Как правильно чистить и заменять газовые форсунки

Особенности ГБО разных поколений

Итак, было принято решение установить на автомобиль ГБО. Вначале нужно разобраться, какое поколение оборудования лучше всего использовать. Здесь все зависит от самого автомобиля.

Если авто использует карбюраторную систему питания, то особого выбора нет – на такие авто устанавливается только ГБО 1 и 2 поколения.

Конечно, есть умельцы, которые монтируют на такие авто и более современное оборудование, но это трудоемко и затратно.

На инжекторные авто можно установить 2,3 и 4 поколение газового оборудования. Пройдемся по ним.

ГБО 2 поколения.

Является более простым конструктивно, имеет механическое управление и регулировку.

Это дает возможность использовать его на многих авто как со старыми, так и с новыми инжекторными системами питания.

Но у этого оборудования есть такой недостаток, как отсутствие четкости дозировки подачи газа, что зачастую приводит к его перерасходу.

Уже имеет механизм точной дозировки подачи газа. Но реализация подачи оставляет желать лучшего.

Оборудование, идущее как альтернативное бензиновой системе питания, значительно запаздывает с определением количества газа, требуемого в определенный момент работы силовой установки.

Этот недостаток обеспечил «недолгую жизнь» оборудованию этого поколения, встречается оно сейчас редко, и целесообразность его применения – под большим вопросом.

Самое совершенное на данный момент оборудование для использования на современных инжекторных авто.

И хотя уже существуют ГБО пятого и шестого поколений, все же на данное время газобаллонное оборудования четвертого поколения является самым популярным и распространённым.

Подключаемое к штатной системе питания и используя сигналы штатного блока управления системой питания авто, оборудование выполняет очень точную дозировку количества газа, требуемого в определенный момент для оптимальной работы силовой установки.

Выбор форсунок

Каждое газовое оборудование имеет свои особенности, поэтому подбор форсунок важно осуществлять в индивидуальном порядке под каждое поколение ГБО. Многие автомобилисты ставят вопрос «Какие форсунки для ГБО лучше?»

В случае с газобаллонным оборудованием данная формулировка изначально неверная, ибо к нему применима известная многим поговорка: что русскому хорошо, то немцу смерть. Естественно, поговорку стоит перефразировать под газовую аппаратуру и понять, что для одного поколения конкретные форсунки могут быть просто идеальны, а с другим не способными работать.

Дабы осуществить грамотный выбор форсунок, достаточно придерживаться следующих моментов:

  • Во-первых, узнайте, какого поколения ваше газовое оборудование. В процессе подбора это играет немаловажную роль, ведь для каждого типа ГБО имеются свои стандарты форсунок. Так, для первого поколения применяется стандарт безопасности «ЕВРО», для второго – «ЕВРО-2», для третьего, четвёртого, пятого и шестого – «ЕВРО-3» и выше;
  • Во-вторых, определите количество необходимых форсунок. Стоит отметить, что для поколений ГБО 1-3 допустимо приобретать форсунки по отдельности. В случае же со старшими версиями оборудования рекомендуется покупать уже готовые комплекты. Подобный подход поможет избежать проблем в дальнейшей настройке аппаратуры;
  • В-третьих, проверьте способ подключения и иные технические особенности вашего ГБО относительно форсунок;
  • Ну и в-четвёртых, осуществляя выбор новых дозаторов, отдавайте предпочтение проверенным производителям. На данный момент ими заслуженно считаются Валтек, BRC, Диджитроник, Рампа, Барракуда и Ломато. Более того, те же BRC и Ломато производят собственные ГБО, поэтому их владельцам вполне реально избежать трудностей при подборе новых форсунок, сказав продавцу лишь модель своего оборудования.

Как работают форсунки?

Для того, чтобы понять, что такое форсунки, нужно разобраться в принципе работы газового инжектора, который схож с бензиновым. Электромагнитный клапан воздействует на шток, который, перемещаясь, даёт возможность топливной струе идти от редуктора ГБО на впускной коллектор. Скорость открытия электромагнитного клапана прямо пропорциональна длительности сигнала. Так форсунка выполняет свою функцию впрыскивать в двигатель автомобиля требуемое количество газа.

Большинство выпускаемых газовых форсунок — штоковые. Представителями таких моделей являются Rail ig1-ig5-ig9. Слабое место — вес штока плохо влияет на состояние сопрягающихся деталей. Больше всего страдают резиновые отбойники. Дешёвые модели выходят из строя уже через 20 тыс. км.

При переходе на газ инжектору автомобиля нужно пропускать объёма топлива значительно больше. Поэтому сечение каналов газовых форсунок увеличенное.

История создания BRC

В 2003-м году на смену дорогостоящим форсункам японского производства Keihin пришло первое поколение инжекторов итальянского производства brc. Внедрение собственной продукции позволило итальянской фирме значительно удешевить комплект оборудования для ГБО и занять одну из лидирующих ниш в области производителей газового оборудования.

Форсунка BRC IN03 в далеком 2003 году обеспечивала достойное, для того времени, быстродействие, была довольно надежным узлом системы и легко устанавливалась на автомобиль. Относительной особенностью инжекторов брс первого поколения стало радиальное, относительно оси инжектора, расположение отверстий для подачи газа. Крепление же к форсуночной рейки осуществлялось исключительно посредством гайки.

Но основной проблемой первых газовых форсунок итальянского производителя по прежнему оставалась высокая стоимость изделия, которая была вызвана сложностью технологического процесса производства инжектора. В 2008 году инженеры компании brc выпустили в массовое производство модифицированную форсунку IN03MY09R. Основное изменение заключалось в расположении отверстий подачи газа. На смену круговому расположению пришло расположение вдоль всего инжектора, что позволило производителю значительно упростить производство инжектора и снизить цену.

Рейтинг газовых форсунок

  1. Итальянская компания Valtek TYPE 30 делает эти детали в виде своеобразных пластин из нескольких форсунок. Особенность их заключается в том, что у них есть сменный жиклер, который, при необходимости, можно расширить под нужный размер. Поэтому их можно ставить в авто с агрегатами разной мощности. Эти элементы для ГБО идут с металлическим штоком и оканчиваются резиновыми закрепками.
  2. Фирма OMVL, тоже из Италии. Они предлагают потребителю детали, где корпус выполнен из композитного пластмассового материла. Это позволяет устанавливать систему подачи газа с двух сторон. Жиклер здесь можно менять, поэтому они подходят для большинства авто на ГБО.
  3. Корейские специалисты фирмы HANA делают эти детали в металлическом корпусе, причем клапан игольчатого типа выгодно отличается высокоточной дозировкой при подаче топлива.

На нашем сайте есть статьи про газовые форсунки фирм:

  • Ловато;
  • Валтек;
  • AEB;
  • Барракуда;
  • OMVL.

Удобство также состоит в том, что по цвету элемента можно определить его мощность.

  • черная – от 20 до 35 л. с.;
  • красная – это от 28 до 38 л. с.;
  • зеленая – от 34 до 48 л. с.;
  • синяя – это от 41 до 58 л. с.

При выборе этой детали для ГБО необходимо также ознакомиться со следующими вопросами, реализация которых на практике может отличаться, в зависимости от фирмы производителя.

  • как почистить форсунки ГБО 4 поколения;
  • как правильно установить этот элемент;
  • совместимость силового агрегата и детали.

Возможные неисправности

Резюмируя повествование об устройстве форсунок ГБО, не лишним будет обратить внимание на их возможные неисправности. На самом деле последних насчитывается немного, а точнее всего три:

  • Первый вариант – форсунки или отдельные из них вышли из строя. Проблема решается путём разбора, прочистки и, по возможности, ремонта неисправных элементов. Если такой подход эффекта не дал, то придётся устанавливать новые форсунки;
  • Второй вариант – произошёл сбой в работе системы «форсунки — блок управления». Неисправность можно устранить проведением «прозвона» сети и настройки оборудования «по новой». Зачастую проблема такого характера решается через обращение к мастеру по ГБО;
  • Третий вариант – форсунки элементарно забились. Избавиться от данной «поломки» проще всего, ибо достаточно снять дозаторы, разобрать их и тщательно прочистить.

Отметим, что на старых поколениях ГБО (до 3) могут случаться проблемы с конфронтацией моносистем питания автомобиля с газовым оборудованием. Решить их представляется возможным посредством внедрения в систему ГБО эмулятора форсунок (наиболее предпочтителен к выбору экземпляр от BRC). На большинстве третьих и всех последующих ГБО конфликт моносистем питания с оборудованием решается в блоке управления автоматически, поэтому у них подобная недомолвка аппаратуры случиться не может.

Любая неисправность форсунок косвенно проявляется следующей симптоматикой:

  • нестабильность работы мотора;
  • потеря в мощности и динамике;
  • невозможность переключиться на бензин;
  • повышение расхода топлива;
  • провалы в работе двигателя при движении.

В целом, по рассматриваемому сегодня вопросу наиболее важные положения успешно рассмотрены. Надеемся, представленный выше материал был для вас полезен. Удачи на дорогах!

Устройство форсунки BRC

Газовые форсунки BRC производятся в прочном корпусе из стали и не требуют дополнительных калибровок и настроек при установке. Отличительной особенностью инжекторов этого итальянского производителя является мембранная конструкция затвора, благодаря такому устройству инжектора его можно располагать в подкапотном пространстве в любом положении.

К конструктивным особенностям форсунок брц также относится низкий уровень шума при работе, а вот к качеству газа итальянский производитель предъявляет повышенные требования. Многие автовладельцы отмечают выход из строя форсунки при 10-20 тысячах километров пробега именно из-за качества газа на автозаправочных станциях. Сам же производитель отмечает стабильную работу своих инжекторов на протяжении 200 000 километров пути, при условии своевременного технического обслуживания системы ГБО.

В реальных же условиях работы, по Российским дорогам, газовые форсунки брц выхаживают от 80 до 150 тысяч километров пробега в зависимости от качества газа и газовых фильтров, которые установлены на автомобиль.

Keihin (Япония)

Схожесть конструкции форсунки Keihin с HANA и Barracuda не мешают ему быть безоговорочным лидером рынка. Безукоризненное качество изготовления обеспечивает форсункам Keihin абсолютную линейность впрыска, точную дозировку газовой смеси, снисходительное отношение к степени чистоты топлива, независимость от температуры, возможность устойчивой работы на высоких значениях давления. Пять типоразмеров форсунок Keihin перекрывают диапазон мощностей цилиндра от 9 до 45 кВт.

Естественно, что высокая стоимость Keihin соответствует качеству их изготовления – это, пожалуй, единственный видимый недостаток. Невозможность ремонта компенсируется гарантией изготовителя на 300 миллионов рабочих циклов, либо 240 000 км пробега. Если форсунки Keihin стучат после такого количества совершенных циклов или пройденных километров трудно не согласиться, что они себя неоднократно окупили.

Нюансы настройки ГБО

Если же все в порядке, то программа сообщит что автокалибровка завершена успешно.

Это будет означать, что блок управления газовым оборудованием произвел первичную установку и подстроился под показатели работы штатного блока управления. Но для полноценного функционирования он еще не готов.

Далее нужно будет совершить поездку на авто в режиме использования в качестве топлива бензин.

Нужно произвести поезду на расстояние до 30 км, причем желательно, чтобы она совершалась с большим количеством смены режимов движения – резкое ускорение, движение «внатяжку» для двигателя, спокойное движение и ускорение.

Нужно это все для того, чтобы блок управления газового оборудования на основе сигналов, поступающих от штатного блока к бензиновым форсункам, по максимуму адаптировался к его работе и смог обеспечить правильную регулировку подачи газа в разных режимах – создает так называемую топливную карту. Как она выглядит, смотрите ниже.

После этого можно подключать автоматический режим работы газовой установки.

Дополнительно при помощи ноутбука можно задать определенные параметры работы газовой установки.

К примеру, можно задать, при каких минимальных и максимальных оборотах производится переход с бензина на газ и обратно.

Актуально делать настройку перехода на бензин при высоких оборотах. Дело в том, что скорость горения газа несколько ниже, чем бензина, поэтому на высоких оборотах использование газа чревато возможности обгорания выпускных клапанов.

В случае неисправности газового оборудования или отсутствии газа происходит переключение на использование бензина, при этом на блоке управления в салоне загорается сигнальная лампа.

В итоге получается, что силовая установка запускается на бензиновой смеси, но после достижения оптимальных параметров для включения газового оборудования, переходит на работу на газе. Причем переход производится настолько аккуратно, что его при движении незаметно.

Использование в работе ГБО 4 поколения этих двух систем оправдано, поскольку неиспользование бензиновых форсунок, а также отсутствие бензина в баке приведет к выходу из строя бензонасоса и форсунок.

Вследствие чего произойдет переход в аварийный режим работы штатного блока управления системой питания, а газовый блок управления без сигналов от штатного функционировать не будет.

Все дополнительные настройки с указанием оптимальных параметров работы силовой установки во время использования газа можно увидеть в виде графика на ноутбуке, который и именуется «топливной картой».

Еще один вид такой карты.

Имея на руках шнур для подключения к блоку управления газовым оборудованием, а также программное обеспечение, можно всегда продиагностировать работу газового оборудования, а также произвести настройку его под определенные параметры.

Наличие шнура и программы также позволит произвести калибровку и настройку работы газобаллонного оборудования, если оно было перенесено с одного автомобиля на другой.

Была рассмотрена полная схема, включая все нюансы, подключения газовой установки 4 поколения на инжекторный автомобиль, с последующей полной проверкой и настройкой ее работы, и описанием особенностей его функционирования.

Особенности чистки различных решеток

Решетка считается одним из самых проблемных мест — здесь наслаиваются жир и нагар, справиться с которыми довольно сложно. В зависимости от материала, из которого деталь выполнена, следует выбирать моющие средства и способ, как отмыть решетку.

Чугунная решетка

Чугун — материал пористый и тяжелый, поэтому отмывается он сложнее всего. Но при этом чугунную решетку не рекомендуется очищать при помощи длительного замачивания в растворе с абразивным средством. Также нельзя применять нож для соскабливания слоев нагара и жира. Для очистки существуют другие способы: прокаливание и применение автомобильной химии.

  1. Процедуру прокаливания желательно выполнять на улице с использованием паяльной лампы. Когда прутья накаляются, жир с нагаром начинают размягчаться и плавиться, после чего их легко удалить железной щеткой. По завершению такой обработки решетку достаточно помыть в мыльном растворе. Для улучшения эффекта прокаливать прутья можно несколько раз.
  2. Очистка решетки при помощи средства для автомобильных двигателей предусматривает ее замачивание в данной жидкости на несколько минут, чтобы растворить загрязнения. Затем необходимо несколько раз тщательно промыть деталь обычной водой.

Решетка — нержавейка

Нержавеющая сталь — материал в уходе неприхотливый. Деталь из нержавеющей стали можно замачивать в абразивном растворе на длительное время, после чего размякшие загрязнения быстро соскабливаются с решетки посредством жесткой щетки.

В качестве абразивного средства может использоваться бытовая химия с антижировыми свойствами в виде порошка, крема, геля или спрея. Это, например, вышеупомянутая продукция Золушка Анти-Жир, Amway, Sanita Антижир и другие. Способ нанесения и время обработки зависят от выбранного средства. Обычно краткую инструкцию производители указывают на самой упаковке.

Как альтернативой можно воспользоваться проверенным народным рецептом — составом из соды, соли, горчицы и уксуса. Ингредиенты смешиваются в равных пропорциях, затем состав наносится на поверхности решетки влажной тряпочкой или губкой. Смазанная абразивом деталь оставляется на ночь, после чего средство смывается водой.

Решетка с эмалированным покрытием

Очищение деталей, защищенных эмалью, — дело не самое трудное. Решетку можно надолго замочить в любом антижировом растворе. Но при этом противопоказано использование металлических щеток и прочих приспособлений для соскабливания пригоревших загрязнений, в противном случае на эмали появятся царапины и сколы, что приведет к коррозии металла.

Проще всего решетку отмыть в посудомоечной машине, добавив специальное моющее средство с антижировыми свойствами.

Из народных рецептов больше всего подходит разведенный водой горчичный порошок. Взвесью, по густоте напоминающей сметану, нужно смазать решетку, потереть губкой, после чего смыть водой.

Самостоятельная чистка

Обнаружив явные признаки засорения, многие автолюбители пытаются почистить газовые форсунки самостоятельно. Процесс их очистки состоит из нескольких этапов:

  1. Закрыть расходный кран, расположенный на газовом баллоне. Это необходимо сделать, чтобы газ не поступал в двигатель.
  2. Выработать всё топливо, оставшееся в магистрали. Когда газ закончится и автомобиль переключится на бензин, нужно ещё несколько раз осуществить принудительный переход на газ, чтобы выработались все остатки газа.
  3. По-разному отметить провода, идущие к катушке и рампе с форсунками. Таким образом удастся избежать путаницы в проводах при их обратной установке. Для обозначения удобно использовать изоленту или маркеры разных цветов.
  4. Снять рампу с форсунками, выкрутить калибровочные жиклёры.
  5. Демонтировать штопорные кольца и катушку, открутить направляющие.
  6. Вынуть штоки, пружины и уплотнительные кольца. При этом обязательно нужно запомнить, из какого инжектора вынут тот или иной шток.
  7. Удалить загрязнения и отложения со штоков, избегая намокания резиновых уплотнителей.
  8. Очистить внутреннюю часть корпуса форсунки. Для очищения лучше всего подходит ветошь, поскольку при её использовании на деталях не остаются ворсинки ткани.
  9. Восстановить расположение всех деталей в обратном порядке.

После того как все форсунки будут возвращены в рампу, останется установить её на прежнее место, правильно подключить провода. Перед использованием оборудования обязательно следует проверить систему на наличие утечек

Как заменить жиклёры самостоятельно

Как правило, форсунки крайне редко выходят из строя, и многие даже не подозревают, что можно их заменить в домашних условиях. Один из случаев обязательной смены форсунок – это смена вида топлива, как указывалось выше. Но необходимость замены жиклёров на газовой плите появляется ещё и в таких случаях:

  • цвет пламени изменился: появляются жёлтые и красные вкрапления вместо привычного голубого цвета;
  • присутствует копоть или неравномерность горения;
  • есть шипение, и при этом пламя отделяется от конфорки или гаснет;
  • при поджигании горелки слышится хлопок.

Если вы самостоятельно собираетесь устранить проблему, то рассмотрим пошагово весь процесс.

Разбираем горелку

Для начала, конечно, нужно перекрыть поступление газа. И вообще, работа с газовым оборудованием требует особенной аккуратности и соблюдения техники безопасности. После этого снять решётку с варочной поверхности. Сами конфорки снимаются без усилий. Чтобы заменить жиклёры, в некоторых моделях газовых агрегатов потребуется открутить верхнюю панель варочной поверхности. Но чаще прямо под конфоркой видна форсунка.

Если же у вас более старый образец техники, и жиклёр расположен в корпусе, придётся делать разборку. В таком случае нужно развинтить болты по углам варочной панели. Могут быть и другие варианты сборки, где панель придётся поддеть, чтобы отделить от основного корпуса. При этом, конечно, лучше посмотреть в документации, где именно находятся требуемые элементы, и как до них добраться.

Внутреннее строение может выглядеть следующим образом. Пара расположенных параллельно металлических планок – траверс, на которые и крепятся корпуса горелок. Подвод газа к конфорке подобен для всех узлов. В корпусе горелки располагается сам жиклёр, к которому подведена трубка газопровода. Через наконечник топливо подводится к соплу, откуда уже газ поступает к конфорке.

Выкручиваем жиклёр

Чтобы выкрутить жиклёры в газовой плите, понадобится рожковый ключ или трубчатый в зависимости от модели. Следует сказать, что в старых образцах такой техники добраться до форсунки может быть крайне затруднительно, так как она находится в корпусе горелки и вывернуть ключом её будет непросто. Может потребоваться разобрать почти весь агрегат. В таком случае лучше запомнить последовательность действий и подготовить разные небольшие ёмкости для деталей, которые будете вынимать.

Для более современных моделей процесс не должен вызвать затруднения. При замене нужно учитывать размер и резьбу форсунки. В некоторых кухонных устройствах имеются в комплектации жиклёры для перевода на сжиженный газ, и все действия по замене чётко прописаны в инструкции, например, в модели Дарина 1А GM 441 002W. Если в комплекте не предусмотрено наличие таких деталей, лучше обратиться за консультацией к продавцу специализированного магазина. При этом желательно иметь при себе старые сопла или хотя бы замеры диаметра и шага резьбы.

Проверяем канал

Если у вас не было цели поменять сопла для использования другого топлива, а лишь устранить проблему с горением, то вполне возможно, что просто засорилось отверстие. И его прочистка избавит от замены. Можно сделать это любым тонким острым предметом, например, шилом или спицей

Важно, чтобы диаметр предмета не был шире диаметра отверстия. Иначе можно деформировать его, что недопустимо

По этой же причине прочистку нужно выполнять с осторожностью

По этой же причине прочистку нужно выполнять с осторожностью

Замена жиклёра

Как уже отмечалось, в современных моделях добраться до форсунки и заменить её не составляет труда. В более сложной ситуации она находится в корпусе горелки. И чтобы поменять её, придётся вытащить наконечник с жиклёром из корпуса горелки. Для этого потребуется снять фиксатор, который находится непосредственно под корпусом и похож на прищепку. Стоит помнить о том, что при выполнении таких действий не стоит прилагать слишком большие усилия, чтобы не сломать отдельные части.

Собираем горелку

После замены всех форсунок потребуется собрать горелку в обратном порядке. После этого можно переходить с природного газа на подключение баллонного. Но перед этим нужно не забыть сменить форсунку и в духовке.

Горелка готова

После того как горелка собрана, рано переходить к проверке пламени огня. Ниже рассмотрим замену жиклёров духовки в газовой плите своими руками.

HANA (Корея)

Корпус HANA 2000/2001 изготавливается из металлических сплавов, что значительно лучше для повышения прочности конструкции. Высокую точность дозирования смеси обеспечивает введенный в конструкцию игольчатый клапан. Конструктивное исполнение предполагает возможность установки и по отдельности, и на рампу. Возможность замены жиклера не предусмотрена – определенная мощность цилиндра предполагает использование определенного типа клапана для диапазонов лошадиных сил:

от 20 до 30 маркируются черным цветом;

от 26 до 39 – красным;

от 33 до 50 – зеленым;

от 40 до 60 – синим цветом.

HANA 2000/2001 – одни из самых быстрых клапанов: время срабатывания якоря доведено до 2 миллисекунд. К другим достоинствам следует отнести низкий уровень шума и повышенный ресурс.

Обслуживание заключается только в тщательной стендовой промывке. Выход из строя соленоида или механическая неисправность автоматически приводят к замене. Отсюда повышенная требовательность к тому, какие виды топлива используются, частая замена и применение дорогостоящих фильтровальных элементов.

Параметры

Основной характеристикой для газового инжектора является ее производительность, которая измеряется в лошадиных силах на цилиндр. За этот параметр отвечают различные факторы.

В газобаллонном оборудовании 4-го поколения не используются высокоточные распылители. Потому что подача газа на открывающуюся деталь осуществляется уже в испаренном состоянии (газ в жидком виде испаряется на редукторе). По этой причине на выпускной коллектор устанавливается штуцер (элемент, напоминающий втулку, по сути, часть выхлопной трубы) возле бензиновой форсунки.
Штуцер позволяет проводить более тонкую настройку в зависимости от конкретного двигателя

Поэтому очень важно подобрать детали соответствующего размера в комплексе со всеми элементами оборудования

Так, например, на точность дозы газовой смеси будет сказываться:

  • Угол, под которым установлены штуцеры, по отношению к углу движения потока воздуха
  • Длина шлангов между подающим штуцером и форсункой ГБО 4-го поколения
  • Место, в которое устанавливается штуцер в зависимости от головки блока цилиндров

Следующим фактором, влияющим на производительность является линейность работы конструкции. Это означает, что объем газа, который пропускается через клапан, увеличивается во столько же раз, во сколько увеличилось время открытия элемента в миллисекундах.

При отклонении в линейной производительности происходит потеря мощности и нарушение в температурном режиме двигателя, неравномерный расход газа.
Для корректной работы важно, чтобы закрытие клапана форсунки происходила в кратчайшее время после подачи импульса. Точная реакция форсунки на сигнал влияет на качество работы системы в целом

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector