Знак «обгон запрещен» — зона действия дорожного знака и штраф за его нарушение

Особенности действия знака

Знак, который выполнен в соответствии с ГОСТ и выглядит как красный круг, внутри которого нарисованы два автомобиля (красного и черного цвета), запрещает выполнять обгон всех ТС.

При этом есть несколько исключений:

  • тихоходные транспортные средства;
  • мопеды;
  • мотороллеры;
  • гужевые повозки;
  • двухколесные ТС без коляски.

Даже если стоит запрещающий знак и сплошная линия нанесена на дорожное покрытие, совершить обгонные маневры в этих исключительных случаях можно. Но сперва вы обязаны убедиться, что на встречке отсутствуют другие машины.

Знак имеет определенные зоны, на которые распространяется его действие. А именно:

  • населенные пункты, следуя до первого перекрестка;
  • при отсутствии регулируемого или нерегулируемого перекрестка до знака об окончании населенного пункта;
  • за населенным пунктом до перекрестка;
  • за населенными пунктами до установленного после них знака 3.21 (снимает ограничения на обгон);
  • в соответствии с дополнительной информационной табличкой;
  • знак не заканчивает свое действие в случае пересечения главной дороги (картинка в виде ромба на желтом фоне);
  • знак не прекращает действие в случае пересечения автодороги с выездами от прилегающих территорий.

Если дорога без разметки, водителю следует ориентироваться сугубо по дорожным знакам. При наличии запрещающих указателей рисковать не стоит.

Многих вводит в заблуждение ситуация, когда стоит 3.20 и прерывистая линия. Здесь в приоритете сам знак, а не разметка. Потому если водитель обогнал при таких условиях, штраф наверняка получит. Зона действия регламентируется знаком, дополнительными указателями и обозначениями, снимающими ранее действующие запреты.

Дополнительные нюансы

Прерывистая в сочетании с 3.20 говорит нам о том, что обгон совершить можно. Но только тех транспортных средств, которые попали под категорию исключений. Список был приведен выше.

Несколько иначе выглядит сплошная без знака, которая запрещает обгон. Подобная разметка уже сама по себе говорит водителю о том, что выезжать на сторону встречного движения нельзя. Некоторые ошибочно трактуют правила, считая, что обгонять в подобных условиях тихоходные ТС допускается. Это не так. За подобные маневры вы рискуете заработать солидный штраф, либо даже лишиться водительского удостоверения.

Правило знака 3.20 достаточно противоречивое в сочетании с дорожной разметкой. Но помните, что у нас действует правило приоритета знаков над разметкой. Потому не стоит пытаться доказывать, что стертая сплошная линия является поводов для совершения обгонных маневров. Если стоит указатель 3.20, вы будете виноваты. А потому понесете соответствующее наказание.

Если же водитель начал обгон до знака и по прерывистой линии, завершив маневр уже за ними, то ничего страшного в этом нет. Подобные действия не противоречат закону. А если сотрудник ДПС остановит и скажет, что водитель нарушил, пусть предъявляет доказательства нарушения. Таковых у него нет, поскольку маневр начался еще до знака.

Если впереди указатель 3.21 (снимает ограничения знака 3.20) и прерывистая линия, вы спокойно можете продолжать движение, совершая обгонные маневры. То же самое касается ситуаций, когда ограничения на обгон сняты, но нет разметки. Только следите, чтобы впереди не стояли новые ограничители.

Как попробовать оправдаться и можно ли избежать лишения прав

Вопрос о том, как избежать административной ответственности, возникает у водителя в первый же момент после остановки инспектором дорожной полиции. Но не стоит сразу посыпать голову пеплом и каяться во всех грехах.

Необходимо сразу понять, что между административным штрафом в 5000 руб. и лишением водительских прав в законе стоит слово «либо». Решение о мере наказания должен принимать руководитель соответствующего подразделения дорожной полиции на основании длительности пребывания нарушителя на встречной полосе, траектории его движения и многих других факторов. Обстоятельства могут как смягчать, так и отягчать ответственность нарушителя. Поэтому изначально следует учитывать все обстоятельства правонарушения. Если, к примеру, нарушивший водитель без причины двигался по встречной полосе на протяжении километра, создав при этом несколько аварийных ситуаций, то надеяться на минимальный штраф ему вряд ли стоит.

Окончательное решение о наказании принимает суд. Поэтому стоит хорошо подготовиться к процессу. Если есть возможность, то желательно поручить защиту своих интересов профильному адвокату, который имеет богатый положительный опыт в решении дел, связанных с нарушениями правил дорожного движения. Надо понять, что далеко не всегда суд (при выявлении нарушения на дороге непосредственно сотрудниками дорожной полиции) ограничивается штрафом в пять тысяч. Лишение прав приводит к гораздо большим проблемам, поэтому стоит всё же перестраховаться и обратиться за помощью к автоадвокату.

Окончательное решение по наказанию за нарушение ПДД принимает суд

Самостоятельно оспорить решение инспектора дорожной полиции можно попробовать, доказав, что отсутствовала реальная возможность объехать препятствие справа. Это не позволяло сделать состояние дорожного покрытия на данном участке дороги, размеры автомобиля или возможность создания опасной ситуации для других участников движения, пешеходов, строений, дорожных конструкций и т. д. Безусловно, судья не станет выезжать на место, где было совершено нарушение, поэтому в этом случае огромным подспорьем станет запись видеорегистратора, на которой должны быть отображены все упомянутые нюансы.

Вторым способом оспорить решение о наказании станет доказательство того, что знак не соответствует требованиям закона и установлен с нарушением ГОСТа (ГОСТ Р 52289–2004). Те знаки, которые устанавливались без соблюдения соответствующих требований, входят в противоречие с правилами дорожного движения. Опыт говорит о том, что доказать несоответствие знака техническим требованиям можно, но сложно. Поэтому придётся повоевать в суде.

Дорожная служба может принести извинения водителю, но суд не примет во внимание техническое несоответствие. Как правило, суды настолько завалены текущей работой, что нарушители ПДД являются для них чем-то, похожим на назойливое насекомое, которое мешает работать над более приоритетными задачами

Поэтому рассмотрение соответствующих дел часто происходит бегло, при этом судья совершенно не вникает в суть дела. Часто дотошный нарушитель может доказать свою невиновность только в апелляционном суде.

Кстати, как показывает практика, именно апелляционный суд чаще выносит более справедливые решения по нарушениям ПДД, чем суд первой инстанции. Но следует учесть, что подача апелляции — дело непростое, особенно для людей, которые никогда или практически никогда не сталкивались с подобными задачами. Поэтому участие адвоката станет очень желательным. И, соответственно, может значительно поднять стоимость самой процедуры восстановления справедливости. Именно поэтому большинство водителей, которым был присуждён штраф, смиряются с подобным судебным решением. До Апелляционного суда доходят немногие и то, как правило, те, кому присуждено лишение водительских прав. Этот фактор становится иногда определяющим в относительно небрежном и поверхностном рассмотрении дел о нарушениях правил дорожного движения.

Кстати, иногда можно даже превратиться в пострадавшего. Это может случиться, к примеру, в том случае, когда инспектор ГИБДД составил протокол при несоответствии требований знака и дорожной разметки, хотя должен был немедленно доложить вышестоящему руководству о выявленной проблеме, а не искать возможность оштрафовать незадачливого и не знающего досконально ПДД водителя. Если водителю удастся доказать свою правоту, то инспектор будет наказан, вплоть до увольнения с работы. В подобном случае опять будет крайне важна информация с видеорегистратора.

Знак «Обгон запрещен»

В ПДД РФ данному символу присвоен номер 3.20. Знак относится к категории запрещающих. Он устанавливается на участках, которые характеризуются повышенной степенью опасности из-за ограниченной видимости. Примером может быть крутой поворот или же особенности рельефа, не позволяющие осуществить маневр по правилам.

Согласно ПДД, знак «Обгон запрещен» имеет круглую форму. На белом фоне схематично изображены два легковых автомобиля красного и черного цвета. Знак окаймлен красной полосой. Символ отвечает всем требованиям, в том числе и видимости, в связи с чем не заметить его невозможно.

Когда нельзя обгонять?

Правила ДД (11. 2) освещают моменты, когда запрещен обгон. Вот основные из них:

  • Движущееся авто опережает другое ТС или объезжает стоящий предмет.
  • Впереди двигающееся авто поворачивает налево, подавая соответствующий сигнал.
  • Движущаяся позади машина обгоняет впереди идущие ТС.
  • Шофер не уверен в том, что сможет и успеет после опережения встать на изначально выбранный путь.
  • При недостаточной для маневрирования скорости нельзя заезжать вперед.
  • Запрещается ехать по «встречке», разделенной трамвайными рельсами, а также прерывистой линией, расположенной слева или разметками: 1. 1; 1. 3; 1. 11. Согласно п. 9.1, при двухстороннем движении нельзя ехать навстречу движущемуся автотранспорту при разделении трассы одной или двумя сплошными линиями. Когда заканчивается прерывистая разметка, водителю стоит быстро вернуться в исходное положение.

Если нарушить знак «обгон запрещён», какой штраф грозит

К нарушителям регламента в зоне действия знака обгон запрещён будет применено наказание, регламентированное КоАП России:

  • первичное нарушение – в 2018 году произошло ужесточение санкций против водителей, совершивших манёвр, где обгон запрещён. Так, сумма штрафа теперь составляет 5 000 рублей за первое нарушение. При этом существует уточнение, позволяющее снизить размер штрафа до 1-1,5 тыс. р. Речь идёт о выезде на трамвайные пути встречного направления, а также зоне дорожного пути, которая соединяется с зоной разворота или дополнительного поворота (влево или вправо). Не исключена возможность лишиться прав на срок 4-6 месяцев, если подобное нарушение сочеталось с большим набором иных;
  • если задета разметка – множество спорных ситуаций вызывает не выезд на встречную полосу, а лишь наезд на линию разметки при совершении манёвра.  Подобное нарушение грозит штрафом в 500 р. Если дорожная полиция пытается наказать водителя лишением прав, последний имеет право защищать интересы в суде. В качестве доказательств целесообразно предоставить запись с видеорегистратора, подтверждающую, что ТС не покидало линии движения;
  • если факт нарушения подтверждён только камерой – размер штрафа идентичен как если бы нарушитель был пойман сотрудником ГИБДД в первый раз;

повторное нарушение – последние годы имели тенденцию ужесточения наказаний за повторные правонарушения. Так, для злостных нарушителей требования знака предусмотрено лишение прав сроком на 1 год. Ещё одно нововведение – по истечению срока наказания водителю придётся заново сдавать экзамен в ГИБДД. Сдавать экзамен можно не ограниченное количество раз, чтобы добиться успешного результата. 

По итогам правонарушения составляется протокол, который содержит:

  • нумерацию;
  • место нарушения, дату с указанием времени;
  • ФИО работника ГИБДД с указанием должности;
  • личные данные нарушителя;
  • сведения о повторных привлечениях к ответственности;
  • реквизиты паспорта;
  • обстоятельства нарушения;
  • статью КоАП;
  • объяснения нарушителя (согласен или нет);
  • отметка о получении водителем своего экземпляра;
  • подпись сотрудника ГИБДД;
  • подпись водителя или отказ от подписания.

Согласно российскому законодательству, нарушитель имеет право не свидетельствовать против себя и не подписывать согласие с протоколом. Водитель может оспорить протокол в суде в течение 10-ти дней с даты составления. 

Воспользоваться снижением нельзя при следующих категориях штрафов:

  • водитель управлял автомобилем под влиянием алкоголя или наркотиков;
  • скорость превышена более чем на 40 км/ч от предписанной;
  • водитель проигнорировал сигнал светофора;
  • игнорирование знака «Обгон запрещён»;
  • водитель стал виновником ДТП;
  • управление не зарегистрированным по закону ТС. 

Иными словами, в 2018 году оплатить штраф за нарушение знака о запрете обгона со скидкой не получится. 

Оплатить постановление необходимо в течение 60 дней с даты вынесения. Оплатить можно онлайн, через портал Госуслуг, а также в банке. Если нарушитель своевременно не оплатит штраф, дело будет передано в Федеральную службу судебных приставов, а несоблюдение предписания приведёт к увеличению наказания в 2 раза. ФССП в свою очередь может арестовать имущество должника, препятствовать выезду за рубеж, ходатайствовать о вычете штрафа из заработной платы либо определить нарушителя на исправительные работы. 

Каждому водителю необходимо отслеживать состояние нарушений. Для этого можно воспользоваться специализированными сервисами на сайте ГИБДД или Госуслугах. Потребуется заполнить форму, внести данные о номере авто, реквизиты водительских прав.

Как водителю себя вести, если остановил инспектор ГИБДД и выписывает штраф за неправильный обгон

Если водителя остановил сотрудник полиции за неправомерный обгон нужно:

  • выйти из автомобиля и предъявить по требованию инспектора водительское удостоверение, иные документы на машину;
  • спокойно выяснить, какое правило дорожного движения было нарушено;
  • изложить свою точку зрения о случившемся

На дороге могут быть препятствия, из-за которых водитель может снизить штраф до 1000-1500 рублей.

Не запрещается проводить автомобилистам фото и видео-фиксацию.

Инспектор ГИБДД не имеет права забирать у водителя права и отправлять машину на штрафстоянку за неправильный обгон.

Наказания можно избежать в следующих случаях:

  1. обгон совершен в отношении тихоходного транспортного средства, на котором обязательно должен быть установлен знак в виде треугольника с желтой рамкой и красной серединой.
  2. Сюда же можно отнести гужевые повозки, мотоциклы, мопеды, скутеры, другие двухколесные средства транспорта, одиночных велосипедистов и их группы.

Для фиксации правонарушения немедленно составляется протокол (ст. 28.5 КоАП). В нем указывается:

  • порядковый номер;
  • дата, время и место изготовления;
  • должность и ФИО сотрудника ГИБДД;
  • персональные данные нарушителя (ФИО, место работы, место жительства, дата и место рождения);
  • информация о неоднократном привлечении к ответственности;
  • паспортные данные;
  • обстоятельства административного правонарушения;
  • вменяемая норма закона;
  • объяснения лица (согласен или нет с сотрудником ГИБДД);
  • отметка водителя о вручении протокола;
  • подпись составителя;
  • подпись нарушителя или отметка об отказе в подписании протокола.

Согласно п. 3 ст. 28.2 Кодекса об административных правонарушениях лицу разъясняются его права, а также дается право на ознакомление с протоколом в полном объеме (п. 4 ст. 28.2 КоАП России).

Вопросы читателей

Ответ: В соответствии с ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ, если автомобилист решит погасить задолженность в первые 20 дней с момента назначения наказания, он сможет получить скидку. Итоговая сумма штрафа в этом случае составит 2500 рублей.

В приведенной норме дополнительно отмечено, что льгота не распространяется на ч. 5 ст. 12.15 КоАП РФ. Иными словами, на повторные аналогичные нарушения скидка не предоставляется.

Ответ: Согласно ст. 29.6 КоАП РФ, дела подлежат рассмотрению в течение 2 месяцев с момента получения всех необходимых материалов судьей. Конкретная дата заседания определяется индивидуально, исходя из текущей загруженности суда. При этом все участвующие лица (в том числе водитель) будут обязательно уведомлены об этом заранее.

Ответ: Согласно ст. 4.2 КоАП РФ, данное обстоятельство может быть признано смягчающим, что повлияет на выбор итоговой меры ответственности. Для этого потребуется представить подтверждающие документы. Следует учитывать, что при регулярных нарушениях это обстоятельство может не учитываться судом в качестве смягчающего.

Ответ: Согласно Разделу 1 Приложения 2 к ПДД, знаки всегда имеют приоритет над разметкой. Выполнение маневра в этом случае будет считаться нарушением.

Установка знака 3.20 производится на сложных участках дороги, где выполнение маневра создаст опасность для других автомобилистов. Но даже в зоне его действия разрешается обгонять тихоходные автомобили, мотоциклы и велосипеды. Правилами также предусматривается нанесение дублирующей разметки, но в случае ее противоречия следует руководствоваться предписаниями знаков. За нарушение водителю может быть назначено наказание — от штрафа 5000 рублей до лишения прав на 1 год.

Как выглядит знак, где он обычно устанавливается и какова зона действия

Для начала следует сказать, что изменения в правилах обгона существенно изменили ситуацию на дорогах России. Определённая категория водителей, которые за рулём уже много лет (а их большинство) твёрдо усвоила принцип, согласно которому обгон справа запрещён. И поэтому автомобиль в их зеркале заднего вида, который приближается к ним справа, вызывает инстинктивное желание уступить ему дорогу и вывернуть руль в эту же сторону. Часто столкновение в подобной ситуации просто неизбежно. Именно поэтому необходимо строго соблюдать ПДД, следить за последними изменениями в них и следовать указаниям знаков и дорожной разметки.

Так выглядит стационарный знак, запрещающий обгон

Знак «Обгон запрещён» входит в число запрещающих знаков. Он имеет персональный номер в ПДД России — 3.20. Этот знак при установке должен категорически запрещать обгон практически всех транспортных средств. Исключением станут только мопеды и двухколёсные мотоциклы без коляски, гужевой транспорт, велосипеды и тихоходные транспортные средства. Знак «Обгон запрещён» устанавливается на тех участках дороги, которые могут стать аварийно-опасными в случае обгона: на поворотах, подъёмах, участках с плохим дорожным покрытием, местах сужения и т. д.

Участок дороги, на который распространяется действие знака, начинается от того места, где он установлен, и до первого перекрёстка по ходу движения. В населённых пунктах знак действует (при отсутствии перекрёстков) до конца населённого пункта. Действие знака не может быть прервано выездами с прилегающих территорий и в тех местах, где главная дорога пересекается просёлочными, лесными и другими дорогами, которые можно считать примыкающими и второстепенными. Таковыми могут считаться те дороги, которые не имеют твёрдого покрытия и знака, обозначающего перекрёсток.

Водителям следует помнить, что выезды из дворов не являются перекрёстками и, соответственно, не отменяют действия знака «Обгон запрещён».

Зона действия ограничивается также дополнительным указанием расстояния его актуальности, которое даётся непосредственно под установленным знаком. Зона ограничивается также знаками, обозначающими отмену действия данного знака («Конец зоны запрещения обгона» – № 3.21) и знаком «Конец зоны всех ограничений» (№ 3.31в ПДД).

Кстати, название этого знака отдаёт пафосностью: он отменяет только девять запрещающих знаков и никоим образом не может отменить все реальные ограничения, с которыми может столкнуться отечественный водитель, особенно если речь идёт о российской глубинке. Есть определённые ограничения, для которых знаки не требуются. Главным в их определении станет инстинкт самосохранения.

Так выглядит знак «Конец зоны всех ограничений»

Особо следует сказать об игнорировании знака «Обгон запрещён» (в том числе) в южных регионах России. Статистика говорит о том, что именно Южный федеральный округ отличается системным игнорированием дорожных знаков и разметки. На некоторых дорогах (например, в Башкирии) часто отсутствует дорожная разметка, которая не наносилась десятки лет. В больших городах водители стараются всё же соблюдать требования дорожных знаков, но, скорее, из чувства самосохранения ввиду большого трафика на дорогах.

Спорные ситуации

Иногда особо «продвинутые» водители считают установку знака «Обгон запрещён» на определённом участке дороги необоснованным и, соответственно, его игнорируют. Понятно, что инспектору ГИБДД они не смогут доказать свою невиновность или абсурдность установки в определённом месте. На практике же возникает большое количество спорных ситуаций. Рассмотрим подробнее наиболее типичные.

Ситуация первая

Водитель движущегося автомобиля начал манёвр обгона ещё до начала действия знака, запрещающего обгон, а закончил его уже непосредственно в зоне действия. Причиной этого могло стать, к примеру, то, что транспортное средство, которое двигалось впереди, закрыло собой знак, а едущий сзади водитель просто не увидел его. В подобном случае следует внимательно присматриваться к разметке на дороге. Перед участком дороги, где запрещается обгон, штрихи, составляющие прерывистую линию, удлиняются и постепенно переходят в сплошную линию. Даже если водитель не увидел знака, то его действия вряд ли подлежат оправданию, а ГИБДД имеет все основания для его наказания.

Вторая

Водитель движущегося автомобиля видит транспортное средство, которое движется с малой скоростью, например, менее 30 км в час. Соответственно, для продолжения движения ему потребуется выехать на встречную полосу движения в пределах действия запрета на обгон. Вопрос в том, является ли ТС, которое обогнал водитель, тихоходным. Следует знать, что тихоходные транспортные средства должны обозначаться особыми значками в виде красных треугольников, имеющих жёлтую окантовку. Если такого значка на обгоняемом транспортном средстве не наблюдается, то его тихоходным считать нельзя и обгон в этом случае станет явным нарушением ПДД.

Так выглядит и располагается знак тихоходного транспортного средства

Третья

Иногда просто нет возможности избежать нарушения действия знака. Это может случиться, например, когда приходиться объезжать большую яму (явление нередкое), стоящий автомобиль или место, где недавно произошла авария. В подобном случае следует попытаться объехать подобное препятствие справа. Если же подобной возможности нет, то придётся объезжать, выехав на встречную полосу. В этом случае сотрудники ГИБДД могут «инкриминировать» нарушение с последующим существенным уроном для личного или семейного бюджета. Но следует знать, что в подавляющем большинстве случаев в подобных ситуациях правила разрешают подобный манёвр. Но как ни странно, инспектор может трактовать это по-своему. Поэтому водителю следует понимать, что он сможет доказать свою невиновность в суде и, соответственно, не соглашаться с выводами инспектора в составленном протоколе.

Четвёртая

Иногда едущий водитель может с удивлением заметить, что разметка на дороге входит в явное противоречие с требованиями установленных знаков. К примеру, участок дороги, на котором за знаком «Обгон запрещён» продолжается прерывистая разметка, явно разрешающая подобный манёвр, может ввести законопослушного водителя в ступор. Что делать ?

По логике вещей, наличие прерывистой линии говорит о том, что зона ограниченной видимости закончилась и, соответственно, запрещение обгона уже не является актуальным. Но дело в том, что «бдительный» инспектор не зря много часов ждал, когда возникнет подобная ситуация. Он смело останавливает «нарушителя» и составляет протокол. Так вот, протокол не следует подписывать и в этом случае. Следует ещё раз открыть книжечку, в которой подробно расписаны ПДД, и убедиться в том, что дорожная разметка имеет приоритет. Исключением станут лишь временные знаки, требующие ограничения определённых действий водителей (к примеру, тот же знак на жёлтом фоне). При этом сами инспекторы должны принять меры к исправлению этой неоднозначной ситуации на дороге.

Водителю, хорошо знающему ПДД, следует вести себя уверенно и напомнить сотрудникам дорожной полиции об их непосредственных обязанностях в таком случае. Скорее всего, они это и сами знают, поэтому разговор может закончиться невнятным: «Больше не нарушайте» и пожеланиями счастливого пути.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector