки.

Вакуумный регулятор трамблера представляет собой замкнутую полость. Для обеспечения лучших эксплуатационных качеств конструкция разделяется диафрагмой. Одна полость идёт напрямую к карбюратору.

Когда происходит разряжение — начинает двигаться диафрагма. Как результат давление оказывается на подвижной диск и кулачок прерывателя. Время срабатывания последнего корректируется в зависимости от текущей ситуации.

Внимание!Трамблер меняет момент искрообразования, тем самым влияет на эксплуатационные характеристики мотора.

ОКТАН-КОРРЕКТОР

Это очень важный элемент в устройстве трамблера. Без него вся система не могла бы нормально функционировать. Агрегат меняет УОЗ в зависимости от топлива, которое используется в данный момент.

По своей конструкции данный элемент трамблера напоминает две пластинки со стрелкой. Такая же стрелка устанавливается на двигатель. На ней есть специальные чёрточки, посредством которых корректируется угол зажигания. Без этой детали практически невозможно обойтись, когда заправляются разные сорта бензина.

БЕСКОНТАКТНЫЕ СИСТЕМЫ

Технологии не стоят на месте. Каждый год автомобильный мир сотрясают новые инновации. Именно такой в своё время стала инновация, дополнившая конструкцию трамблера коммутаторами.

Внимание!В коммутаторах сигнал подаётся на управляющий электронный модуль, а не на катушку.

Второе название бесконтактных систем в устройстве трамблера — датчики Холла. Простая конструкция этих устройств обеспечивает бесперебойную подачу сигнала. Сами датчики работает за счёт изменения в магнитном поле.

Что вы знаете об этом

Прошло довольно много времени с тех пор, как на дорогах появилось первое транспортное средство Даймлера. Для запуска и работы силового агрегата в ней применили калильную головку. Она стала родоначальницей для блоков искрообразования бензиновых двигателей. Эффективность таких устройств невысокая, стоимость таких двигателей большая, поэтому их увидеть можно только на моделях машин, самолётов и других самоделок.

Фото первого авто Benz

  1. Блок зажигания с контактным искрообразованием;
  2. Бесконтактные приборы, использующие эффект Холла;
  3. Электронные приборы для воспламенения горючей смеси.

Из истории автомобилей ваз

Сегодня выход конденсатора из строя крайне редкое явление и многие даже не знают о его существовании. Когда же схема питания автомобилей была с обратной полярностью, т. е. «плюс» шёл на массу, то без запасного конденсатора в дорогу не отправлялся ни один водитель. С 1961 года, по приказу Автопрома, на массу стали крепить «минус» и про конденсатор водители попросту забыли.

Вернёмся к трамблёру старого образца…

В распределителе имеется также центробежный и вакуумный регуляторы опережение зажигания. Центробежный регулятор расположен под бегунком. Это два грузика с пружинками, которые в зависимости от оборотов двигателя, за счёт центробежной силы «разбегаются» внутри бегунка и частично доварачивают его, заставляя чуть раньше размыкаться контакты.

Вакуумный регулятор выполнен в виде вакуумной камеры сбоку трамблёра, соединённый с центральной пластиной (двигается на подшипнике), на которой расположены контакты. Вакуум, в зависимости от нагрузки двигателя, втягивает мембрану, которая с помощью тяги связана с пластиной, поворачивает её и контакты также начинают размыкаться раньше.

Слабым местом контактного трамблёра являются износ контактов и облом текстолитового наконечника контактов, благодаря которому вал трамблёра размыкает контакты. Также часто наблюдается прогар бегунка, когда ток уходит на массу. Реже выходит из строя подшипник пластины контактов, тогда проявляется неустойчивая работа двигателя.

До 1987 года пластины устанавливались на подшипник малого диаметра, а с 1987 года стали устанавливать подшипник большего диаметра.
Рассмотрим на видео бесконтактный трамблер нового образца:

Установка бесконтактной системы зажигания ваз «классика»

Watch this video on YouTube

Отсутствуют пропуски зажигания из-за состояния контактов прерывателя, так как их в этом трамблёре просто нет. Помимо этого, с бесконтактной системой зажигания возрастает мощность мотора, уменьшаются вредные выбросы в атмосферу, благодаря более высокому напряжению происходит более полное сгорания топлива. Внешне распределители похожи и снаружи отличием от контактного трамблёра является лишь штекерный вход на корпусе распределителя.

Бесконтактный распределитель специально выполнен аналогично контактному, чтобы его было легко и просто заменить на автомобиле. В бесконтактном трамблёре за подачу и прерывание высокого напряжения или искры на свечах, отвечает датчик Холла, по аналогии с переднеприводными автомобилями ваз. Для установки бесконтактного зажигания на автомобиль помимо трамблёра в наборе идёт ещё катушка зажигания, коммутатор, свечи зажигания, и клеммники с соединительными проводами.

В некоторых наборах идёт также и блок ЭПХХ (экономайзер принудительного холостого хода). Датчик Холла имеет постоянный магнит, микросхему и стальной экран с прорезями. Датчик неподвижно закреплён в трамблёре, а стальной экран с прорезями смонтирован на валу трамблёра. Когда через датчик Холла проходит прорезь стального экрана, то создаётся магнитное поле и создаётся напряжение полупроводниковой пластине.

Последовательность прорезей на стальном экране и создаёт импульсы низкого напряжения. Коммутатор в бесконтактном зажигании необходим для преобразования управляющего сигнала от датчика Холла, в импульсы высокого напряжения на катушке зажигания.

На трамблере с контактами зазор свечей между электродами составляет 0,5-0,6 мм, а с электронным зажиганием 0,7-0,8 мм…

Автолюбитель, знакомый с автоэлектрикой, без труда установит самостоятельно набор для бесконтактной системы зажигания. Те же, кто чувствует, что не справится лучше обратиться к автоэлектрикам, которые устанавливают в минимально короткие сроки.

Вкратце ознакомились с трамблерами старого (контактного) и нового (бесконтактного) образца.

На этом заканчиваю писать друзья. Удачи Вам и до скорых встреч на страницах блога RtiIvaz.ru!

Пожалуйста, читайте далее:

Контактная группа

Давайте рассмотрим контактный прерыватель. В нём имеется кулачок, на котором находится четыре одинаковых выступа. А также стойка с контактами. С ее помощью происходит размыкание контактной группы. Время от времени необходимо смазывать этот кулачок, нанося на войлок масло.

Оснащен датчик-распределитель зажигания стойкой, к которой при помощи заклепок закреплена ось. На ней имеется текстолитовая втулка, на которой смонтирован небольшой рычажок. На последнем располагается подвижный контакт, который прижат пружиной к неподвижному. Также имеется колодка из текстолита, она соприкасается с выступающими частями прерывателя.

Принцип работы

Распределитель-прерыватель конструктивно состоит из двух частей. Корпус распределителя зажигания имеет контакты для высоковольтных проводов, которые подсоединяются к свечам и катушке зажигания. Проворачивая корпус вокруг своей оси, можно регулировать угол опережения зажигания, то есть момент, когда будет поджигаться топливная смесь в одном из цилиндров.

Соединение ротора и бегунка с валом производится при помощи шестеренчатой передачи, что позволяет устройству функционировать постоянно. Что же происходит, когда бегунок с закрепленной на нем пластиной начинает вращение?

Здесь одновременно происходят два процесса, которые необходимы для индукции тока высокого напряжения и его перераспределения на нужную свечу. Когда бегунок не соединяется со свечой, происходит размыкание цепи катушки. За этот промежуток времени на ее вторичной обмотке, которая ответственна за выработку высокого напряжения, создается ток величины, примерно составляющей 30 киловольт. Такого тока вполне достаточно для поджига смеси при помощи кратковременной искры.

Когда бегунок достигает положения, соответствующего одной из свечей, пластина соприкасается с контактом высоковольтного провода, и ток начинает протекать на электроды свечи. За счет этого взаимодействия в необходимый момент времени смесь начинает гореть и толкает поршень.

Регулировка угла опережения зажигания путем смещения крышки распределителя позволяет менять момент, когда контакты сомкнутся, поэтому такая регулировка позволяет сделать работу двигателя более эффективной.

Предыдущие изменения

Обновление от 30 сентября 2010 (Обновление «Манн-кономика»

Прерыватель был добавлен в игру.

)

Обновление от 6 октября 2010

На Прерыватель действует настройка «tf_use_fixed_weaponspreads».

Обновление от 8 октября 2010

Прерыватель был добавлен в рецепт ковки Молочника.

Обновление от 17 декабря 2010 (Австралийское Рождество)

Удалён (неработающий) эффект замедления.

Обновление от 10 января 2011

Исправлена ошибка, при которой патроны пересекались с моделью Прерывателя, если включена настройка автоматической перезарядки оружия или зажата клавиша перезарядки во время стрельбы.

Обновление от 19 января 2011

Устранена ошибка, из-за которой эффект критических выстрелов не отображался с Прерывателем.

  • Исправлена ошибка, из-за которой игроки получали бонус наборов на серверах с режимом турнира, когда сервер использует ограничения на оружие командой item_whitelist.
  • Исправлена ошибка, когда игрок получал бонус наборов на средневековых картах, в то время как то оружие запрещено на картах этого режима.

Обновление от 23 июня 2011 (Убер-обновление)

Прерыватель теперь используется при ковке Окрыленного.

Обновление от 13 октября 2011 (Манн-юбилейные обновление и распродажа)

Скорость перезарядки Прерывателя снижена на 50%.

Обновление от 27 апреля 2012

Добавлено качество странного типа.

  • Изменены атрибуты:
    • Добавлен 20% бонус к лечению при использовании.
    • Добавлено увеличение уязвимости к любому отталкиванию на 80%.

Обновление от 12 ноября 2013

Добавлено качество из коллекции.

  • Изменен атрибут:

Обновление от 24 апреля 2014

Исправлен Прерыватель, не использующий правильные звуки во время усиления критами.

Обновление от 2 июля 2015 #1 (Обновление «Лихие пушки»)

  • Обновлено описание для лучшего представления функций оружия.
  • Изменены атрибуты:
    • Теперь использует боеприпасы основного оружия, а не дополнительного.
    • Пассивные бонусы здоровья и отбрасывания работают только когда предмет активен.

Обновление от 3 июля 2015

Исправлена ошибка быстрой перезарядки Прерывателя.

Обновление от 7 июля 2016 (Обновление «Meet Your Match»)

  • Добавлена дополнительная атака — достань и оттолкни врага!;
  • Убран бонус к лечению;
  • Снижена устойчивость к отталкиваниям с 40% до 20%.
  • Исправлена ошибка, из-за которой разведчик не воспроизводил правильную анимацию при использовании альтернативного огня для Прерывателя.
  • Исправлена ошибка, из-за которой разведчик не получал помощь в убийстве за толчкой игрока, используя Прерыватель.

Обновление от 20 октября 2017 (Обновление «Пламенные джунгли»)

Обновлён звук перезарядки.

Обновление от 21 декабря 2017 (Шмождество 2017)

  • Сейчас может быть Празднично украшен.
  • Исправлена анимация осмотра для Прерывателя.

Принцип работы прерывателя-распределителя в двух словах

Принцип работы прерывателя-распределителя не сложный. Контакты размыкаются, и в первичной обмотке зажигания появляется магнитное поле, которое необходимо для образования высоковольтного тока. Он с катушки возвращается на крышку распределителя, в которой есть контакт, касающийся бегунка. Он распределяет ток по контактам крышки и дальше по проводам на свечи зажигания. Прерыватель может прийти в негодность по «старости», из-за попадания влаги внутрь или впоследствии механических повреждений.

Со временем в автомобиле все детали и механизмы изнашиваются, и рассматриваемая конструкция также грешит этим. Например, самая обычная выработка во втулке корпуса уже приведет к неустойчивой работе машины, поскольку вал прерывателя будет болтаться. Во время мойки автомобиля или когда вы попали в большую лужу, на прерыватель может попасть влага, и если он не защищен, то работать перестанет. В случае с механическим повреждением все просто: кто-то что-то уронил, чем-то случайно ударил и повредил механизм.

Вариант странного типа

Информация о варианте странного типа

Прерывательстранного типаПепербокс странного типа — Убийств: 0 Когда это оружие в руках: Отталкивание уроном и сжатым воздухом увеличено.Обойма на 4 патрона перезаряжается целиком.Доп. атака: Отбросить неуклюжего врага!Новейшая разработка Манн Ко в областиоткидных стволов, самозащиты и самомнения.

Совместимые странные счетчики
Странный счетчик: нанесенный урон Странный счетчик аксессуара: пережитые возгорания Странный счетчик: лечение союзников Странный счетчик: потушенные товарищи
Странный счетчик: убитые разведчики Странный счетчик: убитые солдаты Странный счетчик: убитые поджигатели Странный счетчик: убитые подрывники
Странный счетчик: убитые пулемётчики Странный счетчик: убитые инженеры Странный счетчик: убитые медики Странный счетчик: убитые снайперы
Странный счетчик: убитые шпионы Странный счетчик: убитые невидимые шпионы Странный счетчик: убийства на грани смерти Странный счетчик: посмертные убийства
Странный счетчик: убийства под действием убер-заряда Странный счетчик: защищенные объекты Странный счетчик: убийства под водой Странный счетчик: убийства критами
Странный счетчик: разорванные враги Странный счетчик: убийства в прыжке на взрывчатке Странный счетчик: убийства в голову Странный счетчик: убийства в воздухе
Странный счетчик: убитые горящие игроки Странный счетчик: убитые медики с полным убер-зарядом Странный счетчик: игроки с необычными предметами Странный счетчик: убийства в упор
Странный счетчик: убийства издалека Странный счетчик: убийства с превосходством Странный счетчик: убийства с местью Странный счетчик: убийства в полнолуние
Странный счетчик: убийства на Хеллоуин Странный счетчик: убийства после победы Странный счетчик: убийства насмешкой Странный счетчик: уничтоженные постройки
Странный счетчик: уничтоженные жучки Странный счетчик: уничтоженные роботы Странный счетчик: уничтоженные гигантские роботы Странный счетчик: уничтожено роботов-шпионов
Странный счетчик: уничтоженные танки Странный счетчик: уничтоженные роботы на Хеллоуин Странный счетчик: отраженные снаряды Странный счетчик аксессуара: насмешки на посмертных снимках
Странный счетчик: прерванные серии убийств

Принцип работы трамблера

 
Это заставляет вращаться коленвал и кулачки прерывателя. Следующее размыкание
контактов возникает, когда в другом цилиндре поршень принимает положение ВМТ. В
катушке вновь образуется высокое напряжение, поступающее на свечу. Благодаря
взаимному действию нескольких элементов искра появляется именно там, где нужно.

Для функционирования трамблера необходимы УЗСК и
УОЗ.

УЗСК — элемент, определяющий время пребывания контактов детали в замкнутом положении
(то есть после искры). От УЗСК зависит работа ДВС. Расстояние между катушками
должно быть оптимальным. Незначительное расстояние не позволит аккумулировать
нужное количество тока, силы искры не хватит, что негативно отразится на работе
мотора. При увеличенном зазоре возникнут перебои, поскольку времени разрыва
недостаточно для полного разряжения катушки. Для получения оптимального УЗСК
приходится заниматься регулированием прерывателя.

Установка момента зажигания

Необходимость в проверке и установке момента зажигания возникает при появлении признаков работы двигателя на слишком раннем или позднем зажигании и когда прерыватель-распределитель снимали с двигателя (например, для ремонта или замены).

Крепление прерывателя-распределителя на двигателе

Крепление прерывателя-распределителя на двигателе:

1 — корпус прерывателя-распределителя; 2 — винт крепления нижней пластины октан-корректора и корпуса прерывателя к двигателю; 3 — корпус привода; 4 — держатель привода; 5 — гайка крепления держателя; 6 — блок цилиндров; 7 и 8 — нижняя и верхняя пластины октан-корректора; 9 — винт, стягивающий пластины; 10 — трубка вакуумного регулятора опережения зажигания.

Чтобы установить зажигание, если прерыватель-распределитель снят с двигателя, необходимо выполнить следующее:

  1. проверить и, если надо, отрегулировать зазор между контактами прерывателя;
  2. поставить стрелку (или риску) октан-корректора на нулевое (среднее) деление шкалы и в этом положении затянуть гайку винта (болта) 9, скрепляющего пластины октан-корректора;
  3. вывернуть из первого цилиндра свечу зажигания, закрыть отверстие для свечи пальцем или бумажной пробкой и провертывать коленчатый вал пусковой рукояткой до начала такта сжатия, определяемого по выходу из цилиндра воздуха. При снятой крышке головки цилиндров, когда можно наблюдать за положением клапанов, удобно определять начало такта сжатия в первом цилиндре по закрытию впускного клапана этого цилиндра, после чего нужно провернуть коленчатый вал на пол-оборота;
  4. продолжая медленно вращать коленчатый вал, установить поршень первого цилиндра в положение, соответствующее предусмотренному инструкцией моменту зажигания рабочей смеси. Определяют этот момент на двигателях, пользуясь приспособлениями, указанными в таблице;
  5. повертывая валик прерывателя-распределителя, направить ротор в сторону гнезда бокового контакта крышки распределителя, предназначенного для провода от свечи первого цилиндра, и при этом положении валика вставить корпус прерывателя-распределителя в гнездо блока (головки) цилиндров или корпуса привода таким образом, чтобы штуцер вакуумного регулятора опережения зажигания был направлен к трубке 10, соединяющей его с карбюратором;
  6. ввернуть, не затягивая до отказа, винт (болт) 2 крепления корпуса прерывателя-распределителя на двигателе (у автомобиля ГАЗ-53А винт 2 нужно затянуть, а гайку 5 крепления держателя 4 привода прерывателя-распределителя ослабить);
  7. присоединить контрольную лампу (можно использовать переносную лампу из комплекта инструмента и принадлежностей водителя) одним проводом к массе, а другим к зажиму 20 низкого напряжения прерывателя (смотрите рисунок );
  8. включить зажигание и медленно поворачивать корпус прерывателя-распределителя по направлению вращения ротора (у автомобилей ГАЗ-53А, ГАЗ-51А, ЗИЛ-130 — по движению часовой стрелки, у автомобилей «Москвич-412» — против движения часовой стрелки) до смыкания контактов прерывателя (при этом контрольная лампа погаснет), а затем в противоположном направлении до начала их размыкания (в момент размыкания лампа загорится). Зафиксировать это положение корпуса прерывателя-распределителя; затянув винт (болт) 2 его крепления на двигателе (у автомобиля ГАЗ-53А гайку 5), и присоединить трубку к штуцеру вакуумного регулятора;
  9. поставить крышку распределителя и проверить правильность присоединения к ней проводов высокого напряжения, начиная с провода, соединенного со свечой первого цилиндра; следующие по ходу вращения ротора провода должны идти к свечам остальных цилиндров в соответствии с порядком работы цилиндров двигателя;
  10. проверить установку зажигания на ходу автомобиля при прогретом двигателе и скорости движения 30 — 40 км/ч. После резкого нажатия педали управления дросселями карбюратора в цилиндрах должны появиться быстро исчезающие детонационные стуки. При полном отсутствии стуков надо, пользуясь октан-корректором, увеличить, а если детонация будет сильной — уменьшить угол опережения зажигания на 0,03 — 0,05 рад (2 — 3°), после чего повторить проверку и, если требуется, еще раз уточнить установку зажигания.

В случае необходимости проверки установки зажигания, когда прерыватель-распределитель не снимали с двигателя (после зачистки контактов, при переходе на бензин с другим октановым числом и т. п.), следует отрегулировать зазор между контактами прерывателя и выполнить операции, указанные в пункте 10.

Принцип действия

Для полноценного обслуживания контактной системы зажигания важно понимать ее принцип действия, а также особенности взаимодействия различных элементов. ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ: Иммобилайзер заблокирован, как запустить двигатель

ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ: Иммобилайзер заблокирован, как запустить двигатель

Пока контур прерывателя замкнут, ток проходит только по первичной обмотке.

Как только происходит разъединение цепи с помощью прерывающего устройства, во второй обмотке формируется высокое напряжение.

В этот же момент созданный импульс направляется по проводам к крышке распределительного устройства, а дальше — к свечам зажигания. При этом распределение производится под определенным углом опережения.

Обороты коленчатого и распределительного валов находятся в полном взаимодействии. Это значит, что при росте оборотов первого, частота вращения второго также возрастает.

Здесь в работу вступает регулятор центробежного типа, грузики которого расходятся и передвигают передвижную пластинку с кулачками.

Немногим раньше производится разъединение цепочки прерывателя, а угол опережения растет.

В случае снижения оборотов коленвала происходит обратный процесс — снижение угла опережения.

Схема работы показана ниже.

Что такое бегунок с резистором и какую роль он играет в распределителе зажигания

Бегунок с резистором — ротор распределителя зажигания контактной и бесконтактной системы зажигания, оснащенный помехоподавляющим резистором.

Любая система зажигания — мощный источник радиопомех, которые нарушают прием радиопрограмм во всех диапазонах как в самом автомобиле, так и в проезжающем рядом транспорте. Эти помехи слышны, как щелчки и потрескивания, частота следования которых увеличивается с повышением оборотов двигателя. Помехи генерируются искрами, возникающими на различных участках высоковольтного контура системы зажигания: в искровых промежутках свечей и между контактами в крышке и бегунке трамблера. При проскакивании искры возникает электромагнитное излучение широкого спектра — именно поэтому помехи слышны практически на всех радиодиапазонах. Однако сама искра дает излучение малой интенсивности, основная мощность излучается связанными с искровым промежутком компонентами — высоковольтными проводами, которые выступают в роли антенн.

Распределитель зажигания и место бегунка в нем

Для борьбы с описанным явлением в высоковольтный контур системы зажигания вводятся дополнительные элементы — распределенные или сосредоточенные сопротивления. В качестве распределенных сопротивлений выступают высоковольтные провода с неметаллическими центральными жилами. В качестве сосредоточенных сопротивлений выступают резисторы в свечах зажигания и в бегунке трамблера — именно об этой детали пойдет речь далее.

Почему введение резистора в высоковольтный контур приводит к снижению уровня помех? Причина довольно проста. Когда происходит пробой искрового промежутка, по соединенному с ним проводнику пробегают токи высокой частоты, которые приводят к излучению данным проводником радиоволн. Размещение между искровым промежутком и проводником резистора сопротивлением несколько тысяч Ом меняет картину: вместе с емкостями и индуктивностями, которые всегда имеют проводники, образуется простейший фильтр, срезающий высокочастотную составляющую помехи. На практике полного среза не происходит, однако амплитуда высокочастотных токов в проводе резко снижается, что приводит к многократному снижению уровня радиопомех в высоковольтном контуре системы зажигания.

Если отнести все сказанное к бегунку трамблера, то в качестве искрового промежутка здесь выступают контакты крышки и проходящий рядом контакт бегунка, а в роли антенн — высоковольтные провода, идущие от катушки на бегунок и от контактов на свечи. Таким образом, здесь резистор оказывается между двумя проводниками, однако наибольшее подавление помехи происходит на проводе от катушки, а подавление помех на свечных проводах происходит за счет сопротивления самих проводов и встроенных в свечи резисторов.

Именно поэтому данный резистор называется помехоподавляющим (или просто подавляющим). Однако помимо борьбы с радиопомехами резистор выполняет и еще несколько функций:

  • Предотвращение (или снижение интенсивности) прогара контактов крышки трамблера и самого бегунка;
  • Снижение вероятности электрического пробоя от других высоковольтных источников;
  • Увеличение срока службы свечей и связанных компонентов;
  • Увеличение длительности искрового разряда, что в некоторых случаях повышает стабильность работы двигателя.

Почему все это происходит? Причина — в сопротивлении электрическому току, которое создает резистор. Из-за сопротивления в высоковольтном контуре при протекании разряда снижается сила тока — ее достаточно, чтобы искра между электродами свечей воспламенила горючую смесь, но недостаточно для локального расплавления металла электродов и контактов в трамблере. При этом запасаемая в катушке мощность остается прежняя, однако из-за возросшего сопротивления цепи она отдается свечам не мгновенно, а в течение некоторого промежутка времени — это приводит к увеличению времени разряда, что обеспечивает более надежное воспламенение смеси в цилиндрах.

Таким образом, всего один резистор в бегунке распределителя зажигания выполняет несколько функций, которые повышают эффективность работы двигателя и комфорт эксплуатации транспортного средства.

Почему Ваз – 2107 дергается- разбираемся в работе «трамблера»

Ладно еще, если «движок» вашего Ваз-2107 резко заглох и не заводится, причину мы найдем и устраним быстро. Каждый знает, что так бывает, если пропала «искра» или совсем не подается бензин. Гораздо хуже, когда машина, вроде едет, но мотает нервы- неравномерная работа на холостом ходу, рывки и подергивание при движении. Поиски корня проблемы могут занять много времени и вытянуть из вашего кармана немало денег. И чаще всего, эти поиски, в конце концов, приводят к трамблеру. Правильно поменять его на исправный, подобрать подходящую замену, разобраться в устройстве и работе поможет этот материал.

Прежде чем копаться в «электрике», нужно сказать, что причиной «дерганья» Ваз-2107 и других «классических» моделей Ваз может быть неудачное сочетание демпфера ведомого диска сцепления и эластичной муфты карданного вала. В запчасти поставляются детали, характеристики которых могут сильно отличаться от заводских, поэтому, если «дерганье» усилилось после замены сцепления или «мягкого соединения», нужно искать причину именно в нем. Попробуйте установить узел от другого производителя — его характеристики будут другими, резонанс в трансмиссии пропадет и «дерганье» прекратится.

Устройство и назначение

Рассмотрим сначала общее устройство, назначение и разновидности трамблеров:

  • Трамблер является частью системы зажигания, и предназначен для регулировки, контроля и передачи электрического сигнала к коммутатору катушки зажигания, распределения искры по свечам зажигания в нужной последовательности (в соответствии с тактом зажигания)
  • Системы зажигания встречаются двух типов — бесконтактная и контактная (разумеется, есть и другие, только они слабо распространены), распределители соответственно применяются тоже двух типов
  • Отличаются друг от друга они только конструкцией: наличием контактов (в контактной системе есть прерыватель-распределитель), либо датчиков (в бесконтактной системе датчик-распределитель зажигания)
  • По основным характеристикам обе системы практически идентичны


Основные детали контактного трамблера ваз 2109

На автомобилях ВАЗ-2109, а так же моделях 2108-2199 штатно устанавливается распределитель со встроенным датчиком Холла, четырех искровой, со встроенными регуляторами (центробежным и вакуумным) опережения зажигания. Основные детали вы видите на фото вверху:

  • 1 — уплотнительное колечко
  • 2 — муфта
  • 3 –специальные регулировочные шайбы
  • 4 — валик с находящимся на нем центробежным регулятором
  • 5 — опорная пластинка
  • 6 – экран, защищающий от пыли
  • 7 — так называемый «бегунок»
  • 8 — сам датчик Холла
  • 9 — шайба стопорная
  • 10 — шайба упорная
  • 11 — корпус распределителя зажигания
  • 12 — вакуум-корректор
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector