Разрешен ли обгон на регулируемых перекрестках: что сказано в пдд

Какие перекрестки называют регулируемыми

Любой водитель знает, что проезд перекрестка может таить в себе много опасностей. Это только на первый взгляд все очень просто, а на деле, подъезжая к перекрестку нужно успеть посмотреть во все стороны.

Но суровая статистика говорит о том, что процент ДТП на перекрестках с каждым годом растет. Разумеется, машин с каждым днем на улицах все больше, а уровень водительского мастерства оставляет желать лучшего.

Попробуем разобраться с теорией и вспомнить какие бываю перекрестки. Условно их можно поделить по двум критериям:

  • по количеству пересечений дорог;
  • по приоритету движения;
  • по способу организации движения;

Первые делятся на несколько категорий:

  1. Т — образные.
  2. Четырехсторонние.
  3. У-образные.
  4. Круговые.

По приоритету движения можно разделить перекрестки на:

  • пересечение равнозначных дорог;
  • пересечение главной дороги со второстепенной.

По способу организации движения:

  • регулируемые;
  • нерегулируемые.

Многие даже опытные водители часто путают эти два перекрестка. На самом деле регулируемым считается перекресток на котором очередность движения определяется одним из двух. Это:

  • работающий светофор;
  • регулировщик.

Важно отметить тот факт, что если на перекрестке есть и светофор и регулировщик, то приоритет отдается сигналам регулировщика

Многие водители, особенно те, кто давно сдал экзамен по вождению, не разбираются в жестах регулировщика, поэтом стоит обратить внимание на то, что именно означают его сигналы. Нерегулируемым соответственно признается перекресток где нет ни работающего светофора, ни регулировщика

Те, кто уверены, что нерегулируемый перекресток — этот тот, где отсутствуют дорожные знаки сильно заблуждаются

Нерегулируемым соответственно признается перекресток где нет ни работающего светофора, ни регулировщика. Те, кто уверены, что нерегулируемый перекресток — этот тот, где отсутствуют дорожные знаки сильно заблуждаются.

В случае неисправного светофора на перекрестке водители обязаны руководствоваться дорожными знаками приоритета.

Как оплатить

Для оплаты штрафа за нарушение правил обгона на перекрёстке водитель может выбрать наиболее приемлемый для себя способ, например, через:

  • кассу одного из банков;
  • терминал или банкомат;
  • сайт ГИБДД;
  • портал «Госуслуги»;
  • Сбербанк Онлайн;
  • другие интернет-ресурсы.

Начиная с 2016 года у водителей появилась возможность получить скидку в размере 50% при оплате штрафа ГИБДД: для этого необходимо уплатить штраф в течение 20 дней с момента вынесения постановления.

Однако, получить такую скидку может не любой нарушитель: перечень нарушений, для которых скидка не предусмотрена, можно найти на сайте ГИБДД.

В банке

Наиболее традиционный способ оплаты штрафа ГИБДД – в кассе банка. В этом случае нарушителю необходимо явиться в отделение одного из банков с квитанцией или постановлением о штрафе и документом, подтверждающим личность.

Преимуществами такого способа можно считать:

  • возможность оплатить штраф третьим лицом (например, супругой);
  • получение на руки квитанции, как документа, подтверждающего оплату штрафа;
  • отсутствие необходимости вводить и проверять личные данные – вся ответственность за правильность заполнения ложится на оператора.

Из недостатков:

  • наличие комиссии;
  • необходимость выстоять очередь;
  • в банке на предоставят информацию о других штрафах;
  • если постановление утрачено, штраф оплатить не получится.

При оплате штрафа через «Почту России» порядок действий тот же, что и в банке.

Следует помнить, что для того, чтобы информация об уплаченном штрафе поступила в ГИБДД, необходимо, чтобы учреждение, в котором производилась оплата, было подключено к ГИС ГМП – государственной информационной системе государственных и муниципальных платежей.

Через сайт ГИБДД

Обращение к интернет-ресурсам для оплаты штрафа ГИБДД может отнять некоторое время только на этапе регистрации на том или ином сайте.

Дальнейшее использование специализированных сайтов имеет множество преимуществ, в числе которых:

  • экономия времени;
  • оплата штрафов в режиме онлайн, не выходя из дома;
  • отсутствие комиссий;
  • возможность получить скидки при оплате штрафов;
  • отсутствие очередей и т. д.

Если водитель оплачивает штраф за нарушение правил обгона на перекрёстке на официальном сайте ГИБДД, он должен:

Через Госуслуги

Портал госуслуг включает широкий перечень сервисов, упрощающих процедуру осуществления различных платежей, в том числе штрафов ГИБДД.

Чтобы оплатить штраф за неправильный обгон на перекрёстке с помощью госуслуг, необходимо:

  1. Зарегистрироваться на сайте и авторизоваться через «Личный кабинет».

  2. Перейти в раздел «Услуги».
  3. Выбрать «Транспорт и вождение».

  4. Нажать на «Автоштрафы».
  5. Заполнить электронную заявку, указав номера ВУ и СТС.
  6. Ознакомиться с информацией о штрафах.
  7. Оплатить штраф любым из предложенных способов.

Самая сложная часть использования портала госуслуг – регистрация, т. к. при этом пользователю необходимо подтвердить личность и могут потребоваться номер мобильного телефона, электронная почта и паспортные данные. Дальнейшее пользование порталом, как правило, трудностей не вызывает.

Наказание за нарушение правил

В первую очередь важно понимать, что Правила дорожного движения, как и все правила техники безопасности, написаны кровью. За каждым запретом стоят десятки человеческих жизней

И для того, чтобы уберечь других людей эти запреты закреплены законом и обеспечиваются серьезными мерами наказания

За каждым запретом стоят десятки человеческих жизней. И для того, чтобы уберечь других людей эти запреты закреплены законом и обеспечиваются серьезными мерами наказания.

Обгон – это маневр который изначально сопряжен с опасностью. Именно поэтому наказание за обгон довольно жесткое.

Отметим, что меры ответственности за правонарушения в области дорожного движения устанавливаются Кодексом об административных правонарушениях.

Важно отметить, что статьи которая наказывает именно за совершение обгона с нарушением правил нет. В данном случае действует норма установленная ст

12.15 п. 4 КоАП РФ.

Поскольку обгон на регулируемом перекрестке запрещен правилами дорожного движения, то нарушителю грозит суровая ответственность.

Так за подобное нарушение Кодекс установил следующую ответственность:

штраф 5000 р.
лишение прав на 4-6 мес.

То же действие совершенное повторно будет наказано следующим образом:

при фиксации автоматическими техническими средствами 5000 р.
при остановке сотрудником ГИБДД лишение на год

Многие водители опасаются что нарушение зафиксированное камерой тоже может послужить основанием для лишения прав. Но суды на сегодня не лишают прав за нарушения, которые фиксируются в автоматическом режиме. В этом случае нарушителю грозят только штрафы.

Важно понимать, что проезд перекрестов — это маневр, который сам по себе довольно опасен. Именно поэтому стоит быть особенно внимательным к соблюдению правил при обгоне на перекрестке

Но при этом не стоит путать обгон с простым опережением.

Правила

Чтобы понять, что такое обгон и каковы его правила, необходимо обратиться к ПДД, который был обновлен в 2016 году и на 2020 год претерпел некоторые изменения.

Здесь отмечается следующее:

  • водители должны отличать обгон от опережения. Обгон – это объезд вереди идущего авто с выездом на встречную полосу. Опережение – это тот же объезд впереди идущего транспортного средства, но с нахождением на своей полосе. Получается, что ранее представленные запреты распространяются лишь на обгон – опережение на перекрестке возможно;
  • рассматриваемый маневр проводится исключительно с левой стороны. Если говорить об обгоне справа, то согласно вышеуказанным обстоятельствам, это является опережением;
  • обгон справа запрещен в том случае, если для этого водителю приходится выехать на обочину. В отношении перекрестка такая ситуация возникает на Т-образном соединении дорог. В таком случае, если дорога, с которой приходится выехать на обочину, не является главной осуществления представленного маневра запрещено.

Это только основные моменты в рассматриваемом маневре на перекрестке при движении на главной дороге. Далее следует рассмотреть индивидуальные ситуации, с которыми приходится сталкиваться водителю в течение дня неоднократно.

Обгон на перекрестке по главной дороге через сплошную

Сплошная линия – разделительная полоса встречного движения. Подобной полосы нет на перекрестках, ведь ее пересекать нельзя, а при условии необходимости осуществления поворота этого сделать придется.

Сплошная линия проложена перед перекрестком – ее тоже запрещено пересекать, даже при условии, что окончание маневра будет происходить уже на перекрестке, разрешающем обгон. 

Зачастую «частичную» сплошную можно встретить на перекрестке, который запрещает совершение обгона. В таком случае маневр все же можно провести, но до светофора, что возможно при отсутствии сплошной линии на дороге до перекрестка.

На нерегулируемом

Теперь следует рассмотреть ситуации обгона на нерегулируемом перекрестке. Для точного разбора следует привести пример ДТП, что представлено на картинке.

Черный автомобиль пошел на обгон, что разрешено, согласно выше приведенному правилу дорожного движения, но синий автомобиль начал поворачивать налево. Как будет составлять протокол инспектор ГИБДД.

В данном случае сотрудник ДПС будет руководствоваться пунктами 8.1 и 11.2. Пункт 8.1 ПДД применим для синего автомобиля и гласит, что при повороте налево водитель транспортного средства должен был подать соответствующий световой сигнал.

Поскольку обгон на таком перекрестке разрешен водитель синего авто не должен был создавать помех – если сзади идущий автомобиль начал совершать обгон до подачи светового сигнала, ему следует дать возможность закончить маневр.

И даже если световой сигнал все же был дан, то необходимо дождаться окончания обгона и повернуть налево.

Пункт 11.2 распространяется на водителя черного автомобиля. В пункте зафиксированы следующие уточнения запрета на обгон в случаях:

  • если впереди идущее транспортное средство стало совершать поворот налево;
  • если это же транспортное средство успело подать сигнал о намерении повернуть налево;
  • если за водителем, который пожелал совершить обгон, заметил, что позади его идущее транспортное средство начало совершать этот же маневр;
  • если автомобиль не сможет вернуться после обгона на свою полосу без помех.

Получается, что в представленной ситуации оба водителя могут стать виновниками ДТП. Чтобы не допустить столкновения на перекрестке, в любой непонятной ситуации лучше дождаться проезда перекрестка и выполнить маневр на более безопасной территории.

С разметкой

Разметка на перекрестке – явление редкое, по факту лишнее. На перекрестке возможен только один вид разметки – прерывистая линия, которую разрешено пересекать в любом случае. На перекрестке представленная разметка является лишней, поэтому ее и не встретишь.

Максимум – это встреча сплошной линии, которая запрещает определенные повороты налево или направо. Если говорить об обгоне, то в случаях с разметкой следует руководствоваться их предназначением и ограничением. Но не следует забывать, что обгон разрешается только на главной дороге.

Ограничения для проведения приема

Согласно законодательству препятствием для выполнения задуманного являются следующие ситуации:

  1. невозможность вернуться на прежнюю полосу движения без риска
    создания аварийной ситуации;
  2. случаи, когда маневры уже начаты участниками, едущими впереди либо
    позади;
  3. в ситуациях, когда водитель едущего впереди транспорта намерен повернуть налево (о чем он информирует окружающих световыми сигналами).

При совершении действий по перестраиванию следует верно сопоставить
скоростные параметры своей машины и той, что виднеется впереди. Не нужно пытаться обогнать автомобиль, движущийся быстрее. Для выполнения приема медленно идущим транспортом требуется достаточный временной отрезок и значительная протяженность свободного пути.

Спорные ситуации

Особенностью ДТП после обгона ТС на перекрестках можно назвать следующий факт. У сотрудников ДПС не имеется однозначной позиции относительно того, кто из водителей является виновным в ДТП. На практике четкое определение оказывается затруднительным.

Не редкость, когда водитель, долгое время едущий по запретному для обгона участку за медленно движущимся автомобилем, вдруг решает его объехать и тотчас оказывается в поле зрения сотрудника ДПС, который до этого момента был совершенно незаметен.

В этом случае стараются вменить нарушение по ст. 12.15 п. 4, согласно которому шофера наказывают за то, что он выехал на полосу, которая только для встречных машин. Но к статье нет пояснений, поэтому стоит предположить, что при совершении маневра на соседнюю полосу могли выйти только колеса с одной стороны машины. Маневр был начат без нарушения, но водитель не знал, что пунктир на дороге сольется в одну линию раньше, чем он завершит его. Постарайтесь озвучить представителю органов охраны порядка эту позицию.

Справка! Если все же на вас составляется протокол, непременно укажите ее и в документе. Опишите, что непосредственно нарушение было допущено по завершению начатого по всем правилам маневра. Как правило, в суде такая позиция учитывается.

Как избежать аварийной ситуации?

Немало встречается автолюбителей, которые за долгий водительский стаж ни разу не попадали в ДТП

Что их отличает от остальных водителей? Главное характеризующее их качество – это повышенное внимание во время вождения. Они хорошо знакомы с правилами ДД и соблюдают их

Такие качества, как ответственность, собранность и реалистичный взгляд на конкретную обстановку помогают им безошибочно определить, можно ли обгонять на перекрестке.

Обсудим еще несколько моментов грамотного опережения

Для убежденности в безопасном повороте налево, обратите внимание на обстановку сзади. Невозможно заранее предугадать поведение позади едущего шофера

Данное действие рекомендуется выполнять при любых поворотах на различных участках дорог.(какое действие).

На отрезках дорог с повышенной опасностью не превышайте скорость

Обращайте внимание на предупредительные знаки по скорости, направлению движения и другие. Обгоняйте только в том случае, когда следуете по приоритетной полосе без изменений направления, и если нет иных запретов

Не начинайте езду на желтый сигнал светофора, поскольку такой маневр наказуем и не напрасно.

Пункт 8. 1 призывает водителей авто перед поворотом подавать сигнал рукой, если не работают световые указатели. Передвигаясь по второстепенному пути, старайтесь отдавать предпочтение шоферам (разговорная речь) основного пути.

ПДД

Чтобы разобраться в вопросах обгона ТС на перекрестках, следует обратиться к статье 11 (п.11.4) ПДД. В нем указано, что обгон попутных машин запрещается при условии движения на регулируемых перекрестках. Нельзя выполнять обгон при езде по второстепенной дороге, если перекресток нерегулируемый.

Согласно ПДД, можно обогнать на перекрестке другие машины, если отсутствует регулировщик и нет светофора, а водитель пересекает перекресток по главной дороге.

Обгоном называют опережение машин, которое сопровождается выездом авто на полосу, предназначенную для встречного движения, и возращением на прежнюю полосу после опережения.

При нечаянном пересечении сплошной белой черты при выполнении маневров на перекрестке вы не сможете избежать наказания.

Если маневр совершен без выезда на встречную полосу, он считается опережением и за обгон не принимается. Это означает, что на любом перекрестке с движением по нескольким полосам одного направления вы можете совершить опережение, которое окончится возвращением на ранее занимаемую полосу. Разумеется, при это не должны быть нарушены условия очередности для проезжающих перекресток.

Правило недавно было изменено. Теперь ст.11 п.4 запрещает выполнять обгон, если рядом с перекрестком нанесена разметка пешеходного перехода. Запрет действует вне зависимости от того, есть ли на проезжей части пешеходы.

Как совершать маневр правильно?

Обгон в соответствии с ПДД при проезде перекрестков можно проводить только тогда, когда автомобиль едет по главной дороге. В основном это касается дорог, находящихся вне населенных объектов. Перед перекрестком часто можно встретить сплошную разметку 1.1, которую нельзя пересекать.

На фото изображена сплошная разметка 1.1:

Если водитель за рулем недавно, он может разрешающий сигнал светофора идентифицировать с главной дорогой – эта ошибка встречается часто. Стоит запомнить, что на регулируемых перекрестках второстепенных дорог нет.

Как быть водителю, если главная дорога после перекрестка поменяла направление? В этом случае, как определено ст.13 п.10, автомобилисты должны поступать согласно правилам для езды через пересечения дорог, имеющих равное значение. Обгон при этом является запрещенным маневром, а преимущество будет у машин, выезжающих с правой стороны.

При проезде регулируемого перекрестка можно обогнать идущий впереди транспорт, если соблюдены такие условия:

  • Линия разметки не запрещает маневр.
  • Нет запрещающих обгон знаков (каково наказание за обгон под знак?).
  • Ваш автомобиль движется по главной дороге.

Когда разрешено, а когда запрещено?

В ПДД однозначно запрещаются обгоны по обочине в любом участке дороги (что грозит за такое нарушение?) Что касается перекрестков, нельзя обгонять машины на регулируемых и нерегулируемых, если только вы не едете по главной дороге (ст.11 п.4). Этот же пункт запрещает обгонять на «зебрах», ж/д переездах (и на участке протяженностью 100 м перед ними), на путепроводах, тоннелях и мостах (о том, каков штраф за обгон на пешеходном переходе, читайте тут, а на мостах — здесь).

Обгонять с правой стороны можно, если движение в одном направлении организовано по нескольким полосам. В этом случае с левой полосы возможно выполнять маневры, подразумевающие перестроение на правую. Если водитель едет по дороге, на которой движение двустороннее, нельзя ехать по встречной после выполнения обгона, если имеется разделительная полоса, рельсы или разметка 1.1, 1.3. При допущении ошибки можно лишиться удостоверения водителя. О том, чем грозит пересечение сплошной линии при завершении маневра, написано тут, а здесь вы можете узнать о санкциях за обгон через двойную сплошную.

На фото изображена двойная сплошная разметка 1.3:

Можно ли оспорить

На оплату штрафа ГИБДД водителю предоставляется 70 дней, из которых 10 – на обжалование и 60 — на оплату. Обжаловать постановление о штрафе можно в отделении ГИБДД, сотрудник которого оформил его, или в суде.

В первом случае жалобу необходимо адресовать непосредственному начальнику инспектора, выписавшего штраф. На рассмотрение жалобы, направленной в ГИБДД, предоставляется 10 дней.

Жалоба, направленная в суд, может рассматриваться до 2 месяцев. К жалобе следует приложить копии документов, которые, по мнению водителя, могут подтвердить его невиновность.

Предлагаем ознакомиться Перекресток с трамвайными путями пдд

Таким образом, нарушение правил обгона на перекрёстке может привести не только к крупному штрафу, но и к лишению водительских прав. Учитывая, что при выполнении обгона на перекрёстке, водитель в большинстве случаев рискует нарушить правила, лучше воздержаться от такого манёвра вовсе или выполнять его крайне осмотрительно.

В чем опасность манёвра

Прежде чем приступать к вопросу о правилах обгона на нерегулируемом перекрестке следует разобраться с основными терминами.

Нерегулируемым считается перекресток, на котором отсутствует светофор или регулировщик или светофор работает в режиме мигания желтого сигнала.

Перекресток, на котором отсутствует регулирование движения, может быть:

  • равнозначным, то есть водители, движущиеся в разных направлениях, имеют одинаковые преимущества относительно друг друга. Проезд таких перекрестков производится по правилу «право руки», то есть приоритет имеет тот водитель, который находится справа;
  • неравнозначным. Такие перекрестки оборудуются знаками «Главная дорога» и «Уступи дорогу». Проезд осуществляется в соответствии с установленными знаками.

Обгоном признается опережение одного или нескольких автотранспортных средств с выездом на встречную полосу и последующим возвратом в свою полосу.

Обгон выполняется в соответствии с пунктами 11.1 — 11.4 правил движения, которыми регулируются:

  • необходимость убедиться в отсутствии опасности при выполнении маневра;
  • ситуации, при которых обгон запрещается;
  • перечень мест, на которых запрещено выполнять обгон.

    Несоблюдение правил движения, в том числе и правил выполнения обгона на нерегулируемых перекрестках может привести к ДТП, и как следствие:

  • получению повреждений движимого имущества;
  • причинению вреда жизни или здоровью пассажиров и пешеходов.

Основными причинами возникновения дорожных аварий при обгоне на нерегулируемом перекрестке являются:

  • не использование световой сигнализации при совершении каких-либо маневров. Как правило, к аварийной ситуации приводит не включение сигнала поворота на обгоняемом автомобильном транспорте. В такой ситуации, водителю невозможно предугадать действия иного водителя, а резкое перестроение для поворота приводит к столкновению;
  • неправильное восприятие расстояния между автомобилем, совершающим обгон и автомобилем, движущимся навстречу. При совершении обгона следует учитывать не только расстояние, но и скорость движения обоих автотранспортных средств, так как именно от скорости зависит промежуток времени, который можно использовать для безопасного совершения маневра;
  • совершение двойного обгона, то есть автомашину, которая уже совершает обгон, пытается обогнать другое транспортное средство;
  • несоблюдение дистанции между автотранспортом, движущимся в одном направлении. Резкое торможение, например, для перестроения, может привести к столкновению с автомобилем, движущимся в попутном направлении.

Правила обгона на перекрестках

Вначале разберемся, что значит само понятие «обгон по ПДД» и чем он отличается от аналогичных маневров.

  • Опережение, согласно ПДД, это движение авто со скоростью, превышающей другие машины, которые едут в этом же направлении. Вначале вы ехали сзади автомобиля, а после обгона оказались впереди. При этом нет разницы, перестраивались ли Вы из другой полосы или ехали по соседнему ряду.
  • Обгон – аналогичный предыдущему маневр, но с той разницей, что он связан с выездом на «встречку», а за тем возвращением в свой ряд.

Существует несколько правил выполнения обгона. Но для случая движения на перекрестках в ПДД имеются отдельные пункты. Поэтому при обгоне нужно быть внимательным. Поэтому стоит разобраться, можно ли обгонять на перекрестках, как это нужно делать, и где данный маневр запрещен.

Виды

Перекрестки бывают:

Категория Тип  Описание
По конструкции Четырехсторонние Это один из опаснейших видов пересечений. Считается, что во время проезда по такому перекрестку автомобили могут создать больше 30 аварийных ситуаций. По статистике, на таких участках дороги случается в два раза больше аварий, чем на остальных.

Водителям следует обязательно следить за светофором. Настоятельно не рекомендуется продолжать или начинать движение на желтый цвет.

У-образные Перекресток имеет форму буквы У. Несколько дорог сливаются под углом, который немного меньше 90 градусов. Автомобили движутся в трех направлениях.

В этом случае присутствует главная дорога с развилкой и несколько (обычно две) второстепенные. Последние выходят из развилки под разнообразными углами, что создает проблемы во время их пересечения транспортными средствами.

Х-образные Имеют схожесть с четырехсторонними, однако их отличие заключается в углах пересечения. Если в первом случае углы составляют по 90 градусов, то Х-образные имеют тупые и острые углы.
Т-образные Присутствуют 3 дороги, которые сходятся в одном месте. Угол слияния в большинстве случаев соответствует 90 градусам.
Круговые Считаются самыми безопасными видами пересечений. Зачастую их создают для упрощения движения транспорта – удобной развязки. Согласно нормам ПДД, на нем следует использовать правило «помехи справа».
Очередность движения Регулируемые Где установлены светофоры и регулировщики
Нерегулируемые На таких пересечениях нет светофоров, регулировщиков и пешеходных переходов. Водители самостоятельно регулируют порядок проезда на таких участках дороги. Эти перекрестки относятся к самым опасным для движения транспорта.

Разрешен ли обгон на перекрестке

Пересечения дорог бывают разными: со светофором и без него, знаками, отличающейся разметкой. Сходящиеся пути иногда имеют неодинаковое значение. Есть и иные нюансы, определяющие запрет либо возможность обогнать идущее впереди ТС.

На регулируемом и нерегулируемом

Светофор делает сложную зону регулируемой. Управлять потоками транспорта может и полицейский с жезлом. Выполнение любого маневра в этой зоне нужно совершать, имея в виду оба обстоятельства.

Разрешен ли обгон на регулируемых перекрестках, легко понять, если прочесть подпункт 11.4 ПДД:

Обгон запрещен: на регулируемых перекрестках…

Исключений здесь нет. На таком пересечении каждый проезжает по своей полосе, без выезда на встречную.

Этот участок может быть и без светофора. Разрешен ли обгон на нерегулируемом перекрестке, определяется его особенностями и ПДД:

  • Если сходятся дороги разного значения, обходить другое ТС с выездом на встречную можно тому, кто едет по главной. При этом должны отсутствовать знаки и разметка, не допускающие маневр. А главная дорога – сохранять прежнюю траекторию.
  • Обгонять, двигаясь по второстепенному направлению, нельзя. Эти автомобили обязаны уступать тем, кто перемещается по главному.
  • Если сходятся равнозначные дороги, маневр запрещен для всех авто. Здесь работает правило правой руки, следовательно, обгонять опасно.

Рекомендуем прочитать о ДТП при обгоне. Из статьи вы узнаете о причинах ДТП при обгоне, примерах разных ситуаций аварий, судебной практике по ДТП при обгоне.

А здесь подробнее о наказании за нарушения правил обгона.

На Т-образном

Разрешен ли обгон на Т-образном перекрестке, определяется не его формой, а типом:

  • если это точка схождения равнозначных дорог, нет светофора, маневр запрещен;
  • при пересечении главной и второстепенной, позволителен для едущих по первой, когда она прямая, нет знаков, не позволяющих обгонять, или сплошной линии;
  • в тех же обстоятельствах маневр выполнять нельзя тем, кто едет не по приоритетному пути;
  • если на нем стоит светофор, работает регулировщик, действие запрещено.

На двухполосном

Разрешен ли обгон на двухполосном перекрестке, определяется тоже пунктами 11 и 13 ПДД. Нельзя обходить попутный транспорт с выездом на встречную полосу, если:

  • нет светофора, дороги равнозначные;
  • авто едет по второстепенному пути;
  • оно движется по главному направлению, но есть знак 3.20 или сплошная разделительная черта;
  • на участке имеется светофор.

Маневр на схождении двухполосных дорог допустим для тех, кто движется по главной, когда нет символа 3.20, а разметка прерывистая.

Мнение эксперта
Надежда Смирнова
Эксперт по автомобильному праву

Но обойти другое ТС на таком пересечении возможно и без выезда на встречную. Если ради этого авто перестроится на соседнюю попутную полосу, оно выполнит опережение. А такое действие разрешено и при перечисленных выше условиях. То есть объехать более медленный транспорт, переместившись на попутный ряд можно и на регулируемом схождении путей, и на второстепенной, и при изменившей направление главной дороге

Важно, чтобы это не создало аварийную ситуацию.

На равнозначном и неравнозначном

Когда пытаются разобраться, разрешен ли обгон на равнозначном перекрестке, имеют в виду, что светофора там нет. Действует правило правой руки по пункту 13.11:

На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.11(1) Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

То есть о маневре речь не идет, он в такой ситуации опасен.

Разрешен ли обгон на неравнозначном перекрестке, зависит от того, по какой дороге движется автомобиль:

  • Если по главной, маневр допустим. Но дорога при этом не должна менять направление, а на пересечении – находиться запрещающий знак или сплошная разметка.
  • Если по второстепенной, осуществлять маневр нельзя. Едущие по ней машины должны уступать проезд тем, кто находится на приоритетном направлении.

Что говорится об обгоне в ПДД

Основные положения о проезде и обгонах на перекрёстке, зафиксированы в ПДД. Конкретнее, гл. 11, п. 11.4 гласит:

  1. Проводить обгон попутных средств передвижения на регулируемых перекрёстках не допускается.
  2. Плюс, в зоне нерегулируемых перекрёстков нельзя обгонять ближайшие авто, если манёвр осуществляется по второстепенной дороге.
  3. Действующее с недавних пор нововведение, согласно которому осуществлять обгон перед перекрёстком, где расположен пешеходный переход, строго запрещено. Причем, независимо от того, есть ли в данный момент пешеходы на проезжей части или нет.

Так, в Правилах указано, что обгон возможен только если автомобиль движется по главной дороге. Нюанс в том, что это возможно только на загородних дорогах, где движение в целом отличается от передвижения внутри населённых пунктов.

В каких случаях обгон разрешен

Обгон на таком перекрестке разрешен только в ряде перечисленных случаев.

Опережать находящиеся впереди транспортные средства на перекрёстке допускается, если:

  • Отсутствует светофор или регулировщик (логично, что в таком случае перекрёсток является нерегулируемым).
  • Водитель, планирующий осуществить данный манёвр, движется по главной дороге (если на ней отсутствуют сплошные линии).
  • Такой манёвр не запрещён установленными поблизости дорожными знаками, плюс – если линии разметки позволяют сделать это.

Целесообразно для точного определение разрешённых действий определиться с самим понятием «обгон», и похожим с ним по значению термином «опережение». В законодательстве разницу провели ещё в 2010 году:

  1. Обгоном именуют действие, подразумевающее опережению транспортного средства, при котором водитель на время осуществляет выезд на встречку. Сделав это и встав впереди, автомобиль возвращается на свою, занимаемую ранее полосу движения.
  2. Опережение является обгоном, проводимым внутри полосы, по которой двигаются обе машины.

Из последнего пункта следует, что опережение автотранспорта на перекрёстке, если водитель не выезжает на встречку, не признаётся обгоном. Значит, делать это разрешено на всех перекрёстках, если во время манёвра была соблюдена очерёдность проезда и иные условия безопасного движения.

Когда обогнать нельзя

Обгон машин на перекрёстке недопустим, когда:

  • Авто двигается по второстепенной дороге.
  • Движение осуществляется через перекрёсток с равнозначными дорогами.
  • Намереваются обогнать машины на регулируемом перекрёстке.
  • Рядом с дорогой есть пешеходный переход.

В итоге, согласно Правилам обгонять ТС можно лишь на единичных перекрёстках. В основном же придётся просто двигаться по дороге.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector