Драгоценные металлы катализатора. сколько их и как можно отделить?
Содержание:
- Чистка либо промывка катализатора автомобиля
- Устройство и принцип работы катализатора
- Можно ли извлекать драгметаллы из катализатора?
- Принцип работы катализатора
- Почему продажа отработанных катализаторов приносит хороший доход?
- Что внутри?
- Стадии процесса каталитического крекинга
- Виды
- Сколько драгметаллов содержится в автомобильном катализаторе
- Что делать с поломанным металлическим катализатором?
- Драгоценные металлы в составе деталей автомобилей
- Типы и виды катализаторов:
- Что ценного в катализаторе и как обманывают при его скупке
- Вывод
Чистка либо промывка катализатора автомобиля
Данная процедура поможет, если вы выполняете ее, когда соты находятся в нормальном рабочем состоянии. Если же они спеклись или разрушились, то промывка и чистка не поможет. Единственный выход — заменить катализатор в автомобиле или монтировать недорогой пламегаситель.
1. Профилактическая чистка катализатора
Автомеханики и владельцы авто обычно используют два способа, чтобы промыть катализатор автомобиля от нагара масла и сажи:
- Профилактическая чистка с помощью моющего средства. Рекомендуется выполнять ее каждые 70 000—100 000 километров пробега. Снимать катализатор с автомобиля не нужно.
- Промывка нейтрализатора, при которой агрегат демонтируется и разбирается.
Чем промыть катализатор автомобиля для профилактики? В автомагазинах можно найти предназначенные для этого средства, например Hi-Gear HG3270. Заливаем жидкость в топливный бак, и продолжаем ездить на машине. После такой очистки из нейтрализатора выйдет сажа вместе с отработанными газами.
Чтобы провести механическую чистку, потребуется компрессор, а также мелкая наждачная бумага. Конечно, с помощью такого способа очистки не получится устранить внутренние загрязнения — нагар в керамических сотах.
Многие автовладельцы применяют химический состав, чтобы промыть катализатор в автомобиле, который заранее демонтировали. Например, подойдет аэрозоль ABRO, которую используют для очистки карбюратора. В некоторых случаях владельцы авто пользуются керосином, этанолом и так далее, однако никто не гарантирует, что такая промывка не повредит нейтрализатору. Жесткое моющее средство может испортить катализатор, и вам придется затрачивать крупную сумму на покупку нового агрегата.
Чтобы промыть катализатор с помощью Hi-Gear или любого другого средства, необходимо залить состав в топливный бак, а затем заправить автомобиль. Вам не придется прикладывать усилия: соты нейтрализатора очистятся сами во время эксплуатации авто, а загрязнения выйдут через выхлопную трубу.
2. Чистка с демонтажем
Иногда, чтобы промыть катализатор в автомобиле, приходится снимать его. Для этого транспортное средство необходимо загнать на эстакаду. Отсоединяем лямбда-зонд, затем откручиваем хомуты, с помощью которых нейтрализатор крепится на выхлопной трубе либо выпускном коллекторе. Затем нужно выполнить следующие шаги:
- Используя компрессор, продуть нейтрализатор с двух сторон. Давление должно быть 7–9 Бар.
- Залить в соты аэрозольную пену ABRO, которая предназначена для очистки карбюраторов. Заливать пену следует через оба патрубка.
- Закутать агрегат тканью и подождать 20 мин.
- Включить горячую воду, напор должен быть достаточно сильным. Затем промыть внутреннюю сетку агрегата. После промывки продуть с помощью компрессора.
- Повторить данные действия снова. После этого нейтрализатор должен высохнуть. Вы должны видеть соты насквозь. Смонтировать катализатор.
Обратите внимание! В зависимости от модели вашего автомобиля, лямбда-зонд может располагаться внутри катализатора. Тогда, прежде чем промыть элемент, придется отсоединить датчики и очистить их от сажи.. Не получилось удалить загрязнения с катализатора при помощи аэрозольной пены? Тогда налейте в емкость солярку либо керосин и опустите туда нейтрализатор на 12 часов, можно на сутки
Чтобы очистка была максимально эффективной, добавьте в солярку ацетон или растворитель 646 в соотношении 4:1. Через 24 часа проведите очистку с помощью аэрозольной пены по вышеописанной технологии.
Не получилось удалить загрязнения с катализатора при помощи аэрозольной пены? Тогда налейте в емкость солярку либо керосин и опустите туда нейтрализатор на 12 часов, можно на сутки. Чтобы очистка была максимально эффективной, добавьте в солярку ацетон или растворитель 646 в соотношении 4:1. Через 24 часа проведите очистку с помощью аэрозольной пены по вышеописанной технологии.
Если вы хотите очистить агрегат механическим способом, вам понадобится мелкая наждачная бумага, а также компрессор, чтобы время от времени продувать нейтрализатор. Конечно, механический метод очистки не позволяет устранить нагар изнутри катализатора.
Иногда владельцы авто не промывают нейтрализатор, а просто протыкают забившиеся соты с помощью острого тонкого шила. Выполнение такой процедуры оправдано только тогда, когда ни один из перечисленных способов очистки не помог.
Устройство и принцип работы катализатора
Для снижения вредных токсических выбросов в атмосферу при сжигании топлива в системе выхлопа автомобильного транспорта предусмотрена установка такого устройства, как катализатор автомобильный.
Катализатор является веществом, которое ускоряет процессы химических реакций, но в тот же момент оно само не вступает в реакцию.
Основными катализаторами выступают металлы: никель, родий, медь, хром, палладий и золото.
Основой принципа работы автомобильного каталитического устройства является способность катализирующих материалов к ускорению химических реакций. Устанавливается автомобильный катализатор на выхлопной трубе сразу после выпускного коллектора, реже на самом коллекторе.
Это связано с рабочими температурными параметрами устройства, которое работает намного эффективнее при трех сотнях градусов.
Можно ли извлекать драгметаллы из катализатора?
Поскольку автовладельцы знают о наличии ценных металлов в автомобильном компоненте, перед ними встает вопрос, можно ли их оттуда извлечь и каким способом это сделать. В химической промышленности добыть драгоценные металлы довольно просто. Но следует понимать, что извлечение небольшого содержания металла из каталитического нейтрализатора дома – процесс, требующий специфических знаний и опыта. А также необходимы разнообразные вещества, которые имеют высокую стоимость, поэтому самостоятельно заниматься этим нецелесообразно.
Для добычи конкретного металла применяются различные способы. К распространенным относятся следующие:
- Метод выщелачивания с использованием окислителей применяется для добычи платины и родия.
- Гальванический – применяется для извлечения палладия.
- Метод с применением «царской водки» применяется для изъятия платины.
- Фторирование применяется для добывания палладия.
Применение указанной технологии напрямую зависит от возможностей того человека, который планирует заняться добычей драгметаллов. И также необходимо знать, что в процессе добычи будет и урон, ведь применение выщелачивания предполагает неоднократное промывание компонентов.
Принцип работы катализатора
В составе автомобильных газов содержится большое количество вредных веществ. Для того, что они в минимальном количестве попадали в атмосферу, было разработано особое устройство — каталитический нейтрализатор (КН), чаще всего автомобилисты зовут его просто катализатор. Эта деталь устанавливается на автомобиль, являясь частью выхлопной системы
Зная, как работает автомобильный катализатор, можно понять важность данной детали и для автомобиля и для окружающей среды в целом
Стоит автомобильный катализатор недешево, но приятным бонусом для всех автомобилистов, решившихся на установку данной автомобильной детали, станет тот факт, что можно продать авто катализаторы после того, как они придут в негодность. Сдать старый катализатор можно в специальную организацию, которая занимается скупкой б у катализаторов. Такого рода компаний в настоящее время довольно много.
Устройство катализатора
Каталитический нейтрализатор входит в состав выхлопной системы автомобиля. Его обычно устанавливают перед выхлопной трубой и за выпускным коллектором двигателя
Важно отметить, что катализатор может быть установлен не только на те автомобили, которые работают на бензиновом топливе, но также и на те, для работы которых используется дизельное топливо.
Катализатор состоит из основных частей:
— корпус, который делают из прочного металла, имеет входной и выходной патрубки;
— монолит. Обычно делают из керамики или металла. Обладает пористой структурой и имеет большое количество ячеек, основная задача который заключается в том, чтобы существенно увеличить общую площадь контакта вредных газов с поверхностью КН;
— особый каталитический слой, представляющий собой напыление, наносимое на ячейки монолита. Этот слой состоит из ценных металлов платиновой группы, а именно: платины, родия, палладия. В современных моделях нейтрализатора используется также и золото. Именно благодаря содержанию ценных металлов в катализаторе есть возможность продать катализатор автомобильный бу.
— кожух из металла, который необходим для теплоизоляции, а также защищает деталь от всякого рода повреждений.
Основная функция автомобильного катализатора заключается в том, чтобы нейтрализовать основные вредные вещества в выхлопе. Чаще всего, действие катализатора направлено на то, чтобы сократить содержание трех основных компонентов: окислов азота, угарного газа, углеводородов. Все эти вещества крайне токсичны и опасны для человека.
Принцип работы
Поскольку катализаторов нейтрализует обычно три группы токсичных компонентов, то его часто называют трехкомпонентным. Принцип действия каталитического нейтрализатора не такой уж сложный.
Выхлопные газы, которые выходят из двигателя, отправляются внутрь каталитического монолита. Здесь они проникают в имеющиеся ячейки и заполняют их. Каталитический слой, который состоит из ценных металлов (палладий и платина) вступает в реакцию окисления, в результате чего вредные углеводороды распадаются и превращаются в водяной пар, а угарный газ преобразуется в углекислый.
Родий, который выступает в каталитическом слое в качестве восстановительного элемента, превращает оксид азота в обычный азот, который абсолютно безвреден. Таким образом, в атмосферу попадают уже очищенные выхлопные газы. В качестве фильтра на те катализаторы, которые устанавливаются на дизельные автомобили, используют сажевый. Иногда эти две детали могут объединить в одну конструкцию.
В работе автомобильного нейтрализатора важная роль принадлежит температуре. Химические реакции, происходящие в данной детали, начинаются только тогда, когда рабочая температура достигает 300 градусов.
После того, как катализатор придет в негодность, его необходимо вовремя поменять. В настоящее время можно найти целый ряд организаций, которые занимаются скупкой отработанных катализаторов. Именно им стоит доверить процесс утилизации старого катализатора, который должен производиться по особым правилам, чтобы не навредить здоровью человека и состоянию окружающей среды. Катализатор, ремонт которого обычно невозможен, необходимо отправить на переработку.
Почему продажа отработанных катализаторов приносит хороший доход?
На самом деле тут наблюдается абсолютно противоположная закономерность. Казалось бы чем новее автомобиль, тем выше требования к нему по экологии, но нет, здесь в игру вступает такое понятие как экономика. А как мы знаем экономика должна быть экономной. Отсюда и последствия. Производители стараются минимизировать затраты на узлы и агрегаты, тем более на те, которые не влияют на ходовые качества. Для примера, недавний скандал и претензии со стороны Америки к немецкому концерну VW Group как раз по экологическим требованиям! Такая тенденция стала просматриваться с начала 2005 года. Вывод — чем старее автомобиль, тем более насыщенней в нем катализатор.
Страна изготовитель. По этому вопросу можно сказать следующее. Чем меньше страна, и чем больше в ней проживает жителей, тем выше у них будут требования к соблюдению экологических норм. Не стоит забывать и о уровне жизни в той или иной стране, т. к. существуют страны где понятие «экология» просто отсутствует. Давайте посмотрим на Германию. Небольшая, густонаселенная страна, с высоким уровнем жизни и особыми требованиями к экологии. Соответственно и к автомобильным катализаторам будут такие же требования, и СО они будут отслеживать всеми возможными способами. Иначе они там просто задохнутся. А теперь, зачем далеко ходить, давайте посмотрит на нашу любимую матушку Россию, где от края до края ехать на поезде неделю, ну или на самолете лететь полдня. Так вот, нормы экологии у нас на уровне «Да! Слышали!». Не подумайте ничего плохого, я патриот и очень горжусь своей страной, но факт остается фактом. Очень впечатляет, когда по дороге едет автобус, а за ним клубы черного дыма и реки масла. Но ничего, дунет ветерок, потрудятся березки в соседнем леску, и дыма как не бывало). Отсюда можно сделать вывод и о катализаторах и о подходе к этой проблематике в целом. Вывод — чем меньше страна и чем лучше она развита, тем качественнее в ней будут использоваться катализаторы.
Страна для которой выпускался автомобиль. Здесь нужно учитывать, что та же Германия не будет предъявлять высоких требований к автомобилям, которые идут на экспорт. Нет, требования конечно выполняться будут, но не такие как для внутреннего рынка
Вывод — нужно обращать внимание не только на марку автомобиля, но и на страну для которой данный автомобиль выпускался
Тип и объем двигателя. Итак, как мы знаем, двигатели бывают двух типов: бензиновый и дизельный. При сгорании дизеля происходит более сложный процесс, поэтому катализатор дизельного двигателя будет более насыщенный драгоценными металлами, а соответственно и более дорогим. Но бывают и исключения, когда катализатор от бензинового двигателя даст фору по стоимости любому дизельному. Такое встречается у Японцев, внутренний рынок, правый руль. Но не забывайте, что это исключения из общей практики. Таких автомобилей 1 на 1000 штук. Что касается объёма двигателя, то тут все просто. Чем больше объём, тем больше выхлопных газов, и катализатор в такие автомобили нужно ставить больше и насыщеннее. Вывод — дизель дороже бензина. Чем больше объём двигателя, тем дороже катализатор.
Вот мы и приблизились к цифрам.
Информацией, что написана выше обладают немногие. Даже те, кто занимается в этой сфере. Поэтому теперь Вы находитесь на их уровне и легко сможете утереть нос большинству перекупщиков, для которых жажда наживы и собственного обогащения (а не качественный и грамотный подход) стоит на первом месте.
Итак о цифрах:
Цены на скупку катализаторов:
— металлические катализаторы отечественные от 100 до 500 рублей за кг
— металлические катализаторы иномарки от 500 до 2000 рублей за кг
— керамические катализаторы бензиновые от 500 до 7000 рублей за кг
— керамические катализаторы дизельные от 500 до 10000 рублей за кг
— сажевые фильтры дизельные от 100 до 5000 рублей за кг
Но не стоит забывать, что цена на драгоценные металлы диктуется рынком, и она может как падать, так и возрастать.
Для более грамотного подхода цену на драгоценные металлы можно посмотреть на Лондонской бирже (www.bulliondesk.com).
За подробной информацией по данному абзацу можно обратиться к нашим специалистам, которые проконсультируют Вас в любом вопросе касающимся нашего сегмента.
Что внутри?
Внутренний наполнитель каталитических нейтрализаторов состоят из двух или трех частей – «блинчиков». Первые два призваны дожигать несгоревшие в моторе углеводороды, угарный газ. В результате образуется вода и CO2.
Третья часть борется с окислами азота. Он образуется в результате горения обедненной топливовоздушной смеси, которую вынуждены применять на современных двигателях конструкторы. Все для повышения экологичности выхлопа и уменьшения потребления топлива.
Все части катализатора покрыты тонким слоем благородных металлов. Применяются золото, платина или иридий. По этой причине, стоимость новой детали может достигать 700 долларов.
Преимуществом использования данных материалов – они практически не расходуются при протекании реакций нейтрализации. В теории, нейтрализаторы должны служить более 500 тысяч километров, но на практике это встречается крайне редко. Именно поэтому, их на малых пробегах меняют или удаляют (вырезают).
Стадии процесса каталитического крекинга
Процесс каталитического крекинга нефтяных фракций в кипящем слое микросферического цеолитсодержащего алюмосиликатного катализатора является одним из наиболее крупнотоннажных процессов нефтепереработки.
Постадийно процесс каталитического крекинга может быть представлен следующим образом:
- поступление сырья к поверхности катализатора;
- хемосорбция на активных центрах катализатора;
- химическая реакция на поверхности катализатора;
- десорбция продуктов крекинга и непрореагировавшей части сырья с поверхности и частично из внутренних пор катализатора;
- вывод продуктов крекинга из зоны реакции на последующую их ректификацию.
Подробное описание технологии каталитического крекинга представлено в статье.
Виды
Как правило, в пунктах принимают катализаторы всех видов, но некоторые могут вводить ограничения, в зависимости от используемого оборудования и технологии. Сами катализаторы для легковых автомобилей делятся по:
- материалу изготовления сот;
- количеству сторон.
Материал изготовления сот:
- Керамика — самый распространенный вид за счет простого изготовления и нанесения рабочего сплава. Но отличается повышенной хрупкостью как при механических повреждениях, так и при большой амплитуде температур.
- Металлический нейтрализатор. Из-за затратной технологии применения качественных дорогих марок стали этот тип стоит дороже. Здесь соты располагаются в спиральном порядке, что увеличивает протяженность пути, и как следствие, эффективность процесса. Он устойчив к механическим повреждениям, но также боится некачественных ГСМ, переобогащенного топлива, длительной работы на холостом ходу.
- Спортивные — аналог металлического катализатора, но с увеличенной пропускной способностью. Если в авто установлена прямоточная система выхлопа, увеличивает мощность на 7-20%.
По конструкции катализаторы бывают 2- и 3-сторонними. По мере увеличения сторон – увеличивается функциональность и эффективность изделий.
Работы одного из них хватает на 100-120 тыс. км, но бывают и экстренные случаи, когда его нужно менять. В этой ситуации лучше заранее найти пункт, куда сдать катализатор, поскольку возвращается около 25-35% всей суммы изделия.
Состояние фильтра должно быть всегда идеальным, поскольку неисправности могут повлечь за собой поломку двигателя, это может быть:
- керамическая пыль;
- оплавление;
- деформация и сопутствующие разрушения из-за попадания воды на горячий корпус;
- зарастание проходов и отсутствие тяги.
Содержание драгоценных металлов в различных катализаторах
Зачем скупают катализаторы и довольно-таки по высокой цене? Используемые металлы относятся к редкоземельным, и их добыча уменьшается ежегодно, но использовать как вторичное сырье их выгодно только в промышленных масштабах. Из одного катализатора получится извлечь всего 0,05-0,1 грамм, для чего потребуется около 50 грамм различных реагентов. При работе с большими объемами (тысячами) для экономии задействованы сниженный объем реагентов, а также совокупные методы. Встречаются 3 основных типа каталитических нейтрализаторов:
- Автомобильные — в состав входят 2 группы сплавов: палладий + родий и палладий и иридий.
- Промышленные — в этих типах может использоваться как комплексный состав из 2-3 компонентов, так и чистый монометалл: платина, палладий и родий.
- Промышленные — с использованием серебра в качестве каталитического реагента.
- Промышленные для нефтепереработки — платина с оксидом алюминия, никелем и молибденом.
Как происходят прием и предварительная оценка стоимости
Где принимают катализаторы? Приемкой вторсырья занимаются специализированные фирмы, чаще всего имеющие договоренности с перерабатывающими предприятиями. Для оценки катализаторов используются:
- Прибор спектрометр, определяющий химический состав по принципу спектрального анализа.
- Таблицы, определяющие стоимость по маркировке изделия.
- Весы с точностью до тысячных грамма.
Цена на лом определяется Лондонской биржей и курсом валют. Эти же табличные данные берутся за основу для расчетов после получения анализа по процентному содержанию ценных металлов. После этого извлеченные соты (керамические) измельчаются в порошок, проводится вторичный анализ, он показывает усредненное содержание элементов. Предварительная стоимость зависит от содержания драгметаллов в изделии, которое определяется:
- типом;
- моделью;
- пробегом;
- условиями эксплуатации.
Основная причина, зачем скупают старые катализаторы из советских автомобилей, — это высокое содержание ценных элементов.
Ориентировочные цены в различных городах России
Стоимость на б/у изделия варьируется в пределах 100 у. е., но почем принимают катализаторы частные приемные пункты, в основном зависит от удаленности от заводов-изготовителей.
Цены указаны в российских рублях за 1 кг.
Город | Отечественные керамические | Отечественные металлические | Импортные
керам/дизель |
Импортные
керам/иномарок |
Москва | до 1700 | 1850 | до 33 000 | до 6 000 |
Новосибирск | до 1500 | до 1000 | до 9 000 | до 4 000 |
Самара | до 1500 | 900-1000 | до 9 000 | до 5 000 |
Екатеринбург | до 1700 | 1200 | до 33 000 | до 7 000 |
Краснодар | до 600 | до 300 | до 8 000 | до 3 600 |
На конечную стоимость также влияют целостность фильтра, наличие сажи и мест оплавления.
Сколько драгметаллов содержится в автомобильном катализаторе
- 8 800 600 12 72 — наша бесплатная, горячая линия
- +7 (903) 130-29-99 — прием в цеху / выезд специалиста
Автомобильный катализатор как часть выхлопной системы является обязательной опцией современного автомобиля, обеспечивающей снижение уровня токсичных выбросов попадающих в атмосферу. Преимуществом данного устройства является возможность сдать б/у катализатор в скупку и получить материальную выгоду.
Конструкционные особенности автонейтрализатора
Устройство, преобразующее выхлопные газы состоит из внешнего носителя и внутренней части, состоящей из множества удлиненных капсул, на срезе напоминающих пчелиные соты. Каждая трубочка покрыта изнутри напылением из драгоценных металлов, которые при контакте с отработанным газом преобразовывают его в нейтральные вещества.
В состав драгоценного напыления входит:
- платина
- родий
- палладий
- иридий и другие ценные металлы.
Преимуществом автоката является то, что можно выгодно продать старый катализатор даже в нерабочем состоянии, для последующей переработки и извлечения платиноидов.
Технологии извлечения драгметаллов
Самостоятельно добывать дорогостоящие металлы из преобразователя выхлопа можно, но сложно, требуется опыт, специальное оборудование и материальные вложения, которые при незначительном объеме добытых драгметаллов не окупаются. Потому так востребованы скупки катализаторов во всех регионах России и за рубежом. Компания Katalizatoroff предлагает клиентам выгодные условия скупки и реальные цены на б/у катализатор.
Известны четыре способа аффинажа:
- выщелачивание окислителями позволяет добыть платину и родий в бытовых условиях, но сопряжено с рядом сложностей: в ходе промывки компонентов соляной и азотной кислотой часть драгметаллов утрачивается. Чтобы получить весомое количество платины или родия, понадобится несколько устройств
- гальванический метод или электродуговое нагревание разработан для извлечения палладия
- воздействие на отработанный кат «царской водкой» дает возможность извлечь платину
- фторирование разработано для вычленения палладия в максимальном объеме.
Компания Katalizatoroff напрямую сотрудничает с аффинажными предприятиями и организовала скупки катализаторов по всей стране, для последующей правильной утилизации токсично опасных агрегатов.
При переработке отработанных преобразователей выхлопа в промышленных масштабах исходное сырье дробится, сортируется и приготовляется шихта. Затем измельченный продукт расплавляется при температуре 3000°С и образуются расплавы драгметаллов, керамики и металлических носителей, при этом керамические частицы остаются вверху, а драгметаллы сливают из плазменно-дуговой печи. Следующий этап – гранулирование жидкого расплава содержащего металлы платиновой группы. Данный продукт пригоден для дальнейшего аффинажа, для выделения драгметаллов большей степени чистоты.
Сколько платины содержится в автокате
Наибольший объем платиноидов содержится в автомобильных преобразователях выхлопа европейских производителей. В американских и британских авто производители предпочитают использовать в качестве катализирующего слоя иридий.
Если сравнивать содержание драгметаллов в автокатах разных стран то в «японцах» и «китайцах» платины на 15% меньше, чем в машинах из Европы. Отечественная автопромышленность применяет на 40% меньше родия, чем западные коллеги. Американский автопром на 50% меньше применяет драгметаллы при производстве нейтрализаторов.
Что делать с поломанным металлическим катализатором?
Вышедший из строя нейтрализатор можно с лёгкостью заменить новым устройством. В данном случае специалисты СТО предлагают несколько вариантов решения проблемы:
- Попробовать очистить катализатор специальными веществами. Данная процедура может быть применена только в случае незначительного загрязнения детали. На практике она применяется реже остальных.
- Установить новый оригинальный катализатор или его аналог – «универсальный». В данном случае разницы существенной совершенно нет. Стоит оригинальная деталь в разы дороже универсальной, а эффект от работы обеих не имеет различий.
- Установить «обманку» — пламегаситель. Часто именно этим способом пользуются многие автолюбители, ведь это намного дешевле. Но данное устройство не обеспечивает очищение выхлопных газов, а лишь способствует подавлению шума и выступает имитацией катализатора для системы автомобиля.
Но что же делать со старой деталью? Выход есть – сдать металлический катализатор в Москве в точку приёма вторсырья. Это выгодное предложение, которое сможет покрыть часть затрат на замену. Отработанные катализаторы имеют высокую стоимость из-за наличия в них ценных металлов: золота, меди, палладия, платины, родия и т.д.
Например, за катализатор отечественного производства можно выручить порядка пяти тысяч рублей за килограмм сырья, а вот иностранный аналог будет стоить дороже. За один килограмм зарубежного катализатора продавец имеет возможность получить до 30 тыс. рублей за аналогичный вес.
Стоимость зависит от нескольких факторов:
- Отсутствия механических повреждений;
- Степени загрязнённости;
- Страны производителя;
- Года выпуска;
- Степени износа;
- Длительности эксплуатации и т.д.
Но самым главным приоритетом будет все же основа катализатора. Металлические изделия имеют большую ценность и охотно принимаются в пунктах приёма вторсырья.
Драгоценные металлы в составе деталей автомобилей
Основными драгоценным металлами, содержащимися в деталях таких автомобилей, как КАМАЗ 4308, являются золото и серебро, а также платина, родий, палладий и иридий.
В таблице ниже приведена некоторая доступная информация по содержанию драгметаллов в автомобилях советского производства согласно «Перечню изделий автотранспортных средств, содержащих драгоценные металлы» от 24.02.2000.
Как видно из представленных данных, наиболее весомым по содержанию на общую массу автомобиля оказывается серебро:
Наименование автомобиля | Содержание металлов в составе автомобильных деталей, г | |||
золото | серебро | платина | металлы платиновой группы | |
Грузовые | ||||
ГАЗ-3310 | 0,4461 | 9,7419 | 0,0476 | |
ГАЗ-3309 | 0,0407 | 9,0241 | — | 0,0476 |
МАЗ-5440 | 0,4461 | 9,7419 | — | 0,0476 |
КАМАЗ-4308 | 0,00849 | 14,9881 | — | 0,0434 |
Легковые | ||||
ВАЗ-24 | 0,00764 | 5,46485 | 0,08674 | — |
ВАЗ-2106, 2103 | 0,02263 | 5,1229 | — | 0,005 |
Золото и серебро
Золото и серебро в автомобилях, как правило, содержатся в составе комплектующих деталей электроники:
- реле розеток, термостатов (серебро);
- датчиков для измерения уровня топлива (серебро);
- диодов (серебро и золото);
- контактов (золото);
- регуляторов напряжения (серебро);
- включателей (замков зажигания)/выключателей (серебро);
- стеклоочистителей (серебро).
В современных автомобилях данные металлы содержатся в составе микросхем и мониторов бортовых компьютеров, составляющие систему управления и навигации автомобиля.
Элементы платиновой группы
Металлы платиновой группы, а именно, системы платина-палладий-родий, как правило, содержатся в составе катализаторов двигателей.
С улучшением качества двигателей количество родия уменьшалось с 18% до 9-10% от общей массы металлов.
При совершенствовании двигателей количество родия уменьшалось с 17-20%до 9-11% от общей массы платиноидов.
При использовании тройных систем платиноидов обычно платина находится в самом большом количестве, ее содержание составляет 300-1000 мкг/кг, палладия — 200-800 мкг/кг, родия — в диапазоне от 50 до 100 мг/кг.
Содержание металлов различается в зависимости от автопроизводителя, объемов двигателя и размеров автомобилей.
Типы и виды катализаторов:
Катализаторы, как правило, подразделяются на гомогенные и гетерогенные.
Гомогенный катализатор – это катализатор, молекулы которого диспергированы (т.е. находятся) в одной и той же фазе (обычно в газообразной или жидкой), что и молекулы реагента.
Гетерогенный катализатор – это катализатор, молекулы которого находятся не в той же фазе, что и реагенты (которые обычно представляют собой газы или жидкости, адсорбированные на поверхности твердого катализатора). Гетерогенный катализатор образует самостоятельную фазу, отделённую границей раздела от фазы, в которой находятся реагирующие вещества – реагенты.
Действие гомогенного катализатора, как правило, связано с тем, что он вступает во взаимодействие с реагирующими веществами с образованием промежуточных соединений, что приводит к снижению энергии активации химической реакции. Впоследствии промежуточные вещества регенерируют исходный катализатор.
Гетерогенные катализаторы имеют, как правило, сильно развитую твердую поверхность, для чего их распределяют на инертном носителе (силикагель, оксид алюминия, активированный уголь и др.). Их действие основано на ускорении химической реакции на своей твердой поверхности (либо на плоской открытой поверхности, либо на краях кристалла, либо вследствие сочетания этих двух факторов). Поэтому активность гетерогенного катализатора зависит от величины и свойств его поверхности.
Типичными гомогенными катализаторами являются кислоты и основания. В качестве гетерогенных катализаторов применяются металлы, их оксиды и сульфиды.
Одни и те же химические реакции могут протекать как с гомогенными, так и с гетерогенными катализаторами. Для определенных химических реакций эффективны только определённые катализаторы.
В биохимических реакциях роль катализаторов выполняют ферменты, которые часто рассматриваются как третья – отдельная категория.
Соответственно классификации катализаторов положительный катализ подразделяют на три типа:
а) гомогенный катализ, когда реакционная смесь и катализатор находятся или в жидком или в газообразном состоянии;
б) гетерогенный катализ, когда катализатор находится в виде твердого вещества, а реагирующие соединения в виде раствора или газообразной смеси. Это наиболее распространенный тип катализа, осуществляемого, таким образом, на границе раздела двух фаз;
в) ферментативный катализ, когда катализатором служат сложные белковые образования, ускоряющие течение биологически важных реакций в организмах растительного и животного мира. Ферментативный катализ может быть как гомогенным, так и гетерогенным, но из-за специфических особенностей действия ферментов целесообразно выделение этого вида катализа в самостоятельную область.
Что ценного в катализаторе и как обманывают при его скупке
Внутренняя часть каталитического нейтрализатора имеет особую конструкцию, состоящую из металла или керамики. Визуально этот элемент напоминает собой соты из пчелиного улья. Наружное покрытие каталитического нейтрализатора содержит тонкий слой драгоценных металлов.
Именно благодаря такому напылению удается снизить уровень вредных выбросов. Выхлопные газы после реакции с драгметаллами становятся менее опасными. Для изготовления катализаторов применяются:
- платина;
- родий;
- палладий.
Все они имеют высокую цену, из-за того, что их крайне мало на планете. Например, платины ежегодно добывается не более 10 тысяч килограммов, и около 70 процентов этого объема уходит на производство католических нейтрализаторов.
Вид катализатора снаружи
По этой причине многих людей привлекают такие детали как источник извлечения драгоценных металлов и получения высоких доходов.
Как обманывают при приеме катализаторов
Бизнес по скупке отработанных каталитических нейтрализаторов развивается стремительными темпами. Не все знают, что ценного в катализаторе авто и после удаления просто выбрасывают их в мусор, хотя его можно продать и выручить за это немалые средства.
Основной обман во время скупки катализаторов заключается в намеренном занижении их стоимости для получения сверхприбыли. Покупатель отработанных деталей заявляет, что в них содержится минимальное количество драгоценных металлов.
Это распространенная практика, поскольку достоверной информации о точном содержании драгметаллов внутри катализатора и их истинной ценности после завершения срока эксплуатации нет. Здесь все зависит исключительно от ситуации на рынке – спроса и предложения.
На скупках цену на катализаторы, как правило, занижают
Вывод
Утилизация автомобильных деталей с целью получения финансовой выгоды за счет извлечения из них благородных металлов в современных условиях является решаемой задачей как для юридических, так и для физических лиц.
Для этого заказчику следует обратиться в соответствующую компанию, занимающуюся приемом, оценкой и первичной переработкой автомобильного сырья с целью получения концентратов для последующей тонкой переработки и получения металлов высокой пробы или вовлечения их в рециклинг.
- Total: 8
- 6
- 2
Заводы-изготовители скупают катализаторы б/у и электрохимическим способом отделяют активные элементы, пуская их во вторичное производство. Если для России еще не существует обязательных требований по установке такого фильтра, то на Западе и в европейской части планеты – это обязательный атрибут автомобиля. Массовое производство требует большого количества этого металла, поэтому прием катализаторов поддерживается на уровне государства.