Система охлаждения двигателя

Установка новой помпы

Прежде чем установить новый насос охлаждающей жидкости, оцените его состояние – не должно быть на корпусе никаких повреждений, задиров. Чтобы обеспечить максимальную герметичность, необходимо всю поверхность на блоке двигателя, к которой прилегает корпус помпы, зачистить до блеска и обезжирить. На прокладку с обеих сторон нанесите тонкий слой белого герметика. Слишком толстый делать не стоит – дольше сохнуть будет, да и надежность от этого пострадает, так как часть герметика может попасть внутрь системы охлаждения.

После этого устанавливаете прокладку и помпу на место, наживляете гайки, но не затягиваете их. Необходимо дождаться, когда герметик начнет застывать – для этого потребуется 15-25 минут. Только после того как он застынет, можно затянуть все резьбовые соединения крест-накрест для равномерности. На этом ремонт ВАЗ-2106 не окончен – потребуется установить на место все патрубки. Хомуты желательно использовать новые, замените и прокладку под трубкой, идущей к крану отопителя.

Устройство

Первое, откуда жидкость начинает свой ход – радиатор. На моделях ВАЗ 2106, устанавливались радиаторы двух типов – медные и алюминиевые. Первый – более качественный, и при появлении трещин на его поверхности, их запросто можно заварить. В отличии него, любая трещина на алюминиевой детали – верная ее смерть.

Радиатор образно состоит из трех частей: верхний бочок, охладительные соты и нижний бочок. В верхнем бачке имеется заливная горловина, для добавки охлаждающей жидкости. В процессе работы, в данном бачке собирается горячая жидкость, прошедшая один цикл. Далее, она спускается в нижний бочок, через соты, попутно охлаждаясь вентилятором. И в нижнем бачке, жидкость уже полностью охлажденная, и готова к эксплуатации.


Устройство радиатора

Сверху и снизу, к радиатору подводятся трубки: две широкие и одна узкая. Узкая трубка, соединяет радиатор с расширительным бочком, предназначенным для попадания в него лишней жидкости при нагревании и расширении. Верхняя широкая трубка, соединяет деталь с термостатом, который, в свою очередь, с помощью клапана регулирует поток охлаждающей жидкости. От термостата жидкость может идти, как обратно в блок цилиндров двигателя, так и в радиатор.

Для принудительного циркулирования, в системе предусматривается насос, который качает антифриз, создавая давление внутри блока. Между цилиндрами, предусматривается специально изготовленная пустота, куда и попадает данная жидкость.

Жидкостный насос

Данный элемент системы позволяет улучшить циркуляцию жидкости по патрубкам и радиаторам. Конечно, за счет того что горячий антифриз движется, вытесняя холодный, система кое-как, но будет работать

Однако крайне важно придать дополнительное ускорение, чтобы обеспечить два условия. Во-первых, жидкость не должна нагреваться до критических температур

Во-вторых, она должна как можно быстрее охлаждаться. Кратковременный нагрев и охлаждение позволяют удержать температуру на заданном уровне.

Жидкостный насос – это ротор в алюминиевом корпусе, у которого с внутренней стороны находится крыльчатка, а с внешней — шкив привода. Именно с помощью крыльчатки нормально работает система охлаждения ВАЗ-2106 (схема движения потоков жидкости приведена на рисунке выше). Крыльчатка изготавливается из пластика. Но встречаются и алюминиевые образцы, только использовать их неразумно по той причине, что они могут быстро разрушиться в случае применения воды, а не антифриза. Наиболее частая неисправность в помпе – это поломка подшипника. Она может разбиваться постепенно при чрезмерном натяжении ремня привода.

Этапы замены охлаждающей жидкости ВАЗ 2107

На большинстве классических автомобилях Лада предусмотрен слив с радиатора, а также двигателя. Но перед заливом нового антифриза рекомендуется производить промывку системы охлаждения, чтобы исключить попадание примесей в новую жидкость.

За время производства ВАЗ 2107 было выпущено большое количество модификаций, которые комплектовались различными двигателями. Но на данный момент самыми популярными являются бензиновые версии в вариантах карбюратор, а также инжектор.

Перед началом замены жидкости охлаждения, чтобы не получить ожоги, нужно дождаться полного остывания двигателя. Также следует избегать попадания антифриза или тосола на кожу, в глаза и органы пищеварения, так как химический состав жидкостей является ядовитым.

Слив охлаждающей жидкости

До начала процедуры слива следует подготовить инструменты, тару под отработанный антифриз, а также новые жидкости для последующего залива. Если установлена защита под двигателем, ее тоже можно снять, для удобства.

Далее выполняем процедуру слива жидкости с ВАЗ 2107:

  1. Поворачиваем регулятор температуры в салоне в максимальное положение вправо (Рис.1). Рис.1 Управление температурой
  2. Находим снизу в левом углу радиатора пробку и откручиваем ее, предварительно подставив под радиатор емкость для слива. (Рис.2). На старых версиях, этой пробки нет, там установлен датчик включения вентилятора. Для слива тосола его необходимо открутить, сделать это можно ключом на 30мм. Рис.2 Сливная пробка радиатора
  3. После этого откручиваем пробку на заливной горловине радиатора, а также расширительном бачке, для более быстрого слива жидкости (Рис.3). Рис.3 Крышки на заливных горловинах
  4. Отстегиваем крепление расширительного бачка и поднимаем его вверх (Рис.4). При этом жидкость сольется через сливное отверстие радиатора. А сам бачок можно полностью снять и промыть. Рис.4 Крепление бачка
  5. Для слива охлаждающей жидкости с двигателя, нужно открутить сливной болт, воспользовавшись для этого ключом на 13мм. Сам болт находится с левой стороны, под него можно подставить лейку, для меньшего разбрызгивания жидкости (Рис.5). Рис.5 Сливной болт на блоке двигателя

Промывка системы охлаждения

При наличии в слитой жидкости отложений или переходе с тосола на антифриз, следует произвести промывку системы. Для этого нужно выполнить следующие действия:

  1. через расширительный бачок ВАЗ 2107 пролейте систему обычной водой. Пробки должны быть открыты;
  2. закрутите сливную пробку и болт;
  3. заполните систему средством для промывки (можно использовать Liqui Moly Kuhlerreiniger или промывка системы охлаждения Lavr) с дистиллированной водой (6-7 литров);
  4. запустите двигатель. Прогрейте до 90 градусов;
  5. оставьте поработать на холостых на 5-10 минут, в зависимости от загрязнения системы;
  6. заглушите. Дайте остыть двигателю примерно до 60 градусов;
  7. слейте промывку теми же действиями, что и старую жидкость;
  8. закрутите обе пробки;
  9. залейте дистиллированную воду для ополаскивания системы охлаждения;
  10. заведите автомобиль и прогрейте до 90 градусов;
  11. заглушите и дайте остыть до 60 градусов, слейте;
  12. при необходимости повторите пункты 8, 9, 10 и 11.

Заливка без воздушных пробок

Для заливки новой жидкости в систему охлаждения можно воспользоваться инструкцией, которая описана в книге по ремонту и эксплуатации автомобилей. Но делая по ней, у автомобилистов очень часто образовываются воздушные пробки.

Итак, приступаем к правильной заливке:

  1. Если у вас инжектор, то снимаем один из шлангов, идущих на обогрев дроссельного узла (Рис.6). Рис.6 Шланги на обогрев дросселя
  2. Если у вас карбюратор, то снимаем резиновый шланг со штуцера над впускным коллектором (Рис.7). Рис.7 Резиновый шланг
  3. Сливная пробка на радиаторе должна быть закрыта, а на блоке двигателя открыта. Начинаем заливать тосол в радиатор. Как только он потечет из отверстия на блоке, закручиваем болт на место.
  4. Продолжаем заливать тосол, до тех пор, пока он не польется из мест, обозначенных на рисунках 6 или 7, в зависимости от модификации. После этого ставим шланги на место.
  5. Теперь заполняем радиатор до верха горловины и закручиваем крышку. Наполняем расширительный бачок на несколько сантиметров выше отметки MIN.
  6. Заводим машину, прогреваем до рабочей температуры, даем поработать 5 минут, после чего глушим.

Таким образом, залив охлаждающей жидкости без образования воздушных пробок закончен. Осталось протереть пролитый тосол и дождаться остывания двигателя. На уже остывшей машине проверяем еще раз уровень в расширительном бачке и при необходимости доливаем.

Штатная система охлаждения «шестерки»

Такая система охлаждения ВАЗ 2106, схема которой расположена на многих автомобильных интернет-ресурсах, включает в себя следующие основные компоненты:

  • водяной насос (помпу);
  • радиатор;
  • термостат;
  • расширительный бачок;
  • патрубки системы охлаждения трубопроводов и шлангов;
  • вентилятор электрического типа;
  • охладительные рубашки блока и ГБЦ.

В штатной работе системы охлаждения применяется особенная автомобильная жидкость-охладитель марки «Тосол А-40 (65)», которая состоит из водного раствора этиленгликоля с особенными добавками. Число после литеры «А» означает стартовое температурное значение кристаллизации охладителя в системе охлаждения.

В летне-весенний сезон некоторые автолюбители могут добавлять в тосол воду, однако, мы это делать не рекомендуем, т.к. снижаются смазывающие свойства охладителя, что негативно влияет на техническое состояние компонентов водяного насоса транспортного средства. При подогреве или в ходе эксплуатации силовой установки рабочее тело системы охлаждения подлежит расширению. Поэтому необходимо заполнять объем системы охлаждения не в полной мере, т.к. часть расширенной и нагретой жидкости вытечет.

Линейный коэффициент текучести тосола меньше такого же параметра у воды, т.е. способность к проникновению через микроскопические щели у охладителя выше. В связи с этим повышаются требования к герметичности системы охлаждения двигателя ВАЗ 2106, т.е. к крепежу патрубков системы охлаждения и иных соединений. Заменять жидкостной объем системы охлаждения полностью рекомендуется после пробега транспортным средством расстояния в 60 тыс. км, но не реже чем в двухгодичный срок. Главное при этом – не понижать концентрацию этиленгликоля в охладителе за счет доливания воды.

Методы проверки температурных датчиков

Если водитель хочет наверняка убедиться в том, что причиной проблем с машиной является именно датчик антифриза, то придётся провести несложную процедуру проверки. Но прежде чем приступать к ней, надо убедиться в целостности автомобильной проводки. Как уже говорилось выше, чтобы датчик нормально работал, на него нужно непрерывно подавать напряжение в 5 вольт. Чтобы удостовериться в том, что подаваемое напряжение не отклоняется от этого значения, следует завести машину, а затем снять с датчика провода и подключить их к мультиметру. Если прибор чётко показывает 5 вольт, то с проводкой проблем нет и можно приступать к обследованию самого датчика. Методов проверки существует два. Перечислим их.

Проверка в горячей воде

Последовательность действий в этом варианте несложная.

  1. Датчик помещается в кастрюлю с холодной водой. Туда же опускается электронный термометр (он намного удобнее обычного, потому что измеряемые температуры будут довольно высокими).

  2. К датчику подключается мультиметр (его следует переключить так, чтобы он измерял сопротивление).
  3. Кастрюля с датчиком и термометром устанавливается на газовую плиту.
  4. По мере нагрева воды записываются показания термометра и соответствующие им значения сопротивления, выдаваемые мультиметром. Показания фиксируются через каждые пять градусов.
  5. Полученные значения следует сравнить с цифрами, приведёнными в таблице ниже.
  6. Если показания, полученные при проверке, отклоняются от табличных более чем на 10%, значит, датчик неисправен и нуждается в замене.
Температура, °C Сопротивление, Ом
+5 7280
+10 5670
+15 4450
+20 3520
+25 2796
+30 2238
+40 1459
+45 1188
+50 973
+60 667
+70 467
+80 332
+90 241
+100 177

Этот способ проверки датчика проще предыдущего, однако менее точен. Основан он на том, что температура кипящей воды достигает ста градусов и выше не поднимается. Следовательно, эту температуру можно использовать в качестве контрольной точки и узнать, чему будет равно сопротивление датчика при ста градусах. Датчик подключается к мультиметру, переключённому в режим измерения сопротивления, а потом погружается в кипящую воду. Однако не следует ожидать, что мультиметр покажет сопротивление в 177 Ом, которое соответствует температуре в сто градусов. Дело в том, что температура воды в процессе кипения постоянно снижается и составляет в среднем 94–96 °С. Следовательно, сопротивление на мультиметре будет варьироваться в пределах от 195 до 210 Ом. А если цифры, выдаваемые мультиметром, отличаются от вышеуказанных более чем на 10% — датчик неисправен и его пора менять.

Жидкостный насос

Данный элемент системы позволяет улучшить циркуляцию жидкости по патрубкам и радиаторам. Конечно, за счет того что горячий антифриз движется, вытесняя холодный, система кое-как, но будет работать

Однако крайне важно придать дополнительное ускорение, чтобы обеспечить два условия. Во-первых, жидкость не должна нагреваться до критических температур

Во-вторых, она должна как можно быстрее охлаждаться. Кратковременный нагрев и охлаждение позволяют удержать температуру на заданном уровне.

Жидкостный насос – это ротор в алюминиевом корпусе, у которого с внутренней стороны находится крыльчатка, а с внешней — шкив привода. Именно с помощью крыльчатки нормально работает система охлаждения ВАЗ-2106 (схема движения потоков жидкости приведена на рисунке выше). Крыльчатка изготавливается из пластика. Но встречаются и алюминиевые образцы, только использовать их неразумно по той причине, что они могут быстро разрушиться в случае применения воды, а не антифриза. Наиболее частая неисправность в помпе – это поломка подшипника. Она может разбиваться постепенно при чрезмерном натяжении ремня привода.

https://www.youtube.com/watch?v=https ://www.youtube.com/watch?v=tVZI0WCXRXk

О выборе термостата для ВАЗ 2107

Когда штатный термостат на «семёрке» выходит из строя, перед автовладельцем неизбежно возникает проблема выбора термостата на замену. На рынке сегодня есть множество фирм как отечественных, так и западных, продукция которых может использоваться и в ВАЗ 2107. Перечислим самых популярных производителей.

Термостаты Gates

Продукция фирмы Gates на отечественном рынке автозапчастей представлена уже давно. Главным отличием этого производителя является широкий ассортимент выпускаемых термостатов.

Ассортимент термостатов Gates очень широк

Здесь и классические термостаты с клапанами на основе промышленного воска, и термостаты с системами электронного управления, созданные для более современных машин. Относительно недавно фирма начала выпускать корпусные термостаты, то есть устройства, поставляемые в комплекте с фирменным корпусом и системой патрубков. Производитель заявляет, что КПД мотора, оборудованного их термостатом, будет максимален. Судя по неизменно высокому спросу на термостаты Gates, производитель говорит правду. Но за высокую надёжность и хорошее качество придётся заплатить. Цена на продукцию Gates начинается от 700 рублей.

Термостаты Luzar

Наверное, трудно будет найти владельца «семёрки», который хотя бы раз не слышал о термостатах Luzar. Это второй по популярности производитель на отечественном рынке автозапчастей. Главным отличием продукции Luzar всегда было оптимальное соотношение цены и качества.

У термостатов Luzar оптимальное соотношение качества и цены

Другим характерным отличием является универсальность выпускаемых термостатов: устройство, подходящее к «семёрке», без особых проблем можно поставить на «шестёрку», «копейку» и даже «Ниву». Наконец, приобрести такой термостат можно практически в любом автомагазине (в отличие от термостатов Gates, найти которые можно далеко не везде). Все эти моменты и сделали «лузаровские» термостаты невероятно популярными у отечественных автолюбителей. Стоимость термостата Luzar начинается от 460 рублей.

Термостаты Finord

Finord — финская компания, специализирующаяся на автомобильных системах охлаждения. Она производит не только различные радиаторы, но и термостаты, отличающиеся высокой надёжностью и весьма демократичной ценой. Никакой конкретной информации о процессе производства своих термостатов компания не даёт, ссылаясь на коммерческую тайну.

Финская компания Finord выпускает неплохие термостаты по умеренной цене

Всё, что можно найти на официальном сайте — уверения в высочайшей надёжности и долговечности термостатов Finord. Судя по тому, что спрос на эти термостаты остаётся стабильно высоким уже как минимум десять лет, финны говорят правду. Стоимость термостатов Finord начинается от 550 рублей.

Термостаты Wahler

Wahler — немецкий производитель, специализирующийся на термостатах для легковых и грузовых автомобилей. Как и Gates, Wahler предоставляет автовладельцам широчайший модельный ряд, от электронных термостатов до классических, с промышленным воском. Все термостаты Wahler проходят тщательную проверку и отличаются высочайшей надёжностью. Проблема у этих устройств лишь одна: их цена сильно кусается. Самый простой одноклапанный термостат Wahler обойдётся автовладельцу в 1200 рублей.

Термостаты Wahler — это высокое качество и высокая цена

Здесь же следует упомянуть о подделках этого бренда. Сейчас они встречаются всё чаще и чаще. К счастью, фальшивки выполнены весьма топорно, и выдаёт их в первую очередь плохое качество упаковки, полиграфии и подозрительно низкая цена в 500–600 рублей за устройство. Водитель, увидевший «немецкий» термостат, продаваемый по такой более чем скромной цене, должен помнить: хорошие вещи всегда стоили дорого.

Так какой же термостат выбрать автолюбителю для своей «семёрки»?

Ответ прост: выбор зависит лишь от толщины кошелька автовладельца. Человек, не стеснённый в средствах и желающий заменить термостат и забыть об этом устройстве на долгие годы, может остановить выбор на продукции фирмы Wahler. Если денег не так много, а качественное устройство поставить хочется и при этом есть время на его поиски — можно выбрать Gates или Finord. И наконец, если с деньгами совсем негусто, можно просто поставить термостат Luzar из ближайшего автомагазина. Как говорится — дёшево и сердито.

Перегрев двигателя на скорости

Если двигатель нагревается с периодичностью в 1-2 часа, то возможно произошло образование воздушных пробок в системе охлаждения. Для этого требуется заехать на эстакаду, открутить крышку на бачке и радиаторе и немного постоять. Примерно через минут 10 все воздушные пробки выйдут сами. Данный способ является наиболее эффективным при устранении данной проблемы.

Еще одной причиной перегрева является неисправность вентилятора. Именно он подает сигнал на соответствующий датчик в салоне. Возможно, вентилятор не работает из-за неисправности датчика, поэтому стоит его заменить. Если нет такой возможности, то можно принудительно заставить работать вентилятор. Просто необходимо отсоединить клемму, которая соединяет его с датчиком.

Также двигатель может перегреваться из-за загрязненного радиатора. Все отложения в системе попадают в патрубки, либо забиваются в соты радиатора. Для устранения данной причины необходимо промыть или продуть систему. Промывание будет более эффективным, ведь оно способно удалить 99% всех отложений. Для этой процедуры используется простая вода с абразивной химией.

Элементы устройства

Печка на ВАЗ-2106 включает в себя следующие основные компоненты:

  • дефлекторы;
  • тяги крана печки;
  • крышки воздухопритоков;
  • воздуховоды для лобового стекла;
  • радиатор;
  • кожух радиатора;
  • отводные трубы;
  • подводные;
  • кран печки;
  • крышка распределителя воздуха;
  • электрический двигатель вентилятора;
  • крыльчатку вентилятора;
  • добавочные резисторы;
  • воздуховоды внутренней системы вентиляции;
  • рычаг крышки распределителя;
  • кронштейны;
  • ручка управления крышкой;
  • ручка управления краном;
  • тяги крышки воздухопритоков.

Эти элементы представляют собой устройство отопителя на автомобиле ВАЗ-2106.

Конструкция и принцип работы

Салонный отопитель на автомобиле ВАЗ-2106 является компактным агрегатом, к основным составляющим элементам которого относят:

  • мотор печки;
  • вентилятор с крыльчаткой;
  • радиатор;
  • заслонку для распределения воздушных потоков;
  • кран печки с регулирующими рычагами.

ВАЖНО! Если в схеме радиатора печки ВАЗ-2106 были обнаружены течи, тогда по возможности замените радиатор на новый. Его ремонт сложный, плюс не всегда приносит положительный результат

Это скорее временная мера.

Устроена печка на автомобиле ВАЗ-2106 достаточно просто, но новичкам справиться с задачами по её ремонту может оказаться невыполнимой задачей. Это не так. Особенно если вы будете знакомы с устройством и конструктивными особенностями отопителя.

  1. Стандартный, то есть заводской для ВАЗ-2106, отопитель имеет сравнительно компактные размеры, однако эффективно охлаждает жидкость и прогревает салон. Это отмечают многие владельцы отечественной классики. Включение и управление интуитивно понятное.
  2. На ВАЗ-2106 используется самая распространённая конструкция отопительной системы среди российского автопрома, а местами и советского. Основой выступает жидкостная система охлаждения главного двигателя.
  3. Основными элементами отопительной системы являются печка, соединения с элементами управления (краники, рычаги), магистрали и радиатор.
  4. Заслонки и кран отопителя соединяется с устройством управления с помощью упругой и гибкой тяги.
  5. При переводе верхнего элемента в верхнюю предельную позицию, кран открывается полностью, что обеспечивает максимальное количество поступающей охлаждающей жидкости в систему отопления через радиатор.
  6. Если в аналогичную позицию перевести нижнее устройство управления, тогда заслонка воздухозаборника окажется открытой до предела. Так через печку в систему отопления будет направлен максимальный воздушный поток.
  7. Дефлекторы, выполненные из пластика, могут менять угол обдува в салоне ВАЗ-2106. Тем самым водитель и передний пассажир регулируют направленность создаваемых воздушных потоков при обогреве или обычном проветривании.
  8. Крышка распределения потоков воздуха не соединена с системным переключателем управления отопителем. Эта заслонка позволяет регулировать степень закрытия или открытия рычажным девайсом. Подобная конструкция обеспечивает дополнительный комфорт водителю автомобиля ВАЗ-2106 при регулировании работы системы отопления.
  9. Устройство предусматривает наличие трехпозиционного тумблера, предназначенного для регулирования объёмов воздушных потоков, проходящих через печку. Регулятор позволяет выбирать между двумя диапазонами вращения вентилятора отопителя — от минимального до максимального.

ВАЖНО! Никогда не включайте электровентилятор отопителя, если заслонка воздухозаборника при этом находится в задвинутом состоянии, а кран открыт

Особенности подключения печки

На ВАЗ-2106 используется электрический двигатель Мэ 255. Это электромоторчик постоянного тока, который возбуждается от постоянного магнита. Несколько нюансов схемы подключения отопителя ВАЗ-2106:

  1. При подключении к питающей цепи электромотор добавочного резистора, вал якоря начинает прокручиваться, но с меньшей частотой.
  2. Резистор фиксируется парой пружинных шайб внутри кожуха вентилятора печки.
  3. При температуре 20 градусов показатели сопротивления резистора составляют 1,5 Ом.
  4. При выходе из строя электродвигателя его следует заменить;
  5. Ремонт заключается только в очистке коллектора или нанесении смазки на подшипники.
  6. В норме параметры номинального напряжения в схеме составляют 1 В.
  7. Показатели номинальной мощности — 2 Вт.
  8. Частота вращения вала электромотора — 3000 об/мин (при условиях напряжения 12 В).

Отопительное оборудование сравнительно простое по своей схеме и конструкции, потому большинство автовладельцев ВАЗ-2106 предпочитают осуществлять ремонт своими руками.

Ремонт теплоотводящего механизма

Перед тем как приступить к ремонту системы охлаждения, необходимо выяснить объём заливаемой в неё жидкости. Но даже полностью слив старый тосол, не удастся в полной мере установить точную цифру. Для этого рекомендуется всё-таки обратиться к руководству по эксплуатации автомобиля, где указаны все необходимые регламенты и параметры.

Производитель уверяет, что рабочий объём системы охлаждения двигателя ВАЗ-2106 — девять литров, но стоит учесть, что к этому объёму необходимо прибавить примерно литр, чтобы долить тосол в бачок расширителя до минимальной отметки. К тому же у запасливого и расчётливого водителя в багажнике обязательно должна находиться запасная литровая ёмкость с охлаждающей жидкостью.

Слив охладителя

Перед любыми операциями с системой охлаждения в первую очередь необходимо дать двигателю остыть, чтобы не получить серьёзную травму. Затем предстоит слив жидкости, заполняющей систему. Чтобы правильно это сделать, предстоит разобраться, как она работает.

У системы охлаждения есть две стадии работы. Их можно назвать циклами и разделить на два круга:

  1. Большой.
  2. Малый.

Малый круг ограничивается самим двигателем и некоторыми патрубками, а предназначен он для того, чтобы движок быстрее набрал необходимую для правильной работы температуру

Это важно, чтобы топливная смесь сгорала более рационально с большим коэффициентом полезного действия. Когда температура повышается до определённой отметки, открывается специальная заслонка, пускающая жидкость по большому кругу

Задачей этого цикла является непосредственное охлаждение до приемлемой температуры.

Большой круг включает в себя радиатор с вентилятором, который включается специальным термостатом и потоком воздуха охлаждает систему и двигатель. Вся жидкость приводится в движение насосом, или помпой. Она же создаёт в системе охлаждения нужное давление.

В первую очередь сливается тосол с большого круга через радиатор, в левом углу которого находится специальный сливной краник. Для этого необходимо подготовить специальную ёмкость с широкой горловиной. Затем на самом двигателе выкручивается специальная пробка и происходит слив с малого круга, то есть непосредственно с движка.

Правильная заправка тосолом

После выполнения необходимой работы все сливные отверстия закрываются, а патрубки ставятся на место, и производится замена тосола ВАЗ-2106. Жидкость, которую удалось слить в ёмкость, можно использовать повторно, тщательно процедив её перед этим через марлю. Заправка системы охлаждения производится через расширительный бачок.

Перед самой заправкой необходимо отмерить нужное количество, чтобы контролировать заполнение системы. После прогрева двигателя жидкость снова уйдёт из расширительного бачка, что будет означать заполнение большого круга тосолом. Далее останется лишь долить недостающую жидкость до минимальной отметки. Перелив выше уровня не рекомендуется, так как при нагревании тосол расширяется, и патрубки или расширительный бачок могут не выдержать создаваемого помпой давления! После окончания заправки необходимо убедиться в герметичности системы охлаждения и отсутствии подтёков.

Операция по замене охлаждающей жидкости ВАЗ-2106 не так уж и сложна, зато поможет сэкономить немного времени, денег, а главное, появится уверенность, что работа выполнена качественно.

Система охлаждения двигателя ВАЗ 2106

1 – шланг подвода охлаждающей жидкости в радиатор отопителя;
2 – шланг отвода охлаждающей жидкости из радиатора отопителя;
3 – кран отопителя;
4 – радиатор отопителя;
5 – трубка отвода жидкости;
6 – шланг отвода охлаждающей жидкости от впускной трубы;
7 – расширительный бачок;
8 – подводящий шланг радиатора;
9 – пробка радиатора;

10 – верхний бачок радиатора;
11 – трубка радиатора;
12 – электровентилятор;
13 – нижний бачок радиатора;
14 – отводящий шланг радиатора;
15 – насос охлаждающей жидкости;
16 – шланг подачи охлаждающей жидкости в насос;
17 – термостат;
18 – перепускной шланг термостата.

Положение клапанов термостата при различной температуре охлаждающей жидкости

I – из головки блока цилиндров;
II – к насосу охлаждающей жидкости;
III – от нижнего патрубка радиатора;

1 – основной клапан,
2 – перепускной клапан.

Система охлаждения двигателя – жидкостная, закрытого типа с принудительной циркуляцией. На холодном двигателе жидкость циркулирует по «малому кругу». В него входят рубашки охлаждения блока и головки цилиндров двигателя, насос охлаждающей жидкости, термостат, а также радиатор отопителя, когда его кран открыт. При достижении температуры жидкости 80–85° приходят в действие два клапана термостата, перекрывая малый круг и открывая жидкости путь через радиатор двигателя, который интенсивно обдувается встречным потоком воздуха при движении, а также при помощи электровентилятора.
Радиатор состоит из двух горизонтальных бачков, соединенных между собой трубками. Для лучшего теплоотвода на них напрессованы пластины. Жидкость подается в радиатор через верхний патрубок, а отводится через нижний.
Проходя через радиатор, жидкость охлаждается, после чего снова поступает в двигатель. Изменение объема охлаждающей жидкости при ее нагреве или охлаждении компенсирует расширительный бачок. Для визуального контроля уровня охлаждающей жидкости бачок изготовлен из полупрозрачного полиэтилена.
Герметичность системы обеспечивается впускным и выпускным клапанами пробки заливной горловины радиатора. На горячем двигателе выпускной клапан поддерживает повышенное давление в системе. За счет этого повышается температура кипения жидкости. При ее остывании открывается впускной клапан, пропуская часть жидкости из расширительного бачка в радиатор и тем самым компенсируя уменьшение объема жидкости.
В пробке расширительного бачка имеется отверстие, поэтому в его внутренней полости давление всегда атмосферное.
Насос охлаждающей жидкости центробежного типа. Корпус насоса – алюминиевый, разборный, состоит из двух частей. Валик насоса вращается в двухрядном подшипнике закрытого типа, не требующем обслуживания. На передний конец вала напрессован фланец шкива привода насоса – клиновым ремнем от шкива коленчатого вала двигателя.
В последнее время автомобили комплектуются радиаторами с пластмассовыми бачками и алюминиевой сердцевиной.
Не рекомендуется заливать в систему охлаждения двигателя воду. Это приводит к образованию накипи на стенках системы, коррозии деталей, ухудшению теплообмена и сокращению ресурса уплотнения насоса.

Видео про «Система охлаждения двигателя» для ВАЗ 2106

Система охлаждения двигателя. Устройство и принцип работы

Как не завоздушить систему охлаждения при заполнении тосолом.

Закипание авто ,один из способов улучшения системы охлаждения двигателя ваз 2101-2107.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector