Ремонт ступицы колеса: признаки неисправности, причины, этапы ремонта

Содержание:

Регулировка подшипника ступицы переднего колеса без привлечения автомехаников

Ниже описано проведение работ по настройке ступицы и подшипника в автомобиле

Необходимо придерживаться предложенного плана и проявлять осторожность

  1. С помощью домкрата поднимите ту часть машины, откуда исходил нездоровый звук или сильная вибрация.
  2. Проведите демонтаж колеса, сняв его с несущего вала.
  3. Дальше вы натолкнетесь на специальный колпак, под которым расположена ступица. Он служит защитой подшипника от внешних негативных факторов. Ело можно легко снять, используя зубило и молоток.
  4. Дальше вам нужно будет смонтировать обратно ранее снятое колесо. При этом необходимо оставить открытым доступ к подшипнику и не надевать защитный колпак. Колесо должно быть крепко установлено. Для этого его диаметрально закрепляют болтами. Крепеж следует проводить аккуратно и, зафиксировав первый болт, второй крепить напротив него. Таким образом нужно закручивать все болты. Это позволит точно и ровно закрепить колесо на валу.
  5. Дальше необходимо распрямить буртик, расположенный на гайке ступичной, после чего у вас появится возможность демонтировать гайку, что вам и нужно сделать. Откручивать надо при помощи торцевого ключа с довольно большой насадкой — «на 27». Данная гайка зачастую и служит проблемой расстроенного подшипника.
  6. После необходимо установить новую гайку для регулировки. Утягивать ее нужно с усилием, приблизительно равным 20 кг на один см. Во время стягивания не стоит забывать о том, что нужно вращать колесо в двух направлениях по вертикали, что создаст небольшой люфт, который необходим для калибровки подшипника.
  7. Дальше нужно снова ослабить крепление гайки на резьбе, после чего уже утянуть ее с меньшим усилием, равным всего 0,7 кг на один сантиметр.
  8. После проведенной работы необходимо регулировочную гайку опустить на некоторое расстояние. Обычно это 25 градусов. После ослабления надо будет снова покачать колесо, что произведет к появлению небольшого люфта. Но все так и запланировано, пугаться не нужно.
  9. После всех проведенных работ гайку закрепляют в получившемся положении. Для этого необходимо буртик для крепления загнуть в специальный паз, который можно увидеть на концах цапфы. Сама цапфа расположена на поворотном кулаке, и обнаружить ее довольно легко.
  10. После следует опять снять колесо, поставить на прежнее место колпак для защиты и завершить всю работу креплением колеса на место.

Функции подшипника ступицы переднего колеса

Каждое из колес на автомобиле имеет свою ступицу. Основной функцией является обеспечение вращения колеса вокруг своей оси, а также крепления его к осям. Кроме того, при переднем приводе ступица выполняет еще и функции трансмиссии. То есть передает крутящий момент на колеса. Так же к ступице крепится тормозной барабан. В новых современных иномарках в ступицу вмонтировано большое количество датчиков, которые контролируют качество езды и системы торможения.

Исходя из года выпуска, марки и модели машины ступичные подшипники могут быть:

  • шариковые радиальные;
  • роликовые радиальные;
  • роликовые радиально-упорные.

Сама ступица изготавливается из чугуна или различных марок стали — это делает ее прочной и выносливой. Как правило ремонты этого узла заключаются только в замене подшипников и замене смазки. Подшипник снимается и ставится с помощью съёмного ключа. Некоторые автолюбители сбивают его молотком, но это делать крайне нежелательно, ведь можно повредить посадочное гнездо для подшипника.

Признаки неисправностей

Узнать, что ступицу переднего колеса пора менять можно по следующим признакам:

  1. Протекторы колес стираются неравномерно. Но это может быть и по причине сбоя настройки развал-схождения.
  2. При торможении кузов автомобиля качает.
  3. При движении по ровной дороге, машину таскает туда-сюда.
  4. Амортизаторы сжимаются и протекают.
  5. Повышенная вибрация. Руки на руле чувствуют биение.
  6. Появился шум в районе передних колес.

Заодно трогаем тормозной диск, он может нагреваться при трении. Если диск горячий, то подшипник ступицы работает неправильно.

Если звук появляется при поворотах, то, обычно, если поворачиваешь направо, проблемы в левой ступице. Если звук появляется, когда поворачиваешь налево, то проблема в правой ступице.

Признаки наличия неисправностей в ступице

Выявить те или иные неисправности в работе ходовой системы транспортного средства, водитель сможет, опираясь на такие характерные признаки, как:

  • неравномерное стирание установленных протекторов покрышек;
  • значительное раскачивание кузова при осуществлении стандартного торможения или поворота;
  • часто повторяющееся отклонение автомобиля от прямолинейного направления;
  • сжатие и протекание амортизаторов;
  • высокий уровень производимой вибрации;
  • появление разных посторонних звуков, которые постоянно сопровождают перемещение машины.

Несмотря на четкую слышимость посторонних звуков, водитель на слух не сможет определить, в какой части элемента возникла проблема.

При обнаружении подозрительного звука нужно сразу поднять транспортное средство на домкрат и попытаться вручную прокрутить передние колёса.

При выполнении данной манипуляции стоит внимательно изучить внешний вид колёс. Одним из распространенных проявлений поломки ступицы является повышенная изнашиваемость резины. Вызвано это сильной, отдающей в руль вибрацией, с одновременным нагреванием тормозного диска, что происходит по причине неправильно вращающегося подшипника.

Нагрев диска можно прочувствовать посредством простого прикладывания к нему руки после пройденных 8 — 10 км. Если ступица неисправна, температура данного элемента превышает 70 градусов.

Схожими признаками может характеризоваться такое явление, как выход из строя подшипников ступицы.

Чтобы определить, с какой стороны сломалась ступица, не обязательно останавливать и приподнимать автомобиль

Достаточно будет обратить внимание на степень производимого гула в процессе поворота руля. При поворачивании вправо, гул будет усиливаться в левом колесе, при повороте налево, звук будет исходить с правой стороны

Назначение ступицы колеса

Функциональные особенности детали в первую очередь сказываются на работе тормозного и рулевого управления. Используется ступица при соединении вала и колесного диска для передачи вращательного движения. При помощи ступицы это движение переходит с основания коленчатого вала (деталь двигателя) на колесо. Помимо этого, к ней также присоединяется тормозной диск. Вращается колесо благодаря подшипникам ступицы.

Это одна из самых надежных деталей системы подрессоривания (подвески) автомобиля, и из строя её вывезти довольно таки сложно, можно только вследствие попадания в ДТП (дорожно-транспортного происшествия) или же эксплуатации в крайне жестоких условиях. Изготавливают ступицу необходимой модели из металла, благодаря чему это устройство невероятно крепкое, прочное.

Для чего нужна ступица колеса:

  • передача момента вращения колесу;
  • фиксация узлов на полуоси;
  • гарантирование вращения колеса;
  • фиксация барабана и тормозного диска;
  • закрепление диска колеса.

Замена переднего ступичного подшипника

Решая, как заменить передний ступичный подшипник, следует учитывать его месторасположение. Ведь именно передняя подвеска – главная часть, влияющая на управляемость машины. Поэтому лучше делать эту работу с использованием съемника, помогающего без проблем снять такой подшипник. Прежде всего, нужно зафиксировать автомобиль в удобном для работы положении. Поставить на первую передачу и подложить под колеса упоры, затянуть ручник.

Замена переднего ступичного подшипника требует тщательной подготовки рабочей зоны. Следует внимательно осмотреть детали, с которыми предстоит иметь дело, прикинуть, как лучше снимать подшипник, подготовить необходимые инструменты

Следует принять во внимание, что на передних ступицах ведущих колес может устанавливаться по два подшипника

Чтобы заменить подшипник ступицы на переднем колесе, необходимо:

  1. С помощью отвертки снять заглушку подшипника с переднего колеса и расконтрить и ослабить ступичную гайку.
  2. Вывесить колесо.
  3. Суппорт подвязать к детали подвески для исключения зависания его на шланге переднего тормоза. После этого отжать его отверткой и снять с поворотного кулака.
  4. Открутить болты тормозного диска от ступицы и снять.
  5. Отверткой поддеть стопорное кольцо и снять.
  6. С помощью съемника выпрессовать подшипник ступицы.
  7. Осмотреть посадочное место подшипника, очистить его от коррозии и грязи, старой смазки, нанести новую смазку.
  8. Новый подшипник, не допуская его перекоса, запрессовать в ступицу с помощью съемника.
  9. Поставить на место стопорное кольцо.
  10. Подшипник закрепить на оси упорной шайбой и гайкой.
  11. Затягиванием гайки отрегулировать вращение колеса для исключения люфта.

Завершив работы, сделать пробный заезд для проверки наличия шумов в подшипнике. После этого еще раз проверить наличие люфта в рулевом управлении. Существуют и другие способы как заменить передний ступичный подшипник. Может использоваться метод выколачивания с помощью обрезка трубы подходящего диаметра, нагрев ступицы и пр

Они требуют внимания и осторожности

Опытные автомастера знают, как заменить задний ступичный подшипник. Эта процедура значительно проще, чем при замене переднего. Ступицы этих подшипников на задней независимой подвеске практически такие же, как передние. Разница только в отсутствии поворотного кулака. Вид подшипника может меняться в зависимости от модели машины.

Вопросы обслуживания и ремонта ступиц

При эксплуатации автомобиля ступицы и связанные с ними детали — главным образом подшипники — подвергаются износу, также могут возникать различные дефекты и поломки. Поэтому периодически необходимо производить замену ступичных подшипников, сальников, а иногда и самих ступиц. О необходимости сделать это говорит повышенный люфт (проверяется на поднятом колесе) и стуки во время движения автомобиля.

Роликовые ступичные подшипники нуждаются в периодической регулировке, которая производится с помощью гаек. В легковых автомобилях со сдвоенными радиально-упорными подшипниками такой регулировки проводить не нужно, эти подшипники необслуживаемые. Если же требуется замена подшипников, то она может быть произведена только с использованием специальных приспособлений для снятия и запрессовки.

В целом же ступица колеса отличается надежностью и долговечностью, и при регулярном обслуживании и бережной эксплуатации автомобиля не доставляет проблем автовладельцу.

Признаки неисправности ступицы переднего колеса

Главный признак проблем со ступичным подшипником — появление характерного хруста или гула во время движении транспортного средства. При большом люфте картина может дополниться стуком при повороте рулевого колеса.

Износа ступичного подшипника или деформация тела ступицы приводит к появлению вибрации, которая отдается в руль или кузов машины.

Подклинивание одного из подшипников приводит к уводу автомобиля с траектории. В этом случае нужно немедленно менять деталь, чтобы избежать серьезной аварии. Подклинивание и чрезмерную затяжку можно определить по интенсивному нагреву колеса.

Еще один возможный признак проблемы: неравномерный или интенсивный износ резины.

Чтобы убедиться в исправности подшипника, следует проделать такие операции:

  • поставить машину на «ручник»;
  • поддомкратить переднее колесо и покачать в вертикальной плоскости;
  • покрутить колесо руками.

При наличии люфта, стука или шума необходимо менять ступичный подшипник

Обратите внимание на природу люфта или стука. Если они исчезают при нажатом тормозе — причина в подшипнике, иначе — в шаровых опорах или рулевых тягах

Осмотр ступицы и дальнейшие действия

После снятия детали необходимо сразу же проверить состояние цапфы. Если она имеет серьезные повреждения, то придется менять и ее. При незначительных царапинах и загрязнениях достаточно удалить все наждачной бумагой. Такому же осмотру подвергается и сама передняя ступица. Наличие трещин и глубоких выбоин говорит о невозможности ее дальнейшего использования. Мелкие царапины позволяют повторно применять деталь.

Для снятия подшипников вначале удаляются уплотнительные кольца с обеих сторон. Затем — сами подшипники. Здесь поможет специальная оправка, молоток и выколотка. Главное — не перекосить внешнее кольцо во избежание повреждения внутренней поверхности. Подобным образом вынимаются подшипники и при ремонте задней ступицы. Когда оба подшипника будут удалены, нужно прочистить и осмотреть внутреннюю поверхность детали.

Если необходимо, то приобретаем новую ступицу, в которую впрессовываем оба подшипника. Делается это с помощью той же оправки

Далее производим сборку всего узла в обратном порядке, обращая внимание на износ и работоспособность остальных элементов передней подвески. Нужно знать, что порядок снятия и установки задней ступицы существенно отличается от предложенного

При наличии ABS важно не забыть проверить работоспособность зубчатого колеса и установить датчик. https://www.youtube.com/embed/QnMIXT-QgZE

Инструменты для замены задней ступицы

Для демонтажа ступицы потребуются следующие инструменты:

  1. Набор торцевых головок с удлинителем.
  2. Пассатижи (плоскогубцы) для снятия стопорного кольца.
  3. Ключ накидной для выкручивания направляющих штифтов тормозного барабана.
  4. Брусок из дерева, чтобы не ударять металл об металл.
  5. Ударный инструмент (молоток, секач, полукувалда).
  6. Монтировка.
  7. Зубило.

Порядок замены ступицы:

  1. Ослабить гайки крепления колеса.
  2. Приподнять автомобиль домкратом. Подложить опоры для страховки. Подложить противооткатные устройства (башмаки).
  3. Снять декоративный колпак (центр колеса).
  4. Выкрутить гайки крепления колеса.
  5. Снять тормозной барабан со ступицы или снять суппорт дискового тормоза.
  6. Выкрутить болты крепления ступицы к кронштейну. Болт откручивается через спец отверстие в самой ступице. Чтобы получить доступ, надо повернуть фланец до совмещения отверстий с болтами. Данные гайки закручиваются с большим моментом сил, поэтому открутить их не так легко.
  7. Выкрутить болты крепления суппорта, болты крепления поворотного кулака и направляющих тормозных колодок.
  8. Вытащить ступицу. Задняя ступица снимается с подшипника. Нужен спец съемник для выпрессовывания ступицы с подшипника.

Из чего состоит колесо

Колеса велосипеда – самая консервативная составляющая. Конечно, появились модели на литых дисках, ставятся цельнокруглые колеса на трековые модели, но их меньшинство. Все-таки основная доля велосипедов оснащается спицевыми колесами.

Устройство переднего колеса следующее:

  • втулка обычная;
  • обод;
  • соединительные спицы;
  • защитная лента обода (флиппер);
  • камера и покрышка;
  • диск (на моделях с дисковыми тормозами).

Втулка – осевая часть колеса, представляет собой сборочный узел из центральной оси, подшипников и конусных фиксаторов. Конусно-подшипниковые системы чаще всего устанавливаются на втулках с подшипниками открытого типа. Также они могут оснащаться закрытыми подшипниками или промами.

Втулка на открытых подшипниках

Обод – несущая конструкция, металлическое кольцо. Обода изготавливаются в основном из алюминия, на дорогих моделях ставятся карбоновые обода. По жесткости и мощности они делятся на три типа:

  • одностенные – внешняя и внутренняя поверхности имеют одну линию соприкосновения (перемычку);
  • двойные – внутренняя поверхность крепится к боковинам, отделена от внешней;
  • тройные – самый крепкий и прочный вариант: внутренняя стенка также закреплена к боковинам, но, в отличие от двойного обода, тройной имеет дополнительную стенку посередине.

Разновидности ободьев для велоколес

Вертикальные перемычки образуют каналы, идущие по направлению вращения. По количеству таких каналов современные обода делятся на одно, трех- и пятиштучные:

Спицы – элементы соединения втулки с ободом. Выполняют функции закрепления, распределения нагрузок по ободу и центральной оси и смягчения колебаний при движении. Обод перфорирован, каждое отверстие предназначено для закрепления одной спицы. На велосипедное колесо устанавливается число спиц, кратное четырем. В зависимости от модели, их количество различается – от 28 до 40 в среднем.

Число спиц для переднего колеса обычно меньше количества на заднем. Это связано с тем, что на основная доля нагрузок приходится на заднюю часть велосипеда, и там колесо должно быть прочнее.

По типу сечения спицы разделяются на:

  • стандартные (катаные) – постоянное круглое сечение по всей длине от крепления втулки до наконечника;
  • аэродинамические (лезвиеобразные) – эллиптический или прямоугольный профиль;
  • переменного сечения (тянутые) – стандартное сечение у головок и сужение к середине.

Камера – внутренняя часть шины, которая держит внутри себя воздух под давлением. Покрышка – внешняя оболочка, контактирует с дорогой, принимает на себя неровности, защищает камеру. Покрышка изготовлена из более жесткой резины, чем камера.

Ободная лента, или флиппер, – резиновая подкладка под камеру для ее защиты от пробоев об наконечники спиц. Динамические нагрузки заставляют стенки камеры изгибаться, из-за чего они прижимаются к ободной поверхности. Без флиппера камера может продавиться в отверстие с наконечником спицы. Данная проблема больше выражена на заднем колесе, где нагрузки выше, но и на переднем наличие флиппера обязательно. Порванную ленту необходимо заменить на новую. Проверенный самодельный вариант – обклеить обод несколькими слоями изоленты, кроме отверстия под ниппель.

Ступица колеса — как она устроена и для чего служит

Никто не будет спорить с тем, что одной из главных деталей ходовой части автомобиля является ступица колеса. Любой опытный водитель хотя бы один раз в месяц, взявшись руками за покрышку колеса, активно подёргает его в разных направлениях. Появление люфта, даже незначительного, посторонние звуки – заставляют задуматься о проведении детальной проверки.

Назначение ступицы

Замена передней ступицы

Каждая деталь автомобиля выполняет возложенную на неё работу, а задача ступицы заключается в обеспечении возможности колесу вращаться вокруг своей оси и прочно удерживаться на подвеске. Таким образом, каждое колесо имеет свою ступицу. Ещё одним важным заданием этой детали является передача вращательного движения от трансмиссии на колесо, если оно является ведущим.

В таком случае ступичный узел либо представляет собой цельную деталь с полуосью, либо имеет посадочное шлицевое отверстие для полуоси шруса (шарнир равных угловых скоростей).

Торможение автомобиля возможно также благодаря ступице, так как на ней закрепляется тормозной барабан или диск. В современных автомобилях, использующих электронную систему контроля за движением, в ступицу инсталлируются различные датчики или устанавливается импульсный диск.

Таким образом, ступица колеса выполняет следующие задачи:

  • надёжно удерживает диск колеса;
  • является основной для крепления рабочей части тормозной системы (диск, барабан);
  • позволяет колесу вращаться;
  • удерживает все узлы на полуоси;
  • передаёт вращение от полуоси к колесу;
  • удерживает элементы системы АБС.

Устройство ступицы

Регулировка подшипников ступицы Учитывая, что ступица в своей работе переживает очень большие нагрузки, изготавливают её из цельнолитой стальной заготовки путём токарно-фрезерной обработки. Как выглядит ступица, знает каждый водитель. Округлая деталь имеет внешний обод с отверстиями и внутреннее отверстие сложно конфигурации.

Назначение частей ступицы:

  • внешний обод имеет отверстия для ввинчивания направляющих втулок и болтов, удерживающих колесо. В некоторых моделях болты заменены шпильками и прикручиваются с помощью гаек (количество – 4, 6 или 8);
  • внутренняя часть ступицы является посадочным местом для установки подшипников;
  • отверстие со шлицами используется для установки полуоси шруса;
  • для авто оборудованных АБС на ступице изготавливают посадочное гнездо для датчика или импульсного диска.

В зависимости от конструкции, предложенной разработчиками, для вращения колеса могут устанавливаться различные подшипники. Как правило, это роликовые подшипники закрытого типа или разборные конусные, как на классической серии ВАЗа. Шариковые подшипники из-за малой площади соприкосновения используются редко.

Возможна замена подшипников после их износа отдельно, только в том случае, если это предусмотрено конкретной маркой машины. Все новые модели, особенно зарубежного производства, используют несъёмные подшипники, в связи с чем, их приходится заменять вместе со ступицей. Согласитесь – это немного неудобно и дорого.

Ремонт и замена ступиц

Сама по себе ступица, фото которой можно увидеть в любом руководстве по ремонту – это достаточно прочная деталь, которая сама по себе редко ломается. Возможно искривление или поломка при сильном ударе в результате ДТП. При нормальных условиях эксплуатации ступица подлежит замене лишь в случае, когда подшипник не извлекается, или посадочное гнездо подшипника прослаблено, а наружная обойма не удерживается прочно.

Также следует производить замену при износе резьбового соединения колёсных болтов или шпилек. Если ступица колеса имеет съёмные подшипники, то срок её эксплуатации практически не ограничен. В технической литературе не указаны сведения о том, после какого пробега следует производить замену. Такое решение принимается для каждого конкретного авто при проведении ремонта или планового техосмотра.

Виды ступиц и подшипников

В ступичных подшипниках телом качения являются шариковые или конические ролики. По степени нагрузки подшипник может быть однорядным и двухрядным. Часто конические ролики идут однорядными за счет применения двух подшипников в ступице (малый и большой). Двухрядные подшипники получили широкое применение благодаря высокой прочности и надежности, а значит их ресурс может достигать сотен тыс. км. 

Конические подшипники — обслуживаемые, нуждаются в периодическом обновлении  высокотемпературной смазки, обязательно наличие защитного чехла для предотвращения попадания грязи и влаги. Требуется периодическая регулировка путем момента затяжки ступичной гайки.

Двухрядные подшипники — необслуживаемые. Чаще всего меняются вместе со ступицей. Подшипник с двух сторон закрыт пластиковым чехлом для надежной герметичности. Не поддаются регулировке, при возникновении люфта требуется замена.

Ступицы делятся на три категории:

  • для неуправляемых ведущих колес — устанавливаются на заднюю ось авто, жестко соединяется с чулком моста или поворотным кулаком. Имеет внутренние шлицы для полуоси, которая зажимается гайкой к ступице;
  • для ведомых неуправляемых колес — (передний привод) монтируются на заднюю ось за счет крепления к балке или цапфе. От модификации авто зависит тип подшипников и ступиц (может быть одним целым с барабаном или тормозным диском). Отличается простой конструкцией;
  • для ведущих управляемых колес — представляет собой узел, крепящийся на поворотный кулак. Имеет шлицевое отверстие под полуось, возможно наличие датчика ABS. На современных авто ступица необслуживаемая.

Типы, конструкция и особенности подшипников ступицы

Для установки ступиц на оси используются подшипники качения, которые при высокой прочности и надежности обеспечивают максимальное снижение сил трения. В общем случае конструкция подшипника проста: это два кольца — наружное и внутреннее — между которым расположен ряд тел качения, заключенных в сепаратор (сетку из металла или пластика, обеспечивающую правильное расположение тел качения). Внутреннее пространство заполнено консистентной смазкой, щели между кольцами закрыты крышками, предотвращающими утечку смазки и загрязнение внутренней части подшипника. Устройство различных типов подшипников может отличаться, о чем сказано ниже.

Ступичные подшипники классифицируются по конструкции и используемым телам качения, а также по направлению воспринимаемой нагрузки.

По используемым телам вращения подшипники бывают:

  • Шариковые — качение происходит на стальных шариках;
  • Роликовые — качение осуществляется на роликах конической формы.

При этом по расположению тел качения подшипники делятся на две группы:

  • Однорядные;
  • Двухрядные.

В первом случае между кольцами располагается один ряд шариков или роликов, во втором — по два ряда.

По нормальному для них направлению нагрузки подшипники ступицы бывают:

  • Радиально-упорные;
  • Радиально-упорные самоустанавливающиеся.

Радиально-упорные подшипники воспринимают силы, направленные как поперек оси (по радиусу), так и вдоль нее. Это обеспечивает нормальную работу подшипника, независимо от характера движения колес — будь то это колебания в вертикальной плоскости (при проезде по неровностям дороги), или отклонения колеса от продольной оси (повороты управляемых колес, боковые нагрузки на колеса при преодолении радиусов или при движении с уклоном, боковые удары по колесам и т.д.).

Самоустанавливающиеся подшипники за счет конструкции обеспечивают компенсацию некоторой несоосности оси и ступицы, снижая интенсивность износа деталей.

Конструктивно подшипники рассмотренных выше типов отличаются.

Однорядные конические радиально-упорные подшипники. Состоят из двух колец, между которыми зажаты конические ролики, разделенные сепаратором. Внутреннее пространство подшипника заполнено консистентной смазкой, она защищена от засорения и утечек с помощью уплотнительного кольца. Деталь этого типа является неразборной.

Однорядные конические радиально-упорные самоустанавливающиеся подшипники. Состоят из двух колец, между которыми расположен ряд конических роликов в сепараторе. Однако детали не имеют жесткого соединения, поэтому ролики могут несколько изменять свое положение при смещении оси ступицы относительно оси цапфы. Подшипник является разборным либо частично разборным (снимается только наружное кольцо, внутреннее кольцо и сепаратор с роликами составляет цельную деталь).

Ступица с интегрированным двухрядным шариковым самоустанавливающимся подшипником

Двухрядные шариковые радиально-упорные обычные и самоустанавливающиеся подшипники. Состоят из двух широких колец, между которыми в шахматном порядке расположены два ряда шариков, разделенных общим сепаратором. Самоустанавливающиеся подшипники за счет особой формы внутренних поверхностей колец обеспечивают возможность смещения рядов шариков относительно оси цапфы. Обычные подшипники этого типа являются неразборными, самоустанавливающиеся — могут быть как неразборными, так и разборными.

Двухрядные роликовые радиально-упорные подшипники. Имеют конструкцию, аналогичную предыдущей. Обычно конические ролики каждого ряда имеют зеркальное расположение — широкой частью роликов наружу. Такое положение обеспечивает равномерное распределение нагрузок и центровку деталей. Подшипники этого типа являются неразборными.

Наконец, ступичные подшипники делятся на две группы по конструктивному исполнению:

  • Отдельные подшипники;
  • Подшипники, объединенные в один узел со ступицей.

Первый тип — это обычные подшипники, которые могут устанавливаться и демонтироваться без замены других сопряженных деталей. Второй тип — это подшипники, интегрированные в ступицу колеса, поэтому они не могут заменяться отдельно.

Возможные дефекты, причины их возникновения

Отказ ступичного узла не происходит мгновенно. Обычно дефекты проявляются постепенно. Сопровождаются они в увеличении зазора в подшипнике, что приводит к люфту и биению колеса. Основные виды неисправности ступицы:

  1. Разрушение сепаратора или тел качения. Обычно это происходит из-за низкого качества материалов или нарушения технологии сборки подшипника. Кроме того, разрушение возможно по причине неправильного монтажа узла.
  2. Выработка контактных поверхностей. Детали подшипника неизбежно изнашиваются, однако, интенсивность процесса зависит от твёрдости материала, из которого они изготовлены.
  3. Ослабление креплений. В конструкции механизма предусмотрены стопорные кольца и гайки. Если они ослабнут, подшипниковый узел может разболтаться.
  4. Высыхание или отсутствие смазки. Без смазывающего материала интенсивность износа повысится в несколько раз, что приведёт к преждевременному отказу элементов.
  5. Попадание внутрь грязи или абразивных материалов. При нарушении герметичности посторонние вещества способствуют быстрому разрушению деталей.

Что именно сломается спрогнозировать сложно. Всё зависит от модели автомобиля, особенностей конструкции ступичного узла, применяемых комплектующих. Не стоит эксплуатировать машину, если есть подозрение, что элементы ходовой имеют повреждения. Увеличенные зазоры в опоре колеса приводят к повышению динамических нагрузок на компоненты подвески (шаровые, наконечники, стойки, амортизаторы и другие менее значимые детали). Кроме того, отказ ступицы во время движения может стать причиной потери управления и возникновения ДТП.

Полуось заднего колеса ВАЗ 2106

На ВАЗ 2106 крепление задних колёс выполнено посредством полуосей. Деталь фиксируется на чулке заднего моста и является его неотъемлемой частью, поскольку именно полуось передаёт вращение от редуктора к задним колёсам.

Посредством полуоси обеспечивается крепление и вращение заднего колеса

Полуось является надёжной деталью, которая практически не выходит из строя. Основным элементом, который иногда требует замены, является подшипник.

Основным элементом, который приходится менять на полуоси, является подшипник

С его помощью обеспечивается равномерное вращение рассматриваемого узла во время движения. Неисправности подшипника аналогичны ступичным элементам. Когда деталь выходит из строя проблема решается путём замены.

При повреждении подшипника появляется характерный треск или гул

Замена подшипника

Чтобы снять полуось и заменить шарикоподшипник нужно подготовить определённый набор инструментов:

  • вороток;
  • головка на 17;
  • молоток;
  • плоская отвёртка;
  • зубило;
  • болгарка;
  • новый подшипник полуоси со стопорным кольцом;
  • паяльная лампа или газовая горелка.

Снятие полуоси

Демонтаж производим в следующем порядке:

  1. Поднимаем заднюю часть автомобиля с нужной стороны и снимаем колесо, а также тормозной барабан.
  2. Чтобы предотвратить вытекание смазки из балки заднего моста, приподнимаем край чулка домкратом.
  3. Воротком с головкой на 17 откручиваем крепление полуоси.

  4. Снимаем гравёрные шайбы.

  5. Монтируем ударный съёмник на фланце полуоси и выбиваем полуось из чулка. Для этих целей можно использовать и подручные средства, например, деревянный брусок и молоток.

  6. Демонтируем полуось вместе с крепёжной пластиной, подшипником и втулкой.

  7. Вынимаем уплотнитель.

  8. При помощи клещей достаём сальник.

Демонтаж подшипника

Процесс снятия подшипника состоит из следующих шагов:

  1. Полуось фиксируем в тисках.
  2. Болгаркой надрезаем кольцо.

  3. Раскалываем кольцо молотком и зубилом, нанося удары по надрезу.

  4. Сбиваем подшипник с полуоси. Если это не удаётся, то при помощи болгарки разрезаем и раскалываем внешнюю обойму, а после демонтируем внутреннюю.

  5. Осматриваем состояние полуоси. При обнаружении дефектов (деформация, следы износа в месте установки подшипника либо шлицев), полуось необходимо заменить.

Установка подшипника

Новую деталь устанавливаем следующим образом:

  1. Вынимаем из нового подшипника пыльник.

  2. Набиваем подшипник смазкой Литол-24 или ей подобной.

  3. Ставим пыльник на место.
  4. На место посадки подшипника наносим смазку.

  5. Монтируем подшипник пыльником наружу, т. е. к фланцу полуоси, насаживая его при помощи подходящего отрезка трубы.
  6. Втулку нагреваем паяльной лампой до тех пор, пока на детали не появится белый налёт.

  7. Берём кольцо клещами или пассатижами и надеваем на полуось.
  8. Устанавливаем втулку вплотную к подшипнику, забивая её молотком.
  9. Ожидаем, пока кольцо остынет.

  10. Ставим новый сальник и монтируем полуось на своё место. Сборку выполняем в обратной последовательности.

Видео: замена полуосевого подшипника на «классике»

Ступицы с подшипниками и полуоси ВАЗ 2106 хоть и являются надёжными элементами, но из-за постоянного воздействия высоких нагрузок всё же могут выйти из строя. Проблема в основном связана с износом подшипников, которые владельцу «Жигулей» под силу заменить самостоятельно. Для работы потребуется небольшой опыт в ремонте автомобиля и минимальный набор инструментов, а чтобы всё сделать правильно и не допустить ошибок, предварительно следует ознакомиться с пошаговой инструкцией.

Ступица переднего колеса с закрепляющим подшипником

Именно такие подшипники используют в автомобилях как крепление для ступицы, посаженной на осевой вал. Сама ступица обычно представляет собой округлую деталь, находящуюся поверх подвижной связи с валом и имеющую в два раза больший диаметр, чем на несущей части. Если необходима надежная защита от перекоса данной детали, ее длина должна как минимум быть равной длине самого отверстия в ступице. Такие размеры послужат гарантом прочности и надежности. Кроме того, следует учитывать используемый в детали подшипник ступицы переднего колеса, модель и прочность которого должны меняться в связи с поставленными задачами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector