Составление схемы дтп. как оформить дтп без гибдд
Содержание:
- Где составляют и заполняют?
- Что должно быть в схеме ДТП?
- Что дальше делать с документом?
- Обращение по ОСАГО после ДТП
- Что такое Европротокол и как его правильно заполнять
- Как правильно нарисовать план в Европротоколе самостоятельно?
- В каких случаях возникает необходимость оспорить схему ДТП
- Кто должен рисовать схему
- Правила составления
- Правила составления схемы аварии
- Схема ДТП – что это?
Где составляют и заполняют?
В соответствии с нормами инструкции на месте аварии сотрудниками ГИБДД составляется протокол об административном правонарушении, где обязательным документом является схема ДТП. Но если повреждения незначительные, а участники сумели прийти к компромиссному решению, можно обойтись без привлечения служебных лиц.
При самостоятельном оформлении необходимо использовать Европротокол, хотя его составление не пользуется популярностью среди автовладельцев из-за отсутствия ключевых знаний относительно самой процедуры.
Зато данный вариант существенно экономит время: каждый водитель принимается заполнять бланк отдельно, не покидая место происшествия. Схема, раскрывающая обстоятельства ДТП, заполняется непосредственно в бланке извещения, состоящем двух десятков граф: в одних стоит от руки вписать информацию, в других – проставить галочки насчёт соответствующих пунктов.
При нехватке места на официальной форме в качестве основы лучше использовать чистый лист бумаги А4 (двойные листки в клеточку не допускаются, несмотря на их удобство в плане масштабирования).
В верхней части стоит разборчиво написать заглавие – «Схема ДТП», ниже – условно воспроизвести детали аварии. Изображение рисуется от руки и исключительно ручкой, иначе страховая компания откажется принимать его.
На дополнительной бумаге необходимо указать к чему она прилагается, кто её заполнял и обязательно подписать. А в самом бланке поставить галочку напротив пункта «с приложением».
Что должно быть в схеме ДТП?
Представленная схема выступает основанием у сотрудников ГИБДД для определения вида, размера ответственности, а также у СК для установления размера выплаты. Поэтому документ должен отображать достоверность и полноту сведений.
Схема содержит такие сведения:
- Месторасположение аварии. В этом поле сообщается наименование населенного пункта, название улиц, дороги, магистрали, номер дома.
- Расположение автомобилей. Отображается направление ТС, описывается, на каком расстоянии находятся машины, путь следования до момента столкновения.
- Преграды. Когда путь сопровождался объездом преград, это следует детально описать.
- Регулирование дорожного движения. Здесь описать, где на пути были установлены светофоры, а также какие незадолго до ДТП встречались дорожные знаки, разметки. Такая информация покажет наличие ограничений на совершения маневров для уклонения от создания аварийной ситуации.
- Транспортные средства. Если в момент ДТП на участке дороги были другие автомобили, об этом указывается в документе.
В соответствующих полях сообщается место первого соприкосновения ТС, если оно последователи иные или машины значительно смещены после удара. Следует отметить расположение авто после происшествия.
Что дальше делать с документом?
Водители могут практически все мелкие аварии оформлять с извещением и без вызова ДПС. Сразу после заполнения документа желательно собрать контакты других участников и свидетелей аварии. Фото- или видеосъемка повреждений, если вы решите ее сделать, должна быть выполнена в течение 60 минут после ДТП.
Далее можно уехать с места аварии и подать извещение в страховую компанию, в качестве доказательства аварии и полученного ущерба. Поскольку застрахованы все участники аварии, то они подают извещение каждый в свою компанию.
Куда подается и в какой срок?
Извещение подается страховщику вместе с заявлением потерпевшего в течение 5 дней с момента аварии (п.2 ст.11.1 ФЗ 40). В качестве доказательств можно предъявить также фотографии или видеофайлы. Виновник аварии просто посылает извещение почтой или заносит лично, естественно без заявления на выплату. Если виновник не направит документ, то есть большой риск регрессного требования в течение ближайших месяцев.
Многие водители ТС не знают о сроке, в который должны быть предоставлены документы, поэтому могут получать такие требования.
Для получения выплаты требуется:
- заявление о страховой выплате;
- копия паспорта;
- полис ОСАГО;
- свой экземпляр извещения о ДТП или справки о ДТП из ГИБДД;
- копии документов на машину (свидетельство о регистрации, ПТС);
- фото, видеофайлы (автомобили-участники ДТП, их расположение, полученный ущерб);
- водительское удостоверение;
- банковские реквизиты для получения денег (указывается в заявлении или в виде отдельной справки из банка).
- Скачать бланк заявления о страховой выплате по ОСАГО
- Скачать образец заявления о страховой выплате по ОСАГО
Более подробный список документов для страховой после ДТП по ОСАГО сможете найти тут.
Поскольку ДПС при оформлении ДТП по Европротоколу не вызывается, то не требуется протокола и постановления об административном правонарушении. Если авария произошла в Московской или Ленинградской области, то потребуются записи с камер системы ГЛОНАСС или других навигационных систем. Учтите, что эти записи нужно предоставить в довольно короткие сроки — всего 5 дней.
Дополнительные документы для подачи: квитанции о расходах на эвакуатора (если были), заключение независимой экспертизы. Если каких-то документов не хватает, то страховщик в течение трех дней извещает об этом потерпевшего. Страховщик обязан осмотреть машину потерпевшего и может выразить желание сделать осмотр второй машины. Поэтому ремонтировать авто в ближайшие 15 дней нежелательно.
Возможна прямая схема урегулирования убытков согласно ст. 14.1 ФЗ №40, когда документы подаются в компанию, застраховавшую ответственность потерпевшего, а не виновника аварии. Выплата возможна только потерпевшему в аварии, если, конечно, у вас не оформлен договор КАСКО.
Выплата производится в течение 20 дней с момента подачи всех документов. Неустойка при задержке выплат составляет 1% от размера выплаты в сутки. Обычно деньги сразу перечисляются на счет СТО для проведения ремонта. До того как это не произошло желательно не ремонтировать машину за свой счет, особенно, если вы не уверены в том, что возмещение все же будет.
Восстановительный ремонт по договорам ОСАГО не может длиться более месяца (таковы требования Правил страхования). Смета полностью согласовывается со страховщиком. Ремонт старых, полученных до аварии дефектов и повреждений не оплачивается. Машина ремонтируется без учета износа деталей.
Если страховщик обанкротился или виновник ДТП вообще не установлен можно обратиться за компенсационными выплатами в Российский союз автостраховщиков согласно главе III ФЗ «Об ОСАГО». Поводом для обращения также служит может служить отзыв лицензии у компании, которая застраховала виновника аварии.
Для вас мы подготовили подробную инструкцию о том, как себя вести во время оформления ДТП в разных ситуациях, а также сколько действует повышенный коэффициент ОСАГО и что влияет на повышение стоимости страховки.
Обращение по ОСАГО после ДТП
Пакет, собранных справок, заявление о возмещении ущерба высылают заказным письмом (электронным), составив перечень вложений при свидетелях, или вручают лично. Первый вариант: при нехватке сведений, ошибках, страховщик обязан сообщить в течение 3 дней. Второй – сразу.
Водитель имеет право на ПВУ
Прямое Возмещение Ущерба – действие через своего страхователя, возможно при определенных условиях. Требуется, чтобы:
- Был один виновник аварии. Обоюдная вина исключает возможность компенсации через свою страховую компанию.
- Отсутствовали разногласия между участниками.
- Пострадали только ТС.
- В ДТП участвовало не более двух автомобилей.
- Полис ОСАГО имели оба водителя.
- СК виновника обладала действующей лицензией.
Куда обращаться за возмещением ущерба
- Вред причинен здоровью, имуществу – СК лица, причинившего ущерб (ст. 12 п. 1 (абз. 2) ФЗ № 40).
- Повреждены только ТС, оба участника имеют полис Осаго, потерпевший обращается к своему страховщику (п. 1 ст. 14.1 ФЗ РФ № 40).
При ПВУ, потерпевший не ограничен правом обращения только в свою компанию. При условии: на момент оформления он не знал, что ущерб причинен здоровью (статьи 14.1 п. 3; 11.1 п. 8 (абз. 2)), можно идти к страховщику виновника.
Что такое Европротокол и как его правильно заполнять
Оформление аварии без сотрудников ГИБДД получило название Европротокола, по аналогии с давно действующим порядком фиксации небольших ДТП в европейских странах. Также называется документ, оформляемый в момент происшествия и предъявляемый в страховую компанию для получения компенсации ущерба.
В каких случаях заполняется Европротокол
Порядок оформления Европротокола регулируется п. 2.6.1 Правил дорожного движения и ст. 11.1 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» № 40-ФЗ от 25.04.2002 г. (далее закон «Об ОСАГО»).
Согласно нормативным актам зарегистрировать ДТП без привлечения полиции граждане могут при выполнении следующих критериев:
- В столкновении участвовали только два транспортных средства;
- Не было вреда жизни и здоровью людей;
- Вред от аварии нанесен только двум автомобилям участников;
- У обоих водителей есть действующие полисы автогражданки;
- Между водителями нет разногласий об обстоятельствах ДТП.
- Размер ущерба, причиненного машине невиновной стороны, не превышает установленный лимит.
Любое отклонение от указанных правил — повод связаться с ГИБДД.
Стоит также учитывать тот факт, что если одно из ТС зарегистрировано в иностранном государстве, и ответственность его владельца застрахована в соответствии с международной системой «Зеленая карта», то данный случай также попадает под критерии упрощенного оформления ДТП, и участники могут оформить документы без вызова сотрудников ГИБДД.
Лимит выплат по Европротоколу
С 1 июня 2018 года максимальный размер страхового возмещения, выплачиваемого в упрощенном порядке, повышен до 100 тысяч рублей (п. 4 ст. 11.1 закона «Об ОСАГО»). До 01.06.18 сумма составляла 50 тысяч рублей.
Потерпевший, оформивший Европротокол, не может требовать страховую выплату, превышающую указанный лимит. Если сумма ущерба больше, взыскать недостающую сумму можно с виновника происшествия в судебном порядке.
Исключение — водители, зафиксировавшие аварию при помощи системы ГЛОНАСС или лицензированного программного обеспечения на территории Москвы, Санкт-Петербурга и прилегающих к ним областей. Для них лимит выплат по Европротоколу составляет 400 тысяч рублей.
Бланк Европротокола
Европротокол — единственный документ, оформляемый при ДТП без сотрудников Госавтоинспекции. Он прикладывается к заявлению потерпевшего на возмещение вреда в страховой компании. Вместе с фотографиями и видео с места происшествия документ доказывает право пострадавшего на оплату ущерба. От правильности заполнения формы зависит получение выплаты по ОСАГО.
Бланк Европротокола — это привычное Извещение о ДТП, оформляемое водителями для страховой компании как в авариях с привлечением инспекторов ГИБДД, так и без них. Документ выдается страховщиком при оформлении полиса ОСАГО.
Скачать образец бланка
Форма состоит из двух экземпляров Извещения для каждого участника ДТП и приложенной к ним инструкции. Второй бланк — самокопирующийся, при заполнении верхнего листа текст повторяется на нижнем.
Водители двух транспортных средств, причастных к ДТП, заполняют один бланк Извещения о ДТП. При этом и лицевая, и оборотная стороны Извещения о ДТП должны быть заполнены. Лицевая часть протокола заполняется участниками происшествия совместно, оборотная — каждым водителем самостоятельно. Участник аварии выбирает любую из колонок («А» или «В») и вносит информацию по своему ТС именно в свою колонку.
Лицевая часть Извещения о ДТП содержит поля и графы, в которых указываются:
- место, дата, время ДТП;
- обстоятельства происшествия;
- сведения об участниках аварии, о свидетелях, о страховщиках;
- характер и перечень видимых поврежденных деталей и элементов;
- другая необходимая информация.
Схема дорожно-транспортного происшествия в Европротоколе — одна из наиболее важных частей документа. Располагается план происшествия в 17 пункте лицевой части Извещения. Чертеж должен соответствовать информации, внесенной в другие разделы протокола.
Если Извещения о ДТП отсутствует у обоих водителей, скачать и распечатать бланк схемы для страховой компании можно в интернете. Однако оба экземпляра придется заполнять вручную
Важно чтобы они соответствовали друг другу и не имели расхождений
В данной статье выше можно скачать актуальный бланк Европротокола со схемой.
Правильность оформления документа, включая план происшествия, заверяется подписями обоих участников.
Как правильно нарисовать план в Европротоколе самостоятельно?
Типовая схема ДТП должна описывать место аварии, положение автомобилей и других участников после происшествия, препятствия на дороге и многое другое. И хотя стандартных форм для создания схемы как таковых нет, на ней обязательно нужно отразить следующие элементы:
Нарисовать дорожное полотно. Указывается, был это прямой участок, парковка или же столкновение произошло на перекрестке (в последнем случае также следует указать его тип).
Показать разметку. За счёт этого шага впоследствии можно доказать или опровергнуть вину одного из участников ДТП. При наличии тротуара или трамвайных путей стоит непременно их внести в рисунок.
Отобразить направление движения. Следует схематически передать, была дорога однополосной или же нет. Особенно внимательностью следует отнестись к этому пункту, если происшествие произошло на перекрестке: тогда вдобавок указываются все допустимые направления движения.
Нарисовать положение автомобилей во время происшествия. Самый важный этап при создании визуального описания аварии. Обычно большинство автолюбителей обозначают свое транспортное средство прямоугольником, а место столкновения помечают крестиком.
Указать траекторию автомобилей. Благодаря этой отметке сотрудники ГИБДД и страховщики смогут грамотно оценить обстоятельства аварийной ситуации и принять правильное решение по данному делу. Поэтому с помощью пунктирной линии стоит чётко описать траекторию движения всех участников ДТП до аварии.
Сделать привязку к местности
Иногда зарисовывать ДТП начинают не с места аварии и положения машин, а с окружающей территории.Тут как раз не стоит упускать детали: важно правильно зарисовать расположение светофора, клумбу, трамвайные пути, зебру, памятник, тротуар, велосипедную дорожку и прочие примечательные объекты, которые могли повлиять на поведение водителей.
Описать детали происшествия. Символически нарисуйте в схеме детали и осколки транспортных средств
Заодно измерьте их расположения относительно дороги и транспортных средств, а данные отобразите в изложенном выше порядке.
Справка! Обязательно включить в изображение стоит дефекты дорожного покрытия, посторонние предметы и элементы, которые ограничивают обзорность дороги водителям.
Далее, на фото Вы можете увидеть образец схемы ДТП в Европротоколе на парковке
В каких случаях возникает необходимость оспорить схему ДТП
Оспорить схему ДТП необходимо в следующих случаях:
-
Информация, содержащаяся в рассматриваемом нами документе, не является полной.
В схеме не зафиксированы следы, имеющие отношение к ДТП, не отражены дорожные условия, способствующие возникновению аварийной ситуации — ямы, выбоины, лужи, отсутствуют сведения о способах регулирования движения на аварийном участке.
-
Схема ДТП недостоверна (преднамеренно или ошибочно искажена).
Неправильно определено и отображено место столкновения автомобилей или место наезда на пешехода.
Искажено расположение столкнувшихся автомобилей относительно друг друга и границ дороги.
Неверно зафиксированы величины замеров ширины проезжей части дороги, длины следов торможения, юза, волочения.
Иногда составитель схемы ДТП по — своему истолковывает показания очевидцев и участников происшествия и ошибочно отображает направления траектории движения автомобилей и пешеходов.
-
Схема ДТП оформлена с нарушением требований закона.
По указанному основанию данное доказательство должно быть признано недопустимым.
Недопустимое доказательство подлежит исключению из общего числа доказательств, содержащихся в деле о дорожно-транспортном происшествии.
Использование недопустимого доказательства – схемы места ДТП, обжалуется в установленном законом порядке.
Частным случаем, при котором схема ДТП считается недействительной и должна быть опротестована, является ее фальсификация.
Под фальсификацией принято понимать умышленные действия, направленные на искажение сведений, подлежащих внесению в документ. При фальсификации все или часть данных, содержащихся в схеме, не соответствуют действительности.
Процесс фальсификации возможен как в отсутствие понятых, так и с участием лиц, которые не являются таковыми.
Схема дорожно-транспортного происшествия является доказательством по делу.
Понятие «доказательств», законодательно определено в нормах Уголовно-процессуального кодекса (статья 74), Гражданского процессуального кодекса РФ (статья 55), Арбитражного процессуального кодекса РФ (статья 64), Кодекса РФ об административных правонарушениях (статья 26.2).
Статья в помощь:
Ответственность за фальсификацию доказательств по гражданскому или уголовному делу, а также фальсификацию результатов оперативно-розыскной деятельности (ОРД), предусмотрена статьей 303 Уголовного кодекса РФ (УК РФ).
Фальсификация доказательств по делу об административном правонарушении квалифицируется по статье 292 УК РФ как служебный подлог.
Таким образом, если участник производства по делу о дорожно-транспортном происшествии (административному, гражданскому, уголовному) столкнулся с фактом фальсификации доказательств, он обязан обратиться с заявлением в правоохранительные органы.
Заявление о совершенном преступлении является поводом к возбуждению уголовного дела.
Если в результате расследования уголовного дела будет установлен факт фальсификации схемы ДТП, то это доказательство признается юридически ничтожным (недопустимым).
Кто должен рисовать схему
Как нарисовать схему ДТП, зависит от нескольких факторов:
- Обстоятельства произошедшего ДТП.
- Серьёзность наступивших последствий аварии.
- Число лиц, участвовавших в происшествии.
При выезде на место ДТП инспектора ДПС, вся ответственность по правильному составлению и регистрации плана аварии ложиться на него. Он же заверяет составленную схему собственноручной росписью. В дальнейшем этот документ будет рассматриваться в ходе установления вины сторон в произошедшем ДТП. При заполнении графической схемы, инспектором отображаются сведения, полученные при визуальном осмотре места аварии, опросе свидетелей и участников.
Правила составления
Единственное условие состоит в том, что картинка должна быть:
- чёткой,
- понятной,
- объективной,
- актуальной,
- достоверной.
Среди основных правил, применяемых для составления схематического изображения места столкновения, выделяются несколько:
- Нужно правильно отобразить положение машин и траектории их движения, чтобы сразу было понятно, чьи неправильные действия инициировали дорожную аварию.
- Обязательно указать разметку, знаки и светофоры, которые есть на участке столкновения.
- Схему после составления должны подписать все участники ДТП. Если кто-то имеет особое мнение, он вправе составить свою версию случившегося и дать объяснения.
- Если рисунок делал инспектор ГИБДД, то он также ставит свою подпись.
- Следует избегать неточностей и исправлений помарок. Они могут исказить объективность восприятия случившегося.
- Заполнение проводится обычной ручкой, разборчивым почерком.
- Все графы и строки документа должны быть заполнены до конца.
Все объекты на участке дороги надо рисовать схематично. Не нужно стараться прорисовать каждую деталь и тратить на это время. К примеру, принято не указывать цвет машины, наличие у неё багажника и другие делали, поскольку они не относятся к делу. Однако, если в данном конкретном случае они важны, их обязательно надо отметить на схеме.
Предметы и объекты, которые стали причиной ДТП или помогут в разбирательстве, надо рисовать в горизонтальной проекции. Это правило касается случаев, когда машина переворачивается.
Чтобы не появлялись противоречия между водителями, рекомендуется:
- нарисовать каждому водителю свою схему;
- скорректировать расхождения;
- сделать черновой вариант, после чего перенести его на чистовик.
Правила составления схемы аварии
Законом не установлены единые принципы оформления графического плана. Недостоверный чертеж – повод для отказа в страховых выплатах. Основные правила составления схемы ДТП – четкое, понятное, правдивое отображение событий.
Какую информацию должна включать
По предоставленному рисунку устанавливаются обстоятельства дорожного происшествия. Водители должны знать, как составить схему ДТП. В 2019 году на графическом плане автовладельцам нужно указать:
- дата, время происшествия;
- место аварийной ситуации: улица в населенном пункте, название трассы – за пределами города;
- вид участка дороги — регулируемый/ нерегулируемый перекресток, поворот, прямая трасса;
- ориентиры — тротуары, газон, заборы, трамвайные пути, остановки общественного транспорта, магазины, заправки;
- расположение, направление движения автомобилей, пешеходов;
- детальное изображение преград при их наличии;
- наличие светофоров, дорожных знаков, разметки, ограждений;
- другие транспортные средства;
- габаритные размеры элементов дороги, объектов аварии;
- место первого контакта машин;
- следы тормозного пути на дороге;
- крупные обломки аварии;
- нахождение автомобилей после происшествия.
Предметы, имеющие отношение к аварийной ситуации, изображаются в горизонтальной плоскости, кроме случаев переворачивания автомобилей на боковую сторону. Для страховой компании неважны малозначительные детали: цвет машины, расположение багажника.
Составленную схему ДТП необходимо заверить подписями сторон и очевидцами происшествия. Если один из участников находится в алкогольном, наркотическом опьянении, другой водитель обязан сделать пометку в графическом плане.
Спецсимволы
Водители должны знать, как самостоятельно нарисовать аварию четко и понятно. Для составления графического изображения принято использовать обозначения. Основные специальные символы:
- Легковой автомобиль. При наличии нескольких участников каждая машина обозначается цифрой или буквой.
- Грузовой автомобиль.
- Мотоцикл.
- Направление движения. Стрелка с пунктирной линией обозначает траекторию перемещения транспортных средств на момент ДТП.
- Место столкновения в виде перекрестных прямых.
- Разметка. Расположение двойных сплошных, прерывистых линий на дорожном покрытии.
- Светофор. Горящий сигнал момент происшествия обозначается крестиком или стрелкой.
- Дорожный знак. При невозможности графического изображения допустимо указание названия или цифрового обозначения в соответствии с ПДД.
При составлении схемы ДТП разрешено упрощенное изображение автомобилей в виде прямоугольников, помеченных цифрами или буквами. Внизу документа делается примечание, поясняющее соответствие обозначения и марки, регистрационного номера транспортного средства. На рисунке посторонний предмет, препятствующий движению, фиксируется как параллелепипед, тормозной путь – изогнутые линии, повторяющие траекторию машины. Спецсимволы используют для обозначения тротуара, дорожных ограждений.
Основные рекомендации по оформлению
При возникновении аварийной ситуации автовладельцы должны знать, как самостоятельно составить схему ДТП по образцу. Установлены правила оформления графического плана:
- наличие заглавия;
- оформление чертежа на листе формата А4 при отсутствии Европротокола;
- изображение рисунка черной или синей шариковой ручкой;
- заполнение печатными буквами;
- использование спецсимволов без подробной детализации;
- составление схемы каждым участников происшествия;
- отсутствие исправлений;
- соблюдение масштабов, пропорций.
Схема ДТП – что это?
Главное предназначение план-схемы ДТП заключается в наглядном отображении особенностей произошедшей аварии. Составляется данный графический документ от руки, и заверяется росписью инспектора ДПС, оформлявшего аварию. В случае заполнения Европротокола, без привлечения сотрудников ГИБДД, схема подлежит заверке обоими участниками автомобильной аварии. Только после этого она получает статус юридического документа, и может служить доказательной базой при разборе обстоятельств ДТП.
Мнение эксперта
Мария Мирная
Страховой эксперт
Калькулятор ОСАГО
Схема необходима, чтобы наглядно продемонстрировать заинтересованным лицам все нюансы происшествия. Несмотря на то, что составляется план от руки, он должен быть максимально информативен. В частности, содержать сведения об основных окружающих объектах, которые влияют на дорожную обстановку. Это светофоры, дорожная разметка, перекрёстки, некие помехи, ограничивающие обзор. Продублировать нарисованный схематичный план можно фотографиями и видеозаписями с места ДТП
При этом важно, чтобы они не вступали в противоречие с начерченной схемой.
Основное назначение схемы заключено в предоставлении для рассмотрения сотрудникам страхового агентства, решающим вопрос о назначении выплат по договору ОСАГО или КАСКО. Кроме того, составленные и заверенные по всем правилам схемы, подлежат рассмотрению в судебных органах в случае возникновения тяжбы между участниками столкновения, или при отказе в выплате страховых компенсаций.