Правосторонее и левосторонее движение
Содержание:
Дорожный транспорт
Гора Фудзияма видна со Скоростной автомагистрали Тюо
В Японии 1 152 207 км дорог, 863 003 км которых — с покрытием (включая 6 114 км скоростных автомагистралей) и 289 204 км грунтовых дорог (1997 год). Единая сеть высокоскоростных разделенных платных дорог с ограниченным доступом соединяет главные города на Хонсю, Сикоку и Кюсю. У Хоккайдо отдельная сеть, также на островах Окинавы есть автомагистраль этого типа.
Дорожные пассажирские и грузовые перевозки значительно увеличились в течение 1980-х годов, увеличилось как количество собственников автотранспортных средств, так и качество самих дорог страны. Автобусные компании, включающие JR Bus, управляют дальним автобусным сообщением на расширяющейся сети скоростных автомагистралей. В дополнение к относительно невысоким тарифам за проезд и довольно удобному размещению, автобусы хорошо использовать еще и потому, что они продолжают обслуживание в течение ночи, когда воздушное и железнодорожное сообщения ограничены. Но стоит помнить, что поездки на автобусе требуют гораздо больше времени.
Одни из последних больших проектов инфраструктуры — это строительство Великого моста Сэто (открыт в 1988 году) и комбинации моста-тоннеля через Токийский залив Aqua-Line (открыт в 1997 году).
Хотя ДТП уменьшались, отчасти благодаря более строгому осуществлению законов о вождении в нетрезвом виде, в 2004 году произошло 7358 смертельных случаев на японских дорогах.
Можно отметить, что в городах Японии полностью отсутствует наземный троллейбусный транспорт (последний городской троллейбус в Йокогаме был упразднён в 1972 году), при этом имеется подземный троллейбус.
Список стран с левосторонним движением
Давайте более подробно рассмотрим, в каких странах принято левостороннее движение и как сложилась подобная традиция в мире.
Страны Европы
В Европе не так много стран с левосторонним движением. К ним относятся:
- Соединенное Королевство;
- Мальта;
- Ирландия;
- Кипр.
Считается, что традицию придерживаться левой стороны дороги все страны переняли у Великобритании. Там это было закреплено законом с середины XVIII в., однако неизвестно, почему в Англии посчитали удобным именно левостороннее движение. Кроме версии с подражанием римлянам существует теория, что дорожное движение регулировалось теми же правилами, что и морское. Английские суда обходили друг друга, руководствуясь логикой левостороннего движения.
Что касается Кипра, то он так же был оккупирован британскими войсками в середине XIX столетия и находился под их властью достаточно долго – более 80 лет. Вот почему на Кипре тоже принято левостороннее движение, хотя на Крите и в соседней Греции –правостороннее.
Почему-то не все страны в Европе пошли вслед за Великобританией –некоторые взяли пример с Франции, которая также была влиятельной державой в те времена, когда законодательно закреплялись правила дорожного движения. Скорее всего, это связано с активной внешней политикой тех лет, формированием военных союзов и переделом колоний. Например, в Италии не было единого порядка, в каждом городе существовали свои правила передвижения, но с вступлением в Тройственный союз, инициатором которого стала Германия, итальянское правительство узаконило правостороннее движение.
Страны Азии
В Азии гораздо больше стран с левосторонним движением, чем в Европе. Это такие государства, как:
- Бангладеш;
- Индия;
- Гонконг;
- Япония;
- ФДРН;
- Дивехи Раджже;
- Пакистан;
- Тимор-Лешти;
- Шри-Ланка;
- Индонезия;
- Сингапур;
- Таиланд;
- Малайзия;
- Бруней-Даруссалам.
Многие из этих стран были колониями и заимствовали правила разъезда от бывших метрополий. Японские самураи сами приняли решение держаться левой стороны дороги
Они носили нихонто на левом боку, и оружие могло неосторожно задеть едущего навстречу путешественника, вот почему в Японии устоялось левостороннее движение
На Дальнем Востоке, благодаря близости к Японии, очень много машин, в которых руль расположен справа, несмотря на то, что в России принято правостороннее движение. Отдельные русские города ввели и левостороннее движение на определенных улицах, чтобы снизить нагрузку на дороги.
Что касается Таиланда, то он всегда был самостоятельным государством, но все же перенял у соседей левостороннее движение. С чем именно это связано, история умалчивает, видимо, взаимная миграция и торговля с близлежащими странами обязывают к единым правилам.
В КНР, несмотря на влияние соседних и европейских государств, движение сориентировано вправо: в Китае такая система сложилась очень давно, они даже не колебались, какое направление выбрать — правостороннее или левостороннее.
Вьетнамские дороги шокируют путешественников возможностью ехать в любом направлении: из-за этого с первого взгляда непонятно, какое движение принято во Вьетнаме, но все же оно правостороннее. Водитель может ехать не по своей полосе, но тогда он обязан пропускать тех, кто движется навстречу. К счастью, бетонированные широкие обочины дают пространство для маневра.
В КНДР и Южной Корее раньше придерживались левой стороны дороги, но в середине ХХ века они изменили правила и перешли на правостороннее движение.
Индия и Пакистан так долго были под управлением Великобритании, что успели привыкнуть к левостороннему движению и не стали его менять, освободившись от «сюзерена».
Страны Африки
В странах Африки тоже распространено левостороннее движение, в частности в:
- Кении;
- Ботсване;
- ЮАР;
- Танзании;
- Лесото;
- Маврикии;
- Сейшелах;
- Северной и Южной Родезии;
- Свазиленде;
- Уганде;
- Мозамбике;
- Намибии.
Здесь «drive on the left» сложился также под влиянием английских колонизаторов.
Страны Америки
Страны Северной и Южной Америки в большинстве своем предпочитают правостороннее движение, кроме:
- Гайаны;
- Суринама.
В США какое-то время было узаконено левостороннее движение, но потом в Америке началась активная борьба с британским правительством при поддержке Франции и других держав. Руководивший союзническими войсками Лафайет предложил свою правостороннюю систему разграничения дорожного движения. Канада же была именно французской колонией и изначально придерживалась подхода, принятого в метрополии.
Страны Океании
Левостороннего движения в этом регионе придерживаются следующие страны:
- Австралия;
- Тувалу;
- Фиджи;
- о-ва Лайн, Спорады и Гилберта;
- Самоа;
- Науру;
- Тонга;
- Новая Зеландия;
- Папуа-Новая Гвинея;
- Меланезия.
Токио не Москва
Немного цифр. Вроде бы российская и японская столицы по многим параметрам схожи. В обоих мегаполисах исторически сложилась радиально-кольцевая структура, они примерно равны по площади. По официальным данным, население Москвы составляет почти 12 млн человек (реально — больше), население Токио — около 15 млн. Плотность населения в Москве — 4770 человек на 1 км², а в Токио — 5966 человек.
Автопарк японской столицы насчитывает 5,5 млн автомобилей; в Москве зарегистрировано 4 млн машин, но ежедневно в город приезжает еще свыше 1 млн из Подмосковья и других регионов. На этом сходство заканчивается, начинаются различия. Потому что в Токио сегодня 28 тыс. км дорог, из которых 2,8 тыс. — скоростные магистрали, а в российской столице протяженность всей дорожной сети составляет всего 3,6 тыс. км.
В ближайшие три года в планах московской мэрии — строительство и реконструкция аж 400 км дорог… В Токио тоже все время строят новые дороги, но куда более быстрыми темпами. Впрочем, там не сооружают таких широких магистралей, как наши Ленинградка или МКАД, новые магистрали — максимум по три полосы в каждую сторону (чаще по две). Упор делается на многовариантность и протяженность новых дорог. То есть лучше иметь две-три неширокие дороги, которые едут, чем одну грандиозную магистраль, которая всегда стоит.
Водитель такси обязан спросить у пассажира, по какой дороге тот предпочитает ехать. По нижней дешевле, по верхней быстрее
Водитель такси обязан спросить у пассажира, по какой дороге тот предпочитает ехать. По нижней дешевле, по верхней быстрее
железная дорога
Линия Яманотэ , Токио
Трамвай в Кумамото
в Японии железные дороги являются основным средством пассажирского транспорта, особенно для массовых и высокоскоростных перевозок между крупными городами и для пригородных перевозок в мегаполисах . Семь компаний Группы Японских железных дорог , до 1987 года находившиеся в государственной собственности, охватывают большую часть Японии. Есть также железнодорожные перевозки, которыми управляют частные железнодорожные компании, региональные правительства и компании, финансируемые как региональными правительствами, так и частными компаниями.
Общая протяженность железных дорог 27 182 км включает несколько железнодорожных путей , самая распространенная из которых — узкая колея 1067 мм ( 3 фута 6 дюймов ), с 22 301 км путей, из которых 15 222 км электрифицированы.
Фукуока , Кобе , Киото , Нагоя , Осака , Саппоро , Сендай , Токио и Иокогама имеют системы метро .
Большинство японцев до конца XIX века путешествовали пешком. Первая железная дорога была построена между Токио «s Симбаси и Yokohama » s бывший Yokohama станция (ныне Sakuragicho Station ) в 1872. Многие более железных дорог разработаны вскоре после этого. Япония, какой мы ее знаем сегодня, является домом для одной из самых развитых транспортных сетей в мире. В Японии хорошо развит общественный транспорт, но система дорог отстает и не соответствует количеству автомобилей, которыми владеет Япония. Это часто объясняется тем, что строительство дорог в Японии затруднено из-за исключительно высокой плотности населения и ограниченного количества доступной земли, пригодной для строительства дорог.
Синкансэн (сверхскоростной пассажирский экспресс)
Карта линий Синкансэн, кроме линий Хаката-Минами и Гала-Юдзава
Shinkansen или «пуля поезд», как их часто называют, являются железнодорожными высокоскоростными поездами , которые проходят по всей Японии. 2387 км (1485 миль) из 8 линий Синкансэн проходят на полностью отдельных линиях от их коллег пригородных поездов, за некоторыми исключениями. Синкансэн принимает на себя большую часть путешествий на большие расстояния в Японии, при этом вся система перевозит более 10 миллиардов пассажиров за время своего существования. Ежедневно совершается 1114000 поездок, из которых самым быстрым поездом являются поезда серий JR East E5 и E6 , которые работают с максимальной скоростью 320 км / ч (200 миль в час). Поезда Синкансэн, как известно, очень безопасны, за их более чем 50-летнюю историю не было ни смертельных случаев, ни травм пассажиров. Поезда Синкансэн также известны своей пунктуальностью, как и все другие японские перевозки; в 2003 году средняя задержка поезда на Токайдо Синкансэн составляла всего 6 секунд. Япония пыталась продавать свою технологию синкансэн за границу и заключила сделки, чтобы помочь построить системы в Индии , Таиланде и Соединенных Штатах .
Первая линия Синкансэн открылась между Токио и Осакой в 1964 году, и теперь поезда могут путешествовать за 2 часа 25 минут. Дополнительные линии Синкансэн соединяют Токио с Аомори , Ниигатой , Канадзавой и Хакодатэ и Осаку с Фукуокой и Кагосимой , а новые линии строятся до Цуруги , Саппоро и Нагасаки .
Япония разрабатывает Маглев технологии поезда, и побил мировой рекорд скорости магнитной подвеске в апреле 2015 года с поездом , движущимся со скоростью 603 км / ч (375 миль в час). Chuo Shinkansen , коммерческая служба Маглев, в настоящее время в стадии строительства из Токио в Нагоя и Осака, а после его завершения в 2045 году будет преодолевать расстояние в 67 минут, половину времени текущего Синкансэн.
Сколько стоит в иенах?
Это факт: за скорость и комфорт передвижения по Японии надо платить. Но если есть желание, можно неспешно (и бесплатно) передвигаться по обычным улицам на первом уровне. Проблема только в том, что на пути встретятся светофоры, перекрестки, одностороннее движение. То есть ехать придется долго. А на верхних уровнях — платные дороги, очень быстрые. Любой навигатор (представить себе в Токио автомобиль без такого прибора невозможно) предложит несколько маршрутов — в зависимости от загруженности дорог и стоимости проезда.
Деньги за проезд списываются со счета владельца автоматически, бесконтактным способом: автомобиль пролетает через пункты оплаты без остановки. Сумма зависит от расстояния: много ездишь — много платишь. Недавно за проезд по небольшим отрезкам платных скоростных трасс в черте города ввели фиксированный минимум — 500 иен (около 200 руб.); в ночное время скидки до 50%.
Центр города, утро рабочего дня… Добавить нечего.
Центр города, утро рабочего дня… Добавить нечего.
Что совершенно изумило, вдоль улиц машины не паркуют. Это запрещено по всему городу и карается моментально! Штраф от 25 тыс. иен (примерно 8200 руб.) плюс эвакуация машины. Да что там автомобили, эвакуируют даже неправильно оставленный велосипед! Парковки в городе, конечно, есть, но они недешевы — от 600 иен (200 руб.) в час. И время стоянки зачастую ограничено. Месячный абонемент на парковку в центре города стоит в среднем около 15 тыс. иен (5000 руб.).
Впрочем, все, наверное, слышали, что в Токио не зарегистрируют новый полноразмерный автомобиль, если у будущего автовладельца нет машиноместа. Это должно быть именно отведенное место на парковке, а не обочина дороги или проезд во дворе дома. Специально приезжает полицейский, осматривает указанное место, проверяет все документы и только потом дает разрешение на автомобиль. Парковочное место можно купить или арендовать — в спальном районе примерно за 30 тыс. иен (около 10 тыс. руб.) в месяц. Недешево? Да, но ведь и доходы у японцев немаленькие! Средняя зарплата в стране (после выплаты всех налогов) — 270 тыс. иен (почти 90 тыс. руб.), а в Токио — под 300 тыс. иен.
Большинство японцев не ездят в личном автомобиле на работу и пользуются им, главным образом, в выходные дни. Но и тогда настоящий японец предварительно подсчитает, во что обойдется поездка на личном авто, и сравнит со стоимостью билета на поезд. Кстати, молодые японцы все чаще отказываются от автомобиля: больно дорого его содержать. И права получить непросто. Обучение в автошколе обойдется почти в 300 тыс. иен (под 100 тыс. руб.!), а сдать экзамен строгой комиссии нелегко. Куда проще ездить на метро или автобусом.
На первом уровне движение по городу бесплатное. Однако небыстрое: на пути будут и многочисленные светофоры, и пешеходные переходы.
На первом уровне движение по городу бесплатное. Однако небыстрое: на пути будут и многочисленные светофоры, и пешеходные переходы.
Правила смены стороны движения на границе
На стыке дорог с разными сторонами движения строятся пункты и развязки, порой просто огромные. Например, пункт между Лаосом и Таиландом или мост реки Такуту с развязкой между Бразилией и Гайаной. У континентального Китая это мост на границе с Гонконгом и развязка в 2 уровня у моста Лотос с Макао.
Въезд в страну, на “несоответствующем” стороне движения автомобиле зачастую легален. Новая Зеландия требует спецразрешение, Словакия вообще не регистрирует праворульные авто. Австралия же запретила леворульные: поставщики при ввозе обязаны переоборудовать.
Россия не так давно тоже едва не начала глобальный переход на правый руль — сказался ввоз японских подержанных машин. Но с повышением уровня жизни надобность в них отпала, а новенькие авто поставлялись уже с левым рулем.
Так или иначе, исследования на эту тему подтверждают, что вероятность ДТП не зависит от полосы движения или положения руля. Безопасность на дороге — только в руках водителя.
Китай
Чего не скажешь о японском соседе — Китае. Пешеходам там приходится не сладко. А всё потому, что жители пересекают проезжую часть как им заблагорассудится. В Китае пешеходные переходы не имеют такого значения как в большинстве стран, и лишь указывают на место, в котором пешеход может перебежать дорогу, пока по близости нет автомобилей. Что касается самих водителей, то им строжайшим образом запрещается пропускать пешеходов — сбрасывать скорость и тем более останавливаться перед переходами. Попытки китайцев перебраться через проезжую часть — зрелище далеко не для слабонервных людей.
Израиль
Но вот в Израиле, даже представляя опасность окружающим, можно избежать необходимости выплачивать штрафы, если речь идёт о превышении скорости. В этой стране превышение — такое же серьёзное правонарушение, как и в других странах, с той поправкой, что превышение здесь можно просто объяснить полицейским, сказав, что двигался со скоростью 120 километров в час.
Полицейские, скорее всего, после такого признания отпустят водителя. Ведь число 120 для израильтян считается пожеланием долголетия, а портить штрафом настроение человеку, который тебе пожелал долгих лет уже как-то неприлично.
Олимпийская история
Проблемой трафика в Токио серьезно озаботились еще в начале 1960-х, в ходе подготовки к Олимпиаде-64. Тогда многие улицы города оставались грунтовыми, а он задыхался от многокилометровых пробок. Ученые, между прочим, еще в те времена осознали зависимость развития экономики страны от состояния трафика. В итоге приняли программу строительства скоростных дорог — как в столице, так и по всей стране. Первое такое шоссе длиной 71 км появилось в 1963 году. Правительство Токио приняло концепцию решения транспортных проблем внутри уже существующего города за счет строительства многоуровневых автострад и развязок. Для этого город выкупил у владельцев одноэтажные дома, старые блочные многоэтажки и неэффективные предприятия, чтобы на их месте возвести многоярусные эстакады.
Отсюда управляют трафиком 15-миллионного Токио. На левом дисплее — ситуация на скоростных магистралях, на центральном — все остальные дороги.
Отсюда управляют трафиком 15-миллионного Токио. На левом дисплее — ситуация на скоростных магистралях, на центральном — все остальные дороги.
И за двадцать лет японцам удалось сделать невозможное — превратить парализованный пробками город в один из самых благополучных в плане организации дорожного движения. Скоростные трассы пронизывают столицу в разных направлениях и на разных уровнях, и можно из одного удаленного района попасть в любой другой, минуя центр, — без пробок.
Свободных площадей в Токио давно нет, поэтому кое-где трассы расположены в пяти уровнях, верхний из которых находится на высоте десятого этажа! Что очень важно, скоростные трассы не заменяют и не отменяют обычных улиц, где идет нормальная городская жизнь. А хайвеи, они для скоростного передвижения на большие расстояния, причем, чтобы быстро попасть на противоположный конец мегаполиса, можно выбрать одно из восьми бесплатных или четырех платных скоростных колец
В центре города сохранилось несколько старых кварталов, которые привлекают тысячи туристов. Только вот парковаться совсем негде.
В центре города сохранилось несколько старых кварталов, которые привлекают тысячи туристов. Только вот парковаться совсем негде.
Морской
Паром Миядзима на внутреннем море недалеко от Миядзимы, Хиросима
В Японии 1770 км водных путей ; морские суда курсируют по всем прибрежным внутренним морям.
По состоянию на апрель 2014 года в Японии насчитывается около 994 порта. Классификации этих портов частично совпадают, некоторые из них являются многоцелевыми, например грузовые, пассажирские, военно-морские и рыболовные. Пять обозначенных «супер» контейнерных портов: Йоккаичи, Иокогама, Нагоя, Кобе и Осака. 23 порта обозначены как крупные / международные, 125 — как важные, а также есть чисто рыболовные порты.
Двадцать три основных морских порта, обозначенных Министерством земли, инфраструктуры, транспорта и туризма как особые, важные : Чиба , Фусики / Тояма , Химедзи , Хиросима , Кавасаки , Китакюсю , Кобе , Кудамацу , Муроран , Нагоя , Ниигата , Осака , Сакаи / Сэмпоку, Сендай / Сиогама , Симидзу , Симоносеки , Токио , Томакомай , Вакаяма , Йоккаити и Йокогама .
В национальном судовом реестре Японии зарегистрировано 988 судов валовой вместимостью 1000 тонн (GT) и более, общим дедвейтом 38 053 000 тонн (DWT). Однако в Японии зарегистрировано только 17% японских мощностей. По оценкам ЮНКТАД, 224 миллиона дедвейтов тоннажа контролируются японскими владельцами, что делает Японию вторым по величине бенефициарным владельцем тоннажа после Греции.
Паромы соединяют Хоккайдо с Хонсю, а с острова Окинава — с Кюсю и Хонсю. Они также соединяют другие более мелкие острова и главные острова. Регулярные международные пассажирские маршруты — в Китай, Россию, Южную Корею и Тайвань. Прибрежные и межканальные паромы на основных островах сократились в маршрутах и частотах после строительства мостов и скоростных автомагистралей, но некоторые из них все еще работают (по состоянию на 2007 год).
Железнодорожный транспорт
Трамвай в Кумамото
Синкансэн Серии 500
В Японии железная дорога является основным средством перевозки пассажиров. Она является массовым и высокоскоростным транспортом между основными городами, и для пригородных пассажиров, ежедневно совершающих поездки в мегаполисы. Семь железнодорожных компаний Японии, находившихся в руках государства до 1987, года покрывают большую часть страны. Также есть железнодорожные сервисы, предоставляемые частными компаниями, региональными правительствами и компаниями, основанными обеими сторонами. Японские поезда известны тем, что они всегда ходят точно по расписанию. Пять станций (Синдзюку, Икэбукуро, Сибуя, Умэда, Иокогама) обслуживают по 2 миллиона пассажиров в день каждая, делая японцев нацией, которая больше всех пользуется железными дорогами в расчёте на душу населения.
Общая протяжённость железных дорог — 27 182 км, из которых 2 893,1 км — электрифицированная со стандартной шириной колеи 1435 мм и 89,8 км — с узкой колеёй, которая тоже электрифицирована. Около половины из 20 656,8 км 1067-мм пути и 40 км 762-мм пути электрифицировано.
Города Фукуока, Кобе, Киото, Нагоя, Осака, Саппоро, Сэндай, Токио, Иокогама, Хиросима имеют метро.
Трамвайные системы сохранились в городах Токио (Enoden, Линия Сэтагая (Токю), Тоден Аракава (Tokyo Sakura Tram)), Осака, Киото, Саппоро, Нагасаки, Оцу, Фукуи, Кумамото, Китакюсю, Кагосима, Хакодатэ, Тояма, Такаока, Мацуяма. Самая большая система находится в Хиросиме.
Первая железная дорога была построена между Токио и Йокогамой в 1872 году. В Японии в настоящее время — одна из наиболее развитых транспортных систем в мире. Ежедневно работает порядка 250 высокоскоростных поездов Синкансэн. Самые быстрые поезда Синкансэн — Синкансэн Серии 500 и Синкансэн Серии N700, которые развивают максимальную скорость 300 км/ч. Поезда Синкансэн ходят точно по расписанию и известны своей точностью. Поезд записывается как опоздавший, если он не прибывает в указанное время. В 2003 году средняя задержка поезда на Токайдо-синкансэн составляла 6 секунд.
Какие страны совершили переход на правостороннее движение
В XVIII веке давление, оказываемое Францией на многие другие государства, оставалось очень большим. Находясь под ним, даже страны-союзники Великобритании всё-таки отказывались от движения по левой стороне и изменяли правила. Поменяли левую на правую сторону дороги и жители США. Случилось это только после окончательного освобождения от власти британской короны. А одним из последних государств Европы, где стали ездить по правой стороне, была Швеция.
Третье сентября 1967 года стало Днём «Н» в Швеции. Программа по изменению стороны движения вводилась не с бухты-барахты, ей предшествовала серьёзная подготовка. О переходе сообщалось в газетах, журналах и новостях. Шведы даже провели рекламную кампанию, напечатав логотип Дня «Н» на женских трусиках и бюстгальтерах. Сам день перехода обошёлся без серьёзных ДТП. В 4:50 утра все шведские водители остановились и сменили полосу движения, а через десять минут движение по дорогам Швеции окончательно стало правосторонним.
К движению по правой стороне трасс пришли в некоторых африканских государствах, к примеру, в Гане, Нигерии и Гамбии ввиду близости со странами, где действовало правостороннее движение. А в 1946 году, избавившись от оккупации Японией, Корея тоже «встала на правую сторону». Впрочем, и правосторонние страны тоже изменили направление движения по своим дорогам.
В Мозамбике, соседствующим с бывшими британскими колониями, относительно недавно был осуществлён переход с право- на левостороннее движение. А небольшое островное государство Самоа перекинулось «налево» по причине обилия на острове авто с правым рулём. Произошло это в 2009 году. В некоторых регионах России, которая относится к странам с правосторонним движением, также можно найти много машин с правым рулём.
В Хабаровске, на Камчатке и в Магадане авто с левым рулём — большая редкость, всё больше с правым. Впрочем, местные водители быстро приспособились и без проблем ездят по правой стороне. Кстати, почти год на двух улицах Владивостока действовало левостороннее движение. Но эксперимент признали неудачным и закрыли. Имеются в нашей стране, в Санкт-Петербурге и Москве, левосторонние разъезды, сделанные для удобства водителей.