Аккумуляторы: каким напряжением заряжать и как это делать

Содержание:

Чем заряжают аккумулятор

Выбор зарядного устройства (ЗУ) – мероприятие достаточно ответственное. От этого зависит насколько быстро, качественно и безопасно будет заряжена авто акб. Большое количество автоаксессуаров этой категории значительно упрощает предстоящий выбор. ЗУ обладают различными функциональными возможностями. Их ценник представлен в самом широком диапазоне.

При покупке автомобильной аккумуляторной зарядки рационально будет придерживаться принципа универсальности. Чем больше типов аккумуляторов способно зарядить ЗУ – тем лучше. В будущем не придется приобретать новое зарядное устройство при смене АКБ. Стоить универсальная зарядка будет дороже, но в конечном итоге – это себя оправдает.

Все зарядные устройства можно разделить на две большие категории:

  • трансформаторные;
  • импульсные.

Трансформаторные зарядки, в сравнении с импульсными, обладают достаточно внушительным весом и более значительными габаритами. В большинстве своем трансформаторные ЗУ – это представители прошлого, которые не одно десятилетие отработали до этого и способны столько же отработать в будущем. У них простая и надежная конструкция, они легко ремонтируются. Главное достоинство трансформаторных ЗУ – они обеспечивают максимально полный заряд батареи.

Особенность трансформаторных зарядных устройств – ими необходимо научиться и уметь пользоваться. Процесс зарядки требует постоянного контроля и корректировки силы тока. Это не всегда удобно, т.к. на такие процедуры просто может не оказаться свободного времени.

При установке рабочих параметров трансформаторного зарядного устройства сила подаваемого тока должна составлять 10% емкости заряжаемой батареи. Например, на аккумулятор 60 ампер часов следует подавать ток зарядки величиной 6 ампер.

Большинство моделей трансформаторных зарядных устройств оснащались только стрелочным амперметром, что требовало для замера напряжения на клеммах АКБ дополнительно использовать вольтметр (мультиметр). В продвинутых самоделках на передней панели можно увидеть две шкалы: амперметра и вольтметра.

Импульсные ЗУ – автоаксессуары нового поколения, принцип действия которых основан на воздействии на АКБ токами высокой частоты. В их конструкции нет мощного и тяжелого трансформатора, благодаря этому они получились легкими и компактными. Функциональная особенность импульсных ЗУ – способность эффективно работать в нескольких режимах. Импульсные зарядные устройства осуществляют процесс зарядки постоянным током и переменным напряжением, переменным током и постоянным напряжением, комбинированным режимом, сочетающим первые два. Такая универсальность позволяет успешно использовать импульсные ЗУ для обслуживания различных типов аккумуляторов.

К достоинствам импульсных зарядных устройств относят полную автоматизацию процесса, что позволяет правильно заряжать аккумулятор автомобиля без необходимости постоянного контроля. ЗУ достаточно подсоединить к клеммам батареи и включить в стационарную сеть. Микропроцессор точно определит степень заряженности АКБ, ее вольтаж и установит оптимальный режим зарядки. После того как батарея будет заряжена ЗУ перейдет в режим поддержания ее рабочих параметров. Электронная система защиты сообщит о нарушении полярности, не допустит короткое замыкание и перегрузки, что исключит перезаряд аккумулятора, его перегрев и закипание электролита.

Дополнительные функции импульсных зарядных устройств:

  • режим восстановления (десуфальтации);
  • режим быстрого заряда;
  • зимний режим.

Наличие или отсутствие дополнительных функций зависит только от конкретной модели ЗУ. Существуют зарядки способные не только диагностировать и заряжать аккумулятор, но и определять рабочие параметры генератора и стартера машины. Значительно расширяет возможности зарядного устройства наличие ручного и автоматического режимов. Ручной режим будет необходим для восстановления АКБ, автоматической – для очередной подзарядки. В зависимости от конкретной модели импульсные ЗУ могут иметь светодиодную, стрелочную или LCD индикацию. Наиболее информативны зарядки с LCD экранами, но стоить они будут дороже.

Вниманию покупателя представлены импульсные зарядки двух категорий: собственно зарядные устройства и пуско-зарядные устройства. Последние бывают стационарными и автономными. Пуско-зарядное ЗУ позволяет не только зарядить аккумулятор, но произвести пуск двигателя при севшей аккумуляторной батарее. В конструкции автономных пуско-зарядных устройств есть собственный источник питания, что позволяет самостоятельно завести двигатель в дорожных условиях без посторонней помощи.

Подготовка к зарядке

Перед тем как начинать процесс, стоит провести ряд дополнительных и необходимых действий. Для начала следует снять батарею с автомобиля, не забыв открутить его клеммы. Есть мнение, что зарядку АКБ можно проводить, не вынимая батареи, причем даже оставив клеммы на своих местах. Однако этого лучше не делать. АКБ вещь относительно тяжелая, но лучше все же потрудиться и снять аккумулятор.

Теперь следует очистить батарею от загрязнений. Пока она была под капотом, чистой вряд ли смогла остаться. К тому же у любого аккумулятора (даже у необслуживаемого) есть специальный клапан, через который испаряется электролит (он потом конденсируется на крышке). Стоит добавить и другие отрицательные воздействия: налипшая пыль, грязь, масло. В конечном счете может возникнуть токопроводящий слой, приводящий к увеличению саморазряда АКБ.

Знать, на сколько ампер ставить на зарядку аккумулятор автомобиля, конечно, необходимо (об этом немного позднее), но и предварительную подготовку не следует игнорировать. Поэтому во избежание многих неприятностей аккумулятор необходимо хорошо очистить перед зарядкой, а возможно и после. Чтобы избавиться от многих загрязнений, в процессе эксплуатации батареи можно приобрести специальный чехол для нее.

Как зарядить аккумулятор зарядным устройством

Перед тем как установить АКБ на зарядку, желательно очистить его от грязи, стереть с поверхности батареи остатки кислоты. Помочь в этом сможет раствор соды (одна ложка на стакан воды).

Аккумуляторные батареи являются источниками постоянного тока. Подключая их, следует соблюсти полярность. Положительные выводы АКБ обозначаются знаком «+» (плюс), отрицательные — знаком «-» (минус). Точно такая же маркировка присутствует на выводах зарядного устройства. Поэтому, при подключении на зарядку однополярные контакты соединяются между собой. Если полярность по каким-то причинам перепутать, то АКБ не зарядится, а разрядится.

Чтобы не допустить искры при подключении проводов, необходимо руководствоваться следующим порядком действий: сначала подключаем плюсовую клемму, затем минусовую, и только потом включаем зарядное устройство в сеть.

Пробки для залива электролита (если они есть) необходимо выкрутить, чтобы не нарастало давление внутри аккумулятора и газы, которые образуются во время зарядки, могли свободно выйти. Зарядку нужно проводить в хорошо вентилируемом помещении, ведь в процессе зарядки образуется скопление взрывоопасных испарений.

Непременно проверяется уровень электролита, и, в случае необходимости, доливают дистиллированную воду.

Как заряжать аккумулятор

Для начала зарядки нужно правильно подключить «крокодилы» зарядного устройства к «плюсу» и «минусу» батареи. В большинстве случаев производители маркируют положительную клемму красным цветом, а отрицательную — черным. Однако перед началом процесса рекомендуется уточнить полярность, найдя на корпусе батареи значки «+» и «-».

Подключение батареи к зарядному устройству под напряжением может привести к искрению на клеммах и возгоранию газов, которые выделяются при электролизе дистиллированной воды.

Существует 3 основных способа зарядки аккумулятора: автоматический, постоянным током (I) и постоянным напряжением (U). Они отличаются длительностью и эффективностью. Несмотря на соответствующие названия, при отсутствии систем автоматического контроля необходимо контролировать оба параметра заряда (U, I).

Время от времени следует проверять уровень заряда и температуру батареи. При закипании реактива нужно немедленно снизить I для дозарядки на низких значениях.

Зарядка постоянным током

Зарядка при постоянном I проводится следующим образом:

  1. Значение тока устанавливается на уровне 1/10 номинальной емкости батареи. Стандартная емкость составляет 55 или 60 ампер*час. Это означает, что I на ЗУ не должно превышать 5,5-6 А соответственно. Вручную выставив данное значение на зарядном устройстве, необходимо продолжать зарядку до тех пор, пока напряжение, измеряемое на клеммах, не достигнет 14,4 В (допустимая погрешность — 0,1 В).
  2. При глубоком разряде АКБ следует заряжать его не номинальным, а минимальным I (1,5-2 А). Это позволит избежать сильного электролиза воды и постепенно увеличить плотность электролита за счет разложения сульфата свинца.
  3. По достижении указанного значения U следует снизить ток до 1/20 емкости. При 60 А*ч он соответствует 3 А. Снижение интенсивности зарядки позволяет снизить скорость нагрева реактива и продолжить дозарядку до максимума.
  4. Когда U достигнет 14,5-15 В, необходимо снова снизить I вдвое. На финальной стадии процесса нужно заряжать батарею до тех пор, пока оба параметра заряда (I, U) не обретут постоянное значение. Конечное значение I должно находиться в пределах 0,2 А, что соответствует саморазряду батареи. Весь процесс занимает от 8 до 12 часов.

По завершении зарядки нужно дать выйти выделившимся газам, снова протереть корпус аккумулятора содовым раствором, закрутить пробки на банках или вернуть на место вентиляционную заглушку.

Если пренебречь нейтрализацией поверхности, то батарея быстро разрядится снова из-за потерь тока на слой электролита на корпусе.

Зарядка постоянным напряжением

Для зарядки при постоянном U необходимо:

Описание зарядки постоянным напряжением.

  1. Установить напряжение на номинальный зарядный уровень — 14,4 В (допустимая погрешность — 0,1 В). Строгий контроль напряжения необходим при зарядке необслуживаемых батарей.
  2. Наблюдать за величиной тока. Она должна составить около 0,1 емкости (для обслуживаемых батарей) или 0,05-0,1 емкости (для необслуживаемых). I более 20% емкости является вредным для АКБ.
  3. При глубоком разряде начинать восстановление нужно с U не более 12-13 В. Значение I при этом не должно превышать 5% от емкости аккумулятора. Если I повышается, то напряжение нужно снизить еще сильнее.

Восстановление при постоянном напряжении является более длительным процессом, чем при постоянном токе. При номинальном U за сутки батарея восстанавливает 75-85% заряда, при 15 В — до 90%, при 16 В и более — 95-100%. Помимо этих данных, необходимо учитывать ограничение зарядного напряжения: для аккумулятора U выше 15,6 В является опасным. При сильном разряде длительность восстановления устройства может составить до 3 дней.

Ускоренная зарядка АКБ

Для быстрой зарядки АКБ нужно подать на нее I в 10-15 А, что соответствует 20-25% емкости устройства. За 15-20 минут интенсивного восстановления батарея приобретет достаточный заряд, чтобы завести авто.

Регулярно пользоваться данным способом зарядки вредно, т.к. высокий ток ЗУ сокращает срок эксплуатации аккумулятора.

ТИПЫ АКБ И ПРЕДЕЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ ЗАРЯДКИ

Все батареи с напряжением 12 вольт можно разделить по рабочему состоянию электролита на 3 электрохимические группы:

  • жидкие (WET, EBF, Са+ Са, Ca+ или Hybrid);
  • абсорбированные (AGM);
  • гелевые (GEL).

Последний тип очень перспективный, но пока доступен в тяговых вариациях с низкими значениями пусковых токов.

Основная масса стартерных АКБ имеет жидкий электролит – классический (WET), с утолщенными пакетами (EBF), добавлением кальция в положительные и отрицательные пластины (Сa/Ca), с легированием одной части электродов кальцием, а другой – сурьмой (Hybrid). Чтобы корректно зарядить такой тип батарей, например, разряженный до 50% аккумулятор автомобильный Banner (Австрия), Hankook (Южная Корея), «Зверь (Россия), максимальное напряжение не должно превышать 14,2-14,4В. Для АКБ с абсорбированным в стеклоткань электролитом, которые адаптированы под систему «старт-стоп», как AGM автоаккумуляторы Exide (Эксайд), Bosch (Бош), Yuasa (Юаса), необходим повышенный вольтаж восстановления 14,7-14,8В.

Правила подготовки к зарядке

Обычно на необходимость зарядить АКБ указывают результаты проверки состояния. Сделать это можно, ориентируясь по индикатору на корпусе, используя мультиметр или нагрузочную вилку.

Нормальным считается напряжение в районе 12,5–12,8 В. Рекомендуется всегда стараться держать батарею в этом диапазоне.

Если же параметры заметно отклоняются от нормы, проводится зарядка АКБ под капотом вашего автомобиля. Лучше всего пользоваться автоматическим зарядным устройством.

Сам процесс зарядки требует предварительной подготовки. Эта процедура предусматривает выполнение следующих действий:

  1. Выключите зажигание, вытащите ключ из замка, отключите всех потребителей. Теперь можно полностью снять АКБ с машины, либо просто отключить клеммы.
  2. Если на улице или в гараже меньше 10 градусов Цельсия, батарею рекомендуется занести в тёплое помещение на несколько часов. Оптимально работать при температуре от 15 до 20 градусов Цельсия.
  3. Внимательно осмотрите выводы и клеммы. Очистите их от окислов, остатков смазки и прочих загрязнений. Корпус и выводы лучше обработать ветошью, смоченной в содовом растворе.
  4. Если у вас обслуживаемая батарея, открутите пробки и протрите их.
  5. С помощью шприца или груши возьмите немного электролита из разных банок. Проверьте, сохранил ли он свою прозрачность, нет ли там посторонних примесей, осадка. Также убедитесь, что электролит покрывает пластины минимум на 8 мм.
  6. Если это необслуживаемая АКБ, тут остаётся лишь снять заглушку с отверстия вентиляции. Тем самым пары будут свободно выходить при зарядке.
  7. При необходимости выровняйте уровень электролита во всех банках. Для этого доливайте только дистиллированную воду высокого качества.

На этом подготовительные мероприятия можно считать завершёнными. Ничего сложного, но выполнение каждой из представленных рекомендаций имеет огромное значение в вопросе качества и безопасности последующей зарядки.

Что такое PCB, BMS и PCM

Прежде чем выяснить, как правильно заряжать литийионные аккумуляторы, разберёмся с аббревиатурами PCB, BMS и PCM, которые неразрывно связаны с источниками тока этого типа.

PCB

Как мы выяснили, литиевые источники не терпят глубокой разрядки и перезаряда. И в том, и в другом случае они катастрофически теряют электрическую ёмкость и выходят из строя. А в случае перезаряда могут даже загореться.

Для контроля за состоянием батареи в неё нередко встраивается модуль PCB — Power Control Board. Его задача — не допустить глубокой разрядки и перезаряда аккумулятора.

Принцип работы такого модуля достаточно прост. Помещённый на небольшой плате контроллер мониторит напряжение на клеммах аккумулятора. Как только оно упадёт ниже 2,8 В, микросхема закрывает соответствующий ключ, отключая элемент питания от нагрузки. При этом зарядка этого элемента разрешена.

Если напряжение на клеммах элемента становится выше 4,2 В (заряжен полностью), эта же схема другим ключом отключает элемент от зарядного устройства, но питание нагрузки разрешено. Таким образом, аккумулятор невозможно ни перезарядить, ни разрядить до критического значения.

Такие платы защиты встраиваются в большинство литиевых батарей. Исключение составляют лишь элементы, предназначенные для устройств с собственными системами контроля за состоянием аккумуляторов. В качестве примера можно взять батарею ноутбука, собранную из шести аккумуляторов 18650 без встроенной защиты.

PCM

Модуль PCM (Power Charge Module) обычно встраивается не в элемент, а в устройство, в котором элемент работает. К примеру, в смартфон. Если плата PCB следит только за уровнем зарядки аккумулятора, то блок PCM полностью управляет процессом зарядки — обеспечивает необходимый ток, контролирует температуру элемента, напряжение на нём.

Это как раз тот узел, который мы называем контроллером зарядки. Он является основным «управляющим» — отключает зарядку, когда батарея зарядилась, принудительно отключает мобильное устройство, если величина напряжения на аккумуляторе критически низкая. В этом случае модуль PCB будет только дополнительной защитой — практически никогда не срабатывает. Впрочем, существуют модули PCM, которые отвечают лишь за правильную зарядку, но не контролируют разряд. В этом случае в работу включается модуль PCB — встроенный в элемент или дополнительный.

BMS

Блок BMS (Battery Monitoring System) можно найти в аккумуляторах, составленных из батарей, включённых последовательно. Он есть, например, в АКБ любого ноутбука. Задача узла — контроль за состоянием каждой отдельной батареи и организация слаженной их работы. Разберём задачу, которую он выполняет, подробно. Итак, мы имеем аккумулятор, составленный из четырёх последовательно соединённых батарей.

Предположим, все элементы полностью заряжены. Напряжение на каждом из них — 4,2 В, на всей батарее 16,8 В. Начинаем разрядку. Через все элементы течёт одинаковый разрядный ток, а значит, разряжаются они одинаково. Но это только в теории. При эксплуатации аккумуляторы теряют ёмкость по-разному, то есть даже при одинаковом токе один элемент разрядится быстрее, другой медленнее. В результате какой-то из аккумуляторов будет уже глубоко разряжен, тогда как остальные ещё «тянут» и выходное напряжение всей батареи вроде ещё в норме.

То же самое произойдёт и во время зарядки. Элемент с наименьшей ёмкостью зарядится быстрее и, пока остальные набирают нужную ёмкость, перезарядится и выйдет из строя. Задача модуля BMS — контроль за состоянием каждого элемента и принятием тех или иных мер, если напряжение на каком-либо из них станет критическим. Если оно ниже, вся батарея отключается от нагрузки. Если выше, то соответствующий элемент отключается от зарядного устройства, когда остальные продолжают заряжаться.

Продолжительность зарядки, контроль за процессом

Заряжать АКБ рекомендуется малыми токами, это даст возможность всем пластинам равномерно распределить заряд, а электролиту не перегреться. Использовать силу тока следует не более 1/10 ёмкости батареи. Она указана на корпусе и обозначается «А/час».

Если зарядное устройство автоматическое и не имеет регуляторных рычагов, значит свои настройки внести невозможно. Обычно такие приборы оснащены индикаторными лампами, обозначающими на каком этапе зарядка АКБ. И при полном заряде загорается зелёная лампочка.

Если в зарядное устройство встроен амперметр, то зарядка будет считается выполненной, когда стрелка прибора установится на нуле.

Время напрямую зависит от силы тока зарядки. Если аккумулятор нужно зарядить срочно, можно осуществить процесс, используя высокие токи, но это уменьшает запас работы батареи. Если спешки нет, то заряжайте малыми токами. При такой зарядке, обычно, процесс не занимает более 8 часов.

Следите за электролитом, если он начал закипать уменьшите силу тока.

Как зарядить автомобильный АКБ при отсутствии зарядки

Если зарядное устройство отсутствует, а зарядить срочно требуется, можно воспользоваться следующими способами:

  1. Использование переносного пуско-зарядного устройства. Оно напоминает небольшой аккумулятор, заряда которого хватает на пуск двигателя.
  2. Собрать самодельное зарядное устройство, если есть под рукой нужные элементы. Для этого требуется диодный мост, резистор, мультиметр и лампочка, а так же некоторые познания в электротехнике и навык работы с паяльником.
  3. Если на морозе АКБ не показывает признаков жизни, следует его снять и занести в тёплое помещение на 30 минут. Электролит нагреется, и вы сможете завести автомобиль.
  4. Использовать устройство для зарядки ноутбука. На выходе она выдаёт 18 В. В схему последовательно нужно вставить лампочку от фары, она будет играть роль резистора. Тогда ток не будет превышать 2 А, но для полного заряда АКБ таким способом потребуется около 20 часов.

Правила зарядки автомобильного аккумулятора

Пользуясь правилами правильной зарядки АКБ, вы сможете эффективно и правильно зарядить аккумуляторную батарею, при этом обеспечив безопасность свою и окружающих, а также продлите срок службы АКБ. Далее ответим на часто задаваемые вопросы.

Допустимо ли заряжать автомобильный аккумулятор при отрицательной температуре

Большинство владельцев автомобилей не подозревают, что зимой степень заряда АКБ может не превышать и 30%, на что влияет отрицательная наружная температура, влияющая на разряд. Если АКБ замерзнет на морозе, то это чревато выходом его из строя, особенно если в нем замерзнет вода. На автомобиле от генератора АКБ будет заряжаться эффективно только когда под капотом будет температура выше 0°С. Если речь идет о применении стационарного ЗУ, то следует дать АКБ нагреться при температуре в помещении +25° в течении нескольких часов. 

Во избежание замерзания АКБ, если зимой средняя температура варьируется от -25° до -40°, то воспользуйтесь теплоизоляционным чехлом.

Можно ли заряжать автомобильный аккумулятор зарядкой от телефона

К сожалению, зарядить АКБ зарядным устройством для мобильного телефона невозможно. Первой причиной тому является характеристика зарядного устройства телефона, которое редко превышает 5 Вольт и 4 Ач. Помимо прочего с вероятностью 100% вы рискуете спровоцировать короткое замыкание в банках АКБ и выбивание пробок в автоматах 220V. Именно поэтому для АКБ существуют специальные ЗУ.

Можно ли заряжать автомобильный аккумулятор блоком питания от ноутбука

Как показывает практика, то при помощи блока питания ноутбука можно подзарядить автомобильный аккумулятор. Для этого нужно соблюдать последовательность подключения БП, автомобильной лампочки и АКБ. Несмотря на то, что у многих получилось зарядить свой аккумулятор таким способом, все же рекомендуется пользоваться классическим методом. Любой из альтернативных способов опасен тем, что ЗУ и АКБ могут повести себя неадекватно. Если вы заинтересованы данным способом, то обязательно посмотрите видео, представленное ниже.

Зарядка автомобильного аккумулятора блоком питания от ноутбука

Watch this video on YouTube

Можно ли заряжать аккумулятор не отсоединяя от бортовой сети автомобиля

Теоретически данный способ такой зарядки возможен, но при соблюдении определенных правил, иначе можно привести к выходу из строя всей бортовой сети авто. Правила такой зарядки:

  • подключить клеммы ЗУ и только после этого включить его в сеть 200V, а по окончанию зарядки сначала снимаются клеммы, после выключается зарядное устройство из сети. Если вы перепутаете последовательность, то это чревато образованию перенапряжения;
  • подключение клемм начинается с положительной, отключение с отрицательной;
  • перед подключением ЗУ все энергопотребители машины необходимо отключить, ни в коем случае не оставляйте ключи в замке зажигания;
  • процесс зарядки осуществлять только в проветриваемом помещении.

Виды зарядки АКБ от сетевого зарядного устройства

Существует несколько видов зарядки при помощи зарядного устройства от сети 220 В:

  1. При постоянном напряжении.
  2. При постоянном токе.
  3. Комбинированный метод.
  4. Малыми токами.
  5. Быстрая (экспресс) зарядка.

Зарядка при постоянном напряжении

Зарядка постоянным напряжением в теории является самым правильным методом для АКБ. Напряжение постоянное от 13,8 до 14,5 В (чем выше, тем быстрей заряд), а показатели амперметра пропорционально соответствуют оставшемуся количеству заряда до полной емкости аккумулятора. Если напряжение зарядного устройства будет меньше номинала 12,7 В, то АКБ заряжаться не будет, а возможен еще больший разряд. По мере заряда батареи будет расти внутреннее сопротивление батареи, а значение силы тока падать.

При полной зарядке емкость «использована» вся, сила тока равна нулю. Сколько времени заряжается автомобильный аккумулятор в этом случае точно сказать нельзя, это еще будет зависеть и от напряжения. При 14,4 В за сутки АКБ возьмет 80% заряда, при 15 В – 90% и при 16 В – 100%. На практике же зарядка АКБ обычно происходит до 90-95%, и она уже «вяло» воспринимается батареей при показании амперметра в 0,2 А. За 1 час заряда АКБ может вобрать в себя 50-60% емкости. Затем сила тока падает, и за 2-й час зарядка идет еще медленнее 15-20%. Для того, чтобы «нагнать» недостающие 5% при 0,2 А, понадобится еще 10 ч.

Зарядка при постоянном токе

Зарядка при постоянном токе обладает тем преимуществом, что при этом способе возможна 100% зарядка батареи. Оптимальной считается сила тока в 1/10 от емкость АКБ, то есть для аккумулятора емкостью 60А/ч это будет зарядный ток в 6 А. Зарядное напряжение должно быть не ниже 14,4 В, чуть больше напряжения самой АКБ. Зарядка соответственно займет 10 часов и более. Показателем заряженности батареи будут «закипание» электролита (газообразование) во всех банках. Данный метод требует стабилизации силы тока и наблюдения за процессом ввиду обильного газовыделения в конце заряда и повышения температуры электролита.

Для снижения негативных воздействий рекомендуется проводить более эффективный двухступенчатый режим заряда. На втором этапе при достижении напряжения на АКБ 14,4 В сила тока уменьшается в 2 раза (1/20 от емкости). Именно при напряжении 14,4 В начинается процесс гидролиза воды. При работе с современными малообслуживаемыми АКБ, не имеющими доступа к электролиту, рекомендуется еще раз понизить вдвое силу тока (1/40 емкости). Как и везде, тут приходится выбирать «золотую середину». Меньшим током достигается более «глубокая» зарядка аккумулятора, но она требует значительного времени (более 20 часов). При более сильных зарядных токах возможно выкипание электролита и выход из строя АКБ.

Комбинированный метод зарядки

Комбинированный способ зарядки «I-U» сегодня является самым эффективным (I-Uсила тока/напряжение). Суть метода состоит в том, что сначала осуществляется зарядка постоянной силой тока, при достижении напряжения 14,4В, ампераж снижается, и происходит зарядка постоянным напряжением. На современных зарядных устройствах, как правило, эти процессы автоматизированы, участие человека сведено к минимуму.

Зарядка малыми токами

Зарядка малыми токами (уравнительная) производится, когда необходимо провести КТЦ батареи и для восстановления активных масс на всех сетках блока. При действии малых токов КПД ЗУ повышается, а сам процесс зарядки становится эффективней, так как вовлекаются большие массы активного вещества, происходит десульфатация. Времени требуется больше 10 ч, так как величина тока от 0,03 до 0,5 А. Показателем полного заряда станет неизменное значение напряжения и плотности электролита в течение 3 ч. Отсутствует перенапряжение и «кипение» электролита.

Быстрая зарядка (экспресс-зарядка)

Форсированная (экспресс) зарядка используется в случае крайней необходимости, так как АКБ очень плохо «переносит» такие нагрузки, происходит активный износ пластин, снижается её срок службы и она может полностью выйти из строя. Если разрядка достигает больше 50%, то данный способ бесполезен. Быстрая подзарядка позволяет использовать АКБ и завести автомобиль через 20-30 мин. Сила тока в таких зарядках достигает до 70% от емкости аккумулятора. В таких случаях все-таки лучше использовать пусковое устройство или «прикурить» от другой АКБ.

Типы аккумуляторов

Всего существует несколько разновидностей автомобильных аккумуляторов:

  • кислотные;
  • щелочные;
  • гелевые.

Помимо этого, есть еще и литий-ионные батареи, но в силу своих конструкционных особенностей они не способны запустить двигатель. По этой причине они могут выступать лишь в качестве дополнительного источника электроэнергии.

Наверное, те автолюбители, которые интересуются, каким напряжением заряжать автомобильный аккумулятор 12 Вольт, уже знают, что еще есть другие типы батарей – обслуживаемые и необслуживаемые.

К первым относятся только кислотные батареи. Это связано с тем, что в ходе протекания химической реакции какая-то часть воды в электролите испаряется, что в результате приводит к уменьшению его плотности. Поэтому периодически следует проверять его состояние, доливая недостающую часть жидкости. Для этого используется только дистиллированная вода. Некоторые автолюбители доливают электролит, но делать это не рекомендуется.

Что касается необслуживаемых АКБ, то это, по большей части, гелевые батареи. У них герметичный корпус, а при химической реакции просто нечему испаряться. В связи с этим нет необходимости в доливке воды. Хотя некоторые АКБ можно восстановить, добавив в ячейки немного дистиллята.

Что касается устройства, то все АКБ схожи между собой – есть набор пластин, которые являются электродами. Одни из них положительные, другие – отрицательные. Чтобы между ними протекала химическая реакция, все пространство моноблока, в котором располагаются эти пластины, заполнено электролитом. Это могут быть разные растворы: кислота или щелочь с водой.

Процесс зарядки аккумулятора

На что следует обратить внимание и меры предосторожности

Поскольку в АКБ используется серная кислота, нужно быть аккуратным и соблюдать технику безопасности. Зарядку следует производить в проветриваемом нежилом помещении при температуре окружающей среды от +10 градусов Цельсия.

Часто задают вопрос, можно ли заряжать аккумулятор не снимая? Да, можно. Но при плюсовой температуре. Если заряжать при минусовой, КПД зарядки уменьшается. Кроме того, когда АКБ долгое время находится на морозе, электролит может подмерзать. Именно поэтому аккумулятор следует заносить в тёплое помещение, где он «разморозиться» и только тогда начинать зарядку.

Советуем также внимательно изучить статью нашего эксперта, посвящённую тому, как зарядить гелевый аккумулятор.

Подготовка АКБ к зарядке, снятие с автомобиля

Перед зарядкой желательно протереть АКБ содовым раствором, это даст возможность убрать остатки кислоты с поверхности. Раствор приготовить прост: одна столовая ложка соды на стакан воды. Если при протирании раствор начнёт шипеть, значит остатки кислоты присутствуют.

После снятия с автомобиля аккумулятора, нужно открутить крышечки с баночек и положить их сверху. Это даст возможность электролиту испарятся при нагревании и не выплескиваться из баночек. Так же следует проверить уровень электролита.

Его можно определить на глаз. Если все пластины полностью погружены в электролит на 0,5 см, значит уровень в норме

Так же стоит обращать внимание на уровни в соседних баночках, они должны быть везде одинаковыми. Если уровень меньше нужного, можно долить дистиллированной воды

Если же АКБ необслуживаемый (то есть, нет крышечек), эту процедуру игнорируем.

Подключение зарядного устройства

При подключении зарядного устройства соблюдайте полярность. На плюсовую клемму («+») на АКБ нужно подсоединять плюсовую клемму зарядного устройства. К минусовой («-») подсоединяем именно минусовую зарядного устройства. Если перепутать полярность, это приведёт к короткому замыканию и выходу из строя зарядного устройства и аккумулятора. Поэтому стоит быть внимательными. Клеммы промаркированы и на АКБ, и на зарядном устройстве.

На большинстве зарядных плюсовая клемма окрашивается в красный цвет, а минусовая в чёрный.

https://youtube.com/watch?v=NtyMNbsod7A

Окончание зарядки, установка АКБ на автомобиль

По окончании зарядки отсоедините зарядные провода, закрутите крышечки на баночках и протрите АКБ  содовым раствором снова. При зарядке капельки электролита испаряются из баночек и оседают на корпусе. Если не убрать электролит с поверхности, может произойти утечка тока по корпусу и аккумулятор быстро разрядится. Эта проблема очень распространенная, так как 80 % автолюбителей этого попросту не знают. Электролит на корпусе особо не видно, он лежит тонкой плёнкой, но этого достаточно чтобы ток проходил по корпусу устройства.

При подключении обратите внимание на состояние клемм и их плотное прижатие к клеммам АКБ. Они не должны быть окисленными и должны плотно прилегать.

Как узнать, что аккумулятор полностью зарядился?

О заряженности АКБ можно судить по показаниям контрольных индикаторов. В импульсных ЗУ это загорание светодиода на панели или отклонение стрелки и устойчивое нахождение ее в крайне правом положении на шкале. При наличии LCD экрана – прекращение мигания значка аккумулятора. В трансформаторных ЗУ индикация завершения процесса заряжания может быть реализована в виде загорающейся лампочки.  Кроме этого о зарядке батареи можно судить, если напряжение на ее клеммах не меняется в течение получаса. В этом случае для контрольных замеров понадобиться мультиметр, с помощью которого можно определить, какое точно напряжение должен показывать заряженный аккумулятор автомобиля.  

Если нет под рукой мультиметра, а комплектный вольтметр в силу причин не работает, судить о степени заряженности можно по времени, в течение которого происходила зарядка. Для импульсного ЗУ это 12 – 24 часов, для трансформаторного 8– 10 часов. Также завершение процесса зарядки покажет начало активного газообразование. Оно хорошо наблюдается при выкрученных из корпуса авто акб пробках.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector