Как часто менять ремень грм на автомобиле: что нужно учитывать

Приора

Когда приходит пора сменить приоровский ремень грм? Как и на других автомобилях, на Priora ремень-кольцо грм являет собой гибкую связку, управляющую газо распределением в ДВС. Чтобы вычислить срок замены, узнают пробег автомобиля в км, особенности эксплуатации детали, основываются принципами его работы.

Приора – автомобиль особенный. В принципе, так можно сказать практически про каждую марку авто, выделяя, тем самым, ее характерные особенности.

Приора ремень грм

Итак, Приора относится к автомашинам, оснащенным DOHC-моторами. Другими словами, такие двигатели имеют два распредвала, каждый из которых отвечает за отдельные клапанные ряды. Еще одна особенность: привод в действие клапанов осуществляется при помощи толкателей, что расценивается экспертами как преимущество, так как становится лучше отдача мощности.

Статья в тему: Китайские кроссоверы и внедорожники

Ремень-кольцо грм Priora — изделие, полученное из резинового материала. Он имеет зубцы по своему внутреннему краю.

Выбирая ремень на Приору, надо всегда проверять изделие на качество своими руками. Будет полезно сделать так: сжать наружную поверхность ремня и проверить, не имеются ли на нем продольно-поперечных трещин или расслаиваний.

Принцип работы элемента основывается на прохождении резинового кольца через ролик-натяжитель, коленвальный шкив, колесико насоса ОЖ, звездочки распредвалов и ролика-направителя. Другими словами, ремень-кольцо связывает все данные механизмы, обеспечивая их слаженную работу. Следует знать, что штатно на Приору ставится ремень фирмы Гейтс модели Кит. Такое изделие подразумевает работу с роликами из пластмассы, не отличающимися надежным качеством. «Приористы» со стажем рекомендуют заменять элементы пораньше окончания срока их эксплуатации. По мнению «АвтоВАЗ» менять ремень грм на Приоре надо после пробега в 200 тыс. км. Тут и новичок поймет, что это чересчур завышенный ресурс. Тем не менее принято считать, что при недолговременных заездах по городу и ровным дорогам, не активной эксплуатации машины, ремень вместе с другими элементами такой срок осиливает.

Напротив, периодические выезды, особенно за город, активная езда по дорогам разного качества заметно снижает срок эксплуатации ремня грм вместе с другими элементами ГРС механизма.

Некоторые владельцы Приор регулярно меняют ремень уже после 40 тыс. км пробега. Другая часть – делает это после 60-тысячного пробега.

Через сколько менять ремень

Как бы там ни было, каждый автовладелец должен сам решить, через какой промежуток времени приходит пора замены. Осматривать ремень на износ надо как можно чаще, и когда приходит примерное время замены, промежутки между очередными визуальными осмотрами надо сократить.

Выше было написано, что первоочередным признаком износа ремня грм является плохой завод ДВС, но имеются также и другие симптомы.

  • Нехарактерные шумы, идущие от мотора.
  • Сильные вибрации ДВС, ощущаемые в салоне.
  • Цвет выхлопа черный, измененный.

Пробег, как таковой, не может считаться единственно верным критерием, определяющим замену ремня грм. Дело в том, что существует масса других факторов, влияющих на износ. Даже сравнительно малый пробег автомобиля не может гарантировать хорошее состояние ремня.

Резина изделия при износе отслаивается от корда, грязе-пылевой состав дает сокрушительный эффект в виде абразивного воздействия. Чтобы исправить проблему, следует свести на нет первоисточники протечки смазки и тщательно осмотреть сам элемент.

Как и говорилось выше, своевременная замена спасет владельца автомобиля от больших финансовых затрат. Тоже самое можно сказать и про приоровский мотор, поршнево-клапанная группа которого не обладает выемками, как на «десятке». На таком моторе при обрыве ремня встреча поршней с клапанами неизбежна.

Хотелось бы добавить немного про визуальную диагностику. Если автомашина «застучала» по дороге, как проверить ремень? Для владельцев Приор сделать это не составит большого труда, ведь достаточно открыть крышку-защиту и посмотреть. С другой стороны, на Приоре нет датчиков-извещателей поломки, дающих сигнал прямо в салон автомобиля, как у иномарок.

Киковы причины и последствия обрыва ремня ГРМ

Теоретический ресурс этого резинотехнического изделия довольно велик, но не вечен. Он лежит в пределах от 50 до 150 тыс. км пробега в зависимости от марки и модели авто. В реальности указанный срок службы может значительно сократиться, а ремень — преждевременно оборваться в силу таких причин:

  1. Эксплуатация машины в экстремальных условиях. Сюда относится постоянная езда по плохим либо грунтовым дорогам, перевозка груза и буксировка прицепа, а также движение на высокой скорости с раскручиванием коленчатого вала до максимальных оборотов.
  2. Из-за технических неполадок — течи масла или охлаждающей жидкости, попадающей на элементы ременного привода в течение длительного времени. Это снижает его ресурс, хотя современные ремни ГРМ достаточно стойкие к химическим воздействиям масел и антифризов.
  3. Нынешний либо предыдущий владелец машины пытался сэкономить и установил резинотехническое изделие низкого качества.
  4. Заклинивание подшипников натяжного или паразитного ролика. Так случается, когда их не меняют в соответствии с инструкцией по эксплуатации авто.
  5. Вследствие износа подшипников водяного насоса (помпы) и его остановки. При заклинивании шестерни помпы возникает резкий рывок от усилия коленвала, отчего ремень разрывается.

Обратите внимание: водяной насос заклинивает далеко не сразу. Изношенный подшипник даёт о себе знать, издавая разные звуки, — от писка на первой стадии до треска при полном разрушении сепаратора

При этом вал помпы может перекоситься, появляется течь антифриза, а ремень совершает перескок на несколько зубьев.


Так выглядят загнутые клапаны, не прилегающие к сёдлам

Обрыв ременного привода на ходу во многих случаях ведёт к ремонту двигателя, а именно — замене клапанов. Это настоящая лотерея, где шансы удачного и плачевного исхода примерно равны — 50/50. Все зависит от положения клапанов в момент разрыва, ведь распределительный вал останавливается, а поршни продолжают двигаться вверх-вниз.

Если какая-то пара клапанов замерла в положении «полностью открыты», то удар поршнями по их тарелкам практически неизбежен. От ударной нагрузки штоки клапанов изгибаются и детали приходят в негодность. Тогда замена ремня превращается в ремонт двигателя со снятием головки блока цилиндров (ГБЦ). Худшее из зол — повреждение самого поршня, что можно понять уже после разборки.


Поршни после встречи с клапанами

Признаком обрыва ремня является полная остановка двигателя прямо на ходу. При попытке запуска мотор не подаёт признаков «жизни», а стартер вращается легче и быстрее обычного. Иногда разрыв сопровождается металлическим стуком, свидетельствующим, что встреча клапанов с поршнями состоялась. Если вы услышали такой звук, то не пытайтесь заводить двигатель, пока не проверите состояние привода газораспределительного механизма, чтобы не нанести дополнительный вред.

Когда и как нужно менять клинообразный ремень.

Основной проблемой в машине при износе приводных ремней на начальном этапе становятся различные скрипы и свисты происходящие во время вращения шкивов передающих на навесное оборудование двигателя крутящий момент. При возникновении этих скрипов и свистов в скором времени один из приводных ремней может по-просту оборваться. Уважаемые друзья и наши читатели, предлагаем вам подробную информацию о типах ремней установленных в современных автомобилях. Наш инфо-справочник поможет вам узнать о том, когда необходимо менять приводные ремни а также, как определить степень их износа, чем отличается приводной ремень от ремня ГРМ и какая средняя стоимость приводных ремней на Российском рынке, а вместе с этим заодно получить для себя и ответы на другие интересующие вас вопросы непосредственно связанные с этими ремнями.

Для начала давайте сразу расставим все точки над «i» и выясним, что же это такое — приводные ремни. 

Приводной ремень автомобиля — это элемент ременной передачи, конкретная рабочая деталь транспортных средств и механизмов, которая служит для передачи крутящего момента двигателя.

Передача крутящего момента происходит за счет сил трения или сил зацепления (зубчатые ремни, клиновидные ремни).

Существует ошибочное мнение, что ремень ГРМ (ременный привод газораспределительного механизма) не относится к приводным ремням. На самом деле это не так. Ремень ГРМ также относится с категории приводных ремней.

Приводные ремни разделяются на несколько видов, а именно: 

— Ремень ГРМ (ременный привод газораспределительного механизма).

— Приводные ремни вспомогательных компонентов (навесное оборудование двигателя).

Существует 3 (три) типа автомобильных ремней:

1. Ремень ГРМ — как правило, он зубчатый.

2. Поликлиновый ремень передачи крутящего момента двигателя на навесное оборудование двигателя.

3. Клинообразный (клиновый) ремень передачи крутящего момента двигателя на навесное оборудование двигателя.

Ремни №2 и №3 в нашей стране имеют еще и дополнительные названия, то есть: плоский ремень (Поликлиновый ремень) или ручейковый ремень (Клиновый ремень).

В отличие от ремней ГРМ к которым предъявляются достаточно строгие требования, такие например как, обязательная своевременная плановая замена в соответствии с установленым производителем сроком службы, то приводные ремни, обеспечивающие работу вспомогательного (навесного) оборудования двигателя, требуют к себе не такого пристального внимания.

Но, тем не менее, это совсем не говорит о том, что они не нуждаются в нашем внимании. Для них периодически необходима также плановая замена

Причем не желательно дожидаться того момента, когда ремни выйдут из строя, поскольку эти ремни обеспечивают работу важного оборудования в автомобиле (охлаждение, зарядка аккумулятора, работу кондиционера, ну и т.п.)

Таким образом, если вы вдруг услышали скрип или свист под капотом машины,  советуем вам обратить на это внимание. Помните о том, что посторонний шум под капотом это не только неприятности для вашего слуха, но и что-то большее

Если под капотом авто появился скрип или свист, то это говорит о том, что приводной ремень проскальзывает на шкивах. Например, если ремень старый, то его натяжка может прилично ослабнуть, что приводит ремень к проскальзыванию на шкивах и образованию визга во время работы двигателя.

Как правило, когда ремень износился или у него ослабла натяжка, то в дождливую и холодную погоду такое проскальзывание или свист только усиливаются, поскольку ремень теряет свое сцепление со шкивом из-за влаги. 

Если вы друзья услышали под капотом авто однократный скрип или свист ремня, особенно после того как проехали через глубокую лужу, то нет особых причин для беспокойства. В этом случае приводной ремень скорее всего слишком влажный, что уменьшило его сцепление конкретно со шкивом. Если же вы слышите этот свист (визг) под капотом после того, как утром завели автомобиль или после нескольких километров пробега, или после начала движения, или при прогреве двигателя, то скорее всего ваши приводные ремни (или ремень) износились(ся) или ослабла сама натяжка этих приводных ремней.

Зачем нужен ремень ГРМ

Для начала стоит разобраться, что такое ремень ГРМ и какую роль играет эта деталь в системах газораспределительных механизмов ДВС.

Аббревиатура ГРМ расшифровывается, как газораспределительный механизм. Этот узел справедливо считается одним из наиболее сложных механизмов автомобильных двигателей. Роль системы газораспределения состоит в обеспечении своевременного наполнения цилиндров мотора воздушно-топливной смесью и отведения отработанных газов.

Чтобы решить такую задачу механизм ГРМ должен точно в определенные моменты времени синхронно открывать/закрывать впускные и выпускные клапаны цилиндров ДВС. Управляются такие клапаны с помощью распределительного вала, являющегося основным элементом современных моторов разного типа.

Для обеспечения своих функций распредвал должен получать вращательный момент, который передается от коленчатого вала при помощи специального приводного механизма, включающего шкивы коленвала и ремень газораспределения.

Синхронизацию распредвала и коленвала обеспечивает ремень ГРМ. Кроме того, в конструкции большинства современных ДВС, устанавливаемых на автомобили, предусмотрено, что эта деталь управляет работой помпы (насоса системы охлаждения).

Чаще всего ремень газораспределения расположен в передней части моторного отсека между радиаторами и блоком цилиндров мотора. На некоторых модификациях двигателей этот элемент можно увидеть при поднятии капота, но, как правило, он закрыт защитными кожухами, которые демонтируются без особой сложности.

Внешне ремень ГРМ выглядит, как замкнутый обод с зубьями на внутренней стороне. Нужно отметить, что не существует универсальных ремней газораспределения – они уникальны для каждой модификации двигателя. Первые изделия этого типа были резиновыми с текстильным кордом. В настоящее время для производства ремней ГРМ используют высокопрочное стекловолокно или полимеры, отличающиеся износоустойчивостью и стойкостью к скачкам температуры.

Автопроизводители и бренды, выпускающие комплектующие к современным автомобилям, отмечают, что ремни газораспределительных систем уступают по прочности и долговечности цепям ГРМ, но, при этом имеют достаточно большой ресурс. В большинстве моделей ДВС газораспределительный ремень рассчитан примерно на 60 тыс. км. пробега. В тоже время, на практике не редки случаи, когда этот элемент выходит из строя раньше времени, поэтому автовладельцам будет полезно знать, как проверить износ ремня ГРМ.

Как проверить ремень ГРМ на подлинность

С июля 2015 года торговая марка Gates наладила выпуск новых этикеток с тройной защитной маркировкой (14-значный буквенно-цифровой код, QR код и голограмма PrioSpot). Чтобы проверить подлинность изделия покупатели могут использовать один из 3-х доступных способов.

1-й способ: проверка 14-значного буквенно-цифровой кода на упаковке ремня ГРМ/

Чтобы проверить оригинальность запчасти торговой марки Gates, необходимо ввести 14-значный код, указанный на упаковке изделия на интернет ресурсе.

2-й способ: проверка с помощью смартфон или сканера штрих-кода.

Проверить подлинность продукции Gates можно с помощью смартфона. Начиная с июля 2015 года, на упаковке ремней ГРМ присутствует QR-код.

Для проверки необходимо скачать приложения TecIdentify или Neoreader и просканировать QR-код.

3-й способ: проверка по голографической наклейке PrioSpot.

На упаковке ремней ГРМ Gates присутствует голограмма PrioSpot с защитными элементами, которые затрудняют подделку. Чтобы проверить, является ли изделие оригинальным, нужно выполнить несколько простых действий.

Если сравнить коды, нанесенные на голограмме упаковок двух ремней ГРМ, то они должны отличаться. Каждая наклейка PrioSpot имеет уникальный защитный код.

Проверить оригинальность голограммы можно под прямыми лучами света. Нанесенные на наклейку код и логотип Gates переливаются всеми оттенками радуги. Кроме того, в солнечных лучах становится видимой перемещающаяся цифра, которая соответствует последнему символу кода безопасности. Если менять угол обзора, то эта цифра будет двигаться вверх и вниз.

Проверить голограмму можно с помощью увеличительного стекла. Непосредственно под логотипом будет виден 10-тизначный код, в котором последние 4 цифры будут соответствовать коду безопасности и последним символам буквенно-цифрового кода.

Какими ещё способами можно проверить ремень ГРМ

Проверить ремень газораспределения и предотвратить его обрыв – более сложная задача в сравнении с серво-ремнем (управляет работой генератора, гидроусилителя и т.д.). Это обусловлено затрудненным доступом к этому узлу, который, как правило, закрыт специальными кожухами. Чтобы проверить ремень ГРМ необходимо провести работы по частичной разборке мотора, а для этого необходимы профессиональные навыки и специальный инструмент. Но, стоит отметить, что о состоянии зубчатого ремня можно судить не только по результатам визуального осмотра, но и по некоторым признакам его неисправности:

Превышение срока эксплуатации.

Ресурс службы ремня газораспределения определяется пробегом авто или длительностью его эксплуатации. К примеру, некоторые автопроизводители указывают, что на их моделях ремень ГРМ следует менять через 60 тыс. км

Но не менее важно учитывать и временной срок службы этого элемента. Материал, из которого он изготовлен, теряет свои характеристик, в среднем, через  4 — 5 лет

После этого ремень ГРМ становится менее эластичным, растрескивается и может оборваться. Об этом моменте часто забывают владельцы автомобилей, которые ездят очень редко и на небольшие расстояния.

Для производства ремней ГРМ используются материалы, которые подвержены воздействию временем, поэтому стоит учитывать возраст этого изделия. Именно поэтому, эксперты рекомендуют проверить или даже заменить ремень ГРМ при приобретении авто с пробегом (нет гарантии, что предыдущий владелец строго соблюдал регламентные требования или покупал качественные запчасти). 

Двигатель авто плохо заводится и его мощность заметно снизилась.

Растянувшийся, изношенный или слабо натянутый ремень механизма газораспределения может перескочить на один или несколько зубцов. В результате будет нарушена работа системы зажигания, так как топливно-воздушная смесь будет возгораться до или после нужно момента. При такой неисправности двигатель будет плохо заводиться, а после его запуска могут наблюдаться вибрации и провалы в работе. В таких случаях будет полезно узнать, как проверить натяжение ремня ГРМ, поскольку длительная работа мотора в таком режиме приведет к более серьезным поломкам.

Увеличение дымности при работе ДВС.

Изношенный ремень ГРМ может стать причиной разрушения катализатора, так как топливо не полностью сгорает в камерах двигателя и попадает в выхлопную систему. В результате катализатор будет работать при более высоких температурах, а его соты начинают спекаться. Проверить наличие такой неисправности можно визуально. Нужно понаблюдать за выхлопной системой. Если во время работы двигателя появляются хлопки, а из трубы идет дым черного цвета, то это может указывать на переобогащение топливной смеси, вызванное неисправностью ремня ГРМ.

Тикающий звук при работе двигателя.

Если материал ремня ГРМ потерял свои характеристики из-за сильного износа или от времени, то он начинает растрескиваться или разлохмачиваться. В таком случае во время работы мотора в районе защитного кожуха газораспределительного механизма могут появляться тикающие или шаркающие звуки. При этом, периодичность такого шума зависит от количества оборотов двигателя. Похожие звуки могут появиться в результате подклинивания подшипника в натяжном ролике. Не стоит затягивать с обращением в автосервис при появлении таких шумов. Чтобы проверить работу узла ГРМ и устранить проблему, нужно будет снять защитный кожух.

Наличие подтеканий из-под защитного кожуха.

Показателем потенциальной неисправности узла ГРМ могут являться подтеки технических жидкостей в районе крышки газораспределительного механизма. Антифриз из-под шкива водяного насоса или масло из-под изношенного сальника коленвала, попадая на ремень ГРМ, способствуют его растрескиванию и ускоренному износу. Чтобы проверить состояние механизма и заменить комплект ГРМ, нужно выполнить разборку узла. 

Стартер работает хорошо, но мотор не заводится.

Такой признак может свидетельствовать о серьезных неприятностях. Если стартер крутится даже лучше, чем обычно, но двигатель даже не пытается запуститься, то это может указывать на отсутствие компрессии в результате обрыва ремня ГРМ и деформации клапанов после контакта с поршнями. Достаточно часто после обрыва ремня автовладельцам приходит выполнять капитальный ремонт или замену двигателя. В обоих случаях предстоят существенные финансовые затраты.

Через сколько менять ремень ГРМ?

Вопрос от читателя. «Здравствуйте Сергей. У меня ВАЗ 2110, с 16 – ти клапанным двигателем. Недавно испугали, что при обрыве ремня ГРМ может погнуть клапана, тогда считай ремонт на приличную сумму выходит. У меня к вам вопрос – через сколько менять ремень ГРМ? Александр.»

Темя действительно интересная. Давайте вместе подумаем над ним…

Через сколько менять ремень ГРМ?

Мы частично обсуждали этот вопрос в статье — ремень ГРМ или цепь. Почитайте интересно. Но сегодня речь пойдет именно о ГРМ.

ремень ГРМ

Немного теории. Ремень ГРМ (или ремень ГазоРаспределительного Механизма), неотъемлемая часть звена между коленвалом и распределительным валом (валами у 16 клапанного двигателя). Коленвал вращаясь, по средствам это ремня вращает распределительный вал, который в определенной последовательности открывает или закрывает клапана. Тем самым обеспечивая впрыск топлива или выход отработанных газов. Он является «сухим» соединительным звеном в цепочке коленвал – распредвал. То есть он находится снаружи двигателя (обычно закрыт кожухом) и не смазывается моторным маслом, в отличие от цепи, которая находится внутри двигателя и смазывается моторным маслом. Это теория.

Вот небольшое видео которое показывает принцип работы.

Как становится понятно, на ремень действуют внушительные силы, он изнашивается. Поэтому время от времени его нужно менять. Если этого не сделать, то можно нарваться на серьезные проблемы. Ремень попросту порвется, в двигателе получится дисбаланс, есть шанс погнуть клапана. Хотя современные двигатели от этого застрахованы, они имеют ямки на поршнях двигателя.

И вот тут то возникает много вопросов, основной – через сколько его менять?

Скажу так – если у вас новая гарантийная машина, то вы даже и знать не будете, когда его меняют. Просто у вас все сменят по гарантии. Обычно это либо 40 – 50 000 для наших автомобилей. Или же 60 – 70 000 для импортных. НА моем, FORD FUSION ремень ГРМ проходил 150 000 километров.

Однако если у вас уже нет гарантии, и вы не знаете когда в последний раз он менялся (автомобиль покупался у другого хозяина). То вопрос звучит по-другому.

Я бы поступил так!

1) Постарался бы узнать у предыдущего хозяина, менялся ли вообще ремень ГРМ? Если да то примерно когда. Если пробег на нашем отечественном автомобиле уже со смененным ГРМ больше 30 000 километров, то нужно менять, на иномарке сменил бы через 50 – 60 000. Также если ремень не менялся нужно срочно менять, при условии что пробег автомобиля большой.

2) Где он менялся, на официальной станции или же у дяди «Васи» в гараже

Это тоже важно. Объясню почему

Если вы меняете у официалов, то они, как правило, ставят оригинальные запчасти, а соответственно он также будет оригинальным. Проходит достаточно долго (вспомнить даже мой FORD FUSION – оригинал проходил 150 000 километров). Опять же они дадут гарантию. Если вы меняли в гараже у дяди Васи, тут 50 на 50, могут поставить хороший ремень ГРМ, и он также будет ходить долго. Могут посоветовать другой — более дешевый, но вот только, сколько он ходить будет никто не знает. По аналогии скажу — что у нас на рабочей ВАЗ 2111 — летит каждые 10 000 километров, потому как ставят не понятно какие запчасти.

3) Даже если у купленного вами автомобиля сменен ремень ГРМ 10 – 15 000 километров назад. Он запросто может порваться, особенно это касается наших автомобилей, на иномарках все-таки ремни ходят дольше. Почему спросите вы? ДА потому что многие автомобилисты особенно зимой, прогревают двигатели на стоянках например, иногда прогрев двигателя доходит до 10 – 15 минут. Спидометр автомобиля стоит, а двигатель работает. Поэтому в наших широтах, со сложными дорожными условиями и нашими зимами, этот узел нужно менять чаще. Допустим, производитель заверяет, что проходит 60 000 километров, допустим на нашей Лада Приора. Смело делим пробег на два и получаем 30 000 километров, это похоже на правду. На иномарках также, только там производители заявляют 100 – 120 000 километров, тут можно делить не на два, а отнимать 30 – 40 %, то есть меняет примерно через 60 – 70 000 километров.

Думаю, понятен ход моих мыслей. Если у вас стоит оригинальный вариант, и производитель заявляет, что вы можете проехать 120 000 километров, лучше его поменять через 80 000 километров. Вам будет спокойнее. Спишите 40 000 на износ и зимние прогревы. Также помните, на ремне ГРМ экономить не стоит, особенно если у вас на поршнях нет «ямок» для случаев обрыва — тогда вы попадете на дорогостоящий ремонт. Покупайте только проверенные экземпляры, те которые ставит завод на свои автомобили. Думаю полностью раскрыл тему, читайте наш АВТОБЛОГ

Как устроен ремень ГРМ

Приводной ремень представляет собой замкнутое кольцо, которое выполнено из технической резины. Некоторые модели имеют в составе полимерные нити. Использование резины позволяет добиться минимального уровня шумности.

На большей части двигателей внутреннего сгорания, используются зубчатые ремни.

Они эффективнее настраивают фазы газораспределительного механизма. Такой ремень имеет насечки-зубцы на внутренней поверхности кольца, которые обеспечивают надежное зацепление со шкивами распределительных валов и коленвала.

1. Зубец. 2. Лента.

Применяются следующие разновидности ремней:

  • зубчатые;
  • клиновые;
  • поликлиновые.

Два последних типа применяются крайне редко. По сравнению с зубчатыми ремнями, они не дают достаточную надежность передачи усилия.

Каждый ремень имеет точные размеры по внутреннему диаметру. Ширина ленты также различается

Учитывать эти параметры важно, если нужно будет приобрести неоригинальное изделие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector