«тёмная сторона генри форда»: за что американский промышленник получил орден фашистской германии

Содержание:

Семья и Молодость

Джон Форд, дед по отцовской линии Генри, родился в Баллинаскарти, Ирландия. Он был вынужден покинуть Баллинаскарти из-за голода, и в конечном итоге он поселился со своей семьей на ферме в Дирборне, штат Мичиган, в Соединенных Штатах. В 1861 году его сын Уильям Форд женился на Мэри Литогот, дочери бельгийских иммигрантов. 30 июля 1863 года Генри Форд родился на ферме в Гринфилд-Тауншип, штат Мичиган. Он был первым выжившим ребенком Уильяма и Мэри Форд. Они потеряли своего первого сына при рождении в январе 1862 года. У Уильяма и Мэри родилось еще пятеро детей: Джон, Маргарет, Джейн, Уильям и Роберт .Генри получал образование в местной однокомнатной школе в течение восьми лет. Когда он был подростком, его отец дал ему карманные часы. Генри был в состоянии легко разобрать его части и собрать их. Под впечатлением от этого подвига его друзья и семья часто просили его починить свои часы, и вскоре он приобрел репутацию опытного мастера по ремонту часов. В 1876 ​​году, когда Генри был подростком, его мать умерла, оставив его опустошенным.

Генри Форд в детстве

Отец Генри хотел, чтобы он в конце концов принял семейную ферму. Однако Генри мало интересовался фермой. Позже он сказал: «У меня никогда не было особой любви к ферме — была мама на ферме, которую я любил». Таким образом, в возрасте 16 лет, вскоре после смерти своей матери, Генри уехал из дома в соседний город Детройт. В Детройте Генри нашел работу ученика в качестве машиниста сначала в James F. Flower & Bros., а затем в Detroit Dry Dock Co.

№6. Его репутация профработника была запятнана из-за битвы на эстакаде.

Хотя Генри Форд известен своей лояльностью к 5-дневной заработной плате и пятидневной 40-часовойю рабочей недели, он был против профсоюзов. Форд считал, что профсоюзы слишком сильно подвержены влиянию определенных лидеров, которые в конечном итоге принесли больше вреда, чем пользы для рабочих. Он считал, что они часто провоцировали забастовки в попытке сохранить свою власть. Гарри Беннетт, бывший военно-морской боксер, был назначен Фордом на пост руководителя отдела обслуживания. Беннет был печально известен своей тактикой запугивания против профсоюзов. 26мая 1937 г. Беннет и охранники Ford Motor Company столкнулись с членами в United Auto Workers (UAW), американского профсоюза. На следующий день фотографии раненых членов UAW были опубликованы в газетах, и столкновение стало печально известным как битва на эстакаде. Инцидент значительно увеличил поддержку UAW и подорвал репутацию Ford.

№7. Генри Форд опубликовал антисемитские буклеты под названием «Международный еврей».

Dearborn Independent была еженедельная газета  и публиковала Генри Форда с 1919 по 1927 год. Вскоре после этого «Независимый Дирборн» начал серию статей, в которых утверждалось, что обширный еврейский заговор заразил Америку. В 91 выпуске газеты было опубликовано несколько важных статей, в которых евреи изображались как зло.  Самые популярные и агрессивные из этих историй были затем собраны и опубликованы в виде четырехтомного буклета «Международный еврей». Затем Форд распространил полмиллиона экземпляров буклетов среди своей обширной сети дилеров и подписчиков. В Сан-Франциско юрист и активист Аарон Сапиро подал иск против Форда в федеральный суд. Из-за возникших разногласий Генри Форд закрыл Dearborn Independent и принес извинения за контент. Он даже утверждал, что был шокирован содержанием и не знал об этом. Тем не менее, крайне маловероятно, что такой спорный материал был опубликован без четких инструкций Ford.

«Международный еврей»

Последние годы

Достойно встретил свою старость первый автомобильный магнат Генри Форд. Биография, описание жизни его на склоне лет подтверждают это.

Передав полномочия своему внуку, гениальный инженер спокойно ушел на пенсию и проживал в своем имении с супругой. Был удостоен нескольких почетных наград за вклад в автомобильную промышленность, получил медаль высшей пробы за вклад в развитие общества. Умер Форд в 1947 году, в возрасте 83 лет.

Его внук после смерти основоположника марки «Форд Мотор» продолжил дело и за несколько лет поднял производство на высокий уровень, способный по сей день вести конкурентную борьбу.

Детство с болтами и гайками в руках. Молодость, проведенная с грязными руками, вечно пахнущими мазутом. Не каждый мальчик мечтает о такой жизни, но только не Генри Форд. Неординарность мышления, своеобразный аналитический склад ума, природный талант и золотые руки сделали его персону узнаваемой в каждом уголке мира. Биография Генри Форда — книга, ставшая для многих надеждой на свое будущее. С верой в себя и ведические духовные силы он упорно выстраивал свою лестницу славы. Созданная им компания «Форд Мотор» на сегодняшний день является одним из лидеров на автомобильной промышленной арене.

№1. У Генри Форда была дружба на всю жизнь с Томасом Эдисоном.

В 1891 году Генри Форд стал инженером в компании Edison Illuminating в Детройте. В 1896 году, во время участия в собрании руководителей Эдисона, Форд познакомился со знаменитым изобретателем и бизнесменом Томасом Эдисоном. Во время короткой встречи Эдисон сказал Форду «придерживаться этого»; ссылаясь на эксперименты Форда по производству электромобиля. Со временем, когда Форд стал известным и успешным, двое мужчин начали дружбу на всю жизнь. В 1916 году они стали свободными соседями, когда Форд приобрел поместье рядом с зимним домом Эдисона в Форт-Майерс, штат Флорида. Кроме того, между 1914 и 1924 годами, Форд и Эдисон совершили поездку по восточному США на автомобилях Ford. Эти поездки также служили рекламой для автомобилей Ford и шин Firestone, создавая такие заголовки, как «Миллионы долларов на отдых в отпуске».

Генри Форд и Томас Эдисон

№2. Однажды Генри Форд восстановил доверие рынка, создав гоночную машину.

5 августа 1899 года Генри Форд основал Детройтскую автомобильную компанию. Ford смог привлечь финансовую поддержку двенадцати инвесторов, включая мэра Детройта Уильяма Мэйбери и барона пиломатериалов Уильяма Х. Мерфи. Тем не менее, полученные автомобили не были близки к тому, что имел в виду Ford, с низким качеством и высокой ценой. Компания потерпела крах, и Форд был вынужден распустить ее к январю 1901 года. Компания построила всего 20 автомобилей и потеряла инвестиций на сумму около 86 000 долл. США (что эквивалентно 2,61 млн. Долл. США в 2019 году). Интересно, что Форд восстановил доверие инвесторов путем проектирования и строительства гоночного автомобиля мощностью в 26 лошадиных сил в октябре 1901. После наблюдения этого успеха, Мерфи и другие акционеры в предыдущей компании собрались вместе, чтобы сформировать Henry Ford Company на 30 ноября 1901 года. Тем не менее, Форд в конце концов тоже покинул эту компанию и переименовал ее в Cadillac Automobile Company.

Генри Форд

Политические взгляды и антисемитизм

В биографии Генри Форда есть несколько страниц, которые вызывали осуждение у современников. Так, ещё в 1918 году изобретатель купил издание «The Dearborn Independent» и спустя два года стал распространять антисемитские идеи. В 1920 году ряд публикаций этой тематики были объединены в одной книге – «Международное еврейство». Впоследствии идеи и публикации Форда активно использовали нацисты для воздействия на молодое поколение.

Генри Форд

В 1921 году с осуждением взглядов изобретателя выступили 119 выдающихся граждан США, в том числе три президента. В 1927 году Форд признал допущенные ошибки и опубликовал письмо с извинениями в СМИ.

Предприниматель поддерживал связь с НСДАП и даже оказывал нацистам финансовую поддержку. Гитлер восхищался Фордом и хранил портрет изобретателя в мюнхенской резиденции. В книге «Моя борьба» упомянут только один американец – Генри Форд. В оккупированном нацистами городе Пуасси (Франция) с 1940 года действовал завод Генри Форда, производивший автомобили и авиационные двигатели.

Семейная жизнь

Одним из самых удачных событий в жизни Генри Форд считал встречу со своей любимой. Женитьба на Кларе Брайант состоялась в 1887 году. Супруги прожили вместе всю жизнь. Клара была надежным другом и музой Форда. Ее советы не раз заставляли Генри поменять свое мнение или взглянуть на ситуацию под другим углом.

В 1891 году родился Эдсел, единственный и обожаемый ребенок в семье. Сын был полной противоположностью отца, любил музыку, живопись. По настоянию Форда он занял место в совете директоров, в 1930-е годы принял в управление компанию. «Автомобильный король» требовал от Эдсела жесткости, создавал для него каверзные ситуации, отменял решения, увольнял нанятых им людей. Сын не решался спорить с авторитетным отцом и со всем соглашался. В возрасте 49 лет Эдсел умер от рака желудка. Генри Форд до «гробовой доски» не мог смириться со смертью сына.

Музей американских инноваций Генри Форда

Прототип дома Dymaxion Бакминстера Фуллера в музее Генри Форда

Музей американских инноваций Генри Форда начинался как личная коллекция исторических объектов Генри Форда, которую он начал собирать еще в 1906 году. Сегодня на территории площадью 49 000 м² в основном собраны старинные машины, предметы поп-культуры и автомобили. , локомотивы , самолеты и другие предметы:

  • В музее есть цифровой проекционный кинотеатр 4K , в котором демонстрируются научные, природные или исторические документальные фильмы, а также основные художественные фильмы.
  • Oscar Mayer Wienermobile
  • Линкольн Континенталь 1961 года , SS-100-X, на котором ехал президент Джон Ф. Кеннеди, когда он был убит.
  • Кресло-качалка из театра Форда, в котором сидел президент Авраам Линкольн, когда его застрелили.
  • Раскладушка Джорджа Вашингтона .
  • Коллекция нескольких прекрасных скрипок XVII и XVIII веков, в том числе скрипки Страдивари .
  • Предполагаемый последний вздох Томаса Эдисона в запечатанной трубке.
  • Прототип дома Dymaxion Бакминстера Фуллера .
  • Автобус, в котором была арестована Роза Паркс за отказ уступить место, что привело к бойкоту автобуса в Монтгомери .
  • Игорь Сикорский «s прототип вертолета .
  • Самолет Fokker Trimotor , совершивший первый полет над Северным полюсом .
  • Рекордный гоночный автомобиль Билла Эллиотта, разгоняющийся до 212 миль в час на Талладеге в 1987 году.
  • Fairbottom Bobs , двигатель Ньюкомена
  • Паровая машина из Машинного Дома Кобба в Англии.
  • Рабочий фрагмент оригинальной гостиницы Holiday Inn «Great Sign».
  • Железнодорожный вокзал Чесапика и Огайо 2-6-6-6 Паровоз класса «Аллегейни» №1601 , построенный компанией Lima Locomotive Works в Лиме, ​​штат Огайо. Allegheny был самым мощным паровозом из когда-либо построенных.

За кулисами Исследовательский центр Бенсона Форда использует ресурсы Генри Форда, особенно фотографические, рукописные и архивные материалы, которые редко демонстрируются, чтобы посетители могли глубже понять американцев, места, события и вещи. Исследовательский центр также содержит архив Ford Motor.

В ознаменование 100 — летия со дня гибели RMS Titanic , Генри Форд Музей показал огромный массив артефактов и средств массовой информации , документирующие Титаник » плавание и кончину s. Выставка проходила с 31 марта по 30 сентября 2012 года.

В чем Форд ошибался

Генри Форд — единственный в истории крупный промышленник, который не брал в долг, не занимался финансовыми операциями и не выпускал ценных бумаг, а развивал производство только за счет собственной прибыли. Это было его символом веры.

В 1911 году, собрав достаточно средств, он выкупил у остальных акционеров их доли и стал единоличным владельцем Ford Motor Company.

На заре карьеры банки несколько раз унизительно отказывали ему в займах. В результате Форд до конца жизни считал банкиров и биржевиков паразитами и грезил об экономическом укладе, где их не будет.

Эти мечты не сбылись. Никакой сколько-нибудь существенный бизнес в мире не обходится без банковского кредита и акционерного капитала. И Ford Motor Company после кончины основателя стала вести себя, как все.

От нелюбви к банкирам один шаг до антисемитизма, поскольку значительная часть финансового сектора США находилась в еврейских руках.

В 1920 году принадлежавшая Форду местная газета в столице его автомобильной империи Дирборне опубликовала «Протоколы сионских мудрецов» и серию статей, винивших евреев во всех бедах, от захвата власти большевиками в России до снижения уровня американского бейсбола.

Через семь лет Форд извинился перед евреями — как утверждали злые языки, после того, как те начали вместо его машин покупать «шевроле».

Гитлер считал Форда образцом промышленника, ставил в пример немецким магнатам и в честь 75-летия, в июле 1938 года, наградил Большим крестом германского орла — высшим орденом Третьего рейха для иностранцев.

Правда, официальным основанием послужили не взгляды Форда, а успешная работа германского филиала его компании. То, что Форд получил орден из рук фюрера — миф. С Гитлером он не виделся, а орден ему вручили в штаб-квартире концерна в Дирборне два немецких дипломата.

Фильмы

В 1970 году Харрисону Форду предложили роль в картине «Забриски Пойнт». Казалось, удача ему улыбнулась, но этот опыт стал для актера роковым: после просмотра отснятого материала руководство вынесло вердикт — «профессионально непригоден». Роль Форда полностью вырезали из картины. Разочарованный актер решил покончить с кино.

Кто знает, как сложилась бы его судьба дальше, если бы не вмешался случай. Харрисон делал декорации на киностудии — за этой работой его случайно застал Джордж Лукас. Он был настолько впечатлен, что пригласил молодого парня на съемки фильма «Американские граффити». Картина изменила творческую биографию актера

На него обратили внимание режиссеры, посыпались предложения о съемках

Вскоре Джордж Лукас вспомнил талантливого плотника и пригласил его в новый фильм. В 1977 году в прокат вышли «Звездные войны. Эпизод IV: Новая надежда». Харрисон Форд сыграл роль молодого контрабандиста – искателя приключений Хана Соло, который помогает космическим повстанцам бороться с тиранией Империи.

Харрисон Форд в фильме «Звездные войны»

В 1980 году вышло продолжение «Звездные войны. Эпизод V: Империя наносит ответный удар», а в 1983-м заключительная часть трилогии «Звездные войны. Эпизод VI: Возвращение джедая».

Мировое признание пришло к Форду после роли Индианы Джонса в приключенческой картине с элементами триллера «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» режиссера Стивена Спилберга. Через 4 года на съемках очередной части ленты «Индиана Джонс и Храм судьбы» актер травмировал позвоночник.

В 1989 году Форд вернулся к этой роли в 3-м фильме франшизы «Индиана Джонс и Последний крестовый поход». В картине появился отец Индианы Джонса, роль которого сыграл Шон Коннери. Актерам удалось создать достоверный образ, несмотря на то, что Коннери старше Форда всего на 12 лет.

С ростом популярности Харрисон Форд получил долгожданную возможность выбирать себе роли, которые раскроют его талант. Одной из них была работа в картине «Свидетель», номинированной на премию «Оскар». Попробовал свои силы Форд и в жанре комедии, представ в фильме «Доброе утро» в образе телеведущего.

В триллере «Игры патриотов» Харрисон перевоплотился в агента ЦРУ, а в криминальной драме «Беглец» сыграл хирурга, приговоренного к электрическому стулу по обвинению в убийстве жены. Фильмы «Самолет президента» и «Беглец» с участием актера собрали рекордные кассовые сборы.

В 2008 году, после длительного перерыва, поклонники снова увидели Харрисона Форда в роли Индианы Джонса в новом фильме «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа».

Позднее в компании звезд Голливуда Сильвестра Сталлоне, Антонио Бандераса и Дольфа Лундгрена Форд снялся в боевике «Неудержимые-3». Яркой страницей в фильмографии артиста стал фильм «Бегущий по лезвию – 2049», где партнером Харрисона выступил Райан Гослинг.

В 2015 году Харрисон Форд вернулся к прославившей его роли Хана Соло в сиквеле «Звездные войны. Эпизод VII: Пробуждение силы». Фильм стал и номерным, и сюжетным продолжением предыдущей части, вышедшей на экраны за 30 лет до этого. В сюжете новой картины также прошло более 20 лет между событиями эпизодов.

Блокбастер установил рекорды сборов, стал самым кассовым фильмом периода 2010-х годов и попал в список самых кассовых фильмов за все время развития кинематографа, уступив только «Титанику» и «Аватару».

Смерть

После смерти сына в 1943 г. от рака желудка, престарелый Генри Форд вновь возглавил компанию. Однако по причине старости, ему было нелегко управлять столь большой империей.

В результате, промышленник передал бразды правления своему внуку Генри, который прекрасно справился со своими обязанностями. Генри Форд умер 7 апреля 1947 г. в возрасте 83 лет. Причиной его кончины стало кровоизлияние в мозг.

После себя изобретатель оставил автобиографию «Моя жизнь, мои достижения», где подробно изложил систему правильной организации труда на заводе. Представленные в этой книге идеи переняли многие фирмы и организации.

Чем занимался Форд в молодости?

Ферма позволяла жить безбедно, но Генри видел в труде родителей неэффективное распределение физических затрат и получаемых результатов. Образование качественное получить маленькому Форду не удалось, он и писать толком без ошибок не мог, когда составлял первый договор компании.

Мама по имени Мари умерла рано, когда Генри было всего двенадцать лет. Папа Уильям запрещал мальчику увлекаться техникой, когда он впервые решил разобрать и собрать локомобиль отец сурово наказал парня. Мечты о продолжении фермерского дела сыном затмили рассудок отца. Несмотря на это, в возрасте 16-ти лет Генри поехал в Детройт, где обучался азам механики. Через четыре года вернулся на ферму и создал собственноручно молотилку.

В молодости парень ненавидел ручную работу, он не понимал, почему необходимо таскать тяжелые ведра. Кормить руками коров и цыплят он также не любил, поэтому мечтал механизировать процессы на ферме. Проходя обучение в Детройте, Генри по ночам чинил часы, чтобы заработать. Он работал на предприятии кораблестроителей братьев Флауэр некоторое время.

Конвейер

Первая конвейерная линия на заводе Форда заработала в апреле 1913 года. Производительность труда выросла в четыре раза.

Нововведение распространилось по миру со скоростью лесного пожара.

То, что специализация и разделение труда увеличивают эффективность, доказали еще классики политэкономии. Фордовский конвейер стал крайним воплощением этой идеи.

Придумав разбивку процесса на отдельные операции и движущуюся ленту, Форд не остановился. Он первым поставил управление производством и персоналом на научную основу, везде, где можно, заменяя наитие продуманными алгоритмами.

Например, на каждом заводе Форда имелась бригада, получавшая деньги за то, что ничего не делала. Это были ремонтники конвейера. Почасовая оплата шла им, пока они сидели в комнате отдыха. Как только зажигалась красная лампочка поломки, останавливался счетчик, начислявший им зарплату. Понятно, рабочие были кровно заинтересованы в том, чтобы неполадки устранялись быстрее, а лучше всего вообще не случались. И таких придумок у Форда имелось множество.

Все, что сегодня называется научной организацией труда, основали два современника: практик Генри Форд и теоретик Чарльз Тейлор. Их идеи равно именовали «тейлоризмом» и «фордизмом».

Ленин обзывал тейлоризм научной системой выжимания пота — правда, до революции. А в СССР его активно внедряли под именем НОТ и без ссылки на источник.

Многие мыслители и писатели 1910-х, 1920-х годов, в частности, Герберт Уэллс, замечали, что рабочий на конвейере как профессионал и личность опускается несравнимо ниже средневекового мастера, и что за рост богатства человечеству приходится платить деградацией.

Делались прогнозы, что весь мир скоро превратится в фабрику, построенную на принципах Форда, с жестким разделением на управляющих и пешек, от которых инициативы и индивидуальности не требуется. В антиутопии Олдоса Хаксли «О, дивный новый мир» Форда почитали как пророка, а летосчисление вели со дня выпуска первого автомобиля модели «Т».

100 лет спустя места у конвейеров занимают роботы. А от людей для успеха в жизни все больше требуется креативность, чему тоже рады не все.

Интересные факты из жизни

Много интересного происходило в жизни такой личности, как Генри Форд. Биография, краткое содержание которой не может передать всех подробностей, включает немало интересных фактов из его жизни. Кстати, свою жизнь изобретатель описал в своих трудах.

Никто не ожидал, что книга, которую написал сам Генри Форд (биография на английском языке), разойдется таким тиражом. Она станет своего рода автомобильной библией.

Генри Форд станет первым зарегистрированным шофером Америки. Хотя в тот момент правил дорожного движения еще не существовало.

Первый проданный Фордом автомобиль стоил 200 долларов.

Великий конструктор свято верил в реинкарнацию человека. Отвечая на вопросы, Генри Форд, биография которого изложена в книге, расскажет о том солдате, которым он был в прошлой жизни.

На его знаменитом заводе в военное время собиралась техника для немцев, которые боготворили Форда.

Первая машина была черной. Не за любовь к цвету был выбран оттенок, просто он быстрее высыхал.

Первая модель входит в десятку созданных человеком предметов, изменивших мир, по версии журнала «Форбс».

Уголь в брикетах — еще одно новшество, придуманное ярким и талантливым инженером.

Номинации и награды

Год Премия Номинации Результат
Сатурн Лучший актёр («Звёздные войны. Эпизод IV: Новая надежда») Номинация
Сатурн Лучший актёр (Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега») Победа
Сатурн Лучший актёр («Индиана Джонс и Храм судьбы») Номинация
Британская академия Лучшая мужская роль («Свидетель») Номинация
Золотой глобус Лучшая мужская роль (драма) («Свидетель») Номинация
Оскар Лучшая мужская роль («Свидетель») Номинация
Золотой глобус Лучшая мужская роль (драма) («Берег москитов») Номинация
Сатурн Лучший актёр («Индиана Джонс и последний крестовый поход») Номинация
Золотой глобус Лучшая мужская роль («Беглец») Номинация
MTV Movie Awards Лучший экранный дуэт («Беглец») Победа
MTV Movie Awards Лучшая мужская роль («Беглец») Номинация
Сатурн Премия за достижения в карьере Победа
Золотой глобус Лучшая мужская роль (комедия или мюзикл) («Сабрина») Номинация
MTV Movie Awards Лучшая драка («Самолёт президента») Номинация
Золотой глобус Премия за вклад в кинематограф Победа
Сатурн Лучший актёр («Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа») Номинация
Сезар Почётный Сезар Победа
Сатурн Лучший актёр второго плана («Ковбои против пришельцев») Номинация
Сатурн Лучший актёр второго плана («Игра Эндера») Номинация
Сатурн Лучший актёр (Звёздные войны: Пробуждение силы») Победа
Сатурн Лучший актёр второго плана («Бегущий по лезвию 2049») Номинация

Начало истории успеха Генри Форда

30 июля 1863 года в штате Мичиган, на ферме неподалеку от городка Дирборна, в семье Фордов родился сын Генри. Ему предстояло стать легендарным бизнесменом ХХ века,  основателем автомобильной индустрии, создателем поточно-конвейерного производства.

Семья не бедствовала. Но, по словам Форда «в хозяйстве было слишком много труда, сравнительно с результатами». Учился Генри в церковной школе и получил весьма скромное образование. До конца жизни он писал с ошибками. Но это нисколько не беспокоило его.

На обвинения в необразованности Форд отвечал:

На газету, обозвавшую его «невежественным» он обрушил судебный иск, и угадайте, кто выиграл.

Недостаток образования Форд не считал пороком. Пороком для него являлось нежелание человека использовать свой природный  ум, что называется, «думать головой». Цитата Генри Форда:

Автомобильный король

Тем временем продажи настолько возрастают, что Форд выкупает все доли акционеров компании и становится ее единоличным владельцем. «Кто должен быть боссом?» — все равно, что спрашивать: «Кто должен быть тенором в этом квартете?»

Конечно, тот, кто может петь тенором»- говорил  Генри Форд, получивший в  начале 20-х титул «автомобильного короля». В это время в США из каждых 10 проданных машин 7 были «Фордами-Т».

В это время формируется «империя Форда». Он покупает предприятия, обеспечивающие автомобилестроение – рудники, угольные шахты, заводы. Все, что позволяет ему не зависеть от капризов рынка.

При этом Генри Форд не ставит себе цели нажить несметные богатства. Он говорит:

Автобиографическая книга Форда «Моя жизнь, мои достижения», ярко и талантливо написанная, вышла в 1922 году.

Антисемитизм и поддержка нацистов

В 1918 году Форд приобрёл газету The Dearborn Independent, в которой с 22 мая 1920 года публиковались антисемитские статьи, а также по частям полный текст Протоколов сионских мудрецов.

В ноябре 1920 года подборка статей из «Дирборн индепендент» была опубликована отдельной книгой под названием «Международное еврейство», которую позднее активно использовала нацистская пропаганда.

16 января 1921 года 119 видных американцев, включая 3 президентов, 9 госсекретарей, 1 кардинала и множество других государственных и общественных деятелей США, опубликовала открытое письмо с осуждением антисемитизма Форда.

В 1927 году Форд направил в американскую прессу письмо с признанием своих ошибок:

Генри Форд оказывал серьёзную финансовую поддержку НСДАП (Национал-социалистическая немецкая рабочая партия), его портрет висел в мюнхенской резиденции Гитлера. Форд был единственным американцем, которого Гитлер с восхищением упоминал в своей книге «Моя борьба». Аннетта Энтона из «Детройт Ньюз» брала у Гитлера интервью в 1931 году и отметила портрет Генри Форда у него над рабочим столом.

Тема влияния Форда и его книги на немецких национал-социалистов исследована Нейлом Болдуином в книге «Генри Форд и евреи: конвейер ненависти». Болдуин указывает, что публикации Форда были важнейшим источником воздействия на молодых нацистов в Германии. Аналогичного мнения придерживается автор книги «Генри Форд и евреи» Алберт Ли.

Форд в литературе

В романе-антиутопии Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» в виде пародии показано общество, построенное по принципам организации производства Форда: летоисчисление ведётся с даты выпуска массового автомобиля «Форд Т», вместо креста люди осеняют себя буквой «Т» и говорят «ей Форду» вместо «ей богу», а граждане разделены на пять категорий — от эпсилона до альфы.

По принципу конвейера построены демографические процессы, системы образования и воспитания, организация досуга и тому подобное.

Генри Форд — неоднозначная, но, безусловно, интересная личность, которой удалось многого достичь как в плане роста от простого рабочего из семьи фермера до собственника крупного бизнеса с миллиардным долларовым капиталом. И хотя не все его высказывания и воззрения бесспорны, у него есть чему поучиться, всем, кто планирует создать собственный бизнес или занять топовые позиции. И если не брать на веру всё, о чём он говорил и писал, а брать стопроцентно на веру не следует ничего, то минимум изучить это лишним не будет.

Автор статьи: Андрей Меркулов

Действующий предприниматель, владелец ряда инвестиционных проектов, эксперт в областях недвижимости, маркетинга, и автоматизации бизнеса.

Автор 6 книг о бизнесе, действующий член AMA (американской ассоциации маркетинга, www.marketingpower.com), организатор бизнес-конференций.

Любопытные факты о Форде и его машинах

Генри Форд стоял у истоков не только американского, но и советского автопрома. Завод «ЗИЛ» был капитально реконструирован и расширен, а «ГАЗ» построен с нуля при его техническом содействии. В 1924—1925 годах СССР приобрел 20 300 тракторов «фордзон», после чего организовал в Ленинграде их пиратский выпуск под названием «Красный путиловец».

Вскоре после войны только что возглавивший компанию Генри Форд-младший посетил западные зоны Германии, где рассматривал возможность приобретения по номинальной цене завода «Фольксваген» в Вольфсбурге, но не увидел перспективы в производстве легковых машин в разоренной стране и заявил представителям британской военной администрации: «Делайте с ним, что хотите». По данным за первое полугодие 2018 года, «Фольксваген» почти вдвое превзошел «Форд» по количеству проданных машин.

Американцы называли «форд Т» Tin Lizzie. Русский перевод «жестянка Лиззи» звучит уничижительно, а оригинал нет, поскольку «Лиззи» было самым распространенным в Штатах именем фермерской лошади.

На «фордах Т» ездили Эрнест Хемингуэй в бытность санитаром на Итальянском фронте Первой мировой войны и Василий Иванович Чапаев.

Чтобы напомнить рабочим о технике безопасности, Форд велел повесить перед воротами его заводов плакаты: «Помни, что Бог создал человека без запасных частей!».

Он окончил лишь начальную школу и любил повторять, что ум — это способность привлекать и использовать людей более образованных, чем ты сам.

Форд создал не только первый массовый автомобиль, но и один из первых пассажирских самолетов — трехмоторный металлический моноплан Ford Trimotor, серийно выпускавшийся в 1927—1933 годах. По аналогии с «Жестяной Лиззи» его называли «Жестяной Гусь».

Форд в 1915 году отправился в Европу и пытался разъяснить народам и правительствам элементарную для него мысль, что делать бизнес выгоднее, чем воевать.

Оставаясь христианином, он верил в переселение душ и считал себя реинкарнацией солдата-северянина, погибшего в битве под Геттисбергом в год его рождения.

Все равно кем, главное – снова с Кларой: финал жизни миллиардера-самоучки

Несмотря на полуаскетичный образ жизни, а Форда мало интересовала материальная сторона его личного бытия, позаботиться о продолжении рода он не забыл. В его жизни была всего одна женщина и это – супруга. Когда журналисты спросили, кем бы он желал стать, если бы существовала реинкарнация, он ответил, что готов быть кем-угодно, лишь бы рядышком с Кларой.

Жена, сын и внук

Когда отец предложил юному Генри землю в обмен на изобретения, он согласился неспроста. В 1887 году он встретил дочку фермера Клару Брайант и без памяти влюбился. В том же году пара поженилась и поселилась на собственном участке в только что выстроенном домике. Однако приехав туда через несколько месяцев, отец Форда обнаружил уютное гнездышко покинутым: сын забрал жену, во всем его поддерживающую, и отправился искать лучшей судьбы на завод Эдисона.

В ноябре 1893-го у них родился первый и единственный ребенок Эдсел Брайант Форд, скончавшийся в сорок третьем от рака желудка. Но прежде чем отдать Богу душу, Эдсел успел тоже стать отцом. Его сынишка, Генри Форд II, взял в свои руки управление колоссальными мощностями фордовских заводов после окончания Второй мировой войны. Достижения Генри Форда младшего не уступают его прославленным предкам.

Причина смерти и похороны

В тысяча девятьсот сорок пятом году Генри Форд старший полностью отстраняется от дел, передав бразды правления своему внуку. Он всегда видел в этом мальчике потенциал, потому волноваться не стал и перепроверять его успехи тоже. В этот момент он решил вернуться в уютный домик в Дирборне, чтобы в тишине и покое дожить свой век.

Седьмого апреля сорок седьмого года в собственном поместье Fair Lane он скончался от инсульта (кровоизлияние в мозг). Говорят, что накануне он смотрел документальную кинохронику о зверствах нацистов, и она его так впечатлила, что он просто не смог этого пережить. Похоронили его скромно на местном кладбище.

Высказывания изобретателя

Лучшая в мире машина – это новая машина!

Физкультура и гимнастика является полной нелепицей. Здоровым она совершенно ни к чему, а больным даже противопоказана.

Из тех, кто начинал какое-либо дело, сдавшихся намного больше, чем по-настоящему побежденных.

Время не прощает, если его растрачивают впустую.

Любое дело можно делать лучше, чем оно делалось до этого.

Я никогда не скажу вам: «Сделайте это». Я говорю: «Мне интересно, сможете ли вы это сделать».

Заключение

Форд говорил, что нельзя судить о человеке по его образованию и прошлому опыту. В книге «Моя жизнь, мои достижения» он подчеркивал, что ценил сотрудников только за желание работать. Известно, что Генри Форд ушел из жизни в возрасте 83 лет, передав компанию своему внуку. До самой смерти Генри поддерживал хорошую физическую форму. Он говорил: «Жизнь – это не остановка, а путешествие. Если кто-то считает, что «остановился отдохнуть»… скорее всего, он скатывается вниз».

2019, Все о финансах. Все права защищены. Копирование материалов только с разрешения автора.

Правоприменительная практика и/или законодательство РФ меняется достаточно быстро и информация в статьях может не успеть обновиться.Самую свежую и актуальную правовую информацию, с учетом индивидуальных нюансов вашей проблемы, можно получить по круглосуточным бесплатным телефонам:

или заполнив форму ниже.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector