Правила проезда нерегулируемых перекрёстков

Содержание:

Общий порядок выполнения

В ПДД правила для совершения встречных разъездов рассматриваются довольно подробно:

  1. При сложностях со встречным разъездом из-за возникшего на дороге препятствия уступать дорогу придется тому из водителей, на стороне которого оно имеется.
  2. Если препятствие располагается на уклонах, которые обозначены знаками 1.13 (крутой спуск) и 1.14 (крутой подъем), дорогу уступает тот из водителей, кто спускается с горы.Знак «Крутой спуск» 1.13:
    Знак «Крутой подъем» 1.14:

Данный пункт включает два правила – из них первое применяют только и исключительно для уклонов, а для всех прочих ситуаций существует правило второе

При этом стоит принять во внимание, что речь ведется не обо всех уклонах, а только о тех, что обозначены знаками 1.13 и 1.14

  1. При наличии предупреждающих знаков и проблемах с разъездом транспорта на узком участке дороги горы уступает тот из водителей, кто спускается с нее. Это правило действует независимо от того, на какой из сторон имеется препятствие.
  2. Все прочие ситуации на дорогах решаются следующим образом: при наличии проблем уступает тот из водителей, на чьей стороне имеется препятствие.

Последовательность действий в разной дорожной обстановке

  1. На перекрестке. Встречные разъезды на перекрестках не так сложны, как кажутся. Например, оба авто собираются поворачивать налево. Разъезд производиться может правыми бортами – машины в таком случае поворачивают, не доехав друг до друга. Если разъезд проводится левыми бортами, машины, поравнявшись, проезжают друг друга и поворачивают. Такие варианты в ПДД допустимы.
  2. На склоне. При необходимости разъехаться на склоне горы первым делом надо вспомнить о том, что знак подъема считается знаком преимущества. При разъезде на дороге, ведущей в гору и отмеченной специальным предупреждающим знаком, вы будете иметь преимущество. При спуске с горы придется уступить дорогу встречному авто, если на то возникнет необходимость.
  3. На узком участке. При необходимости разъехаться на узкой дороге водители должны руководствоваться знаками, устанавливающими приоритеты движения. Таким образом становится понятно, какое направление будет преимущественным и кто из водителей должен первым направить транспортное средство на неширокий участок.
  4. При обгоне. Иногда автомобили, которые движутся в разных направлениях, оказываются на одной полосе – так происходит, когда одно ТС осуществляет обгон. В таком случае дорогу должен уступать тот, кто обгоняет.
  5. При объезде препятствия. Если автомобиль вынужден выехать на встречную полосу из-за того, что на его полосе движения имеется препятствие, уступать другому транспорту придется именно ему.

Правила пересечения трамвайных путей

Главная причина, по которой автомобилисты теряются на пересечениях дорог с трамвайными рельсами, заключается в том, что изучаемая в автошколе теория быстро забывается, особенно если не подкреплять ее постоянными практическими занятиями.

Однако ездить нужно, поэтому водителям постоянно приходится восполнять прорехи в своих знаниях, и если говорить о таком актуальном для крупных городов маневре, как левый поворот с трамвайной колеи, то существует довольно простой для усвоения алгоритм действий, который поможет автолюбителю чувствовать себя в таких местах, как рыба в воде.

С предварительным перестроением

Первое, на что следует ориентироваться перед выполнением любого маневра на перекрестках с колеями для рельсового городского транспорта, это направление его движения, разметка и дорожные указатели, регламентирующие движение по полосам.

Так, согласно пункту 8.5 ПДД, выполнять поворот и разворот на таких пересечениях нужно только после перестроения на примыкающую к крайней левой полосе колею, при условии, что следующие по ней трамваи, идут в попутном основному потоку транспорта направлении.

Проще говоря, выезд на трамвайную встречку будет запрещен, вне зависимости от дорожной конфигурации, знаков и разметки.

Кроме того, запрещает такое перестроение сплошная линия, расположенная вдоль трамвайных рельсов, а также указатели, обозначающие направление движения автотранспорта по полосам.

Если же ничего такого нет, то водитель должен строго соблюдать пункт 8.5, заблаговременно перестраиваясь на рельсы попутного движения для выполнения левого поворота, если они лежат в одном уровне с основным дорожным покрытием.

Для этого необходимо включить соответствующий поворотник, посмотреть в свое левое боковое зеркало, пропустить идущий по колее трамвай или любые другие транспортные средства, уже успевшие перестроиться для совершения аналогичного маневра, и занять свое место за ними, следя за тем, чтобы движение осуществлялось параллельно рельсам.

Без перестроения

Поворотный механизм без перестроения является еще более простым для запоминания, предполагая совершение маневра из крайнего левого положения, как и на любом другом пересечении дорог. Так, наличие сплошной разметки, встречной трамвайной колеи или указателя, строго регламентирующего движение для каждой полосы попутного направления, запрещают поворачивать с трамвайных рельсов.

В этом случае водителю нужно будет включить поворотник, пропустить попутный и встречный рельсовый транспорт, а также идущие вместе с ним автомобили.

И если учесть тот факт, что трамваи ходят гораздо реже, чем любой другой городской автотранспорт, а также невозможность перестроения на его путь не только своего, но и любых других автомобилей, то выполняются такие маневры довольно быстро. Кроме того, в случае отсутствия рельсовых ТС можно будет выезжать на их колею, что также ускоряет время пересечения дороги для встречного движения.

Движение по главной дороге или на зеленый свет

При движении по главной дороге или на разрешающий сигнал светофора и наличии встречного транспорта левый поворот должен совершаться по определенным правилам:

Первым делом нужно выехать ближе к центру* перекрестка, не доезжая 1,5–2 метров до его центра. Такой маневр необходим для того, чтобы, во-первых, сократить время самого поворота (обычно у водителей уходит от 4 до 6 секунд на маневр), во-вторых, это дает некоторое преимущество при завершении маневра (ПДД 13.7). *(центр перекрестка – это пересечение осей пересекаемых дорог).

Затем необходимо пропустить весь встречный транспорт, который движется прямо или направо. Собственное движение нужно начинать, только убедившись, что Ваш маневр будет безопасен и с прямыми колесами машина легче трогается, нет сопротивления вывернутых колес.

Как только встречный автомобиль миновал Вас слева, необходимо в движении выкрутить руль в поворот и завершить маневр. Практические курсы повышения мастерства вождения в Москве преподают именно такой способ поворота налево. Он считается наиболее безопасным и удобным: так во время движения шансы на то, что автомобиль заглохнет, становятся минимальными.

Перед выполнением маневра необходимо убедиться в том, что на Вашем пути нет пешеходов, переходящих дорогу. Их  присутствие может препятствовать завершению поворота и создать сложности для проезда подъехавшего встречного транспорта.

В чем же заключается опасность закручивания руля в сторону поворота до начала движения? Если в Вас случайно, по какой-либо причине врежется автомобиль сзади, то это станет следствием выталкивания Вашего автомобиля на встречную полосу и возможного лобового столкновения. Инструкторы нашей школы безопасного и контраварийного вождения рекомендуют каждые две секунды поднимать глаза в зеркало заднего вида, чтобы иметь возможность предотвратить, казалось бы, неминуемое столкновение.

Есть небольшое исключение, когда руль можно немного подкрутить в сторону поворота еще до начала движения. Этот способ маневра практикуется, если водитель встречного автомобиля также поворачивает налево. Но и он таит в себе опасность, так как неопытные автолюбители часто не успевают проскочить одновременно со встречной машиной и остаются стоять на встречной полосе.

При отсутствии встречного потока транспорта выезжать к центру перекрестка нет нужды. Поворачивать руль влево необходимо начинать тогда, когда Ваш автомобиль проехал линию пересечения проезжих частей. В такой ситуации увеличивается радиус поворота, соответственно, можно выполнить маневр с меньшим поворотом руля и с увеличенной скоростью прохождения поворота.

Преподаватели «Профессиональной Школы Вождения» утверждают, что большая скорость автомобиля в левом повороте имеет как свои преимущества, так и недостатки.

  • Плюс. Автомобиль максимально быстро покидает траекторию движения встречного транспорта.
  • Минус. Заканчивая поворот, можно не успеть затормозить перед переходящими дорогу пешеходами. На выходе из поворота на автомобиль действует большая центробежная сила, а тело водителя испытывает боковую перегрузку, что, несомненно, сказывается на самочувствии и работоспособности.

Существуют еще две причины, по которым при отсутствии встречного транспорта нет необходимости выезжать ближе к центру перекрестка. Первая – это бесполезная потеря времени во время маневра. Вторая – водитель заднего автомобиля может начать опережать Вас прямо на перекрестке, если вы мешкаете, что порой приводит к возникновению аварийных ситуаций. Инструкторы нашей школы рекомендуют перед началом маневра посмотреть в боковое, внутреннее к повороту, зеркало заднего вида

Как правильно разворачиваться – техника выполнения

Опытные водители обычно выполняют разворот практически на автомате, порой даже не задумываясь о последовательности действий. Однако новичков волнует все: выбор места, скорость, положение в полосе, дорожные знаки и разметка, то есть алгоритм в целом. Если говорить о технике выполнения разворота, то автомобилистам следует учитывать следующие моменты:

Убедитесь, что разворот в выбранном месте ничем не противоречит правилам дорожного движения.
Важно адекватно оценивать обстановку, поэтому предполагается, что водителю необходимо хорошо видеть дорогу хотя бы на 100 метров вперед и назад. Вблизи участка дорожного полотна, где вы решили разворачиваться, не должно быть поворотов, изломов и всего того, что может помешать вам просматривать дорогу в обе стороны.
Собираясь развернуться, не забудьте уведомить об этом других участников движения – включите левый указатель поворота.
Если вы собираетесь выполнить разворот на перекрестке, то нужно занять крайнее левое положение, причем сделать это заблаговременно, а не в последний момент.
Если вы планируете разворачиваться вне пересечения дорог, то маневр можно осуществить в несколько приемов в зависимости от ситуации.
Смотрите в зеркала – лучше лишний раз убедиться, что вы не мешаете другим транспортным средствам, а другие машины не создают помех вам

Пропускайте встречный транспорт. Снизьте скорость, не торопитесь.
Во время непосредственного выполнения разворота главным будет правильное управление автомобилем – быстро, но плавно вращайте руль методом перехвата. Многие новички судорожно перебирают руль, не зная, за какое место схватить, и просто не успевают его вовремя докрутить. Помните, что при развороте начинает вращение правая рука, а левая – помогает.
Как только вы развернулись, выравнивайте руль, плавно прибавляйте скорость и выключайте левый поворотник.
Некоторые считают, что при развороте на перекрестке достаточно перед маневром перестроиться в левую полосу и ехать по ее центру, но это совсем не так – вы и в полосе должны сместиться максимально влево, только из такого положения по ПДД можно разворачиваться.

Важно: на дороге с двусторонним движением, где для езды в каждую сторону предназначена только одна полоса, а сами полосы разделены прерывистой линией, возможна такая неприятная ситуация: водители, едущие в том же направлении, что и машина, решающая выполнить разворот, могут не понять, зачем она начала сбавлять скорость, и пойти на обгон. Поэтому, если вы собираетесь развернуться, то заранее включите поворотник и убедитесь, что вас никто не собирается обогнать

Три типа кругового движения

1 -ый тип кругового движения — равнозначные дороги

Все дороги примыкающие к кругу равнозначные. Перед таким перекрестком стоит знак кругового движения.

В этом случае раньше действовало правило помехи справа, то есть приоритет был за въезжающим. А теперь приоритет за теми, кто уже въехал на круг.

Где встречаются такие круги? В небольших городах, и в больших городах, в местах где движение неинтенсивное.

2 -ый тип кругового движения — неравнозначные дороги

Там же, где идет большой поток машин, вы не встретите равнозначных перекрестков, и перед въездом на круг, кроме знака кругового движения, будет стоять либо знак уступи дорогу, либо главная дорога. Эти знаки стояли и до 8 ноября стоят и сейчас. И, въезжая, на такой перекресток надо смотреть на знаки, а не ориентироваться на правило, кто на круге тот и главный.

3 -ый тип — псевдо круговое движение

Третий тип перекрёстков с ложным круговым движением. Вы вроде бы двигаетесь по кругу, однако ни одного знака кругового движения нет. Проезд таких перекрестков проходит по светофорам. И такой круг надо воспринимать как обычный регулируемый перекресток. Обычно такой порядок движения по круглым площадям применяется на очень оживленных площадях с интенсивными потоками во все стороны.

Как ДПС может доказать вашу вину?

Для доказательства вины водителя сотрудникам ДПС необходимо предоставлять материалы, содержащие исчерпывающую информацию по конкретному нарушению. Кроме протокола, который составляется на месте нарушения, могут быть предоставлены свидетельские показания. Но чаще работа проводится с документами, полученными при помощи фото- и видеосъемки.

Видеокамеры в последнее время устанавливаются на многих спорных участках с целью контроля движения на дорогах и проверки знаний ПДД водителей. Игнорировать такие участки не стоит – получить штраф после нарушения ПДД, зафиксированного камерами, проще простого. Подробнее о том, что фиксируется камерой и можно ли обжаловать наказание с видеофиксацией нарушения, узнайте в отдельной статье.

На нашем портале мы также рассказали о штрафах ГИБДД: за езду без документов и в нетрезвом виде, за проезд на запрещающий сигнал светофора и за тонировку передних и боковых стекол, за номерные знаки и световые приборы

Как рогами ни крути, а вдвоем нельзя пройти

Случай второй: наклонный участок (горка), обозначенный знаками 1.13 «Крутой спуск» и 1.14 «Крутой подъем».

  • По правилам. Уступить дорогу при наличии знаков 1.13 и 1.14 должен водитель автомобиля, движущегося на спуск — независимо от того, на чьей стороне препятствие.
  • По понятиям. Спускающийся может приводить разные аргументы в свою пользу. Например, поднимается один автомобиль, а спускаются несколько. Или препятствие на стороне поднимающегося.

Все эти аргументы противоречат и правилам, и здравому смыслу. В данном случае надо помнить, что тронуться тому, кто спускается, гораздо проще, чем тому, кто поднимается. И чем круче горка, тем больше вероятность отката у идущего на подъем. Так что спускающийся водитель, не пропустивший поднимающегося, зачастую является провокатором ДТП.

Правила дорожного движения при пересечении трамвайных путей

Итак, отношения, возникающие на автодорогах, регулируются правилами дорожного движения (ПДД). Все автовладельцы должны периодически перечитывать эту умную книжечку, освежая память.

Между тем в названных положениях нет определения термина трамвайные пути. Но можно отметить, что они не являются проезжей частью и относятся к прилегающей территории. Поэтому выполнение проездов через них урегулировано отдельными предписаниями.

В первую очередь стоит отметить п. 9.6 правил, определяющий условия, позволяющие двигаться по рельсам:

  • трамвайная полоса должна проходить параллельно асфальту с левой стороны от дороги в аналогичном направлении движения автомобиля (попутное);
  • заезд осуществляется для преодоления препятствия либо ввиду загруженности дороги (пробки, большое количество машин);
  • необходимо выполнить левый поворот или развернуть авто;

Независимо от причины, находясь на линии, автомобилисты не должны создавать помехи трамваю.

Поворот налево

Водитель, намеревающийся свернуть в левую сторону и пересечь трамвайные рельсы, должен действовать следующим образом:

  1. Удостовериться, что по путям никто не едет (трамваи или другие автомобили).
  2. Включить сигнал левого поворота, после чего въехать на линию.
  3. Уступить проезд автомашинам и закончить маневр.

Если по ходу движения висит дорожный знак, определяющий направление проезда по полосам (5.15.1 и 5.15.2), указанный маневр разрешается сделать только с крайней левой стороны проезжей части — заезжать на трамвайную линию не надо.

Разворот на путях попутного направления

Пункт 8.11 ПДД устанавливает обстоятельства, когда разворачиваться запрещено. Учитывая, что на проезд по рельсам такой запрет не распространяется, развернуться на перекрестке с пересечением трамвайных путей разрешено.

Траектория разворота также определена п. 8.5 правил: действия водителя аналогичны выполнению поворота с переездом трамвайного пути.

При наличии указателей направления движения разворот осуществляется с крайней левой части дороги.

Если возникла необходимость развернуться на автомобиле вне перекрестка, нужно пропустить встречный транспорт и трамвай, движущийся в попутном направлении, после чего совершить маневр.

Поворот налево и разворот на трамвайном полотне встречного направления

Въезжать на встречную трамвайную линию запрещается. Поэтому, поворачивая налево или разворачиваясь, необходимо занять крайнюю левую сторону проезжей части, не выезжая навстречу трамваю.

При наличии на дороге двух трамвайных направлений (встречное и попутное), крайней левой точкой можно считать рельс попутной трамвайной полосы. С этой зоны обзора необходимо уступить проезд транспорту, движущемуся навстречу, после чего совершить необходимый маневр и проехать трамвайный путь. Выезд навстречу трамваю по значимости правонарушения можно сравнить с движением автомобиля по «встречке».

Регулируемый и нерегулируемый перекресток

Чтобы правильно совершить проезд перекрестка с пролегающими трамвайными путями, нужно понимать, по какой дороге осуществляется движение (главная или второстепенная), а также регулируется ли движение на перекрестке.

Если перекресток регулируемый, очередность проезда определяется по сигналу светофора. При этом водитель, собирающийся повернуть налево или развернуться, обязан пропустить трамвай, а также машины, движущиеся навстречу или направо.

Когда на светофоре установлена дополнительная секция в виде стрелки, указывающей направление одновременно с включением желтого и красного сигнала светофора, водители автомобиля и трамвая обязаны уступить дорогу транспорту, движущемуся с других направлений.

Когда светофор или регулировщик дают разрешение двигаться одновременно трамваю и автомобилю при отсутствии сигнала в виде стрелки, описанной выше, трамвай имеет преимущества перед автомобилем вне зависимости от того, куда он движется.

По общему правилу, преодолевая перекресток дорог с трамвайными путями, водитель, осуществляющий движение по второстепенному направлению, обязан дать возможность проехать транспорту, движущемуся к нему по главной дороге, независимо от того, куда они поедут в дальнейшем.

На нерегулируемых перекрестках водители автомобилей должны уступать дорогу трамваю, движущемуся в любом направлении. Соответственно, совершая поворот налево или разворот, водитель должен уступить дорогу трамваю на указанном пересечении.

Знак, предписывающий водителю уступить дорогу, если маневры транспортных средств затруднены

Если в начале узкого участка дороги установлен знак 2.6, водителю необходимо предоставить транспорту, двигающемуся со встречного направления, право преимущественного проезда.

Знак «Преимущество встречного движения» 2.6:

Обычно такой знак устанавливается в местах, где разъехаться двум автомобилям будет непросто. Например, нередко помещают его в начале мостов с неширокой проезжей частью.

Это правило может не использоваться, если габариты ваших ТС не вызывают затруднений при проезде узкого участка (например, при разъезде мотоциклов без боковых прицепов). В этом случае нет необходимости останавливаться и пропускать встречное ТС – водители просто проезжают дорогу.

Особенности пересечения трамвайных путей

Ситуации, связанные с пересечением трамвайных путей и разворотом на/вне перекрестка, возникают часто по причине того, что на дорогах ездят транспортные средства различных видов — автобусы, машины, трамваи, троллейбусы и др. Для движения трамвая выделяется отдельная линия, он движется по заданному пути без препятствий.

Он передвигается по трамвайным путям. Именно взаимодействие машин с трамвайными путями может вызвать нарушения при развороте на/вне перекрестка. Главное правило, которым должен руководствоваться водитель автотранспортного средства, заключается в том, что его движение через трамвайные пути не должно препятствовать и создавать помех для остальных участников автотрафика.

Движение через трамвайные пути при развороте на перекрестке правомерно и возможно при следующих обстоятельствах:

  • другие полосы на дороге заняты;
  • рельсы от трамвая располагаются по левую сторону от водителя;
  • попутное направление трамвайных линий;
  • отсутствие знаков, которые предусматривают иной алгоритм движения и запреты;
  • движение не должно создавать помех трамваю и другим ТС;
  • водитель при развороте на перекрестке должен уступать дорогу встречному автотранспорту.

Перекресток является особым участком дороги, где от водителя, осуществляющего разворот, требуется повышенное внимание к ПДД

Разворот на перекрестке

Для начала нужно убедиться в возможности совершения маневра на перекрестке.Разворот на перекрестке с трамвайными путями возможен. Дорожный регламент, а именно пункты 8.5 и 9.6, подтверждают это:

  • не нужно создавать помех для других транспортных средств;
  • следует соблюдать знаки дорожного движения, которые могут устанавливать запреты для маневров через трамвайные пути.

Трамвай всегда имеет преимущество в движении на перекрестке. Если светофор одновременно позволяет продолжить движение всем транспортным средствам, то преимущество у трамвая. Но, если у светофора красный цвет сигнала, а у машины зеленый, то право движения на перекрестке у машины. Водитель автомобиля должен помнить, что должен уступать трамваю при осуществлении разворота на перекрестке.

Разворот вне перекрестка

ПДД разворот через трамвайные пути вне перекрестка четко регламентирован законом и правилами. С положения, с которого водитель хочет совершить маневр разворота, должна быть видна вся дорога. Разворот может быть совершен при наличии нескольких полос для движения.Для совершения маневра, а именно разворота вне перекрестка, необходимо соблюдение следующих условий:

Возникла проблема? Позвоните юристу:

+7 (499) 703-46-28 — Москва, Московская область +7 (812) 309-76-23 — Санкт-Петербург, Ленинградская область
Звонок бесплатный!

  • трамвайные пути располагаются слева от водителя транспортного средства;
  • на одном уровне с проезжей частью;
  • на дорожном полотне отсутствуют запрещающие знаки;
  • на дороге отсутствует дорожная разметка, которая запрещает совершение маневра.

Предусмотрен следующий план действий для совершения маневра:

  • необходимо перестроиться и занять левую полосу на проезжей части;
  • выбрать место для разворота;
  • включить левый поворотник и остановиться;
  • если есть попутные машины или трамвай, то следует их пропустить;
  • съехать с трамвайных путей на проезжую часть и завершить маневр;
  • выключить указатель поворота;
  • продолжить движение по заданному маршруту.

Важно! Если дорога для трамвайных путей приподнята, отделена бордюром, то заезжать и пересекать такие пути при развороте вне перекрестка запрещается

Штраф

В заключение разберем возможность наложения штрафа. Остановка на перекрестке? Тут нужно обратиться к КоАП. О штрафах за неправильную парковку и стоянку автотранспорта сказано в ст. 12.19 Кодекса.

Вот что здесь перечислено:

  • Остановка или стоянка на железнодорожных переездах: 1000 рублей + лишение водителя ВУ на срок 3-6 месяцев.
  • Остановка обычного транспортного средства на парковках для инвалидов: 5000 рублей.
  • Совершение остановки на пешеходном переходе: 1000-3000 рублей (в зависимости от региона РФ).
  • Совершение остановки на пешеходном тротуаре: 1000-3000 рублей.
  • Остановка личного транспортного средства на остановочной площадке для таксомоторов и общественных ТС: 1000-3000 рублей.
  • Остановка авто на трамвайных путях: 1500-3000 рублей.
  • Остановка машины на проезжей части далее первого ряда движения: 1500-3000 рублей.
  • Остановка ТС в автомобильном тоннеле: 2000-3000 рублей.
  • Остановка на проезжей части с созданием препятствий для движения другого автотранспорта: 2000-3000 рублей.
  • Остановка машины в зонах действия соответствующих запрещающих знаков: 1500-3000 рублей.
  • Иного рода нарушения: 500-2000 рублей. В незначительных случаях возможно лишь устное предупреждение от инспектора.

Место остановки на перекрестке не всегда разрешено по ПДД. Как показывает практика, величина штрафов за такое нарушение варьируется. В некоторых случаях может достигать и 5000 рублей. Кроме того, нужно помнить, что за нарушение правил парковки ваш автомобиль могут эвакуировать на штрафную автостоянку.

Разворот на трамвайных путях по ПДД

Сразу отметим, что Правила допускают осуществлять разворот как на перекрестках, так и вне таковых. В отношении трамвайных линий не сделано каких-либо особых исключений – с них можно делать разворот как на перекрестке, так и вне него.

Чтобы развернуться с использованием трамвайных рельсов на регулируемом перекрестке, необходимо:

  1. Определить, что перекресток действительно регулируемый – то есть работает светофор или на нем находится регулировщик (п. 13.3. Правил).
  2. Определить, можно ли совершить маневр в задуманном месте и не стоит ли запрет (места, где нельзя осуществлять разворот, указаны в п. 8.11. Правил).
  3. Посмотреть, нет ли знаков или разметки, запрещающих осуществление задуманного маневра.
  4. Понять, поставлены ли до перекрестка 5.15.1. или 5.15.2. (либо же есть разметка 1.18.) – если да, на рельсы перестраиваться не следует – разворот нужно сделать с той полосы, с которой это позволяет знак или разметка.
  5. Далее необходимо выполнить требования аб. 2 п. 8.5. Правил – а именно установить, находятся ли трамвайные линии на одном уровне с автодорогой, не будут ли созданы помехи трамваю и др.
  6. Если все в порядке, следует перестроиться на попутные рельсы, подав соответствующий сигнал поворотником (п. 8.1. Правил) или рукой.
  7. Остановиться перед линией “Стоп” или светофором и дождаться включения зеленого сигнала.
  8. Пропустить тех, кто на перекрестке будет двигаться прямо и направо (п. 13.4. Правил), а также пропустить трамвай, движущийся также на зеленый свет, вне зависимости от направления его движения.
  9. Наконец, исполнить маневр (желательно по траектории, которая показана на рисунке, то есть практически под углом 90 градусов).

Общий порядок действий:

Определить, что перекресток действительно нерегулируемый, то есть нет регулировщика, отсутствует или не работает светофор.
Выполнить пункты 2 – 6 из предыдущего случая.
Определить, по какой дороге движется автолюбитель – по главной, второстепенной или равнозначной.
Если автомобилист находится на главной, перед разворотом ему нужно пропустить тех, кто тоже на главной, и движется прямо или направо (п. 13.12

Правил), а также трамвай, если он тоже на главной дороге (куда трамвай будет поворачивать, неважно – уступить придется в любом случае).
Если автолюбитель движется по второстепенной, помимо необходимости уступить тем, кто на главной (и трамваю, находящемуся на главной, в том числе), нужно уступить тем, кто тоже на второстепенной и движется в прямом направлении или направо (трамваю уступить нужно вне зависимости от направления).
Если водитель на перекрестке равнозначных дорог, то есть отсутствуют какие-либо знаки приоритета, необходимо воспользоваться правилом “помеха справа” (п. 13.11

Правил), а еще пропустить трамвай, вне зависимости от направления его езды и откуда он едет.
Наконец, завершить маневр по наиболее безопасной траектории (рисунок приведен выше).

Вне перекрестка

Разворот не на перекрестке с использованием трамвайных линий должен осуществляться при условии выполнения всех тех же требований, то есть:

  • пути находятся слева;
  • на одном уровне с автомобильной дорогой;
  • поблизости отсутствует попутный трамвай, или он поблизости, но совершение маневра не создаст для него помех;
  • отсутствуют 5.15.1. и 5.15.2, гласящие о необходимости совершать маневр с автомобильных полос.

Однако, в отличие от перекрестка, где осуществлять разворот необходимо только после включения “зеленого” и пропуска встречных машин, движущихся прямо и направо (на регулируемых), или тех, кто на главной (вне зависимости от направления) и второстепенной (прямо и направо) (на нерегулируемых), разворот вне перекрестка осуществляется куда проще.

Водителю всего лишь необходимо соблюсти требования п. 8.8. Правил, предписывающего уступить дорогу:

  • встречным ТС (здесь также, вероятно, подразумевается и обязанность уступить дорогу встречному трамваю, ведь маневр будет осуществляться, в том числе, и с пересечением встречной трамвайной линии);
  • и трамваю попутного направления.

Есть и еще один момент – в отличие от перекрестков, вне них разворот может осуществляться не обязательно с крайнего левого ряда – допускается даже с правой обочины, если габариты ТС или ширина автодороги не позволяют исполнить маневр с левого ряда. Об этом гласит аб. 2 п. 8.8. Правил.

В представленном случае, водителю, помимо встречных ТС и попутного рельсового транспорта, придется уступить дорогу еще и попутным механическим ТС.

Разворот на перекрестке с разделительной полосой

Разделительная полоса, не доходящая до пересечения проезжих частей, не представляет собой значимого препятствия для осуществления разворота по малому радиусу.

Наличие разделительной полосы, доходящей до края проезжей части свидетельствует о том, что перекресток имеет пересечение двух проезжих частей. Поэтому разворот на таком пересечении возможен исключительно по дальней траектории.

Осуществление маневра по ближней траектории может привести к столкновению и  лишению водительского удостоверения.

Соответствует ли строгость наказания опасности правонарушения?

Нарушение, вменяемое сотрудником ГИБДД, состоит в выезде на встречное направление, что является нарушением п.8.6 ПДД.

Ошибка многих водителей в том, что они рассматривают данный пункт правил в контексте выполнения поворота, считая выполняемый ими разворот совершенно другим маневром. Однако разворот на данном перекрестке не что иное, как три совершенные последовательно действия:

1. Поворот налево

2. Движение прямо

3. Еще один поворот налево

Таким образом, санкции со стороны инспектора следуют за совершение поворота налево с выездом на встречное направление, совершенное на первом этапе разворота по ближней траектории.

В случае, когда имеет место относительно широкая разделительная полоса, то разделение противоположно направленных транспортных потоков осуществляется при помощи дорожной разметки: сплошной или двойной сплошной линии.

В этом случае требования п. 9.1.1 категорически запрещают нахождение транспортных средств на полосе встречного движения.

Соответственно и на этом типе перекрестков выполнение разворота выполняется только по дальней траектории движения.

За подтверждением правильности представленных решений в описанных выше ситуациях вновь обратимся к информационным стендам отделений ГИБДД. На плакате показано, что разворот по малому радиусу на перекрестке с двумя пересечениями проезжей части расценивается как выезд на полосу встречного движения и карается лишением водительских прав.

Во избежание проблем при выполнении разворота на перекрестке со светофором, используя малый радиус, рассмотрим ситуацию подробно. Запрещающий сигнал светофора для водителей, движущихся по пересекаемой дороге, не дает права выполнения разворота по ближнему радиусу. Поскольку перекресток дороги с разделительной полосой, как уже было определено ранее, это два пересечения проезжей части, следовательно, правильной траекторией разворота на перекрестке такого типа является исключительно траектория большого радиуса.

Однако при высоком уровне организации дорожного движения поворот по ближней траектории становится возможным. Например, при наличии вот такой разметки разворот на регулируемом перекрестке нарушением ПДД не является.

Зато на перекрестке, на проезжую часть которого нанесена такая разметка, единственно правильный разворот – разворот по дальней траектории.

Очевидно, что при развороте на разделительной полосе, водителю необходимы: знание соответствующих положений ПДД и способность их уверенной практической реализации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector