Гелевый аккумулятор — как восстановить в домашних условиях? как восстановить гелевый аккумулятор скутера?
Содержание:
- Классификация
- В чем отличие
- Принципиальные отличия гелевых аккумуляторов
- Обслуживание: как восстановить гелевый аккумулятор, замена электролита
- «Хитрый производитель» гелевого аккумулятора
- «Раскачка» батарей
- Зарядка гелевых аккумуляторов
- Реанимация с помощью зарядного устройства
- Типы и достоинства гелевых АКБ
- Преимущества
- Как проводится восстановление аккумуляторной батареи
- Как влияет повышенное напряжение?
- Особенности зарядки
- Что такое гелевый АКБ, его конструкция, характеристики, срок службы
Классификация
К гелевым аккумуляторам относят устройства, выполненные по технологиям:
- GEL (Gelled Electrolite);
- AGM(Absorptive Glass Mat).
В первом типе в аккумулятор закачивается реальная гелеобразная консистенция выполненная на основе соединений кремния. Второй тип, строго говоря не является гелевым, но выполнен по близкой технологии и часто классифицируется именно как гелевый. В нём вместо геля используется пористое волокно и обычный растров электролита. Специальная технология обеспечивает ему свойства герметичности.
Второй тип имеет два преимущества:
- Возможность восстановления при разгерметизации (так как волокно не вытекает, а электролит можно закачать);
- Более низкая стоимость.
Далее рассмотрим плюсы и минусы гелевых аккумуляторов.
В чем отличие
Основной признак гелевого аккумулятора – его герметичность и особый желеобразный электролит. Гелевый состав был признан наилучшим решением для герметичной конструкции. В обычном автомобильном источнике питания электролит чрезвычайно бурно участвует в химических реакциях – происходят выделения паров, иногда возникает кипение.
Герметичная конструкция может взорваться в случае протекания химических реакций с бурным выделением паров. Для устранения этого эффекта в гелевых решениях был использован специальный вязкий состав электролита и конструкция обеспечивающая самопоглощение выделенных газов. Пользователь может и не догадываться, что является обладателем гелевого аккумулятора – ведь заглянуть внутрь, не сломав его, он не сможет.
Гелевые устройства из-за своей высокой силы выходного тока пользуются повышенным вниманием у любителей мощных аудиосистем
Принципиальные отличия гелевых аккумуляторов
Принцип работы гелевых батарей схож с тем, который используется в кислотных герметизированных аккумуляторах. Хотя производители выделяют 2 отличия.
Электролит представлен в виде геля, состоящего из дистиллированной воды, серной кислоты. Поэтому АКБ и получила такое название. Некоторые автомобилисты называют аккумуляторы гелиевыми. Это неправильно, поскольку для их заправки применяется не газ.
Недопустим и перезаряд гелевой батареи, приводящий к стремительной потере емкости. Зарядное напряжение лучше поддерживать на уровне 14–16 В.
Среди положительных качеств выделяют:
- Глубокую подзарядку аккумулятора осуществлять не нужно. Ведь скорость восстановления заряда не влияет на состояние пластин электродов.
- Минимальные потери энергии (не более 20%) в состоянии покоя.
- Количество циклов заряда-разряда увеличено. Поэтому допускается более активная эксплуатация.
Обслуживание: как восстановить гелевый аккумулятор, замена электролита
Если вы обслуживаете источник питания согласно рекомендациям производителя, то скорее всего он беспроблемно отслужит свой срок эксплуатации и не потребует дополнительных действий. Если источник питания вздулся или разрушились пластины, то мы рекомендуем не заниматься его восстановлением, а приобрести новый. В каких случаях можно попытаться оживить гелевый АКБ?
Если вы заметили потерю ёмкости у вашего аккумулятора, то, возможно, произошло высыхание гелевого компонента. В таком случае необходимо восстановить водный баланс элемента с помощью дистиллированной воды. Далее мы поэтапно расскажем, как это сделать.
Снимите пластиковую крышку.
Удалите резиновые заглушки на банках.
- Возьмите шприц и наберите 1–2 кубика дистиллированной воды.
- Влейте воду в каждую банку.
- Оставьте батарею на несколько часов, чтобы гель пропитался водой.
- Если воды недостаточно — долейте; если есть излишки — удалите их шприцем.
- Проверьте уровень напряжения на клеммах.
- Верните заглушки на место и закройте аккумулятор крышкой.
- Поставьте батарею на зарядку.
Также оживление аккумулятора может понадобиться при сильной сульфации пластин, которая образовывается во время эксплуатации батареи. Есть два способа десульфации:
С помощью химического состава Трилон В. Его необходимо приобрести, развести в указанной пропорции и залить в предварительно осушенный аккумулятор
Обращаем ваше внимание, в гелевых аккумуляторах не всегда есть возможность удалить электролит в виде геля полностью. После десульфации с помощью Трилона В понадобится промыть внутренности дистиллированной водой, снова залить гелевый электролит в аккумулятор, предварительно приготовив раствор
Как видите, способ довольно хлопотный и требует знаний и навыков.
С помощью импульсных токов различной амплитуды. Во время данной операции импульсные токи разрушают сульфат свинца. Стоит отметить, что гелевые аккумуляторы, как говорилось выше, крайне отрицательно воспринимают резкие перепады напряжения и повышенные токи. Пользователи, опробовавшие этот метод, говорят о том, что не всегда получается достичь поставленной цели. Объясняется это тем, что кроме сульфата свинца разрушаются и сами пластины, а это влечёт потерю ёмкости.
Как видите, способы восстановления аккумуляторов существуют, однако, они не очень подходят для гелевых источников питания. Мы рекомендуем не пытаться реанимировать гелевый АКБ, а приобрести новый.
Можно ли в гелевый аккумулятор залить электролит или воду?
В рамках обслуживания гелевых аккумуляторов в них можно доливать дистиллированную воду тем способом, который мы описали выше. Обычную воду из-под крана в источники питания наливать не рекомендовано – в ней слишком много примесей, которые будут мешать протеканию правильно реакции.
Гелевые аккумуляторы для автомобилей довольно популярны благодаря отсутствию необходимости их обслуживания. Как видите, эксплуатация этих источников питания крайне проста. Однако многих отпугивает их высокая стоимость. При должном обслуживании — своевременном подзаряде, соблюдении условий хранения — эта батарея прослужит долго, а восстановление ёмкости не займёт много времени и сил. Как вы ухаживаете за гелевым АКБ? Приходилось ли сталкиваться с проблемами во время зарядки или восстановления? Поделитесь своим опытом с нашими читателями.
Гелевые аккумуляторы на сегодняшний день уже довольно широко распространены в бытовой технике. Чаще всего их можно встретить в источниках бесперебойного питания (ИБП), скутерах, радиоприёмниках, различных портативных устройствах. Этот тип аккумуляторов служит 3–4 года, а затем начинаются проблемы с их эксплуатацией из-за сильной потери ёмкости. Гелевые аккумуляторы долго находятся в режиме заряд-ожидание и по этой причине их номинальная ёмкость уменьшается. Ещё одной проблемой является выкипание воды из электролита. Несмотря на то что в них нет электролита в жидком виде, стекловолокно на свинцовых пластинах должно находиться в увлажнённом состоянии. Гелевые АКБ в большинстве своём выполняются необслуживаемыми, но подобраться к банкам реально и не так уж и сложно. Поэтому, если с аккумулятором начались проблемы, то можно попробовать провести его восстановление.
«Хитрый производитель» гелевого аккумулятора
Начать стоит с того, что абсолютно все производители гелевых аккумуляторов категорически запрещают пользователям восстанавливать их изделия. Более того, они делают все для того, чтобы выполнить это было невозможно.
Посмотрите на типовый гелевый аккумулятор. Хитрый производитель и пробки запечатал так, что их не отковыряешь, и корпус сделал неразборным, и даже отверстия для заправки аккумулятора оставил такие маленькие, что любопытному пользователю в них никак не заглянуть. В некоторых моделях даже пробок никаких нет – чисто герметичный корпус.
Но разве это останавливает нашего брата? Отечественный пользователь не сдается. Он убежден в том, что ушлый производитель специально делает свои гелевые аккумуляторы так, чтобы их было невозможно восстановить. Он хочет, чтобы пользователь выбросил отслужившую свое батарею, и купил у него новую.
«Раскачка» батарей
«Раскачка» аккумуляторов заключается в том, что батарею сначала полностью заряжают, а потом разряжают и повторяют эти действия с определенным частотой. Обычно это занимает 3-4 цикла. Гелевый аккумулятор, во время первых циклов, следует подавать высокое напряжение – 30 вольт. Со временем, когда прошло пару таких циклов, напряжение постепенно убавляют до 14 вольт.
Разряжать батарею желательно слабым источником – например, лампочка на 5 Ватт. Однако даже при слабой нагрузке следует наблюдать за напряжением, чтобы оно не упало ниже 10,5 вольт.
Когда «пациент» начал нормально принимать ток, нужно продолжать заряжать малым током, который равен приблизительно 0,1 от емкости аккумулятора.
Зарядка гелевых аккумуляторов
Гелевые аккумуляторы довольно восприимчивы к силе тока и напряжению, поэтому зарядка такого источника питания требует регулировки данных характеристик. Устройства, которыми традиционно заряжают свинцово-кислотные АКБ для зарядки Gel-аккумулятора не подойдут. Поэтому вопрос о том, как правильно заряжать гелевый аккумулятор, стоит подробно рассмотреть подробнее.
Как правильно зарядить гелевый АКБ?
Важно и значение напряжения — оно не должно превышать 14,5В. В противном случае внутри батареи начнётся процесс разрушения — гель будет становиться более жидким и утратит свои свойства
Рекомендованное значение напряжения при зарядке указывается производителями на наклейке после слов Cycle use (№ 2 на фото выше). В таком режиме для полного заряда аккумулятора потребуется 10–12 часов.
Обращаем ваше внимание, для гелевых аккумуляторов предусмотрена возможность режима зарядки для сохранения энергии. Такой способ используется в рамках обслуживания источника питания и рекомендован для периодической подзарядки АКБ
Каким напряжением можно заряжать источник питания для поддержания его работоспособности, указано также на наклейке в строке Standby use (№ 3 на фото выше).
Какая нужна зарядка для гелевых аккумуляторов?
Современный рынок предлагает большое количество всевозможных зарядных устройств для аккумуляторов. Однако стоит помнить, что только свинцово-кислотные могут заряжаться от любого оборудования.
Гелевые источники питания требовательны к напряжению и силе тока, поэтому использование нерегулируемых зарядок может испортить АКБ. Давайте разберёмся, какое зарядное устройство необходимо для обслуживания гелевого аккумулятора.
- Отключение тока после того, как закончится зарядка и защита от перегрева.
- Стабильность напряжения.
- Температурная компенсация — параметры зарядки должны корректироваться в зависимости от температуры аккумулятора и окружающей среды.
- Регулировка тока.
При резком изменении напряжения, превышении силы тока или температуры гелевый источник питания выходит из строя.
Производители рекомендуют осуществлять зарядку источника питания поэтапно:
- с увеличением напряжения;
- снижение тока зарядки;
- минимальные значения тока и напряжения.
Таким образом, для зарядки гелевых аккумуляторов необходимы импульсные зарядные устройства, которые позволяют регулировать силу тока и напряжение, а также имеют функцию отключения тока.
Если у вас есть определённые навыки и желание собрать зарядку для аккумулятора самостоятельно, то вы можете сделать это с помощью представленной схемы и видео.
Более подробно о том, как собрать зарядное устройство на микросхеме L200C аккумулятор самостоятельно написано в этот статье: http://rustaste.ru/improvised-charger-for-gel-batteries-l200c.html
Как определить исправность гелевого аккумулятора? Сделать это можно вольтметром с нагрузочной вилкой – точно так же, как и в случае с обычной батареей. Замеряете напряжение на клеммах, подключаете нагрузку, имитируя работу стартера (около 3-х секунд).
Зарядка гелевого аккумулятора в «штатном» режиме происходит так же, как и в случае с обычной батареей. Устанавливаете ток, равный десятой доли от ёмкости (т.е. для АКБ с ёмкостью 60 а/ч он составит 6 ампер) и заряжаете. Чем меньше ток зарядки и чем больше её время, тем лучше.
Но в том случае, если батарея не заряжается, многие умельцы рекомендуют поднять подающее на неё напряжение, увеличивая его постепенно, «шагами» по 5 вольт. При этом нужно контролировать температуру аккумулятора – она не должна превышать 40 – 45 градусов.
На значение тока зарядки можно не обращать внимание – он для «севшей» батареи всё равно будет высоким благодаря её низкому внутреннему сопротивлению.Но такой «народный» метод зарядки «севшего» гелевого аккумулятора, хоть и доказал свою действенность на практике, носит всё же характер небезопасного эксперимента
Реанимация с помощью зарядного устройства
Зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов от фирмы Auto Welle.
Чтобы вернуть работоспособность старого аккумулятора зарядным устройством, потребуется потратить много сил и времени.
Процедура предполагает чередование заряда и разряда батареи. В ходе процедуры кристаллы постепенно растворяются.
Сначала проверяется уровень электролита. При необходимости доливают его или дистиллированную воду.
На систему воздействуют импульсным или стандартным зарядом
Важно учесть срок эксплуатации и состояние автомобильного оборудования
Импульсная зарядка
Зарядное устройство должно иметь функцию импульсного тока и десульфации. Прибор подключают к АКБ, затем включают в сеть. Около 10 минут на батарею подается ток малой мощности. Затем нагрузка увеличивается. Подобная процедура нужна для того, чтобы аккумулятор полностью разрядился.
Импульсная разрядка применяется для нормальных источников питания, проработавших относительно недолго. В противном случае покупать устройство для восстановления емкости нецелесообразно. Стоимость его высокая.
Применение стандартного ЗУ
Стандартное зарядное устройство тоже помогает восстановить функциональность батареи. Действия требуется выполнять правильно и последовательно. Сначала АКБ тщательно очищают от окислов, потеков электролита.
Источник питания заряжают в течение 10 часов, подавая ток малой мощности. Если прибор сильно нагревается, силу воздействия снижают. В противном случае электролит закипает. Напряжение немного увеличивается, если предыдущие действия были выполнены правильно. После зарядки напряжение отключают. АКБ не эксплуатируют в течение суток.
Затем аккумулятор снова подключают к зарядному устройству. На систему воздействуют током 2,5 А. Это занимает около 8 часов. Электролит станет плотнее, а напряжение увеличится. Разрядку выполняют до 9-12 В, подведя к аккумулятору фонарик на пальчиковых батарейках.
Некоторые автовладельцы пользуются для этих целей планшетом. Процедура длится до того момента, пока напряжение не установится на уровне около 9-12 В. Использование стандартного ЗУ требует много времени. Но метод подходит для реанимации даже старых АКБ.
Оборудование должно быть полностью исправным. В противном случае требуется выполнить ремонт зарядного устройства для автомобильного аккумулятора.
Типы и достоинства гелевых АКБ
Есть два способа получения вещества гелеобразной консистенции со свойствами жидкого электролита:
- Добавление в обычный жидкий электролит кремниевых соединений. Технология называется Gelled Electrolyte. Это исключительно химическая технология и она пока не получила такого распространения, как вторая.
- Технология AGM, absorbed glass mat. Наиболее выигрышный метод получения геля из электролита физическим путем — электролит помещают в среду пористого стекловолокна, которое впитывает жидкость. В результате получают густую гелеобразную массу.
Основное достоинство таких аккумуляторов — независимость от положения батареи. Гель никогда не растечется даже при повреждении банки и АКБ будет работать при любом положении аккумулятора. Но основная их проблема в том, что при превышении зарядного напряжения, они быстро теряют емкость.
Преимущества
Пастообразная консистенция электролита способствует выработке тока большей силы, чем у источников питания предыдущих поколений. Это первый козырь гелевого аккумулятора. Вещество плотнее облегает свинцовые пластины, что повышает их значимость в холодное время года. Она же дольше удерживает заряд, обеспечивая низкий саморазряд устройства.
Ещё одно преимущество желейного аккумулятора – безопасность. Установив изделие на поверхности под углом, удастся избежать растекания или побега опасных веществ. Этот же фактор подчёркивает стойкость к незначительным повреждениям в отличие от свинцово-кислотных моделей.
Аккумулятор выдаёт стабильное напряжение с момента запуска и на протяжении 1000 циклов. Средний срок службы гелевого устройства составляет 600 – 700 циклов заряд – разряд. Они выносливы и сохраняют функциональность в любых погодных условиях. В условиях, когда кислотный прибор рискует закипеть или взорваться, гелевый аккумулятор выполнит задачу до конца.
Как проводится восстановление аккумуляторной батареи
Все мероприятия по реанимации источника питания необходимо проводить в условиях максимальной безопасности. Перед тем как самостоятельно восстановить ваш гелевый автомобильный аккумулятор в домашних или гаражных условиях, необходимо обзавестись специальным зарядным устройством для подобных агрегатов. Это позволит контролировать выходное напряжение.
Следует учитывать, что гелевые аккумуляторы являются более требовательными в процессе обслуживания, чем «конкуренты» с жидким наполнителем в банках
Это вынуждает проявлять максимум осторожности во время проведения работ. Чтобы оживить GEL, запасаются такими инструментами:
- пинцет;
- шприц не менее, чем на 10 мл;
- плоская отвёртка;
- дистиллят;
- специальное зарядное устройство.
Дистиллированная вода продаётся в аптеке или в автомагазине. Её потребуется небольшой объём.
Для того чтобы вернуть к жизни подсохшую АКБ, придётся добраться до внутренностей. Снимаем аккуратно верхнюю крышку, а с помощью пинцета удаляем резиновые колпачки клапанов. В шприц набираем дистиллят и заливаем в каждую банку по 2 мл. Делать это надо медленно, чтобы жидкость успевала впитываться в гель. Контролируем уровень жидкости, чтобы были покрыты пластины полностью, а возможный избыток влаги удаляем шприцем.
Помогают восстановлению работоспособности длительной зарядкой проблемной АКБ. Для этого после вливания порций дистиллята прикрывают банки крышками и фиксируют их скотчем. В некоторых случаях можно сверху прижать их грузом, чтобы не сорвало во время подзарядки от выделяющегося газа.
Когда прошла заливка дистиллята и установка крышек, то готовим з/у. Выставляем его на 14 В и оставляем в покое на 14 часов, пока банки примут заряд полностью. Необходимо периодически присматривать за процессом, чтобы не произошло несанкционированного возгорания или задымления.
В том случае, когда батарея на 12 В потеряла значительную часть своей мощности, специалисты рекомендуют использовать циклическую зарядку. Это значит, что нужно провести подряд три–четыре цикла разрядки/зарядки.
Первые два этапа осуществляются при высоком напряжении до 25–30 В, которое по мере процесса снижается до уровня 14 В. Чтобы разрядить батарею, достаточно к ней подключить в качестве потребителя лампу накаливания на 10 W. Параллельно контролируем напряжение, которое не должно опуститься ниже 10,5–11 В.
По окончании восстановления реанимированную АКБ можно заряжать в обычном режиме. Однако стоит учесть, что метод не всегда возвращает полную ёмкость источнику питания. В таком случае необходимо приобрести новую батарею.
Как влияет повышенное напряжение?
Очень просто – мы с вами знаем, что внутри находится – ГЕЛЬ. Это упругое, но твердое вещество, чем-то похоже на резину (только белого цвета). При нормальных температурах, и нормальных показателях заряда этот гель находится в одинаковом состоянии. Но вот только вы превышаете порог, скажем подаете – 15,5 – 16,0В, то гель начинает плавится – тает как масло и чем дольше вы его перезаряжаете, тем больше его разрушится.
Это приведет:
- К снижению емкости, гелевая масса после того как расплавится не восстанавливается, она не затвердевает обратно.
- Если совсем расплавить гель, то возможно перемкнут платины, ведь он еще и диэлектрик.
Вот и все после этого, можно выкидывать ваш чудо АКБ! Так просто его вывести из строя. Справедливости ради – стоит отметить что при низких температурах происходит почти тоже самое, гель замерзает становится — хрупким и ломким, поэтому крайне низкие температуры (за – 50 градусов Цельсия), также не желательны.
Особенности зарядки
При зарядке гелевого аккумулятора главное – не забывать подавать напряжение не более 14,2-14,4 В, о чем было упомянуто выше. Если, конечно, не хотим получить непригодное к эксплуатации изделие
А вот на ток следует обратить внимание
Его величина должна составлять 10 % от емкости аккумуляторной батареи. К примеру, 7-амперные изделия нужно заряжать током 0,7 A.
В некоторых случаях решить вопрос о том, как восстановить гелевый аккумулятор в домашних условиях, не всегда получается. Вернее, результат не соответствует ожиданиям. Поначалу при подключении изделия к зарядному устройству не будет наблюдаться потребление тока, поэтому амперметр ничего не покажет.
Но через какое-то время «голодный» аккумулятор начнет принимать порцию за порцией. Остается только ждать, когда напряжение АКБ установится до нужного значения.
Как правило, это 12,6-12,8 вольт. Ждать придется немало – от 10 до 12 часов, не меньше, а потому можно заняться своими делами, только периодически проверяя, как идут дела.
Что такое гелевый АКБ, его конструкция, характеристики, срок службы
Гелевый аккумулятор – это свинцово-кислотный источник питания, в котором электролит между пластинами находится в абсорбированном, гелевом состоянии. Gel-технология подразумевает полную герметизированность и необслуживаемость этого источника питания, принцип работы которого ничем не отличается от остальных видов аккумуляторов.
Конструкция гелевых АКБ
В привычных свинцово-кислотных аккумуляторах электролит представлен в виде смеси дистиллированной воды и серной кислоты. Gel-технология отличается тем, что кислотный раствор в АКБ находится в виде геля. Такая структура электролита достигается путём добавления в состав силиконового наполнителя, сгущающего смесь.
Несколько высокопрочных пластмассовых цилиндрических блоков, соединённых между собой, образовывают корпус гелевого источника питания.
Основные элементы источника питания:
- положительные и отрицательные электроды;
- пористые пластины-сепараторы;
- электролит;
- клапаны;
- клеммы;
- корпус.
Принцип работы гелевого источника питания аналогичен этому процессу в обычных свинцово-кислотных АКБ — заряженный источник отдает заряд. Во время этого процесса напряжение падает, а плотность электролита уменьшается.
Характеристики Gel-аккумуляторов
Выбирая новый гелевый источник питания, необходимо обратить внимание на следующие параметры:
- Ёмкость — измеряется в ампер/часах. Показывает, в течение какого времени источник питания может отдавать энергию силы тока в 1А.
- Максимальный ток заряда — максимально допустимое значение тока при зарядке АКБ.
- Максимальный ток разряда, он же пусковой ток, показывает значение максимальной силы тока, которую АКБ может обеспечить на протяжении 30 секунд.
- Рабочее напряжение на клеммах — 12В.
- Вес источника питания зависит от его ёмкости и варьируется от 8,2 кг (26 Ач) до 52 кг (260 Ач).
Маркировка гелевых АКБ
Немаловажным параметром выбора нового источника питания является дата его производства. Формат обозначения этой информации зависит от производителя. Разберём основные примеры:
- Optima: на пластике выдавлены цифры: первая — год, следующие — день выпуска. Например: 3118 означает 2013 год, 118 день. На некоторых моделях дату производства можно найти на наклейке: верхний ряд — месяц, нижний — год.
- Delta: на наклейке с набором цифр и букв нас интересуют первые четыре знака. Первый (буква) — год начиная с 2011 (А).
Второй (буква) — месяц начиная с января (А).
Третий и четвёртый (цифры) — день месяца
- Varta: в производственном коде четвёртая цифра — год выпуска, пятая и шестая — месяц (17-январь, 18-февраль, 19-март, 20-апрель, 53-май, 54-июнь, 55-июль, 56-август, 57-сентябрь, 58-октябрь, 59-ноябрь, 60-декабрь).
Срок службы гелевых аккумуляторов
Срок службы гелевого аккумулятора, который сообщают производители — около 10 лет. Однако стоит понимать, что он может меняться в зависимости от условий эксплуатации.
На уменьшение срока службы Gel-аккумулятора влияют слишком низкие (менее −30 °C) и слишком высокие (более +50 °C) температуры. Это связано с тем, что в таких условиях электрохимическая активность источника питания то падает, то возрастает. Стоит отметить, что повышение температуры влечёт за собой ускорение коррозийности пластин. Постоянный недозаряд АКБ также ведёт к уменьшению срока годности батареи. Вместе с тем чрезмерные заряды отрицательно сказываются на продолжительности эксплуатации.