Как определить перегрев двигателя

Как определить, что двигатель перегрелся

На первый взгляд кажется очень просто – по показателям прибора температуры двигателя, или – датчика. Это верно, если бы не одно но – начинающие автомобилисты настолько увлечены дорожной обстановкой вокруг, что на панель приборов смотрят только в одном случае – сколько осталось топлива. Автомобилисты со стажем, наоборот, в силу уверенности в своих силах, также не смотрят на панель приборов автомобиля. И в результате, часто возникает ситуация, что перегрев обнаружен, когда температура двигателя давно превысила допустимые нормы, и двигателю нанесен непоправимый ущерб. Именно непоправимый перегрев – одна из самых сложных неисправностей, которая приводит к очень серьезным последствиям. Но об этом немого позже.
А ведь есть способ, который не даст пропустить момент перегрева. В пробке это проблематично, и не всегда присутствует явно, но следует знать вот о чем:

— Как только температура двигателя превысит допустимую норму, при резком нажатии на педаль газа, либо при ускорении автомобиля, даже небольшом, отчетливо прослушиваются детонационные стуки, которые в простонародии называются «стучат пальцы». Это не верно, но такое определение знают все.
Если Вы услышали такой звук – 99% вероятности, что двигатель перегрелся, и необходимо принимать меры.

Детонационный стук – звонкий металлический стук, частота которого совпадает с частотой вращения двигателя. Вы наверняка слышали такие звуки при заправке некачественным топливом. Откуда пошло понятие «стучат пальцы», мне лично неизвестно. А вот истинная причина возникновения подобных стуков – нарушение процесса сгорания топлива. То, что Вы слышите, не что иное, как взрывы топливной смеси. При нормальной работе двигателя, процесс сгорания – контролируемый, как только нарушается один из параметров работы – процесс выходит из-под контроля, и сгорание превращается во взрыв. Отсюда и понятие – детонационные (от слова детонировать — взрываться) стуки. При перегреве двигателя – это первый признак.

Прежде чем продолжить разговор, давайте определимся, что является нормально температурой, а что – перегревом. Односложного ответа нет, но есть общие правила.
Температура двигателя в пределах 85-95 градусов Цельсия, является рабочей.
Температура двигателя до 100 градусов, является допустимой. Это значит, что кратковременное повышение температуры до 100, иногда до 105 градусов – допускается. Именно кратковременно – до 5 минут.
Температура двигателя выше 105 градусов Цельсия – перегрев, и необходимо принимать меры.

Признаки перегрева двигателя

Перегрев двигателя — одна из основных причин его поломки, которая сможет повлечь за собой массу других более серьезных проблем. Существует много признаков перегрева двигателя, которые способны негативно повлиять на его работоспособность.

слабый перегрев, короткий (10 мин) цикл работы с перегревом, последствия для автомобиля

Слабым перегревом является непрерывная работа двигателя на протяжении 5-10 мин при температуре выше рабочей. Такое случается после выхода из строя термостата, когда он не пускает охлаждающую жидкость на большой круг, или при отказе вентилятора.

Кратковременный перегрев двигателя приводит к подплавлению поршней. Однако, много моделей двигателей способны с легкостью выдерживать легкий перегрев двигателя. Более серьезный и длительный перегрев мотора, работающего под нагрузкой, проявят себя черным дымом из выхлопной трубы. Также появится более ощутимый признак — двигатель будет работать будто под нагрузкой.

Мотор будет постепенно нагреваться за счет большого трения подплавленных поршней двигателя с частичками алюминия, которые остались на поверхности стенок цилиндров.

средний (значительный перегрев), когда автомобиль с перегревом работает больше 20 мин, возможные последствия для автомобиля

Если двигатель проработает свыше 20 минут на запредельных температурах, то к повреждениям при слабом перегреве добавятся искривление ГБЦ, или образование в ней небольших трещин и даже прогорания прокладки.

Помимо этого специальная перегородка на поршнях может полностью разрушиться. В конечном счете средний перегрев может привести к постепенному пропусканию масла с различных сальников в двигателе. Результатом значительного перегрева двигателя может стать его капитальный ремонт, стоимость которого существенно велика, по сравнению с техническим обслуживанием.

сильный перегрев — катастрофа

В случае сильного перегрева, поломка может иметь более крупные последствий — в моторе появляется значительный стук либо он может «поймать клин». При сильном перегреве уцелеть могут далеко не всем главным элементам двигателя.

Сильное перегревание сначала приводит к тому, что прекращается охлаждения и поршни начинают постепенно плавиться и понемногу прогорать, далее появляются небольшие отверстия, в конечном счете они полностью разрушаются. Алюминий расплавляется и постепенное цепляется к стенкам цилиндров, что делает ход поршней более сложным. В результате этого мотор может полностью заглохнуть.

Постепенный нагрев двигателя приводит к тому, что масло теряет свои самые важные свойства и становится похожим на вещество, которое не смазывает трущиеся между собой детали. Далее от высокой температуры вкладыши плавятся и прилипает к коленчатому валу, что приведет к тяжелым последствиям. Ремонт двигателя при таком виде перегрева будет длительным и потребует большим денежных затрат на его восстановление.

Признаки перегрева

Судить об этом можно не только по выходящему из-под капота автомобиля пару. Существует ряд других, менее выраженных симптомов, сигнализирующих о начинающемся неприятном процессе. Так по каким признакам перегрев двигателя можно определить? Прежде всего, все современные автомобили оборудованы датчиками контроля температуры охлаждающего контура автомобиля. Все водители руководствуются именно данными с приборной панели. Стараются не доводить стрелку температуры двигателя до красной зоны, при которой уже возможно полное разрушение агрегата. Однако контролирующая система спроектирована таким образом, что фактическая температура циркулирующего теплоносителя всегда выше того значения, которое показывает приборная панель. На некоторых автомобилях используется обычная лампочка-индикатор, указывающая на перегрев, а некоторые не имеют даже этого. И водителю приходится полагаться исключительно на свои ощущения. Если интуиция и знания подведут, то серьезных проблем, увы, избежать не получится. Современные двигатели из алюминиевых сплавов, к сожалению, не имеют того запаса прочности, что был у их чугунных предшественников, которые с легкостью выдерживали и более высокие температуры. И все-таки, какие могут быть признаки и последствия, если перегрелся двигатель?

Когда стрелка еще не вышла в красную зону или лампочка не сигналит об опасности, всегда существуют ранние признаки обнаружения предстоящего перегрева

Первое, на что водителю следует обратить свое внимание, — это сильный нагрев фронтальной стенки кузова автомобиля. Она ближе всех расположена к двигателю, поэтому по ее температуре можно всегда понять, что происходит в настоящий момент с прибором

Как только станет ясно, что с ним происходит что-то неладное, необходимо обратить внимание на тяговую мощь ДВС и работу вентилятора. Обычно мощность сильно падает, а вентилятор продолжает работать без отключений. Это первый повод для беспокойства. Возможно, двигатель даже не дойдет до той критической точки, когда закипит тосол и пойдут трещины по клапанам, разрушатся уплотнители. Один нагрев до некритической температуры не вызовет серьезных неприятностей, но частый нагрев в скором времени принесет проблемы уже более серьезные. Поэтому лучше провести диагностику на раннем этапе, пока еще не все запущено. Обязательно стоит проверить двигатель и систему охлаждения.

Более серьезная стадия перегрева — когда на ходу начинает кипеть охлаждающая жидкость в самом радиаторе. Стрелка при таком подъеме температуры быстро переходит в красную зону. Одновременно с кипением тосола резко падает мощность самого двигателя. Машина начинает еле-еле плестись. Вместе с этим в работе двигателя появляются шумы и жесткость. Можно услышать стук металла. Это происходит по причине появления детонационных процессов внутри двигателя. Соответственно, заглянув под капот, можно увидеть на блоке и головке цилиндров трещины, деформации, потеки масла или антифриза под прокладкой головки и блока.

Еще одним признаком перегрева является появление белого налета на контактах свечей зажигания. Кроме самого нагара на ней будут присутствовать (но не обязательно) растрескивание корпуса или изолятора и многие другие деформации.

Узнать о перегреве можно, открыв крышку бачка с охлаждающей жидкостью. Это делать следует на холодном двигателе или после того, как он остынет достаточно. В противном случае жидкость от кипения вытечет наружу и ненароком окатит брызгами. Если двигатель перегревался, то на стенках бачка появляются темные пятна, а в самом теплоносителе образуются темные хлопья. Это говорит о том, что в результате перегрева в прибор попало масло. Это происходит из-за выгорания прокладок головки блока цилиндров. Необходимо достать масляной щуп и исследовать масло на наличие пены и эмульсии от попадания антифриза.

Самые распространённые причины перегрева двигателя и способы их устранения.

Забит радиатор.

Радиатор — это основной компонент системы охлаждения, который предназначен для отвода тепла. Он может быть забит как снаружи, в этом случае про его чистку, у нас на сайте есть отдельная статья, так и изнутри.

Пример радиатора, забитого грязью снаружи:

Такой радиатор можно продуть на сервисе или помыть на мойке.

Пример радиатора забитого внутри:

Как правило, изнутри, радиаторы забивает при езде на воде, или при неисправности системы охлаждения.

Чистка радиатора выполняется  после снятия радиатора, посредством промывания его обратным потоком или при помощи специальной химии,  про это у нас тоже есть отдельная статья.

Если промыть радиатор изнутри невозможно его меняют.

Способ устранения неисправности —  продувка радиатора снаружи и промывка изнутри.

Неисправен электровентилятор охлаждения.

Большую часть времени, тепло отводится от радиатора охлаждения, посредством набегающего потока воздуха. При малой скорости движения, или при стоянках автомобиля с работающим двигателем, потока набегающего воздуха не хватает.  В этом случае, в работу включается электровентилятор системы охлаждения.  Он имеет мощность порядка 80-150 Вт. и обеспечивает движение большого количества воздуха через радиатор.

Наиболее распространенные причины отказа —  перегорание предохранителя, отказ реле, износ подшипников  и заклинивание электродвигателя.

Способ устранения неисправности —  проверка электрической цепи, при отказе  электродвигателя вентилятора замена его на новый или контрактный.

Заклинил термостат.

Термостат является основным компонентом, задающим рабочую температуру двигателя.

Работа термостата, основанна на изменении объема воска при плавлении. В зависимости от объёма воска и характеристик пружин задается его рабочая температура.

Вследствие естественного износа возможно заклинивание термостата в закрытом положении или его неполное открытие.

Как итог — в большом круге системы охлаждения будет недостаточная циркуляция, и двигатель будет перегреваться.

Способ устранения неисправности — замена термостата новым.  Перед заменой термостат желательно сварить делается это вот так:

Неисправна помпа (водяной насос).

Помпа — это компонент системы охлаждения, обеспечивающий циркуляцию охлаждающей жидкости. Вследствие износа крыльчатки из-за кавитации помпа теряет  эффективность. Вот так выглядит изношенная  крыльчатка:

Также помпа может заклинить — в этом случае вы услышите противный писк ремня, износиться в подшипниках —  в этом случае вы увидите бегущую охлаждающую жидкость и болтающийся шкив помпы.

В любом случае помпа теряет эффективность и перестает перекачивать по системе охлаждающую жидкость.

Способ устранения неисправности —  замена помпы на новую.

Воздушные пробки в системе охлаждения.

В современных автомобилях система охлаждения работает на температурах больше 100 градусов.  Благодаря этому достигается лучшая топливная экономичность.  К несчастью, у работы двигателя на повышенных температурах есть одна особенность —  повышенная кавитационная нагрузка.  Кавитация — это образование пузырьков газа в жидкости.  Сама по себе кавитация не опасна, но она изнашивает помпу и препятствует циркуляции жидкости.

Для того чтобы снизить образование пузырьков газа в системе охлаждения  применяют повышенное давление. Основной элемент,  задающий максимальное рабочее давление — пробка расширительного бачка.

Как правило, её клапан закисает в открытом положении, вследствие этого, снижается температура кипения, и антифриз периодически выплескивается из  расширительного бачка.

Способ устранения неисправности — замена пробки  расширительного бачка  на новую.

Также часто воздушные пробки образуются по причине неисправности прокладки ГБЦ, но про это у нас есть отдельная статья, повторяться не будем.

Неправильная регулировка зажигания.

Все видели, как разогреваются выпускные коллектора  при  позднем зажигании:

Занятно, что при очень раннем зажигании, будет перегреваться весь двигатель. Эта неисправность стоит последний в списке, так как карбюраторных двигателей, где регулировка зажигания осуществлялась вручную, практически не осталось, а на современном инжекторном двигателе такой перегрев просто невозможен, так как зажигание устанавливается блоком управления двигателем.

Способ устранения неисправности — регулировка момента опережения зажигания.

Долго греется мотор — когда стоит нервничать?

Вполне возможно, что двигатель демонстрирует длительный прогрев по той причине, что автомобиль имеет такие конструктивные особенности. Для ВАЗ 2107, к примеру, сложно будет тронуться с места в мороз, если авто не проработает в режиме прогрева до 5 минут. Такая же история в старых двигателях ВАЗ 2114 и многих других представителях данного производителя. Нужно беспокоиться о состоянии авто, если есть такие особенности:

  • раньше двигатель грелся намного быстрее, а теперь для нормального начала эксплуатации приходится долгие минуты стоять и слушать неровные обороты агрегата и мертвую стрелку температуры;
  • при прогреве начали появляться невиданные раньше симптомы — слишком сильно плавают обороты, падает напряжение в бортовой сети, машина глохнет или происходят другие аномалии;
  • при старте движения вы чувствуете значительную нехватку мощности, двигатель старается вытягивать под нагрузкой, создается впечатление, что сзади вы тащите тяжелый прицеп;
  • при запуске приходится слишком долго крутить стартером, прогрев происходит на малых оборотах, мотор постоянно работает словно под большой нагрузкой, а расход просто огромный;
  • до рабочих температур даже после нескольких часов эксплуатации двигатель не добирается, это также свидетельствует о неполадках, которые стоит устранить для нормальной поездки.

Конечно, не стоит сравнивать летний режим прогрева и зимние варианты эксплуатации, так как сезонное поведение машины может сильно измениться. Но при таких неполадках наряду с длительным прогревом мотора стоит обратиться на СТО. Проблема в том, что многие такие неприятности могут давать негативный эффект на эксплуатацию автомобиля, снижать эффективность его работы и сокращать потенциальный срок службы многих деталей агрегата.

Главные причины внешнего перегрева двигателя

Причин внешнего перегрева может быть несколько, среди самых распространенных — низкий уровень ОЖ, которая может подтекать незаметно для самого водителя. Источниками утечки охлаждающей жидкости могут быть трещины в патрубках, плохие соединения или неплотное прилегание прокладок, хомутов и т. д. Утечку антифриза могут выдавать пятна характерного цвета, которые остаются на месте длительной стоянки авто. Если же уровень ОЖ упал, а подтеков нет, следует задуматься и неприменимо найти утечку. Возможно она уходит в цилиндр двигателя или смешивается с маслом — это, пожалуй, самый плохой сценарий.

Это происходит при:

  • прогорании или разрушении блока цилиндров,
  • искривлении (короблении) прокладки блока цилиндров или посадочной поверхности головки.

Последствий данной неисправности может быть много, и все они весьма печальны — начиная закаливанием коленвала, заканчивая гидроударом мотора.

Вторая по популярности причина перегрева двигателя — плохая производительность системы охлаждения, к примеру: забитый радиатор, неисправный или нерабочий вентилятор или его датчик. Если вращение вентилятора происходит при помощи ременного привода от коленвала, следует проверить степень натяжки ремня. Иногда для решения проблемы приходится производить замену радиатора.

Причиной перегрева может также стать неисправный термостата, или отложения, которые мешают функционировать его подвижному элементу, после чего он просто не способен контролировать температуру ОЖ. Когда термостат неисправен он может зациклить движение охлаждающей жидкости по малому кругу, после чего перегрев просто неизбежен. Менее опасно для перегрева двигателя, когда термостат будет гонять охлаждающую жидкость по большому контуру, однако в таком случае вам придется намного дольше прогревать двигатель зимой. Термостаты очень «боятся» жесткой воды, в которой содержится много солей и минералов, поэтому после того как вы замените термостат проблема может снова возникнуть.

Спровоцировать перегрев двигателя может также высокая нагрузка в жаркое время, когда автомобиль выступает в роли буксирующего и движется под гору. В таком случае даже полностью исправный мотор может перегреться, поскольку работает в несвойственных для себя условиях и получает колоссальную нагрузку. Тянучки и пробки также делают свое дело, в летнюю жару непрерывная работа двигателя без принудительного потока воздуха может привести к нехватке охлаждения и как результат — перегрев мотора..

Прогар выпускного клапана также может привести к перегреву, однако это случается крайне редко.

По каким признакам можно определить перегрев мотора?

Теоретически, о перегреве, должен сигнализировать датчик перегрева двигателя. Но на практике, следить за показаниями на датчике во время движения некогда и они остаются незамеченными, либо обнаруживаются уже поздно. Поэтому каждый водитель должен знать признаки перегрева двигателя, которые можно заметить, не отвлекаясь от дороги.

При недостаточном объеме охладителя в системе с отопителя в салон не будет подаваться горячий воздух, но это происходит непосредственно перед тем, как охлаждающая жидкость закипит.

Появились симптомы детонации – слышен характерный звонкий стук – тоже признак нагрева охладителя до критических температурных значений. Детонация проявляется при неправильном сгорании топлива в цилиндрах, а происходит это за счет того, что температура стенок камеры сгорания повышена.

Еще о перегреве двигателя свидетельствует потеря мощности и появление равномерного громкого стука. Если не остановиться и продолжать движение дальше, то последствия будут необратимыми.

Если остановиться и осмотреть головку блока цилиндров, то при перегреве на ней будут иметься видимые трещины или какие-либо другие деформации. Деформируется металлическая окантовка прокладки, а последняя, в свою очередь, может быть прогоревшей.

Расширительный бачок может указать на перегрев двигателя такими симптомами:

  • потемнения на стенках;
  • в антифризе видны плавающие темные хлопья.

Способы определения перегрева

Если вы заметили, что перегрев двигателя выше нормы (80 – 90 градусов), не стоит надеяться на чудо, что температура самостоятельно упадет, нужно немедленно остановиться, выбрав безопасное место для стоянки. Заглушить двигатель, ни в коем случае не трогайте крышку радиатора или бочка, вы можете получить ожег от пара. Лучше всего подождать некоторое время, пока жидкость в радиаторе не остынет, хотя бы до 50 – 60 градусов. Не поливайте двигатель водой, чтобы быстрее остудить, это приведет к деформации головки блока цилиндров и появлению трещин.

Теперь можно определять причину перегрева, посмотрите на расширительный бачек и, через его, обычно, прозрачные стенки, будет видно, есть ли жидкость в нем. Если жидкости нет, значит, возможно, причина в утечки жидкости. В таком случае следует добавить жидкость в бачек и завести автомобиль. Выждать некоторое время, внимательно наблюдая за местами соединения радиатора и двигателя со шлангами. Если не видно явных течей, то по часам засеките, сколько времени пройдет до перегрева двигателя. Если до ближнего населенного пункта недалеко, то через эти промежутки времени вы сможете добираться до помощи, на остановках постоянно доливая воду (жидкость) в бачек. Соответственно при обнаружении течи постарайтесь ее устранить.

В том случае если жидкость на месте и стоит по уровню, то нужно осмотреть ремни, все ли на месте. Возможно, что оборвался ремень, приводящий в действие водяной насос (помпу). При обрыве ремня ехать дальше можно только через очень короткие промежутки или если вы замените ремень, который возили с собой, попросили у проезжающего мимо водителя. На современных автомобилях обрыв ремня покажет не только то, что греется двигатель, но и отключение:

  •  гидравлического усилителя руля,
  • генератора,
  • вентилятора.

В том случае если ремни все на месте, то при заведенном двигателе, осторожно ощупайте шланги, подходящие к радиатору. Оба шланга должны быть теплыми либо горячими, при 80 градусах температуры

Если нижний (один) шланг холодный, то причина в термостате, он не исправен. Единственный выход это его вытащить, тогда можно спокойно продолжать путь до ближнего автосервиса, либо применить старый способ как можно охлаждать двигатель, двигаясь, даже при неисправном термостате. Нужно на каждом спуске выключать мотор и двигаться накатом, но если спуск очень крутой и длинный, то не выключать пятую (четвертую) передачу на КПП. Встречный поток воздуха охладит через радиатор, двигатель и его снова можно будет завести до следующего спуска.

Автомобиль должен сам по инерции двигаться вперед, когда заметите значительное замедление, снова включите зажигание и посмотрите на датчик. Температура жидкости по идее должна снизится. Таким образом, вы сможете добраться к станции техобслуживания.

В наше время станции техобслуживания расположены на каждом шагу, в связи с чем, большинство автолюбителей знают только азы строения автомобиля и не способны устранить даже самые незначительные поломки. Так что лучше когда сам водитель знает как устранить причину перегрева двигателя

Действительно, выход из строя «движка» автомобиля может стать досадной неудачей в пути и нарушить все ваши планы. Есть много причин, которые могут привести к перегреву или, как его еще называют, закипанию двигателя автомобиля. Рассмотрим самые распространенные ситуации, с которыми сталкиваются автомобилисты, методы их устранения, а также профилактику двигателя.

Двигатель – это сердце автомобиля и самые даже не значительные его встряски, могут привести к самым пагубным последствиям. Поэтому нужно всегда следить за температурой двигателя, его звуком и расположенными на панели приборов датчиками.

Каждый хороший и опытный водитель должен знать, что же нужно сделать с автомобилем, когда двигатель перегрелся? В первую очередь нужно съехать на обочину и заглушить двигатель. Обязательно нужно включить аварийную сигнализацию и поставить знак аварийной остановки. Открыть капот, и подождать пока остынет двигатель. Это займет 15-20минут.

Если нет явных признаков протечки охлаждающей жидкости, можно попробовать снова завести автомобиль и не спеша двигаться в сторону автосервиса для установления причины перегрева двигателя.

Выявить неполадки двигателя можно путем его периодического визуального осмотра, проверяя части на целостность и износ.

Также нужно правильно выбирать режимы работы мотора. Так, если постоянно использовать пониженные передачи на высоких оборотах, вероятность перегрева двигателя существенно увеличивается, тем более при проблемах работы системы охлаждения.

Проголосуйте, понравилась ли вам статья?

Причины, из-за которых двигатель может перегреться

Защищает ДВС от перегрева система охлаждения, в которой может быть залит антифриз, тосол или обычная вода.

Основными устройствами, осуществляющими контроль рабочей температура и ее снижение, являются:

  • вентилятор радиатора, который включается программным путем при достижении определенной температуры;
  • термостат, который открывает движение охлаждающей жидкости по большому кругу;
  • датчики температуры, которые передают показания в ЭБУ, их бывает несколько, располагаться могут как на двигателе, радиаторе;
  • электронный блок управления двигателем.

Неисправность в любом из выше перечисленных узлов может повлечь за собой перегрев. Помимо сбоев в работе вышеперечисленных устройств, причинами для перегрева могут стать как внешние факторы, так и другие внутренние неисправности.

Как избежать перегрева двигателя?

Существуют некоторые правила по защите двигателя от перегрева. Главное – это регулярная проверка уровня охлаждающей жидкости. Если видно, что ее уровень приближается к минимальному значению, то лучше всего долить охладитель – это позволит избежать множества проблем.

Следует время от времени проверять работоспособность термостата. Выполнить это довольно просто – необходимо определить теплый он или холодный. Для этого нужно всего лишь дотронуться рукой до радиатора. Если термостат холодный, значит он не работает и его необходимо ремонтировать. Термостат демонтируется и погружается в емкость, наполненную водой. После этого содержимое подогревается. При нагревании до 80°C, клапан термостата должен сработать. Если же все-таки не сработал, то придется покупать новый термостат.

Термостат автомобиля ВАЗ 2110. Как правило, замена термостата не занимает много времени

Следует осматривать проходные каналы, они не должны быть суженными и иметь трещин, деформаций и других серьезных дефектов. Так как их сужение может привести к снижению теплоотвода от стенок движка, а через трещины, даже самые мелкие, будет просачиваться охлаждающая жидкость.

Не рекомендуется применять в качестве охладителя жесткую воду, так как она содержит большое количество минералов и солей. Лучше всего использовать тосол, в крайнем случае – мягкую воду. Примером мягкой воды является дистиллированная вода, дождевая, с горных рек. Жесткая вода – грунтовая и морская.

Проверить мягкая вода или жесткая можно при помощи намыливания рук: в жесткой воде эта процедура затруднительна, в мягкой затруднений не наблюдается.

Нужно изредка проверять систему охлаждения на герметичность, в особенности ее верхнюю часть. В охладительную систему не должен подсасываться воздух, так как это может привести к падению в системе давления, вплоть до атмосферного.

Также нужно следить за исправной работой вентилятора, так как если он остановится, может произойти тепловой удар двигателя.

Перегрев двигателя не приведет ни к чему хорошему. В результате перегрева происходит излишнее обогащение топливной смеси, а это повышенный расход топлива и затруднительный повторный запуск мотора.

https://youtube.com/watch?v=ix8jM8tvhUc

Как избежать закипания двигателя в будущем

Чтобы избежать такой проблемы, как перегрев двигателя, в будущем, надо позаботиться о качестве антифриза – использовать только проверенные варианты.

Также стоит своевременно проходить все техосмотры, в ходе которых можно удостовериться в работоспособности системы охлаждения автомобиля. Все они прописаны в паспорте машины и проводятся при определенном пробеге. Кроме того, стоит очень внимательно следить за сигналами, которые подает автомобиль.

Когда вы выполните диагностику описанную выше, вы сразу же поймете, что не так с вашим двигателем и сможете легко устранить проблему закипания двигателя. Сформируете для себя понимание того, что может произойти с закипевшим двигателем и какие последствия Вас ждут. Сможете выполнять профилактику и предварительную диагностику, скажем 1 раз в сезон, для избежания проблемы закипания двигателя.

P.S. Возможно и у Вас такая же проблема — тревожный сигнал Check Engine на панели приборов, а если нет, то не спешите думать, что она не проявит себя в дальней поездке. Лучшим решением избавить себя от головной боли перед длительной поездкой это деактивация датчиков. Каких? Читайте в этой статье — https://www.chipmaster.ru/otklyuchit-datchik-kisloroda-udalit-virezat-katalizator/

Последствия проблемы

Появление признаков, ровно, как и причины, спровоцировавшие возникновение проблемы, не следует игнорировать, поскольку это грозит самыми разными последствиями и порой весьма тяжелыми по отношению к самому силовому агрегату. Главным образом все зависит от конкретной ситуации:

  • Степень кипения ОЖ.
  • Значения отклонения температуры за пределы показателей нормы.
  • Характер повреждений и т. д.

Что же происходит при перегреве двигателя? Специалисты выделяют несколько степеней или стадий.

Локальный характер

Сложность локального перегрева двигателя в том, что вовремя е заметить очень сложно. При этом особых последствий она не вызывает, хотя и признаки тоже могут отсутствовать. Сама силовая установка меж тем будет работать в штатном режиме.

А здесь причина это сильная закоксовка – когда в какой-либо камере сгорания (либо во всех) копится толстый слой нагара. Однако сама температура ОЖ находится в пределах нормы. Хотя температурный датчик никак не реагирует, сами поршни, включая кольца, стенки цилиндров, в том числе клапаны и остальные элементы, подвергаются сильному нагреву.

Средняя степень тяжести

Явные признаки перегрева двигателя проявляются в лице деформации основного блока, включая следы потеков. Силовой агрегат подвергается длительному воздействию высокой температуры, но его пока еще не заклинивает. У дизельных двигателей практически все то же самое за одним исключением – прибор взрывается.

Правда это относится к той ситуации, когда неисправность была замечена вовремя, и удалось избежать заклинивания мотора, а стрелка еще не достигла красной зоны. В противном случае последствия куда опаснее:

  • оплавление поршней;
  • трещины в корпусе ГБЦ;
  • разрушение поршневых колец;
  • тарелки клапанов также покрываются трещинами;
  • деформация привалочной плоскости ГБЦ.

Правда, при своевременной остановке мотора его еще можно спасти заменив ряд деталей.

Критический уровень

Когда происходит перегрев силового агрегата, и он самопроизвольно останавливается, причем внезапно – это уже следует расценивать как критический признак. Это самая последняя стадия и в большинстве случае он уже мертв, и восстановить его уже невозможно. В особенности, когда речь идет о силовом агрегате автомобиля ВАЗ-2114. Остается брать новый мотор или направляться на рынок за новой машиной.

При такой остановке обычно возникает резкий стук. Тогда после перегрева двигатель уже не заводится. Самые важные узлы и механизмы получают критический урон, который уже не исправить. Все заканчивается не только оплавлением поршней, шатунные, а также коренные вкладыши тоже чрезмерно нагреваются.

Иногда при этом происходят более печальные последствия – ломается сам коленчатый вал. Несколько поршней (либо какой-то один) не способны выдерживать сильную нагрузку и его (их) заклинивает, что заканчивается разрывом пополам. Нижняя часть опускается в поддон, тогда как верхняя остается в цилиндре. Шатун с поршневым пальцем начинают болтаться и рано или поздно пробивают стенки блока цилиндров. В народе это зовется «кулаком дружбы».

Восстановить такой мотор с технологической точки зрения все же можно, но нецелесообразно. Зачастую дешевле взять новый контрактный мотор.

Что можно и нужно делать, когда водитель наблюдает превышение рабочей температуры ДВС? Новички реагируют быстро – заглушают его. Однако так поступать стоит лишь в той ситуации, если стрелка уже в красной зоне. Но когда она еще не достигла этого участка, как раз глушить агрегат не нужно! Если это произошло на ходу, то лучше остановить машину и дать ему какое-то время поработать на холостых оборотах (хотя бы 2 минуты).

Это гуманный способ остановки силового агрегата, который позволяет избежать деформации и растрескивания нагретых деталей при их остывании. Помимо этого, ни под каким предлогом не выворачивать пробку расширительного бачка пока силовая установка горячая, иначе не избежать ожогов. Также не рекомендуется доливать ОЖ, пока мотор не остыл. Разница температур вызовет деформацию нагретых элементов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector