Кaрбюрaтoр солекс

Особенности функционирования других узлов «Солекс»

Для перекрытия подачи бензина в первую камеру (точнее сказать – в ее переходное приспособление) и в устройство ХХ используется клапан, который носит название электромагнитного. Его стандартное состояние (тогда, когда не подается напряжение) – закрытое. Открытие данного элемента возможно в двух случаях: при оборотах коленвала менее 1900 в минуту; при нажатии на газ. При отключении зажигания, а также тогда, когда машина набирает обороты выше 2100, электромагнитный клапан возвращается в свое обычное (закрытое) состояние.

Большое значение для адекватной работы карбюратора «восьмерки» имеет ускорительный насос диафрагменной конструкции, оснащенный приводом механического вида. Он имеет в своей конструкции два клапана. Один из них находится в распылителе. Под нагрузкой нагнетаемого горючего он открывается, а когда бензин больше не подается, клапан под давлением своей собственной массы закрывается. Благодаря этому клапану отсутствует подсос воздуха, кроме того, бензин не уходит из каналов.

Другой клапан (обратный) размещается непосредственно в канале, который соединяет полость насоса и поплавковое устройство. Если водитель отпускает газ, происходит наполнение камеры горючим, и обратный клапан открывается. Его же закрытие происходит в тот момент, когда топливо начинает нагнетаться.

Кулачок, являющийся частью рассматриваемого нами насоса, при открытии дроссельной заслонки давит на рычаг. Данный рычаг соединяется диафрагмой. За счет этого порция горючего подается в карбюраторные камеры, что позволяет при разгоне транспортного средства качественно обогащать горючую смесь.

При существенном открытии дроссельных заслонок начинает действовать еще один важный механизм – экономайзер. Суть его работы такова: через клапан (он имеет шариковую конструкцию) бензин отбирается из поплавкового устройства. Клапан держится в закрытом состоянии, пока разрежение удерживает диафрагму в коллекторе. При открытии заслонок отмечается снижение разрежения. Важным является то, что горючее для обогащения устремляется в эмульсионный отсек через экономайзер, обходя стороной главный жиклер.

Коротко опишем еще несколько систем интересующего нас карбюратора:

  • Впускной коллектор (ВК). Данный механизм посредством стойких к термическому воздействию прокладок и шпилек присоединяется к мотору. Изготовлен коллектор из сплава на основе алюминия методом литья. Задача ВК состоит в том, чтобы передать в цилиндры двигателя автомобиля горючую смесь, сформированную в карбюраторе.
  • Эконостат. Механизм необходим для дополнительной подачи бензина во вторую камеру из поплавкового устройства (топливо подается через запутанную систему трубок и жиклеры эконостата). Включается эконостат тогда, когда требуется дополнительно обогатить горючую смесь (например, при езде на максимальной мощности).
  • Экономайзер холостого хода (принудительного). Данное устройство включает в свою конструкцию запорный электромагнитный клапан, датчик-винт, блок управления.

Статья в тему: Скрипят тормоза при торможении на машине: почему и что делать?

Карбюратор «Солекс»: модификации

Базовую конструкцию этих устройств разработали инженеры французской фирмы Soleks.

На Димитровградском заводе позже получили лицензию на производство, и все прочие модификации делались силами специалистов здесь же. На ДААЗе был разработан популярный «Солекс 21073». Отзывы о нем только положительные. Механизм легко поддается настройке и отличается высокой надежностью. ДААЗ-2108 предназначен для работы с мотором объемом 1,3 л для ВАЗ 2108 и 2109. «Солекс» 21083 был доработан для 1,5-литровых силовых агрегатов. Этими же механизмами были укомплектованы модели из первых партий ВАЗ 2110 с системой зажигания на основе микропроцессора. На классических моделях ВАЗ устанавливались «Солекс» 21053-1107010. Модели ВАЗ «Нива» комплектовались механизмом «Солекс» 21073-1107010. Сейчас его сменил инжектор.

?Таблица топливных жиклеров карбюратора Солекс 21083

Для карбюраторов Солекс существует несколько категорий жиклеров, позволяющих достичь желаемых характеристик двигателя:

  • Для тех, кто предпочитает спокойный стиль вождения, подойдет вариант «экономичный»;
  • Любителям увеличенной динамики и оптимального расхода можно остановиться на «умеренном» или «нормальном»;
  • Для максимального тюнинга устанавливаются «спортивные» жиклеры.

Не всегда установка топливного жиклера с минимальным сечением приводит к экономии бензина. Если в цилиндры поступает обедненная смесь, водителю приходится сильнее открывать дроссельную заслонку, от чего всасывается больший объем смеси.

Вот какие жиклеры используются в карбюраторах Солекс 21083 (указана производительность элементов для каждой модификации карбюратора в см3/мин):

Вид жиклеров 21083-1107010 21083-1107010-31 21083-1107010-35 21083-1107010-62
Топливный ГДС (1-я камера) 95 95 95 80
Топливный ГДС (2-я камера) 97,5 100 100 100
Воздушный ГДС (1-я камера) 155 155 150 165
Воздушный ГДС (2-я камера) 125 125 125 125
Топливный СХХ 39-44 38-44 38-44 50
Воздушный СХХ 170 170 170 160
Топливный переходной системы (2-я камера) 50 50 80 50
Воздушный переходной системы (2-я камера) 120 120 150 120

Большинство жиклеров, приведенных в таблице, взаимозаменяемые, благодаря чему возможна доработка карбюратора путем установки аналога с меньшей или большей производительностью.

Заменить можно следующие жиклеры:

  • Топливные ГДС;
  • Воздушные ГДС;
  • Топливный СХХ.

Остальные элементы являются частью конструкции устройства и их невозможно вывернуть, чтобы заменить на другие.

Модернизация карбюратора производится за счет индивидуального подбора элементов для конкретного мотора. Прежде чем производить тюнинг, необходимо проверить систему зажигания, отрегулировать клапаны, проверить зазоры в свечах, заменить топливный и воздушный фильтр, почистить карбюратор.

Процедура производится в следующей последовательности:

  1. Выбирается пустой прямой участок дороги протяженностью около 5 км.
  2. Подбираются жиклеры (для главной дозирующей системы первой камеры, вторая активируется на высоких скоростях, поэтому ее не трогают) с разной пропускной способностью в соответствии с желаемыми параметрами (повышение мощности или снижение расхода топлива). Заранее на 2-литровой пустой пластиковой бутылке делается градуировка по 100 мл. на каждое деление.
  3. Двигатель должен поработать на холостых оборотах на протяжении около 10 минут. Если дорога находится далеко от гаража, то настройку системы можно производить сразу после поездки.
  4. От бензонасоса отсоединяется входной шланг. Вместо него на всасывающий штуцер устанавливается другой шланг, который опускается в бутылку с чистым бензином.
  5. Отрезок дороги проезжается на скорости 60-70 км/ч. После остановки проверяется уровень топлива в бутылке. Это контрольный замер. По этому параметру будет определяться изменение настроек производительности данного мотора.
  6. Снимается «кастрюля» и крышка карбюратора. Главный топливный жиклер меняется на аналог с другой пропускной способностью (меньший для уменьшения расхода или больший для увеличения мощности). Не стоит устанавливать сразу максимально отличающийся элемент. Доработку лучше делать плавно, до появления провалов или других неестественных реакций мотора.
  7. Делается повторный замер расхода (пункт 5).
  8. Как только при езде появятся «провалы», следует установить предыдущий жиклер. Затем настраивается система холостого хода, так как расход топлива можно уменьшить благодаря жиклеру СХХ.
  9. Замена этого элемента должна производиться до тех пор, пока не появится эффект троения двигателя. В этом случае устанавливается предыдущий жиклер с большим значением производительности.

Помимо замены топливного и воздушного жиклеров для повышения мощности двигателя можно воспользоваться и другими способами модернизировать карбюратор: доработав ускорительный насос или установив другие эмульсионные трубки, немного доработав диффузоры и дроссельную заслонку.

Регулировка оборотов холостого хода

Осуществляемая своими руками настройка карбюратора Солекс на ВАЗ-2107 требует от производящего ремонт автолюбителя определённых знаний. Производитель рекомендует устанавливать в силовых агрегатах с карбюраторами 2108, 21081, 21083 компании Солекс обороты холостого хода, которые варьируются в пределах 750–800 в минуту

Очень важно добиться устойчивого функционирования системы в таком промежутке. Для этого необходимо вращать винт «количества» топливного раствора, одновременно выставляя частоту вращения коленчатого вала

Настройка требуемой частоты вращения зачастую обуславливает необходимость срочного регулирования подстройки винта «качества». В автомобилях, в которых подобные мероприятия производятся впервые, на вышеуказанном винте должна быть пластмассовая заглушка, установленная на заводе-изготовителе, — её целесообразно снять. Для этого может пригодиться шило или металлический крючок. При отсутствии и того и другого инструмента в ненужную деталь можно ввинтить саморез, после чего всё извлечь.

Чтобы регулировка или установка карбюратора Солекс 21083 на ВАЗ-2107 прошла успешно, манипуляцию следует осуществить в три приёма. Если этого будет недостаточно, действия можно повторить ещё несколько раз

Перед решением столь важной задачи нужно проверить правильность инсталляции момента зажигания, а также функциональность высоковольтных проводов. Если всё работает стабильно и не вызывает нареканий со стороны владельца, необходимо:

  • посредством шлицевой отвёртки повернуть винт, отвечающий за «качество» топливной смеси, чтобы увеличить до максимального предела частоту вращения коленчатого вала мотора. Поворачивать агрегат необходимо в разные стороны, пока не будет определено «правильное» положение винта по достижению максимального значения частоты. Можно проводить регулировку на слух или по тахометру;
  • поставить винт «количества» топливного «раствора» в такое положение, чтобы обороты достигали 900 в минуту. Прокрутка винта напрямую влияет на открытие дроссельной заслонки первой камеры, из-за чего начинают сильно «прыгать» вверх обороты. В противном случае, если винт провернуть против часовой стрелки, дроссельная заслонка будет закрываться, а обороты — падать. Главная задача регулирующего положение винта — определить его оптимальное местонахождение;
  • завернуть «краник качества», добившись от системы 800 об/мин.

Если автомобилист не знает, как поставить карбюратор Солекс на ВАЗ-2107, после того как прежнее устройство себя изжило или потребовалась замена винта «качества», следует учесть одну важную особенность: перед регулированием приспособления винт нужно по часовой стрелке закрутить до упора, после чего вывернуть на 3 оборота и только после этого приступить к регулировке.

Принцип действия

Работает «Солекс 21073» следующим образом. Бензин попадет в поплавковую камеру при помощи впускного штуцера – топливо также проходит через фильтр-сетку, где очищается, и идет через игольчатый клапан. Камера с поплавком двухсекционная, а секции между собой соединены. В них будет одинаковое количество бензина. Такая конструкция позволяет значительно снизить влияние наклонов кузова на уровень топлива в данной камере.

Тем самым обеспечивается более стабильная работа двигателя. По мере того как камера наполнится, поплавок, прижимая часть игольчатого клапана, перекрывает доступ горючего в камеру. Так поддерживается постоянный уровень бензина в механизме. Далее из поплавковой камеры бензин сквозь жиклеры попадает в смесительные колодцы. В эти же колодцы через специальные отверстия в эмульсионных трубках или воздушных жиклерах попадает воздух. Далее в них бензин и воздух смешивается. В результате образуется топливная смесь. Она попадет в малые, а также в большие диффузоры устройства. Это главная дозирующая камера. В зависимости от режима работы двигателя, в карбюраторе могут запускаться те или иные механизмы и системы. Когда владелец пытается запустить двигатель «на холодную», чтобы обогатить топливную смесь, в дело вступает пусковое устройство. Его водитель запускает из салона – это подсос.

Когда ручка вытянута максимально, воздушная заслонка первой камеры полностью закрыта. Вместе с этим дроссельная заслонка в первой камере открывается на расстояние пускового зазора. Он настраивается при помощи регулировочного винта на карбюраторе «Солекс». Регулировка зазора позволит настроить обороты в режиме холостого хода.

Пневматический привод воздушной заслонки

Привод можно увидеть вверху корпуса Pierburg 2Е с правой стороны. Это небольшая пластмассовая фишка размером около 30-40 миллиметров в диаметре. Из нее выходят два пневмошланга. Один уходит в нижнюю часть карбюратора, другой — на тройник, затем на линию пневматической задержки и к впускному коллектору. Из небольшой коробки выходит тяга, которая вместе с тягой термопривода двигает воздушную заслонку. Пневматический привод Pierburg 2Е по замыслу немецких инженеров не подлежит ремонту. Но отечественные карбюраторщики решили данную проблему. Внутри находится резиновая диафрагма, которая связана с тягой, а также перепускной клапан — он открывается, когда мембрана находится в определенном положении.

Обращаем внимание на работу бензонасоса

Следует также проверить работу ускорителя топлива в карбюраторе с помощью бензонасоса. В частности, бензин в виде мелких струек из распылителей обязательно должны появляться уже фактически в первый момент начала открытия указанной дроссельной заслонки.

Если струйки бензина появляются с запаздыванием, то будет в дальнейшем ощущаться «провал» работы двигателя еще в самом начале движения автомобиля.

Для решения данной проблемы стоит осмотреть рычаг, эксцентрик с помощью которого осуществляется привод ускорителя, к конечно же его диафрагму. Нередко засоряется также и сам распылитель.

Устройство карбюратора Солекс

Карбюратор солекс имеет несколько моделей, а именно, это:

  • 21053;
  • 21083;
  • 21073;
  • 21041.

Основной модификацией такой марки карбюраторов является СОЛЕКС 21083. У этой модели самое маленькое сечение диффузора. По строению все модели Солекса одинаковые, есть лишь некоторые отличия (для разных марок и моделей авто своя модификация). Поэтому настройка солекса всех моделей одинакова.

Тип карбюратора Солекс относится к эмульсионному. Он устанавливается только на машины с двигателями с бексонтактным зажиганием.

Устройство солекса:

  • две камеры с дроссельными заслонками;
  • дозировочная система камер;
  • переходные системы для обоих камер;
  • система холостых оборотов только для первой камеры.

Классификация Солекс карбюраторов по комплектации:

  1. Система пускового устройства типа полуавтомат.
  2. Ускорительный насос карбюратора.
  3. Экономайзер режимов по мощности.

Доводка и настройка ДААЗ 21083

Тюнинг карбюратора Солекс 21083

Это схема карбюраторов 2108, 21081, 21083 Солекс устанавливаемых на двигателя переднеприводных автомобилей ВАЗ 2108, 21081, 21083, 2109, 21091, 21093, 21099. Все эти карбюраторы имеют в своей основе одинаковую конструкцию. Различие лишь в (размерах жиклеров и пр.). Модификации карбюраторов Солекс устанавливаемых на Ниву, Оку и некоторые заднеприводные модели автомобилей ВАЗ имеют некоторые особенности в устройстве (например отсутствие «обратки», иной распылитель УН и пр.).

Схема карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс

|. Первая камера карбюратора.

||. Вторая камера карбюратора.

1. Рычаг привода ускорительного насоса.

2. Регулировочный винт диафрагмы пускового устройства.

3. Диафрагма пускового устройства.

4. Воздушный канал пускового устройства.

5. Электромагнитный запорный клапан.

6. Топливный жиклер системы холостого хода.

7. Главный воздушный жиклер первой камеры.

8. Воздушный жиклер системы холостого хода.

9. Воздушная заслонка.

10. Распылитель главной дозирующей системы первой камеры.

11. Распылительные трубки ускорительного насоса.

12. Распылитель главной дозирующей системы второй камеры.

13. Распылитель эконостата.

14. Главный воздушный жиклер второй камеры.

15. Воздушный жиклер переходной системы второй кмеры.

16. Балансировочный канал поплавковой камеры.

17. Поплавковая камера.

18. Топливный игольчатый клапан.

19. Топливовозвратный штуцер.

20. Сетчатый фильтр.

21. Топливоподводящий штуцер.

22. Диафрагма экономайзера мощностных режимов.

23. Топливный жиклер экономайзера мощностных режимов.

24. Шариковый клапан экономайзера мощностных режимов.

25. Поплавок.

26. Топливный жиклер эконостата с трубкой.

27. Топливный жиклер переходной системы второй камеры.

28. Эмульсионная трубка второй камеры.

29. Главный топливный жиклер второй камеры.

30. Выходное отверстие переходной системы второй камеры.

31, 33. Дроссельные заслонки.

32. Демпфирующий жиклер.

34. Щель переходной системы первой камеры.

35. Выходное отверстие системы холостого хода.

36. Блок подогрева.

37. Регулировочный винт «качества» топливной смеси.

38. Штуцер системы вентиляции картера.

39. Штуцер отбора разрежения к вакуумному регулятору опережения зажигания.

40. Главный топливный жиклер первой камеры.

41. Эмульсионная трубка первой камеры.

42. Шариковый клапан ускорительного насоса.

43. Диафрагма ускорительного насоса.

44. Толкатель ускорительного насоса.

Примечания и дополнения

— Наглядно (в живую) на устройство карбюратора можно посмотреть на страницах:

Автор

Опубликовано

Заголовок

Совсем недавно работу ДВС нельзя было представить без такого узла, как карбюратор. Это устройство готовит оптимальную горючую смесь и подает её в камеру сгорания. Точно дозируя соотношение объемов жидкого топлива и воздуха в нужных пропорциях, карбюратор служит неотъемлемым компонентом системы питания двигателя.

Количество подаваемого воздуха регулируется положением дроссельного узла (проще говоря, положением педали акселератора). В зависимости от режима работы ДВС меняется алгоритм смесеобразования в карбюраторе. Однако истины неизменны: для полного сгорания 1 кг топлива необходимо 15 кг воздуха. Поэтому ДВС работает в диапазоне подготовки смеси от 1:13 (обогащенная смесь) до 1:17 (обедненная смесь) и выходящие за эти пределы цифры неотъемлемо приводят к неустойчивой работе двигателя.

Все модификации solex отличаются друг от друга только регулировками основных элементов (производительностью жиклеров, диаметром диффузоров, эмульсионной трубкой и пусковыми зазорами заслонок). В специальной технической литературе собрана вся теория по обслуживанию и регулировке карбюратора. Данная таблица содержит тарировочные данные жиклеров популярных моделей карбюраторов.

Меньший топливный жиклер еще не означает снижение расхода топлива в городской езде. Здесь теория часто расходится с практическими результатами. Водителю приходится больше открывать дроссель и подавать большее количество топлива в цилиндры, что неминуемо приводит к росту потребления топлива.

Настройка карбюратора Солекс 21083

Все перечисленные выше регулировки относятся к настройкам карбюратора Солекс 21083, и от того, как хорошо будет отрегулирован узел, зависит характер работы двигателя, расход топлива

Есть еще некоторые настройки, на которые также следует обратить внимание

В электромагнитном клапане находится жиклер холостого хода, и диаметр его сечения может быть разным – от 39 до 42 мм, также ест распылители ускорительного насоса с различным сечением «носиков» (35х40, 40х40, 45х40, 35х35). Подбором необходимого диаметра обоих элементов можно добиться работы карбюратора без провалов, хорошей приемистости. Что-то определенное здесь рекомендовать трудно, в каждом конкретном случае нужен индивидуальный подход, и достигается наилучший результат методом проб и ошибок. Кстати, «носики» распылителей могут быть направлены:

  • оба в первичную камеру;
  • один распылитель – в первую камеру, другой – во вторую.

Еще часто при установке карбюратора многими автомобилистами допускается одна ошибка – неточно устанавливается трос подсоса, и поэтому на холодную двигатель 21083 запускается проблематично, особенно в морозную погоду. После закрепления троса подсоса перед установкой воздушного фильтра необходимо проверить, до конца ли с помощью троса закрывается воздушная заслонка. Если заслонка при вытянутом подсосе остается приоткрытой, необходимо закрепить оплетку тросика в другом положении.

Жиклеры и ускорительный насос

Владельцы карбюраторных авто знают, что жиклеры меняются, но далеко не всегда понимают, для чего необходимы жиклеры и как их размер влияет на работу карбюратора. Начнем с того, что двигатель засасывает воздух через специальное отверстие, выполненное в большом диффузоре. Параллельно с этим через топливный жиклер затягивается некоторое количество горючего. Рабочий объем двигателя напрямую влияет на то, сколько воздуха через диффузор затянет двигатель за определенное время, а также на количество бензина, засасываемое параллельно с воздухом.

Именно по этой причине на двигателях с большим объемом стоят карбюраторы, в которых жиклеры маленькие. Установка такого карбюратора на мотор с меньшим объемом будет означать, что «родные» жиклеры в этом карбюраторе будут давать слишком обедненную смесь для нормальной работы мотора. Для решения указанной задачи следует найти жиклеры от карбюратора, который изначально рассчитан на конкретный объем ДВС или максимально близкий к нему. Подбирать жиклеры нужно начиная с топливного, под топливный затем подбирается воздушный. Подбор производится с группы жиклеров для первой камеры, вторую камеру настраивают только после первой.

Теперь поговорим об ускорительном насосе. Насос-ускоритель обеспечивает подачу дополнительного количества топлива в момент открытия дроссельной заслонки, что позволяет более эффективно ускориться. Задействуется насос при помощи специального кулачка. На моторах с установленным карбюратором Солекс указанный кулачек ускорительного насоса необходимо ставить самый большой.

Также следует уделить внимание и так называемому «носику» ускорительного насоса. Во время открытия заслонок топливо должно подаваться явной струей, а не капать даже при небольшом открытии дросселя

Важно и то, какое положение занимает носик. Струя бензина должна попадать точно в область между стенкой диффузора и дроссельной заслонкой, то есть горючее струей подается напрямую в коллектор

Не допускается попадание струи на диффузор или заслонку. Если так происходит, тогда после резкого нажатия на педаль акселератора автомобиль не будет сразу разгоняться, возникнет провал. Самостоятельная доработка карбюратора предполагает установку двух носиков в камеры для получения лучшей отдачи от мотора или только одного носика в первую камеру карбюратора для более экономичного режима.

Уровень топлива в карбюраторе Солекс 21083

Чтобы карбюратор работал бесперебойно, его необходимо настроить, в первую очередь следует выставить уровень в поплавковой камере. Для выполнения такой регулировки снимать весь карбюратор не требуется, достаточно снять только верхнюю крышку узла.

На автомобиле ВАЗ-2109 регулируем уровень топлива следующим образом:

  1. останавливаем двигатель, демонтируем корпус воздушного фильтра;
  2. отсоединяем провод электромагнитного клапана, освобождаем трос подсоса;
  3. раскручиваем хомуты и сдергиваем с карбюраторной крышки топливные шланги (основной и обратный);
  4. отвинчиваем пять винтов, которые крепят крышку;
  5. снимаем крышку и переворачиваем ее, держим ее горизонтально, смотрим, какой имеется зазор между поплавками и горизонтальной поверхностью самой крышки – он должен находиться в пределах 1,0-1,5 мм;
  6. регулировку нужного зазора производим путем подгибания пластины, держащей поплавки. При регулировке нужно добиться одинакового расположения поплавков над поверхностью крышки.

Согласно книжной инструкции, уровень топлива в карбюраторе Солекс 21083 замеряется с помощью штангенциркуля – определяется расстояние между верхней поверхностью основного корпуса и уровнем имеющегося в камере топлива, он должен составлять 24-26 мм. Замер следует производить сразу после снятия карбюраторной крышки, так как бензин быстро испаряется.

Пусковая система

Данный механизм представляет собой специальную полость, которая соединяется с впускным коллектором. Также в устройстве есть диафрагма и шток, который связан с воздушной заслонкой. После того как мотор будет запущен, во впускном коллекторе возникает разрежение. Оно воздействует на шток диафрагмы, открывая тем самым воздушную заслонку. Если рукоятку подсоса вернуть в обычное положение, это приведет к уменьшению пусковых зазоров.

Параметры зазоров зависят от геометрических характеристик рычага и никак не настраиваются. Что касается дроссельной заслонки второй камеры, то, когда подсос вытянут, она находится в заблокированном состоянии.

Подведем итоги

Описанные выше шаги по настройке и регулировке карбюратора Солекс являются базовыми. Другими словами, при желании вы можете настроить карбюратор своими руками, опираясь на данную информацию. Отметим, что точность настроек можно далее проверить на газоанализаторе, после чего самому внести необходимые коррективы вместо постоянного обращения к специалистам. Напоследок добавим, что дозирующее устройство данного типа поддается различным видам тюнинга, всевозможных доработок и улучшений. По этой причине при выборе карбюратора на ВАЗ многие автолюбители не зря отдают предпочтение Солекс.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector