Из истории правил дорожного движения
Содержание:
Что послужило предпосылкой для учреждения современных правил движения?
Нечто подобное современным правилам дорожного движения возникло в Лондоне, когда там, в 1868 году, был установлен первый в истории светофор, изобретенный инженером по фамилии Найт. Светофор радикально отличался от своих сегодняшних собратьев. Устройство было оснащено двумя семафорными крыльями и управлялось вручную. Кроме того, при смене показаний оно издавало такой оглушительных скрежет, что лошади, находившиеся во главе тогдашних транспортных средств, часто пугались и становились на дыбы.
К прототипам сегодняшних дорожных знаков можно отнести таблички, на которых было указано направление движения, а также расстояние до населенного пункта.
В 1909 году на конференции всемирного масштаба, проводимой в Париже, ввиду существенного возрастания количества автомобильных транспортных средств был утвержден проект принятия единой общеевропейской системы правил движения на дорогах. Последующим важным действием стало принятие в 1931 году свода правил, называющихся «Конвенцией о внедрении единообразия в сигнализацию на дорогах». В реализации конвенции в числе других государств был также и Советский Союз.
Первые права и первые штрафы
Водительские права впервые были выданы в 1893 году, по разным данным, то ли знаменитому основателю фирмы «Мерседес» Карлу Бенцу, то ли некоему французу, чье имя история не сохранила. Назывались они «Справка о способности управлять транспортным средством с механическим мотором». В России первые водительские права получили в Санкт-Петербурге в 1895 году два владельца моторных велосипедов.
Через год-другой в Санкт-Петербурге и Москве стали появляться автомобили, а для управления ими потребовались разрешающие бумаги. Было принято постановление «О порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров по шоссе ведомства путей сообщения в самодвижущихся экипажах». Водителям предписывалось проходить медобследование, раз в год устраивать техосмотр своего авто. Также нужно было обязательно регистрировать машину и получать кузовные номера. Управлять транспортным средством можно было с 17 лет, а разрешенная скорость передвижения по городским улицам не должна была превышать 12 верст в час (примерно 13 километров в час).
В 1909 году Россия подписала международную конвенцию по автомобильному движению. Стали выдавать права международного образца и разработали документ «Общие правила езды по дорогам на автомобилях». Тогда же появились первые дорожные знаки и первые штрафные санкции. За первое нарушение правил — штраф 100 рублей (за такие деньги можно было купить отличную лошадь, для сравнения: килограмм черной икры стоил три рубля), за второе — арест на 14 дней, а иногда и больше, а за третье нарушение — лишение прав. Получить права, кстати, было непросто: на всю страну до революции работало меньше 10 автошкол.
Талоны и проколы
В 1959 году теперь уже СССР подписывает Международную о дорожном движении, и вскоре вводятся первые единые для всей страны правила дорожного движения. В целом они напоминали сегодняшние. Например, максимальная скорость движения в черте города составляла 60 километров в час.
Говоря о штрафах, нельзя не рассказать о так называемом талоне предупреждений, который был введен повсеместно и продержался до конца 1980-х. В него вносились отметки за превышение скорости, нарушение правил обгона и маневрирования, езду по встречной полосе, управление транспортом с неисправностями, нарушение правил остановки и стоянки. Делал отметки инспектор ГАИ специальным компостером. При наличии в талоне трех проколов следующее нарушение (всего-то четвертое!) в течение года вело к лишению прав.
Помимо прокола в талоне, инспектор ГАИ мог выписать официальное предупреждение, оформить штраф на месте и выдать квитанцию, выписать административный штраф, который было необходимо оплатить в сберкассе, или — при серьезных нарушениях — вынести постановление о лишении прав.
Так сколько же платили нерадивые водители за нарушение правил? Согласно последнему в истории СССР постановлению (от 1989 года), за непристегнутый ремень и езду на неисправной машине автолюбителю приходилось раскошеливаться на пять рублей, за превышение скорости и проезд на красный — на 10 рублей, за нарушение правил проезда железнодорожного переезда — на 30 рублей, за езду в состоянии опьянения — на 200 рублей. Суммы по тем временам довольно весомые…
Сегодняшние штрафы тоже немалые, зато процедура их оформления и оплаты максимально прозрачна. Более того, оплачивая многие штрафы ГИБДД в течение 20 дней, можно получить 50-процентную скидку. Удобно находить и оплачивать штрафы ГИБДД онлайн в разделе «Услуги» на mos.ru. Только с начала этого года около 4,5 миллиона москвичей воспользовались этой возможностью.
Фотографии предоставлены Главархивом Москвы
Направление движения
Красным обозначены страны с правосторонним движением, синим — с левосторонним
В Европе до восемнадцатого века, формально, не существовало никаких правил по этому вопросу. В зависимости от страны, транспортные средства должны были двигаться по определенной стороне дороги, левой или правой. Это, вероятно, самое старое правило дорожного движения, поскольку первые правила датируются более 200 лет назад, задолго до появления автомобилей.
Причины, по которым некоторые страны выбрали левую сторону, а другие — правую для распространения, точно не известны и, безусловно, должны исходить из практических, а не произвольных соображений. В Англии, например, выбор этого значения может быть объяснен очень старыми утилитарными причинами: при левостороннем движении мечи в ножнах не сталкивались. В результате многие бывшие британские колонии продолжают использовать левостороннее движение. Противопоставив Францию англичанам, Наполеон потребовал, чтобы в стране было правостороннее движение, мера, которая распространилась на всю континентальную Европу. В более общем смысле, речь шла о сокращении аварий, большинство сторонников правостороннего движения на дорогах руководствовались удержанием кнута в правой руке, сидя при этом на левой лошади.
В 2005 году было подсчитано, что около одной трети населения мира использует левостороннее движение, остальные две трети — правостороннее.
Особенности и примечательные даты ПДД в СССР
- 1 апреля 1956 года — в Москве введён запрет на подачу звуковых сигналов автомобилей, без острой необходимости. До этого на городских улицах практически постоянно сигналили автомобили.
- 1 января 1961 года — в СССР начинают действовать единые правила дорожного движения, основанные на конвенции подписанной в Женеве в 1949 году.
- 29 ноября 1967 года — Постановлением Совета Министров РСФСР № 1092 «О повышении безопасности движения в городах, других населенных пунктах и на автомобильных дорогах» введено обязательно использование шлема мотоциклистами. До этого мотошлемы использовались в основном в мотоспорте.
- 1 апреля 1975 года — обязательное использование в СССР водителями и пассажирами ремней безопасности, если таковые предусмотрены конструкцией транспортного средства.
- До конца 1950-х годов «красная» секция светофоров в СССР была самой нижней, а «зеленая», наоборот, самой верхней.
Ход занятия:
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята,отгадайте загадку:
Он на посту всегда стоит,
Движением руководит.
Только палочкой взмахнет
Машины едут все вперед. (Полицейский, инспектор ГИБДД)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Верно, посмотрите кто к нам пришел!
Давайте послушаем, что нам расскажет инспектор по безопасности дорожного движения.
ИНСПЕКТОР: Здравствуйте, дорогие ребята. Меня зовут …
ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Здравствуйте.
ИНСПЕКТОР: У нас сегодня очень важная встреча. Я хочу познакомить вас с важными и нужными правилами дорожной безопасности. Знаете ли вы что это такое?
ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Да.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Дети, давайте расскажем инспектору, какие правила мы знаем.
Чтение стихотворений с детьми о ПДД:
1. Светофор зажегся красным,
И пошел поток машин,
Значит станет путь опасным!
На дорогу не спеши!
2. На машины, на дорогу
Повнимательней смотри!
И постой еще немного:
Будет желтый впереди.
3. Ну а после загорится,
Как трава, зеленый свет!
Нужно снова убедиться,
Что машины рядом нет.
4. Если же под перекрестком
Есть подземный переход,
По нему через дорогу
Ходит каждый пешеход.
5. Шоссе – не место для игры.
Для игр – площадки и дворы.
6. Всем знакомые полоски
Знают дети, знает взрослый.
На ту сторону ведет
Пешеходный переход.
7. Чтоб дорогу видеть слева
И машины пропустить,
И троллейбус, и автобус
Надо сзади проходить.
8. Спереди трамвай обходят
Пешеходы, зная,
Что опасность им грозит
От встречного трамвая.
ИНСПЕКТОР: Молодцы! Я хочу вам рассказать веселую историю возникновения правил дорожной безопасности.
Презентация:
Проводим с помощью проектора и экрана, показ картинок к тексту.
Много лет назад, в Древнем Риме, по первым дорогам ездили всадники, телеги и колесницы.
И пока не придумали как правильно разъезжаться встречному конному транспорту, частенько встречались маленькие аварии и выяснения кто прав, кто виноват.
Чтобы подобных споров не возникало, умные римляни ввели левостороннее движение, чтобы правая рука с оружием, на всякий случай, была свободна.
Спустя несколько веков в России, при императоре Петре Великом, было принято разъезжаться, держась правой стороны.
С появлением первых автомобилей (или как их раньше называли – самоходные повозки) на дорогах улиц появились неразберихи. Для движения без аварии нужны были строгие и умные правила.
Не такие смешные,как на пример: впереди автомобиля должен бежать мальчик с громкими криками, извещающими о приближении экипажа, чтобы прохожие смогли отойти в сторону.
Время шло, появились тротуары и бордюрные камни, отделяющие пешеходную дорожку от булыжной мостовой.
Которую вскоре сменила асфальтовая дорога, возникла дорожная разметка, появились первые знаки.
На перекрестках встали полицейские-регулировщики с белыми жезлами, которые позже превратились в полосатые, так заметнее.
И наконец, люди в начале 20 века, изобрели первый электрический светофор,у которого было сначала два сигнала: красный и зеленый.
Первому светофору даже поставили памятники, настолько важным было это изобретение.
Первая разметка, обозначающая на дороге пешеходный переход, появилась в 1953 г, ее сразу назвали зеброй.
Догадайтесь сами почему?
ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Потому что полосатая.
ИНСПЕКТОР: Верно.
Пришло время поиграть. Сколько сигналов на светофоре вы знаете?
ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Три.
ИНСПЕКТОР: Какие?
ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Красный, желтый, зеленый.
ИНСПЕКТОР: Что они означают,
ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Стоп, предупреждение, можно переходить дорогу.
Игра «Светофор»
ВЕДУЩИЕ: Инспектор и три ребенка.
ИНСПЕКТОР: Когда зажжётся зеленый сигнал светофора – начинаем ходить на месте.
Желтый – хлопаем в ладошки.
Красный – стоим неподвижно.
Ведущие дети поочередно, с помощью инспектора, поднимают цветовые символы светофора, основная группа выполняют соответственные движения.
ИНСПЕКТОР: Какие вы молодцы, ребята! Вы хорошо знаете правила дорожного движения! Теперь я за вас спокоен. Я знаю точно, что с вами ничего не случится. И каждому я дарю медаль «Я знаю правила ПДД».
ИНСПЕКТОР: А мне пора дальше, в путь, к другим ребятам, которых я должен научить, как нужно себя вести на дороге. До свидания.
Практическая работа:
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, сегодня вместе с инспектором мы узнали, как появились правила дорожного движения, разметка и дорожные знаки. Сейчас мы сделаем дорожные знаки сами.
Дети вырезают знаки, приклеивают на столбик (заранее заготовленные шпажки нужного размера).
ВОСПИТАТЕЛЬ: Сейчас каждый из вас, назовет свой знак и установит его на наш макет.
ИТОГ: Молодцы, ребята! Мы с вами сегодня хорошо поработали. Мы надеемся, что вы будете соблюдать ПДД, а самое главное – правильно переходить улицу по сигналам светофора.
История развития правил дорожного движения в России и мире
Правила дорожного движения (сокращенно: ПДД) — свод правил, регулирующих обязанности водителей транспортных средств и пешеходов, а также технические требования, предъявляемые к транспортным средствам для обеспечения безопасности дорожного движения.
Первые известные попытки упорядочить городское движение были предприняты ещё в Древнем Риме Гаем Юлием Цезарем. По его указу в 50-х годах до н. э. на некоторых улицах города было введено одностороннее движение. С восхода солнца и до конца «рабочего дня» (примерно за два часа до его захода) был запрещён проезд частных повозок, колесниц и экипажей. Приезжие были обязаны оставлять свой транспорт за чертой города и передвигаться по Риму пешком, либо наняв паланкин. Тогда же была учреждена специальная служба надзора за соблюдением этих правил, в неё набирали в основном бывших пожарных, из числа вольноотпущенников. Основные обязанности таких регулировщиков заключались в предотвращении конфликтов и драк между владельцами транспортных средств. Многие перекрёстки оставались нерегулируемыми. Знатные вельможи могли обеспечить себе беспрепятственный проезд по городу — они высылали впереди своих экипажей скороходов, которые расчищали улицы для проезда хозяина.
Когда появились конные повозки, то при движении по дорогам навстречу друг другу они иногда сталкивались. Чтобы упорядочить движение конных упряжек и пешеходов, царские Указы требовали строго соблюдать правила езды и хождения по улицам и дорогам. Указы определяли правила езды конного транспорта и меры наказания нарушителей. Это и были первые правила дорожного движения.
История современных правил дорожного движения берёт своё начало в Лондоне. 10 декабря 1868 года на площади перед Парламентом был установлен механический железнодорожный семафор с цветным диском. Его изобретатель — Дж. П. Найт — был специалистом по железнодорожным семафорам. Устройство управлялось вручную и имело два семафорных крыла
Крылья могли занимать разные положения: горизонтальное — сигнал «стоп» и опущенные под углом 45 градусов — можно двигаться с осторожностью. С наступлением темноты включали вращающийся газовый фонарь, который подавал сигналы красным и зелёным светом
К семафору был приставлен слуга в ливрее, в обязанности которого входило поднимать и опускать стрелу и поворачивать фонарь. Однако техническая реализация устройства оказалась неудачной: скрежет цепи подъёмного механизма был настолько сильным, что проезжавшие лошади шарахались и вставали на дыбы. Не проработав и месяца, 2 января 1869 года семафор взорвался, находившийся при нём полицейский был ранен. Прототипами современных дорожных знаков можно считать таблички, на которых указывалось направление движения к населённому пункту и расстояние до него. Решение о создании единых европейских правил дорожного движения было принято в 1909 году на всемирной конференции в Париже, ввиду увеличения числа автомобилей, роста скоростей и интенсивности движения на городских улицах.
В России первый автомобиль отечественного производства появился в 1896 г. Его сконструировали инженеры Е. А. Яковлев и П. А. Фрезе. В этом же году были разработаны и первые официальные правила перевозки тяжестей и пассажиров в самодвижущихся экипажах. А в 1900 г. было утверждено «Обязательное постановление о порядке пассажирского и грузового движения по г. Санкт-Петербургу на автомобилях». Эти правила в дальнейшем постоянно совершенствовались и утверждались заново. В 1909 г. в Париже была принята международная Конвенция по автомобильному движению, в соответствии с которой были введены первые дорожные знаки, указывающие на наличие перекрестка, железнодорожного переезда, извилистой дороги, неровности на проезжей части.
Следующим важным шагом стало принятие «Конвенции о введении единообразия в сигнализацию на дорогах» в 1931 году в Женеве, на Конференции по дорожному движению, в которой среди прочих стран принял участие и Советский Союз.
В современных Правилах дорожного движения изложены обязанности водителей, пешеходов, пассажиров, даются описания дорожных знаков, светофоров и др. Поскольку дети относятся к пешеходам и пассажирам, они должны знать их обязанности. Правила нужны для безопасного движения по улицам и дорогам. Из-за нарушений Правил случаются аварии, гибнут и получают травмы пешеходы, водители и пассажиры.
Рассчитано, что если бы участники дорожного движения 100-процентно соблюдали Правила дорожного движения, количество раненых в ДТП сократилось бы на 27% (±18%), а погибших — на 48% (±30%)
Сводка с официального сайта ГИБДД (www.gibdd.ru)
Social Like
Автомобили и дороги
В Беларуси первый автомобиль появился в 1895 году. Приобрел его Ковенский округ путей сообщения. Удовольствие это было не дешевым, не смотря на что, количество автомобилей стремительно росло. Речицкая уездная земская управа владела двумя 25-сильными автомобилями фирмы «Кейс». Минский губернатор ездил на темно-синем «Бенце». Князья Радзивилы в Несвиже владели двумя автомобилями. Княгиня Паскевич в своем распоряжении также имела два автомобиля. 50-сильный «Мерседес» и 20-сильный «Бенц» приобрел помещик Гребницкий. Даже некоторые богатые крестьяне владели автомобилями. В Минске автомобиль приобрел крестьянин Раков, а в Витебске крестьянин Терехов имел «Бенц».
Первая автокатастрофа в Минске произошла 20 августа 1906 года. Гражданин Фёдоров, взявший разрешение на перевозку пассажиров, врезался в телеграфный столб на Подгорной улице (ныне улица Карла Маркса). Пассажиры были выброшены на мостовую, один из них был тяжело ранен. После такого инцидента таксомоторными перевозками снова смогли заняться только осенью 1912 года. Минчан развозили такси марок «Опель», «Форд», «Дарак», «Оверленд», «Олдсмобиль» и «Мерседес».
Также началась организация общественного транспорта. В 1909 г. Бобруйский купец Ф. Некрич вместе с почетным гражданином Слуцка И. Эттингером открыли «Предприятие срочного автомобильного сообщения». От Слуцка до Старых дорог и обратно курсировали 3 автобуса «N. A. G.». Из Слуцка в Ляховичи стали ходить 2 автобуса фирмы «Дюркон».
Грузовые автомобили стали появляться немного позднее. Первый грузовой автомобиль появился на обойной фабрике Канторовича только в 1911 году.
Система сообщения в белорусских губерниях была неплохо развита. В первой половине XIX века через Беларусь прошли такие важнейшие сухопутные cообщения, как шоссе Брест—Варшава, Москва—Брест, Витебск—Смоленск, Киев—Брест.
В Беларуси ремонтом и строительством дорог в основном занимался Ковенский округ путей сообщения, переименованный в 1901 году в Виленский в связи с переводом его управления в Вильно. В ведении Виленского округа находилось 2554 версты шоссе. В 1910-е годы велось активное строительство дорог. В 1914 году был утвержден проект постройки около трех тысяч километров шоссе в западных губерниях за шесть лет. Этому помешало начало Первой мировой войны. Следующие шесть лет дороги только разрушались. Только в 1928 году удалось достичь их довоенного уровня. Десятки белорусских городов стали связаны автобусными маршрутами. В некоторых городах даже были внутренние автобусные сообщения. В Минске в то время существовали две линии: «Вокзал—Комаровка» и «Сторожевка—Серебрянка», которые пересекались на площади Свободы.