В июле остановка: куда девать продукцию российских автозаводов

Шире плечо

Государство уже объявило о мерах по поддержке отрасли — президент Владимир Путин пообещал «подставить плечо производителям». Среди указанных мер — опережающие раньше намеченных сроков госзакупки и выделение дополнительных субсидий в 10,5 млрд рублей на поддержку льготных кредитных программ «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». Кроме того, в правительстве выделят средства и на поддержку лизинга.

Эксперты считают, что этих мер может оказаться недостаточно, чтобы поддержать необходимый уровень рынка.

«Чтобы сохранить рынок на уровне 1 млн машин в этом году, объем поддержки должен быть не менее 60 млрд рублей, сейчас эти цифры в три раза меньше. К концу года мы получим рынок 650–800 тыс. машин в зависимости от того, когда откроются дилеры. Падение катастрофическое, больше чем вполовину», — пояснил «Известиям» Сергей Бургазлиев. По его словам, объемы госпрограмм также небольшие: 5–6% от рынка по грузовиками и 2–2,5% по легковым автомобилям.

Авто_5

Сварка кузова на первом посту линии доварки на

Фото: ТАСС/«Автотор»

Льготные программы уже не столь актуальны, считает Бургазлиев — необходимо расширять ценовой коридор для попадающих в них автомобилей, а также сделать более либеральными критерии одобрения потребителя и предусмотреть скидку на каско. Для дилерских предприятий не помешали бы госгарантии по кредитами. Кроме того эксперт указал на проблему с несовпадением кодов ОКВЭД, из-за которых часть дилеров не может воспользоваться налоговыми льготами.

Поставить крест: бюджетные Chevrolet возвращаются в Россию

Есть ли перспективы у этих машин на отечественном рынке

«Показателен опыт Китая: там выделили прямые субсидии физлицам на покупку новых автомобилей в размере до $1,5 тыс., но даже это по состоянию на май не привело к выходу на докризисный уровень», — рассказал «Известиям» президент Русско-азиатского союза промышленников и предпринимателей Виталий Манкевич. Принимаемые в России меры по поддержке автопрома он назвал каплей в море.

Работают вполсилы

Между тем многие заводы работают не в полную силу. «Автотор» заявил, что выпустит в этом году на 40% автомобилей меньше. «Автоваз», запустивший конвейеры одним из первых, ушел на «каникулы» за два дня до майских праздников, а вернулся к работе только 18 мая. Московское предприятие Renault стартовало только с одной сменой и вполовину сниженной скоростью конвейера.

Авто_1

Рабочие завода Hyundai Motor в сборочном цехе

Фото: РИА Новости/Александр Гальперин

Больше не едет: что убивает автодилеров в России

Привычная бизнес-модель не вписывается в новые реалии

Завод Hyundai в Санкт-Петербурге отчитывается о режиме работы на 3–4 дня вперед. Так, с 18 по 22 мая предприятие работает в две смены вместо трех и ежедневно собирает по 700 автомобилей вместо 900. Предприятие Nissan возобновило сборку всех трех своих моделей в двухсменном режиме, однако в представительстве компании не знают, надолго ли — всё зависит от спроса и наличия комплектующих.

Дефицита нет

Разорванные цепочки поставок — еще одна проблема, вызванная пандемией, и она существует до сих пор. Например, Subaru только 11 мая смогла запустить производственные мощности в Японии и США. Американский завод Mercedes-Benz в Алабаме снова остановился на неопределенный срок — виной тому стали массовые ограничения на мексиканских предприятиях, занимающихся производством комплектующих.

Авто_2

Автомобили «Газель NEXT» в демонстрационном зале автоцентра в Тамбове

Фото: РИА Новости/Алексей Сухоруков

Большинство представителей российских и иностранных брендов, опрошенных «Известиями», особо отметили, что в настоящее время не испытывают проблем с поставкой иностранных комплектующих на свои заводы.

Стоп машинам: зарубежным заводам в РФ предрекли массовый простой

Взявшие вынужденную паузу предприятия VW и PSA в России рискуют потерять 13 млрд рублей

В Группе ГАЗ отдельно подчеркивают, что от работы ее предприятий зависит судьба 3,7 тыс. российских компаний, поставляющих компоненты и материалы. Большинство из поставщиков — сравнительно небольшие фирмы. Чтобы не допустить цепочки их банкротств, Группа ГАЗ вынуждена была возобновить работы по тем немногим заказам, которые были.

От редакции СА

Моногород Тольятти с более чем 50 тысячами нынешних и бывших рабочих Автоваза, многие из которых тяжело пережили девяностые, а в советское время никогда не имели боевого профсоюза, спит вязким, липким сном. Кошмары с окровавленными руками и костями в отверстиях и пазах станков взбудораживают завод и опять сменяются потным забытьем. Традиций успешной борьбы у этих рабочих нет, есть традиция передачи страха от старых рабочих молодым, неизбежная на таком огромном предприятии с крупным постоянным ядром кадров, да междусобойные жалобы на высшее руководство.

Всё это, в том числе и размер независимого профсоюза «Единство» (сто человек на 37 тысяч), имеет исторические и экономические причины. Почитайте наш текст о том, как сказалась травма девяностых на «традиционных» — промышленных — рабочих, и как ее медленно начинает преодолевать молодежь. Жесточайшее падение уровня жизни и постоянные тычки от меняющихся всевластных собственников, а также отсутствие тактики и стратегии у профсоюзов, дезориентировали рабочих, и их невозможно винить в том состоянии, в котором они оказались.

Мы хотим рассказывать вам, что происходит с рабочим классом и всеми его слоями в России. Начать мы решили с автопрома, но рабочий класс, конечно, сегодня шире и необязательно связан со станками и с крупной промышленностью — это все, кто живет от зарплаты до зарплаты. Расходы на поездку в Тольятти и гонорар для двоих журналистов на три дня обошлась нам в 25 000 рублей. Поэтому у нас будет появляться больше таких репортажей, если вы поддержите нас рублем.

Статьи, обзоры, инструкции

  • Установка и подключение лобового стекла с обогревом на Lada XRAY

  • Почему печка Lada Vesta, XRAY дует холодным воздухом — 2 причины

  • Что делать если перетираются шланги/трубки под капотом автомобиля LADA

  • Как устранить течь масла через сквозные отверстия в узлах/агрегатах на автомобилях LADA

  • Стоит ли покупать автоодеяло (тесты и отзывы)

  • Антикоррозионная обработка Lada XRAY своими руками (инструкция АвтоВАЗа)

  • Почему печка Lada Vesta, XRAY дует холодным воздухом — 2 причины

  • Что делать если перетираются шланги/трубки под капотом автомобиля LADA

  • Как устранить течь масла через сквозные отверстия в узлах/агрегатах на автомобилях LADA

  • Стоит ли покупать автоодеяло (тесты и отзывы)

  • Как из обычного универсала сделать Lada Vesta SW Sport

  • Антикоррозионная обработка Lada Vesta своими руками (инструкции АвтоВАЗа)

  • Что делать если перетираются шланги/трубки под капотом автомобиля LADA

  • Как устранить течь масла через сквозные отверстия в узлах/агрегатах на автомобилях LADA

  • Стоит ли покупать автоодеяло (тесты и отзывы)

  • Установка радиатора печки от Granta FL на Lada Kalina, Granta (дорестайл)

  • Обзор зимних доработок и аксессуаров для автомобиля

  • Простой способ заменить радиатор печки на Lada Granta, Kalina

  • Что делать если перетираются шланги/трубки под капотом автомобиля LADA

  • Как устранить течь масла через сквозные отверстия в узлах/агрегатах на автомобилях LADA

  • Стоит ли покупать автоодеяло (тесты и отзывы)

  • Установка радиатора печки от Granta FL на Lada Kalina, Granta (дорестайл)

  • Обзор зимних доработок и аксессуаров для автомобиля

  • Простой способ заменить радиатор печки на Lada Granta, Kalina

  • Что делать если перетираются шланги/трубки под капотом автомобиля LADA

  • Как устранить течь масла через сквозные отверстия в узлах/агрегатах на автомобилях LADA

  • Стоит ли покупать автоодеяло (тесты и отзывы)

  • Установка впуска от Lada Vesta Sport на Lada XRAY, Largus

  • Установка второй нижней опоры двигателя на Lada Vesta, XRAY, Largus

  • Обзор зимних доработок и аксессуаров для автомобиля

  • Что делать если перетираются шланги/трубки под капотом автомобиля LADA

  • Как устранить течь масла через сквозные отверстия в узлах/агрегатах на автомобилях LADA

  • Стоит ли покупать автоодеяло (тесты и отзывы)

  • Обзор зимних доработок и аксессуаров для автомобиля

  • Звездное небо или как установить светодиоды в обивку потолка автомобиля

  • Нужен ли утеплитель аккумулятору зимой (отзывы и тесты)

  • Что делать если перетираются шланги/трубки под капотом автомобиля LADA

  • Как устранить течь масла через сквозные отверстия в узлах/агрегатах на автомобилях LADA

  • Стоит ли покупать автоодеяло (тесты и отзывы)

  • Обзор зимних доработок и аксессуаров для автомобиля

  • Звездное небо или как установить светодиоды в обивку потолка автомобиля

  • Точки крепления масс на Lada 4×4 (ВАЗ 2121, 2131)

  • Как устранить течь масла через сквозные отверстия в узлах/агрегатах на автомобилях LADA

  • Стоит ли покупать автоодеяло (тесты и отзывы)

  • Шумоизоляция под жабо (ветровой накладкой) Niva Chevrolet (LADA)

  • Обзор зимних доработок и аксессуаров для автомобиля

  • Моменты затяжки ответственных резьбовых соединений Niva Chevrolet (LADA)

  • Звездное небо или как установить светодиоды в обивку потолка автомобиля

  • Установка и подключение лобового стекла с обогревом на Lada XRAY

  • Почему печка Lada Vesta, XRAY дует холодным воздухом — 2 причины

  • Что делать если перетираются шланги/трубки под капотом автомобиля LADA

  • Как устранить течь масла через сквозные отверстия в узлах/агрегатах на автомобилях LADA

  • Стоит ли покупать автоодеяло (тесты и отзывы)

  • Антикоррозионная обработка Lada XRAY своими руками (инструкция АвтоВАЗа)

Мастер на пенсию, рабочая в могилу

Утро, на часах нет и одиннадцати, но на кухне у Перовой пахнет как в столовой во время обеда — маринованными огурцами, мясом с ананасами, салом, селёдкой и хлебом. В будний день это сложно было бы представить, потому что на работу нужно просыпаться в пять. Но сегодня суббота, у Анны выходной. В это время другие сотрудницы по цеху выходят на завод за двойной оплатой.

Пальцами-пенёчками Анна держит электрический чайник, наливая по кружкам кипяток. Чайник протекает, и вокруг кружек образуются лужицы.

— Люди у нас пашут шесть дней в неделю по 12 часов, и это приводит к перенапряжению и травмам. Боясь последствий, рабочие травмы скрывают. В прошлом году сотрудница упала на ловушку для отходов спиной, и никому не сказала — пожалела мастера. Позвоночник настолько разболелся, что она в течение двух месяцев слегла. А через год умерла. Мастер — на пенсию, она в могилу ушла.

— Почему она никому не сказала?

— Ну как? Люди умирают, жалея руководителей. Переживают, что не дадут работать, что их уволят за что-то. Ладно бы мелкое предприятие, но это «Автоваз»! Столько людей убивается. Парень с высотки на заводе сорвался, окна мыл. Триста тысяч родителям за его смерть заплатили.

Анна Перова демонстрирует руку, на которой она потеряла пальцы из-за неисправного оборудования на . Фотография Антона Карлинера, специально для Socialist.News

— В прошлом месяце мужчина, говорят, умер от переработок?

— Видела некролог. Но я ни его не знаю, ни цех в котором он работал. Переработки у нас постоянно. Их (работников — Д. К.)

никто не уговаривает, но только предложи — остаются. Вот недавно в гардеробе переодеваюсь, смотрю, молодая женщина сидит на скамеечке согнувшись. Спрашиваю: Кристина, что ты грустишь?. Работать не разрешили. Смена закончилась, домой отправляют. Даже не знаю чем заняться. Понимаете, они настолько привыкли работать, что не представляют, что в жизни можно заниматься чем-то другим, — говорит Перова, поправляя косынку в красный горошек, из под которой выглядывают кудрявые волосы. В ней она похожа на революционерку, работницу и ударницу. Косынку Перова носит и на заводе — без головного убора могут лишить премии.

Впервые Перова устроилась на «Автоваз» в 18 лет по совету отца, который тоже работал на заводе. Приехав из Самары в город, переименованный в 1964 году в честь итальянского коммуниста Тольятти, Анна мечтала о лучшей жизни — об отдельной квартире, замужестве, детях и работе на передовом производстве. На первое время завод предоставлял общежитие. Для рабочих возводили дома в новом Автозаводском районе — так получил квартиру и отец Анны. Разрешали взять в рассрочку «Жигули», ковёр и телевизор, по которому вовсю шла реклама «Автоваза» и его автомобилей.

Через два года у Анны родился сын, совмещать работу на производстве и уход за ребенком стало тяжело, и она уехала к маме в Самару. Когда сын подрос, Анна устроилась на авиационный завод, но так как квартирный вопрос в Самаре решить было невозможно, переехала на несколько лет в Тутаев — там рабочей моторного завода выделили квартиру-малосемейку. Из-за непривычного климата жить в Ярославской области Перовой не нравилось, и она нашла семью в Тольятти, которая согласилась на обмен квартирами. Чтобы сделка состоялась, пришлось снова устроиться на «Автоваз», — так Перова и продолжает работать на заводе уже 28 лет.

Тольятти, улица Дзержинского. Фотография Антона Карлинера, специально для Socialist.News

Куда поедут автомобили

Несмотря на все сложности и опасности рестарта автомобильного производства в России, многие шоурумы по-прежнему закрыты — например, в Москве и области. Продавать машины разрешили только в ряде регионов. Столичные дилеры и автопроизводители начали активно осваивать онлайн-формат, однако процент таких продаж мал и игроки рынка признают, что он не заменит традиционного автосалона.

«Чтобы спасти отрасль, надо открыть дилерские салоны как можно скорее. Без этого заводы будут производить автомобили себе на склады. В среднем они могут обеспечить трехнедельные запас готово продукции. Проработают июнь, а в июле опять встанут», — заявил независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.

Авто_4

На автомобильном заводе LADA Ижевск, входящем в группу «Автоваз»

Фото: ТАСС/Анна Селезнева

Все опрошенные «Известиями» эксперты и игроки рынка настаивают на скорейшем открытии автосалонов. Но даже если шоурумы начнут работать в июне, спрос на автомобили будет низким.

«Если завтра в стране будет снят карантин, то заказы на автомобили быстро не вырастут — в стране выросла безработица, покупательная способность населения упала и многим не до покупки машин», — считает промышленный эксперт, кандидат экономических наук Леонид Хазанов.

Размагнитили: доступные марки авто могут покинуть российский рынок

Что будет с кроссовером Datsun Magnite и другими бюджетными моделями

Доцент кафедры экономической безопасности Факультета национальной безопасности Института права и национальной безопасности (ИПиНБ) РАНХиГС Павел Грибов отметил, что летом в России традиционно происходит спад продаж автомобилей и некоторое оживление, возможно, будет осенью.

Заразительный энтузиазм

Возобновляя производство, автозаводы рискуют спровоцировать новый рост заболеваний COVID-19 и потому принимают серьезные противовирусные меры: помещения тщательно дезинфицируют, работников обеспечивают масками и перчатками, несколько раз в день измеряют им температуру

Особое внимание уделено соблюдению социальной дистанции

Сразу наладить безопасную работу на предприятиях удалось не всем — в первый день работы ГАЗа на проходных образовались очереди из-за дополнительного медицинского контроля. Автопроизводитель оперативно решил проблему, но получил штраф.

Авто_3

Сотрудник предприятия у автомобиля УАЗ «Патриот» в цехе Ульяновского автомобильного завода

Фото: ТАСС/Егор Алеев

Автопроизводители считают, что благодаря принятым мерам удается вовремя выявлять заболевших и предотвращать заражения других работников. Например, в ходе ежедневного тестирования на УАЗе было выявлено пять человек, у которых заболевание протекало бессимптомно. Их отправили домой, а цех, где они работали, дополнительно продезинфицировали.

Авторазборка: слабый рубль ударит по автопроизводству

Автокомпании могут приостановить выполнение обязательств по СПИКам

На «АвтоВАЗе» выявлено 11 инфицированных, сообщает профсоюзная организация. Представитель компании отметил, что для 35-тысячного коллектива это «мизер», а все заражения произошли вне предприятия.

Финансовые показатели

По итогам 2013 г. выручка «АвтоВАЗа» составила 175 млрд 152 млн руб., чистый убыток — 6 млрд 899 млн руб.

В 2014 г. выручка выросла до 191 млрд 728 руб., а чистый убыток составил 25 млрд 50 млн руб. В 2020 г. было зафиксировано дальнейшее снижение показателей: выручка вернулась на уровень 2013 г. (176 млрд 482 млн руб.), а чистый убыток вырос до 73 млрд 851 млн руб. Таким образом, Андерссону не удалось вернуть компанию к прибыли (в последний раз чистая прибыль была показана в 2012 г. — 211 млн руб.).

Из финансовой отчетности за 2020 г. следовало, что компания нарушила ковенанты (ограничения) по ряду кредитов на общую сумму в 36,58 млрд рублей. Также аудиторы «АвтоВАЗа» сообщили, что без поддержки акционеров компания, возможно, не сможет продолжать операционную деятельность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector