Рейтинг топ 10 лучших автомобильных аккумуляторов: как выбрать, отзывы, характеристики, цена, плюсы и минусы
Содержание:
- Причины популярности российских АКБ
- Гарантия аккумуляторной батареи
- Варианты конструкций аккумуляторов
- Выбор емкости и заявленного тока аккумулятора
- ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
- Полезные рекомендации
- Назначение аккумулятора в автомобиле
- Топ гелевых АКБ
- Tudor
- Какой аккумулятор для ВАЗ лучше купить
- Как выбрать АКБ
- Сравнительная таблица
- Для чего нужна АКБ
- Маркировка
- Аккумуляторы AGM
- Критерии выбора аккумулятора для автомобиля
- Кальциевые батареи
Причины популярности российских АКБ
Никто не говорит о том, что производителям аккумуляторов в России нет равных во всём мире. Нет заявлений, что они лучшие, самые надёжные и качественные.
Это продукция достойного уровня, которая даёт достаточно много преимуществ даже в сравнении с такими безоговорочными фаворитами как Bosch или Varta.
К преимуществам российских производителей аккумуляторов можно отнести:
- хорошие технические характеристики;
- доступная цена;
- широкий ассортимент;
- адаптированность к суровым климатическим условиям;
- практически оптимальное соотношение стоимости и качества;
- средняя продолжительность службы и пр.
Покупая продукт отечественного производства, вы не будете существенно терять в качестве или эффективности, поскольку даже европейские аналоги оцениваются как батареи среднего уровня. А стоят они заметно дороже. Не только из-за качества, поскольку тут разница незначительная. А скорее из-за громкого имени, дополнительных затрат на логистику, экспорт в Россию и пр.
Покупать или не покупать батареи, произведённые в РФ, — дело лично каждого. Но изучить список, где представлены лучшие аккумуляторные заводы на территории России, точно стоит.
Гарантия аккумуляторной батареи
На все новые аккумуляторы есть гарантия. Срок гарантии разный, он может быть 12, 24, 36 месяцев или больше. Чем больше гарантийный срок, тем, конечно, лучше.
Однако гарантия на аккумуляторы имеет свои особенности, которые не знают многие автолюбители, в результате чего лишаются гарантии.
Условия гарантии у разных производителей разные, и лучше их узнать перед покупкой. Для этого можно попросить продавца рассказать про условия гарантии модели батареи, которая приглянулась. Можно также изучить эти условия и самому, они, как правило, располагаются на самом гарантийном талоне.
При покупке важно стремиться не к максимальному сроку гарантии, а к наиболее адекватным условиям этой гарантии. Гарантия АКБ предполагает проведение специалистами, представителями производителя ТО через некоторое время в течение всего срока гарантии
Как правило, ТО нужно проходить раз в 6 месяцев, но бывают и другие варианты, к примеру, раз в год или раз в 3 месяца.
Под адекватными условиями гарантии понимается проведение ТО бесплатно и наличие сервисного центра фирмы в своем городе, чтобы не пришлось ехать в другой город ради отметки в гарантийном талоне.
Под понятием ТО подразумевается проверка основных характеристик, таких как напряжение, уровень электролита в автомобильном аккумуляторе, плотность электролита и тест работы генератора с нагрузкой и без. Если всё в норме, то ставится отметка и водитель уезжает.
Также хорошо, когда нет строгих и неадекватных правил в стиле: «У вас тут стоят дополнительные противотуманки, которые не предусмотрены заводом, потому в гарантии отказано».
Варианты конструкций аккумуляторов
- Свинцово-кислотные АКБ. В банках аккумулятора находится водный раствор серной кислоты, в которую погружены свинцовые пластины. В процессе работы может происходить испарение и выплескивание электролита из негерметичного корпуса.
- Гелевые (GEL) аккумуляторы отличаются тем, что в электролит вводятся загущающие добавки, которые превращают его в желе, что исключает вытекание кислоты при наклоне устройства или повреждении корпуса.
- В батареях AGM свинцовые пластины с положительным и отрицательным зарядом разделены стекловолокном, удерживающим электролит от растекания и препятствующим испарению влаги.
Выбор емкости и заявленного тока аккумулятора
Выше уже говорилось, что емкость нового аккумулятора не должна быть ниже емкости старой батареи. Емкость штатной АКБ подбирается производителем с учетом потребностей легкового автомобиля, поэтому эту границу понижать нельзя.
Вообще выбирать новый аккумулятор для авто лучше таким образом, чтобы его заявленный ток был как минимум вдвое выше потребностей автомобиля. Это своеобразный запас на случай, если в сильный мороз масло загустеет и стартер не сможет провернуть коленвал.
Вдобавок высокий ток означает, что аккумулятор имеет маленькое внутреннее сопротивление. А чем меньше сопротивление, тем лучше.
Вернемся к емкости! Раньше считалось, что слишком высокая емкость АКБ – вред для авто. Якобы это приводит к перегреву и поломке стартера при заводке двигателя. В реальных условиях ничего такого не происходит.
Сегодня высокая емкость АКБ – способ дать работе высоко загруженного электрооборудования автомобиля еще больше стабильности.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
На территории Российской Федерации АКБ должны соответствовать межгосударственному ГОСТу 959-2002 «Батареи аккумуляторные свинцовые стартерные для автотракторной техники». Для обеспечения нормальной эксплуатации электрооборудования и самой батареи требуется ее соответствие по основным размерам и характеристикам данному автомобилю. «Полярность» – определяет расположение отрицательного и положительного выводов батареи. Если смотреть на АКБ со стороны, к которой выводы смещены ближе, то полярность:
— прямая – если положительный вывод с обозначением «+» находится слева, а отрицательный вывод, обозначенный «–», – справа;
— обратная – если положительный вывод «+» находится справа, а отрицательный вывод «–» – слева. Ширина батареи должна точно соответствовать штатной, поскольку большинство из них крепится за нижние боковые выступы корпуса.
Высота и длина могут быть несколько больше, если это допускают размеры ниши (установочной площадки) под АКБ. Номинальная емкость (С20) – количество электричества (в А.ч), которое способна отдать АКБ при 20-часовом режиме разряда током, численно равным 0,05 номинальной емкости до напряжения на выводах 10,5 В при температуре электролита 25°С. Резервная емкость (Cр) – время разряда в минутах полностью заряженной батареи током 25 А до напряжения 10,5 В при температуре электролита 25°С. Примечание. По ГОСТу 959-2002 номинальную и резервную емкость определяют поместив батарею в ванну с водой, имеющей температуру 25±2°С.
Резервная емкость численно в 1,63 раза больше номинальной (например, для батареи емкостью 55 А.ч она составляет 90 минут). Это расчетное время, в течение которого полностью заряженная АКБ обеспечивает электроэнергией минимум потребителей, необходимых для безопасного движения автомобиля в случае отказа генератора. Ток холодной прокрутки (Iх.п.) – по ГОСТу 959-2002 – это ток разряда, который способна отдать батарея при температуре электролита минус 18°С в течение 10 с напряжением не менее 7,5 В. Чем этот параметр выше, тем лучше двигатель будет пускаться зимой, но из-за увеличения нагрузки на стартер может снизиться его ресурс.
Величина тока холодной прокрутки зависит от методики ее измерения. Примерное соответствие значений тока холодной прокрутки, определенного по разным стандартам, приведено в таблице.
Полезные рекомендации
В завершении всего хочется дать ещё буквально несколько действительно важных и полезных советов. Они направлены больше не на правильный выбор, поскольку о нём было рассказано всё, а на продление срока службы новой батареи.
- Не выкидывайте в мусор старый аккумулятор, даже если приобрели новую батарею. Зачастую старые АКБ можно продать. Причём непосредственно в сам магазин. Это позволит получить дополнительную скидку и сэкономить на покупке.
- Перед установкой АКБ рекомендуется проверить реле зарядки на вашем транспортном средстве. Следует убедиться, что реле даёт требуемое напряжение. Для легковых автомобилей это параметры в диапазоне от 13,8 до 14,5 В.
- Даже если новая батарея заряжена, будет вовсе не лишним поставить устройство на зарядку под малым током. Буквально 2-3 часов окажется вполне достаточно, что позволит вывести девайс на максимальные параметры работоспособности.
- Ни в коем случае не давайте батарее полностью разряжаться. Зарядить такие АКБ можно, но вот срок службы после каждого разряда сокращается в несколько раз.
- Всегда держите под контролем уровень заряда, просто поглядывая на соответствующий индикатор.
- Если режим эксплуатации автомобиля предусматривает редкие и короткие поездки, хотя бы раз в месяц батарею рекомендуется заряжать от сети.
- Периодически осматривайте состояние клемм, зачищайте их, если появляются следы окислительных процессов. В противном случае вы можете столкнуться с проблемой недозаряда.
Никто не говорит, что выбирать аккумулятор для автотранспортного средства легко. Но если опираться на некоторые рекомендации и следовать советам, каждый автомобилист сможет справиться с поставленной задачей.
Не стоит экономить на батареях, поскольку только качественные изделия способны служить более 5 лет, вызывать минимум проблем и обеспечивать необходимыми возможностями ваш автомобиль.
Назначение аккумулятора в автомобиле
Автомобильный аккумулятор принято обозначать аббревиатурой АКБ, что значит аккумуляторная кислотная батарея. Не все батареи относятся к этому типу, но в автомобилях наиболее распространены именно они.
Автомобильный аккумулятор
Аккумулятор является важным компонентом в работе любого транспортного средства. Он выполняет следующие основные функции:
- Подача электроэнергии на . Аккумулятор способен в течение 30 секунд подавать пусковой ток или ток холодной прокрутки на стартер, который, в свою очередь, запускает двигатель.
- Питание бортовой сети в случае недостаточной мощности (производительности) генератора.
- Автономное питание бортовой сети автомобиля.
Каждый аккумулятор имеет определенную емкость и заряд. При работе двигателя всю нагрузку на электропитание берет на себя генератор. Он же заряжает аккумулятор во время движения. Если мощности не хватает, подключается батарея. Определенное время АКБ может обеспечить автономное питание.
Располагается АКБ, как правило, в подкапотном пространстве автомобиля или закреплен на раме в случае крупного грузового транспорта. Это связано с тем, что кислота, находящаяся внутри, очень агрессивна и опасна для здоровья. Она может просочиться через корпус или выделиться в виде газа
С аккумулятором следует обращаться осторожно
Более безопасны необслуживаемые АКБ, внутри которых нет жидкого электролита. Такие батареи практически не выделяют вредных паров и их можно использовать где угодно. Среди альтернативных мест размещения аккумулятора можно выделить багажное отделение и под сиденьем водителя.
Топ гелевых АКБ
Далеко не каждый российский автолюбитель знает про гелевые аккумуляторы или имеет личный опыт их применения. Как и в случае с предыдущей категорией аккумуляторов, гелевые устройства ориентированы на современные автомобили, отличающиеся высоким уровнем энергопотребления.
Их слабой стороной является высокая цена. И чтобы выбор был правильным, а ваши деньги оказались потрачены не зря, покупайте лидеров и признанных фаворитов рынка. Купив самый надёжный и качественный гелевый аккумулятор для авто, вы вряд ли пожелаете о своём выборе, и в следующий раз снова купите батарею такого типа.
- Exide Excell EB602. Американский бренд, продукция которого для российского рынка производится в Польше и Испании. Отменное качество сборки, применение гелеобразного электролита способствуют увеличению количества рабочих циклов минимум в 2 раза, если сравнивать с AGM устройствами. Пластины изготавливаются на основе очищенного свинца, который дополнительно подвергается свинцово-кальциевому легированию. Тем самым производитель сумел повысить срок службы до 12 лет. Но и цена за девайс составит почти 17 тысяч рублей.
- Delta GX1260. Производитель заявляет о минимальном сроке службы в 12 лет. Модель характеризуется высокой степенью устойчивости к низким температурам и глубокому разряду. Минус заключается в стоимости. Актуальный ценник на АКБ составляет около 16 тысяч рублей. Но сами потребители отмечают, что цена полностью соответствует предлагаемым возможностям. Единственное, что потребуется от водителя, это периодически проверять чистоту клемм. В остальном обслуживание не требуется.
- Varta Ultra Dynamic. Очень надёжный и долговечный немецкий гелевый аккумулятор, который в полной мере соответствует требованиям ведущих автопроизводителей. Эта модель часто применяется при конвейерной сборке автомобилей производства Kia, Toyota, Volkswagen и пр. Среди преимуществ отмечают хороший пусковой ток, высокий уровень надёжности и продолжительную эксплуатацию. Минусом считается возможная потеря мощности при условии пониженной температуры.
- Optima Yellowtop. Компания из США внедрила наиболее прогрессивную технологию при создании гелевых АКБ. Спиральная укладка пластин позволила создать компактные аккумуляторы с характерными банками цилиндрической формы. Устройство быстро отдаёт ток с повышенной мощностью, что отлично подойдёт для поклонников мощных автомобильных аудиосистем. Если вы готовы отдать за батарею почти 20 тысяч рублей, в своём выборе вы вряд ли разочаруетесь.
Тратить такие деньги на гелевый аккумулятор или нет, дело лично каждого автовладельца. Но если в вашем распоряжении достаточно дорогая машина с высоким уровнем энергопотребления и внедрённой электроники, вам точно стоит взять аккумулятор типа AGM или на основе гелевого электролита. Обычные свинцово-кислотные модели с поставленными задачами вряд ли сумеют справиться.
Tudor
Эта торговая марка получила известность в конце XIX века. Главным её продуктом стал усовершенствованный свинцово-кислотный аккумулятор. Сегодня бренд Tudor принадлежит корпорации Exide Technologies.
Ассортиментный ряд бренда отличается использованием наиболее современных технологических решений. К ним относятся технологии:
- Ca/Ca — легирование свинцовых пластин кальцием (кальциевая технология), повышающее их прочность, улучшающее работоспособность АКБ, уменьшающее водопотребление;
- 3DX — изготовление свинцовых решёток с алмазоподобной геометрией методом холодной перфорации, что увеличивает адгезию активной массы к пластине, удлиняет срок эксплуатации, улучшает электрические характеристики;
- Carbon Boost — использование углеродных добавок в материале отрицательных пластин, что сокращает срок зарядки АКБ в 1,5 раза и другие.
Модели бренда объединены в серии, отличающиеся уровнем цен, электрической ёмкостью, пусковыми токами, скоростью перезарядки. Также их позиционирование определяется возможностью использования в современных городских автомобилях с большим числом дополнительных устройств, работающих как при включенном двигателе, так и во время стоянки.
- Tudor Starter — бюджетная группа, в которую входит до десяти моделей ёмкостью от 55 до 90 А·ч. с прямой и обратной полярностью, пусковыми токами от 460 до 720 А. Напомним, прямая полярность — это когда плюсовой вывод находится слева, если смотреть на фасад с табличкой. Обратная — наоборот.
- Tudor Technica — АКБ для автомобилей более высокого уровня. Они могут обслуживать дополнительные устройства типа климат-контроля, мощных аудиосистем и т. п. Пусковые токи холодной прокрутки — 200-850 А, ёмкость — от 32 до 110 А·ч. В эту группу входит около 40 моделей с прямой и обратной полярностью.
- Tudor High-Tech — группа АКБ для дизельных внедорожников и автомобилей бизнес-класса. Их ёмкость — от 38 до 100 А·ч, пусковые токи — от 300 до 900 А. Всего в этой категории около 20 моделей с прямой и обратной полярностью.
- Tudor Heavy Professional — группа АКБ, которые выпускаются для грузовых автомобилей и спецтехники. Пусковые токи — от 1000 до 1130 А, ёмкость — от 185 до 235 А·ч.
- Tudor AGM Start-Stop — особая группа аккумуляторов, выполненных по технологии AGM. Их пластины окружены не жидкостью, а стекловолокном, пропитанным электролитом. Такая технология совместно с решениями Start-Stop существенно увеличивает пусковые токи, скорость зарядки, срок службы батареи, усиливает её стойкость к вибрации и коррозии.
АКБ последней категории стоят минимум в два раза больше ординарных аналогов. Они предназначены для мощных автомобилей с большим потреблением энергии и частым использованием стартера (Start-Stop). Такие АКБ устойчивы к глубокому разряду. Их ёмкость — от 50 до 105 А·ч, пусковые токи — от 680 до 950 А. Линейка состоит из шести моделей, все с обратной полярностью.
Все аккумуляторы Tudor — необслуживаемые. Их крышки герметичны, весь конденсат в АКБ с жидким электролитом возвращается обратно, поэтому его количество не уменьшается до конца эксплуатации. В батареях AGM уровень электролита как таковой вообще не контролируется. Заряжать все АКБ необходимо током силой в 1/10 ёмкости. Напряжение заряда — 14,4-14,8 В. Перезарядка (напряжение более 15 В) для таких АКБ губительна.
Какой аккумулятор для ВАЗ лучше купить
Все представленные модели АКБ достойны выбора. Желая приобрести какую-либо из них, нужно ориентироваться на условия применения, размер бюджета. Одни батареи оснащены мощными характеристиками, другие привлекают ценой. Если вы еще стоите перед выбором, аккумуляторы для Ваз 2107 какой лучше, предлагаем ознакомиться вкратце с подведением итогов по обзору.
Mutlu 60 A/ч 540 А – высокая производительность, современная защита от подделок. Подойдет для больших ударных нагрузок.
Bosch – авторитетный, надежный и проверенный бренд. Высокие стандарты качества, лучшие аккумуляторы для Ваз представлены две модели Bosch S4 027 70L 630A, Bosch S3 006 556 401 048.
Varta Blue Dynamic D43 60 A/ч 540 – продолжительный срок службы, долго держит заряд, подойдет для авто оборудованных системой Start-Stop.
Timberg Professional Power 60 А/ч 480 А – лучшее соотношение качество/цена
Самый бюджетный представитель западного производителя.
Smart Element 60 А/ч 480 А – повышенная морозостойкость, прочный корпус, хорошая ударная мощь, стоит купить для сурового климата.
Тюмень Battery Premium 60 А/ч 510А – самая надежная модель в рейтинге, при выборе аккумулятора для Ваз 2114 стоит обратить на нее внимание. Подходит для разных моделей российского автопрома.
ТАЗ Standart 6СТ-60L 60 А/ч-12V ст EN510 – бюджетный представитель с высокой безопасностью, лучшей ценой в категории отечественных товаров.
Зверь 55 ПР – подходит на легковые авто отечественного и иностранного производства, под любые нагрузки
Не боится морозов, отличается стабильной работой.
Важно понимать, что сравнение характеристик, как и споры о лучшем производителе вещь спорная. Компании используют новые разработки, уникальные технологии, так что постоянно выпускают на рынок современную продукцию
Каждая отдельная модель всегда будет иметь, как сильные, так и слабые стороны. Обзоры выступают только в роли ознакомительного инструмента, немного облегчая и упрощая выбор.
Как выбрать АКБ
Собственно вопрос «на миллион», когда я первый раз заехал со своей полудохлой батареей в магазин, у меня буквально «голова пошла кругом». Столько брендов, столько технологий и решений просто «капец»! Собственно, какую брать – нашу или не нашу, дорогу или дешевую, чем они вообще отличаются? Предлагаю начать с бренда
Бренд. Здесь все не однозначно, конечно Европейские производители ушли далеко вперед по технологиям, у них даже батареи проверяются по-другому (дают нагрузку в течение 30 секунд, напряжение должно упасть не меньше 9 Вольт, просто вдумайтесь огромный разряд целых полминуты). У Российских производителей стандартны немного другие, у нас нагрузка подается в течение 10 – 15 секунд. Как вы понимаете, чтобы войти в стандарты Европейские производители вынуждены делать более качественные АКБ, а вот отечественные производители здесь проигрывают – зачем «перенапрягаться», если итак ГОСТ пройдем, с 10 секундами! Хотя справедливости ради на нашем рынке сейчас начинают появляться стоящие модели и производители (их конечно единицы, но все же), которые не уступают «Европе» по качеству, они даже проходят Европейскую сертификацию (то есть пресловутые 30 секунд). Так что не всегда бренд играет роль, нужно думать головой и выбирать по характеристикам, а не по «лейблу».
Дата изготовления. Собственно необслуживаемые, даже новые АКБ, нужно правильно хранить. Если их не правильно заряжали, держали при нежелательных температурах (слишком холодно или наоборот слишком жарко + повышенная влажность), то характеристики ее упадут, даже до установки «под капот». Поэтому если берете свежую батарею (выпуск до 4 месяцев), то конечно ставьте без проблем. А вот если берете «годовалую» или что еще хуже «двухгодовалую», нужно тщательно проверять. Хотя бы проверить, как она ведет себя с нагрузочной вилкой (будет пункт внизу).
Емкость. Много «копий сломалось» на этой теме, можете почитать хотя бы вот этот материал. Если кратко подвести информацию, то выбираем аккумулятор той же емкости что и у вас. НО МОЖНО И ЧУТЬ БОЛЬШЕ! Например, у вас стояла 55 ампер*час, можно выбрать 60 или даже 65
Главное чтобы место и габариты подошли — ЭТО ВАЖНО, СЕЙЧАС на многих иномарках батарею больше в штатное место просто не засунуть.
Пусковой ток. Собственно на любой батареи пишется пусковой ток, так вот меньше брать я вам не советую, берите либо столько же, либо больше. Все дело в том, что при отрицательных температурах, а именно от – 18 градусов Цельсия, АКБ может терять до 35 – 40% от емкости, если взять слабый вариант, то он банально не сможет запустить ваш авто зимой. Однако мощные АКБ стоят дороже, поэтому при выборе нужно держать «золотую середину». Хорошая статья по этому параметру здесь.
- Полярность. Может для кого-то секрет, но батареи бывают с прямой и обратной полярностью, то есть у них клеммы расположены по-другому. Прежде чем выбрать новую АКБ стоит посмотреть на старую — про полярность читаем здесь.
- Проверка нагрузочной вилкой. Это обязательно ребята, пусть при вас сотрудник магазина подаст напряжение в течение хотя бы 10 секунд. С 12,7В оно конечно просядет, но оно не должно уйти за 9В. В идеале после нагрузки 9 – 9,5В, а потом даже под нагрузкой начнет восстанавливаться. Если проседает ниже 9, а тем более ниже 7В, НЕ ПОКУПАЕМ! Возможно АКБ стоит уже очень долго, либо его на правильно хранили. Читаем материал – как проверить батарею нагрузочной вилкой.
Гарантия. Вот тут также есть повод задуматься – собственно серьезные бренды, дают АЖ ПО 4 – 5 лет гарантии, таким я думаю можно доверять, но ценник у них зачастую не обосновано высокий. Другие бренды дают 2 – 3 года, это также показатель, да и цена у них приемлемая. НО вот те которые дают год или менее, думаю рассматривать не стоит, либо только в крайних случаях. Почему так мало? Не задумывались?
Что же это большая часть моего рассказа, НО ЭТО ЕЩЕ НЕ ВСЕ. Я выделил два еще очень важных пункта, но решил рассказать о них отдельно.
Сравнительная таблица
Дабы более наглядного сравнить представленные выше модели используем сравнительную таблицу характеристик, которая поможет окончательно определиться какой аккумулятор лучше.
Модель | Стартовый ток (А) | Емкость (Ач) | Полярность | Вес (кг) | Цена (руб) |
Mutlu SFB 3 (L2.60.054.A) | 540 | 60 | обратная | 15.1 | от 5 340 до 6 965 |
Bosch S4 024 | 540 | 60 | обратная | 16.1 | от 5 987 до 6 548 |
VARTA Blue Dynamic D47 | 540 | 60 | обратная | 14 | от 4 860 до 5 976 |
BARS 6СТ-60 АПЗ п.п | 450 | 60 | прямая | 16 | от 4 134 до 5 954 |
Bosch S4 004 | 540 | 60 | обратная | 14.4 | от 3 876 до 5 301 |
Bosch S4 005 | 540 | 60 | обратная | 14.8 | от 4 967 до 6 010 |
DELTA CT1205 | 75 | 5 | прямая | 1.8 | от 1 099 до 2 509 |
VARTA Silver Dynamic D15 | 610 | 63 | обратная | 15.3 | от 4 976 до 6 543 |
Furukawa Battery Super Nova 75D23L | 530 | 65 | обратная | 16 | от 3 990 до 4 964 |
Topla Top 118662 | 600 | 62 | обратная | 14.6 | от 5 954 до 6 796 |
Для чего нужна АКБ
Можно услышать выражение «стартерная батарея». Так называют автомобильный аккумулятор. Именно слово «стартерная» обозначает основную функцию АКБ. Ёмкость аккумулятора обеспечивает силу пускового тока, который проворачивает стартером коленвал двигателя и образует искру в свечах зажигания. Кроме этого, источник постоянного тока обеспечивает питанием всю систему электрооборудования автомобиля.
Важно! Аккумулятор вместе с генератором образует замкнутую систему энергообеспечения автомобиля. После пуска двигателя за счёт АКБ генератор берёт на себя функцию источника электрического тока и восполняет разряд батареи
Маркировка
Нюансы символьных обозначений на АКБ зависят от используемой методологии. Чаще всего это европейский стандарт ETN (European Type Number), который официально сокращен в надписях до двух букв «EN». Сама маркировка состоит из 9-значного числа, разделенного на четыре зоны, последовательно указывающие на диапазон и фактическую емкость, конструктивное исполнение и 10% тока «холодной прокрутки».
Жесткая конкуренция на рынке привела к тому, что производители стараются упростить для потребителей процедуру подбора оптимальной батареи и дублируют информацию на корпусе в более понятной форме. Например, австрийский авто аккумулятор Banner дополнен наклейкой, на которой четко прописаны основные характеристики – рабочее напряжение (V), емкость в амперо-часах (Ah), сила стартерного тока в амперах (A).
На корпусе возле клеммы выбиты четыре буквы, позволяющие узнать дату выпуска. Первые две указывают на порядковую неделю, последние – на год. Чтобы перевести буквенные обозначения в цифры, следует использовать специальную таблицу.
Буква | Соответствующая ей цифра |
А | |
B | 1 |
C | 2 |
D | 3 |
E | 4 |
F | 5 |
G | 6 |
H | 7 |
I | 8 |
J | 9 |
K | 10 |
L | 11 |
M | 12 |
Если на корпусе указано EBBF – это 41-я неделя (начало октября) 2015 года, СGBI – 26-я неделя (конец июня) 2018 г.
На батарее может присутствовать также отечественная (по ГОСТ Р 53165-2008), немецкая (DIN), американская (SAE) маркировка. Между ними существуют различия в трактовке величины пусковых токов. Не зная нюансов, достаточно сложно, к примеру, купить авто аккумулятор Bosch для корректной замены штатной АКБ Exide на «Форде», «Вольво» или «Хонде». (см. таблицу).
Соответствие тока холодного старта в различных стандартах, ампер | |||
EN | DIN | SAE | ГОСТ Р 53165-2008 |
230 | 140 | 250 | 160 |
330 | 200 | 350 | 195 |
360 | 225 | 400 | 225 |
420 | 255 | 450 | 260 |
480 | 280 | 500 | 290 |
520 | 310 | 550 | 325 |
540 | 335 | 600 | 355 |
600 | 365 | 650 | 390 |
640 | 395 | 700 | 420 |
680 | 420 | 750 | 450 |
760 | 450 | 800 | 485 |
Отмененный отечественный стандарт ГОСТ 959-91 соответствовал DIN. Действующий ГОСТ Р 53165-2008 ориентирован на международные нормы IEC 60095-1:2006.
Аккумуляторы AGM
Такие изделия сочетают в себе характеристики стандартных и гелевых аккумуляторов. В них присутствует стекловолоконный наполнитель, пропитанный жидким электролитом.
Лучшими считаются следующие модели:
VARTA D52 Silver Dynamic AGM. Изделие хорошо подходит для легкового автомобиля. Система «Старт-Стоп» снижает расход топлива. АКБ выдает высокий пусковой ток, работая в таком режиме достаточно долго. Модель считается одной из лучших по количеству удачных попыток запуска в морозную погоду. Единственный недостаток — цена в 12 тыс. руб.
Bosch AGM S5 A05. Батарею считают аналогом продукции популярной фирмы «Варта». Она показывает хорошие стартовые характеристики, быстрое восстановление заряда, увеличенную мощность. Другим преимуществом считается достаточно низкая для изделий категории AGM цена.
Tudor AGM. Эта модель способна отдавать стартовый ток до 680 А при емкости 60 А/ч. Аккумулятор создан для установки на автомобили с системой «Старт-Стоп»
Это важно для часто глушащих и запускающих двигатель городских водителей.
Критерии выбора аккумулятора для автомобиля
Автомобильный аккумулятор предназначен не только для запуска двигателя. Он служит также источником питания бортовой электроники и помогает генератору справиться с пиковыми режимами нагрузки. Поэтому выбор АКБ необходимо начинать с проверки соответствия основных характеристик рекомендованным производителем автомобиля.
- Номинальная ёмкость аккумулятора не должна значительно отличаться от рекомендованной: низкое значение не обеспечит требуемый ток в критической ситуации (отказ генератора, мороз) и потребует более частой зарядки. А за большую ёмкость надо будет переплачивать.
И всё же номинальная ёмкость для конечного потребителя носит скорее справочный характер. На практике куда важнее понимать, сколько времени есть у водителя при отказавшем генераторе (резервная ёмкость) и каковы пусковые качества АКБ на морозе (ток холодной прокрутки).
- Выбор «обслуживаемый» или «необслуживаемый» перед потребителем практически не стоит – АКБ для современных автомобилей выпускаются «необслуживаемыми». Не принципиальное исключение составляют АКБ с малым содержанием сурьмы для автомобилей с нестабильной бортовой сетью.
- А вот выбор по критерию состояния электролита (WET – свинцово-кислотный, или AGM) достаточно актуален. Требования к качеству и стабильности бортовой сети, особенно для автомобилей иностранных производителей среднего и, тем более, премиум-класса определяют и вид аккумулятора: обеспечение повышенного потребления энергии и способность выдерживать глубокий разряд требуют использования более современных AGM аккумуляторов.
- Не последнюю роль при выборе играет репутация производителя, хотя подделки на рынке этого товара встречаются редко.
- Наконец, один из главных критериев – стоимость, зависит как от вида аккумулятора (современные AGM дороже предшественников), так и от производителя.
Кальциевые батареи
В корпусе устройства находятся свинцовые пластины, покрытые кальцием. Модели отличаются увеличенным сроком службы, низким саморазрядом, прочностью и минимальной потерей электролита. В рейтинг включены хорошие аккумуляторы для автомобиля, которые понравятся экономным водителям.
Banner Power Bull
Австрийская продукция устанавливается на машины дорогих марок. Несмотря на небольшое количество моделей, каждая из них заслужила положительные отзывы. Корпус АКБ полностью защищен от протечек, электролит находится в связанном состоянии. Емкость достигает 105 А/ч, сила стартового тока — 950 А. Полярность обратная.
Преимуществами изделий рассматриваемого бренда являются:
- устойчивость к критическому разряду;
- быстрый набор мощности;
- устойчивость к большому количеству циклов заряда-разряда;
- надежность, долговечность;
- безопасность и защищенность.
Titan Euro Silver
Линейка аккумуляторов состоит из нескольких видов свинцово-кальциевых батарей, подходящих как для отечественных автомобилей, так и для иномарок. Добавление кальция и серебра в состав пластин увеличило ток холодного запуска, снизило испарение кислотного состава. Герметичный корпус с лабиринтными пробками защищен от протечек. Пламегасители препятствуют случайному возгоранию. Толстые свинцовые пластины устойчивы к коррозии. Каждый пакет заключен в сепаратор из синтетического пористого волокна.
Bosch S4 005 Silver
Качественная модель имеет хорошие отзывы российских водителей. При правильном использовании батарея служит не менее 4 лет. Машина, снабженная таким устройством, легко заводится в теплую погоду и легкие морозы. При сильном холоде запуск двигателя с первой попытки невозможен. Еще один недостаток — высокая цена при небольшой емкости. Герметичность корпуса не позволяет отслеживать уровень электролита.