Как подобрать динамики к автомагнитоле по мощности
Содержание:
- Как правильно подключить динамики к магнитоле в машине
- 3 Подключение динамиков – основные аспекты
- Определяем необходимое сопротивление, чувствительность и другие параметры
- Где лучше разместить?
- Где и как установить
- Чувствительность, резонансная частота и характер звучания автоакустики
- Схемы подключения колонок к магнитоле
- Какую акустику поставить в автомобиль
- Какие лучше поставить
- Схемы подключения колонок к магнитоле
- Опасности неверного подбора усилителя
- Колонки какого производителя выбирать
- Компоненты качественной системы
- Какой должна быть мощность хороших динамиков
Как правильно подключить динамики к магнитоле в машине
Автомобиль с точки зрения акустических свойств имеет не самые лучшие характеристики. Салон имеет сложную архитектуру, в нем находятся конструкции, выполненные из различных материалов: металл, обивка, пластмасса, резина и др. Редко какой производитель специально оптимизирует салон для обеспечения качественного звучания.
Тем не менее, штатные места установки динамиков выбираются с точки зрения обеспечения наибольшей эффективности распространения звука. Обычно они находятся в дверях, на передней панели, под задним стеклом. Если вы решили установить более мощные динамики, необходимо демонтировать старую систему, измерить их посадочные размеры (диаметр в дюймах и глубину) и приобрести динамики таких же размеров, но с лучшими характеристиками.
Также необходимо выбирать динамики (колонки) с точно таким же внутренним сопротивлением. Стандартное значение сопротивления – 4 Ома. Есть магнитолы повышенной мощности, которые допускают нагрузку 2 Ома. Если их подключить на 4-омные динамики, потеряется мощность. Если вы подключаете новую автомобильную магнитолу, то следует по справочникам или техническому описанию точно определить мощность и сопротивление нагрузки. В том случае если динамики имеют меньшее сопротивление, чем допускает магнитола, последняя может выйти из строя, если большее – не удастся «раскачать систему на всю мощу».
Нельзя подключать дополнительные динамики и колонки параллельно. При этом сопротивление нагрузки уменьшается. В лучшем случае динамики будут хрипеть, в худшем – перегорит усилитель магнитолы.
Многие автолюбители устанавливают дополнительные колонки в багажник. В этом случае их обязательно следует жестко закрепить. Во-первых, это улучшит акустические параметры. Во-вторых, защитит динамики от преждевременного выхода из строя.
Некоторые магнитолы имеют сложную систему подключения динамиков, колонок и сабвуферов. В нее могут входить разделительные фильтры, устройства сопряжения по амплитуде выходов и входов, дополнительные усилители. В таком случае необходимо найти оригинальную схему подключения динамиков к магнитоле подобную такой.
Если решите устанавливать систему такого уровня, но не имеете соответствующих навыков, лучше воспользоваться услугами специалиста. Одновременно следует задуматься о дополнительной шумо- и звукоизоляции вашего автомобиля.
3 Подключение динамиков – основные аспекты
Прежде всего определитесь с местом для колонок.
Если вы меняете старые колонки на новые, то проще всего будет установить их в месте заводских – так не придется проделывать новых отверстий и удастся сэкономить свое время.
В места установки колонок лучше всего уложить акустические подиумы – их можно изготовить самостоятельно или приобрести в авто-магазине. Они необходимы для того, чтобы предотвратить попадание металлической стружки, образуемой во время вырезания отверстий в дверях или в задней полке. Это,в свою очередь, приведет к «хрипоте» звучания.
Акустические подиумы для колонок Клеммы каждого из динамиков обозначены «плюс» (широкая клемма) и «минус» (узкая клемма). Провода от автомагнитолы также имеют свою маркировку – она, как правило, различается по цвету. Провода с белой полоской чаще всего представляют «+», с черной полосой «-» канала. Таким образом, подключать необходимо строго соблюдая полярность. Не рекомендуется проводить заземление, подключая минусовой провод непосредственно к кузову автомобиля – это приведет к потере мощности колонок до 30 %.
Лучше всего, при подсоединении проводов постоянно сверяться с инструкцией по установке – если колонки приобретались в магазине, то она прилагается. Если маркировка клемм отсутствуе, то определить плюс и минус можно с помощью специального электрического тестера.
Подсоединение проводов автомобильной акустики Соединительные провода, которые идут в комплекте производителя, можно подключать лишь тогда, когда речь идет о вспомогательных акустических динамиках, а диаметр колонок не превышает 12 сантиметров при мощности до 15 Ватт. В противном случае необходимо приобрести специальный акустический кабель с медными проводами сечением от 2 до 4 сантиметров в зависимости от номинальной мощности колонок. При прокладке проводов их необходимо дополнительно заизолировать, при этом в двери или стойки провода необходимо прокладывать через специальный кембрик, чтобы они не затирались и не «ходили».
Если речь идет о двухкомпонентых акустических системах, то колонки лучше размещать именно в дверях или задних полках, при этом передние и задние можно подключать по параллельной схеме. Если вы хотите использовать дополнительные динамики, соединить их лучше последовательно к уже установленным основным. В случае необходимости подключения сабвуфера, потребуется усилитель, предохранитель, провода и клеммы, а само место расположения сабвуфера зависит от схемы подключения штатных динамиков.
Определяем необходимое сопротивление, чувствительность и другие параметры
Электротехнические характеристики акустики играют большую роль в формировании качественного звука и общей функциональной пригодности отдельного громкоговорителя. Каждый динамик или колонка выбираются по следующим критериям:
- Сопротивление. Желательно, чтобы данная характеристика соответствовала значению, указанному в паспорте магнитолы. В этом случае акустика будет работать в штатном режиме, одновременно не вызывая искажений сигнала со стороны усилителя.
- Чувствительность. С одной стороны, этот параметр описывает, насколько быстро динамик реагирует на изменение сигнала. С другой — описывает звуковое давление. Когда приходит время выбирать акустику, стоит помнить об одной особенности автомобильной энергосети. В ней есть достаточно сильные помехи. Поэтому будет неправильно подобрать динамики с высокой чувствительностью. Разумным выходом будет купить акустику с значением параметра в пределах 90-95.
- Добротность. Данный параметр описывает, как сильно инертность диффузора оказывает влияние на правильность воспроизведения. Для колонок, устанавливаемых в авто, желательно выбирать динамики с показателем Qts не менее 0.6.
Последнее и самое главное — выбор мощности акустики. На основании физики работы усилителя и механики подачи сигнала в разные отрезки времени, стоит опираться на следующие постулаты.
- Номинальная мощность акустики должна быть минимум в полтора-два раза выше указанного в паспорте на магнитолу значения. Это главное требование к автомобильным динамикам.
- Максимальная мощность не должна быть меньше трехкратного показателя усилителя. Это желательное, но не обязательное требование соответствия.
- В отдельных случаях, когда производитель акустики указывает пиковую, а не максимальную мощность — стоит выбирать изделие, у которого есть точный трехкратный запас (или выше).
Некоторые принципы выбора стоит пояснить. Указанная номинальная мощность динамика — это полученные данные в результате тестирования. На акустику подают сигнал в широком спектре частот. Испытание проводится по схеме минута работы — две минуты простоя.
Поэтому номинальная мощность означает некий технический максимум, который достигается при воспроизведении среднестатистического аудиосигнала с непостоянным уровнем громкости.
Совсем не гарантируется, что колонка не сгорит, если усилитель будет часами подавать на нее номинальную мощность с близкими к пику показателями. Поэтому рекомендуется принимать полуторный или двойной запас при выборе динамиков. Этим достигается гарантия работоспособности акустики при воспроизведении музыки на протяжении часов и даже суток.
Максимальная мощность показывает параметрику входного сигнала, который колонка может выдержать в течение минуты (у некоторых производителей до 5 минут). Данный параметр не измеряется тестированием. Он вычисляется по характеристикам обмотки и другим инженерным параметрам.
В реальных условиях магнитола может сжечь динамик при резком броске мощности, близкой к его максимуму. Поэтому для этого параметра также рекомендуется иметь трехкратный запас, главным образом, для недопущения перегрева обмотки.
Пиковая мощность характеризует шансы динамика выжить при кратковременном интенсивном импульсе сигнала. Эти данные получаются производителем в результате тестирования партии изделий. Поэтому, если в паспорте акустики указан именно допустимый пик мощности — выбор с трехкратным запасом делается обязательно.
Где лучше разместить?
Хорошие колонки в машину – это не только правильно подобранная по параметрам техника, но и удачный выбор места расположения в салоне авто. Именно от этого параметра зависит в большей степени то, как будет звучать система и будет ли она вообще слышна как пассажирам, так и водителю транспортного средства.
Динамики не ставятся в боковых фиксаторах задней полки и в кик-панелях. Оптимальное место расположения акустики – это передние дверцы машины, при этом располагаться динамики должны на уровне головы и ушей водителя. Таким образом, звук охватывает большую площадь распространения и хорошо слышен на задних сиденьях.
Есть также в некоторых машинах уже установленные специальные места для колонок. Но не всегда они выбраны правильно, поэтому, чтобы получить качественное звучание, конструкцию стоит переделать. К примеру, в Daewoo Lanos в передних дверцах установлена широкополосная акустика диаметром 10 см в пластиковых подиумах, но даже если ее заменить на более дорогой вид, качественного звучания не получится. Если же заменить пластиковый подиум на деревянный, тогда можно будет установить динамики большего диаметра и значительно улучшить качество воспроизведения музыки.
Где и как установить
Перед тем как приступить к работе, следует выбрать подходящее место для монтажа. В некоторых моделях авто предусмотрены ниши для размещения динамиков. Этот факт облегчает задачу. Если место для колонок не подготовлено производителем, то его нужно выбрать самостоятельно.
Переднюю пару динамиков советуют установить в машину на крайних участках торпеды. Еще один подходящий вариант — корпус передних дверей. В этом случае достигается не только высокое качество звучания, но и максимально надежная фиксация прибора. Чтобы встраивать динамики в двери, замеряют диаметр колонки и вырезают для нее отверстие в обшивке двери.
Заднюю пару динамиков чаще всего размещают размещают на поле в багажном отделении. Однако для достижения хорошего звучания потребуется доработка. Штатную полку багажника убирают, а на ее место устанавливают акустический подиум с динамиками.
Чувствительность, резонансная частота и характер звучания автоакустики
Конечно, при выборе динамиков важны размер и их мощность, но ключевое значение играет параметр чувствительности (звуковое давление), резонансная частота (Fs) и общая добротность звучания (Qts).
При этом справедливы следующие утверждения:
- Чем выше параметр звукового давления (чувствительности), тем лучше. Оптимальным считается показатель в рамках 92–94.
- Рекомендуемая величина резонансной частоты должна варьироваться в пределах 60–75, при этом чем ниже этот параметр, тем более глубокий бас автовладелец получит в итоге.
- Показатель Qts в идеале должен превышать 0,6, особенно если динамики установлены в дверях автомобиля.
Схемы подключения колонок к магнитоле
В настоящее время большинство автомобильных магнитол использует стандартный интерфейс ISO подключения внешних динамиков и колонок. Его функциональная схема и распиновка выводов на разъеме приведена на рисунке.
По схеме видно, что за подключение динамиков и колонок отвечает разъем В, от которого отходят провода различного цвета. Провод основного цвета подключается к плюсовому контакту динамика, двухцветный провод – к минусовому. Во многих магнитолах сигнал передается по одноцветному проводу, двухцветный проводник является общим (массой).
Видео — подключение колонок к магнитоле по цветам:
Некоторые автолюбители с целью экономии проводника и времени объединяют массу, и сигнал разводят только по одноцветному проводу. Этого делать ни в коем случае нельзя. Схемы многих усилителей магнитол с большой выходной мощностью имеют мостовой тип. На их выходе нет общего провода: один выход «раскачивается» первым плечом, другой вторым в противофазе. Заземление одного из выводов приводит к выходу усилителя плеча из строя. Пример мостовой схемы усилителя магнитолы.
Для того чтобы правильно выполнить соединение проводников лучше найти цветовую схему подключения динамиков или колонок к вашей магнитоле. Она выглядит примерно так.
На такой схеме наглядно видно, как подключать динамики и какие провода на магнитоле идут на колонки. Но спешить с подключением не следует. Сначала необходимо правильно установить динамики, выбрать проводники.
Какую акустику поставить в автомобиль
Представленный сейчас на рынке акустические системы (АС) специалисты делят на 3 типа:
-
широкополосная колонка — представляет собой один динамик, отвечающий за воспроизведение всего диапазона частот. Этот тип является наиболее доступным для покупателя, поэтому многие автопроизводители комплектуют свои машины именно такими системами. Широкополосной АС достаточно для прослушивания радиопередач или создания негромкого аудиофона;
-
коаксиальная — более продвинутый тип АС, который предполагает наличие нескольких динамиков, располагающихся в одном корпусе. Весь частотный диапазон, поступающий от аудиомагнитолы, в этом случае делится на НЧ (низкие частоты), СЧ (средние частоты) и ВЧ (высокие частоты), за воспроизведение каждой из которых отвечает отдельный динамик. Эта схема позволяет существенно расширить диапазон воспроизводимых частот и увеличить качество аудиосистемы. Коаксиальная система пользуется наибольшей популярностью среди автовладельцев, так как обеспечивает достойное качество звучания за сравнительно небольшие деньги;
-
компонентная — наиболее продвинутая и, соответственно, дорогостоящая АС. Качество системы обеспечивается тем, что каждый из трёх динамиков (ВЧ, НЧ и СЧ) находится в отдельном корпусе. Бюджетные АС компонентного типа зачастую комплектуются парой низко- и среднечастотных динамиков (мидбасы), а также парой высокочастотных динамиков (пищалки), в то время как в более дорогих комплектах дополнительно установлены кроссовер и сабвуфер.
При выборе автомобильных динамиков стоит обращать внимание и на такие важные параметры, как размер, мощность и чувствительность
Какие лучше поставить
Выбирать колонки для автомагнитолы следует с учетом потребностей автовладельца. Вариантов существует несколько. От размера и типа будет зависеть подходящее месторасположение устройства (например, в дверь или на заднюю полку лучше поставить динамики).
- Домашние колонки. Подключать такие приборы надо к приборной панели по цифровому входу.
- Портативный динамик. Его чаще всего подключают посредством Bluetooth.
- Мощные акустические динамики для авто. Для требовательных меломанов это лучшие колонки, которые обеспечивают объемный чистый звук.
Как усилить
В ходе установки необходимо тщательно усилить колонки, так как от этого напрямую зависит качество звучания и длительность эксплуатации устройства.
Схемы подключения колонок к магнитоле
В настоящее время большинство автомобильных магнитол использует стандартный интерфейс ISO подключения внешних динамиков и колонок. Его функциональная схема и распиновка выводов на разъеме приведена на рисунке.
По схеме видно, что за подключение динамиков и колонок отвечает разъем В, от которого отходят провода различного цвета. Провод основного цвета подключается к плюсовому контакту динамика, двухцветный провод – к минусовому. Во многих магнитолах сигнал передается по одноцветному проводу, двухцветный проводник является общим (массой).
Видео — подключение колонок к магнитоле по цветам:
Некоторые автолюбители с целью экономии проводника и времени объединяют массу, и сигнал разводят только по одноцветному проводу. Этого делать ни в коем случае нельзя. Схемы многих усилителей магнитол с большой выходной мощностью имеют мостовой тип. На их выходе нет общего провода: один выход «раскачивается» первым плечом, другой вторым в противофазе. Заземление одного из выводов приводит к выходу усилителя плеча из строя. Пример мостовой схемы усилителя магнитолы.
Для того чтобы правильно выполнить соединение проводников лучше найти цветовую схему подключения динамиков или колонок к вашей магнитоле. Она выглядит примерно так.
На такой схеме наглядно видно, как подключать динамики и какие провода на магнитоле идут на колонки. Но спешить с подключением не следует. Сначала необходимо правильно установить динамики, выбрать проводники.
Опасности неверного подбора усилителя
Что может пойти не так при неправильном выборе? И как подобрать усилитель к колонкам по мощности так, чтобы избежать возможных проблем?
Рассмотрим такие случаи:
- Мощность усилителя больше мощности колонок. Это не страшно, если вы не будете включать его на полную. В идеале достаточно будет 50-70% от максимума. Более того, такое сочетание, как считается, обеспечивает наиболее качественный звук. Однако есть риск, что однажды вы, забывшись, поставите громкость на максимум — и это повредит диффузорам колонок. Можете пересмотреть «Назад в будущее» — в начале фильма Марти Макфлай именно это и делает, с разрушительными последствиями.
- Мощность усилителя соответствует мощности колонок. Вроде бы всё идеально. Однако на максимальной громкости акустика начинает выдавать искажения, а усилитель на своём максимуме может подавать на колонки постоянный ток, что портит их. Качественные усилители, конечно, снабжают специальными конденсаторами во избежание «жарки» колонок постоянным током. Но лучше не рисковать и запускать такую систему на те же 50-70% громкости от силы.
- Мощность усилителя меньше мощности акустики. Казалось бы, здесь риск исключён. Однако нет: опасность «жарки» постоянным током, если усилитель работает на полную, всё ещё есть. Если же включить его на 60-70%, риск исключается. Однако акустика не раскрывает потенциал.
Что же до сопротивления (импеданса), то сочетания сводятся к следующим вариантам:
- Сопротивление усилителя меньше сопротивления колонок. Опасное сочетание: такие колонки могут не справиться с подаваемым от усилителя сигналом и испортиться. Лучше его избегать.
- Сопротивление усилителя соответствует сопротивлению колонок. Идеальный случай.
- Сопротивление усилителя меньше сопротивления колонок. Вы не рискуете исправностью техники, однако фактическая выходная мощность будет в полтора-два раза ниже реальных способностей вашей акустики. То есть, колонки толком не зазвучат.
Некоторые усилители оснащаются либо селектором импеданса, либо разными каналами с разным сопротивлением. Такую модель можно просто переключить в режим, соответствующий вашим колонкам. Другие модели совместимы как с 4-омными, так и с 6- и 8-омными колонками, однако мощность будет падать обратно пропорционально сопротивлению. Выигрыш здесь будет в гарантии того, что колонки будут работать исправно. К тому же, если вы однажды задумаетесь, как подобрать колонки под усилитель, у вас будет более широкий выбор.
Вопросы вкуса
Какой звук вы любите: старый мягкий, или современный, «во все частоты»? От этого тоже зависит ответ на вопрос, как подобрать усилитель к колонкам к вашему удовольствию. Ведь если звук вам не по душе, то правильный подбор параметров не спасёт.
Здесь можно рассмотреть два наиболее распространённых типа усилителей:
- Ламповые. Хотя выражение «тёплый ламповый звук» уже трудно воспринимать без иронии, характер звука всё равно отличается: меньше шумов, меньше искажений при кратковременных перегрузках, дополнительные искажения, которые создают «привкус». Если вы слушаете старую музыку или её современную трактовку, записанную аналоговым способом, с винила, кассет или в высококачественных рипах, то есть смысл прислушаться к «лампе».
- На интегральных микросхемах. Это более современный тип, отличающийся более точным звуком, без характерных ламповых искажений, придающих «теплоту». Это хороший выбор для современной музыки — от рока до клубных стилей и хип-хопа.
Принципы подбора по совместимости остаются в силе для обоих типов.
Хороший усилитель под акустику
Грамотный подбор акустики под усилитель, как известно, важная составляющая правильного выбора аудиосистемы для своего автомобиля. Усилитель – это не второстепенное звено во всей акустической системе, профессиональные установщики это знают. Соотношение мощности акустики усилителя должно всегда соблюдаться в норме. Приобретение слишком слабого или наоборот мощного по сравнению с динамиками элемента приводит к различным проблемам, о чем мы и узнаем в нашей статье.
Колонки какого производителя выбирать
При покупке акустики для своего автомобиля следует сразу определить, какой параметр будет для вас приоритетным
Если предпочтение отдаётся проверенным брендам, стоит обратить внимание на таких производителей, как Sony, Pioneer, Kenwood и JVC. В большинстве случаев они выдают достойное качество звука и отличаются надёжностью
Главный недостаток колонок этих марок — высокая стоимость.
Если вы перфекционист или поклонник классической музыки, то обходите стороной бюджетные системы и колонки таких производителей, как Mystery, Supra, CallCell и Fusion. С ними добиться качественного и красивого звука в своём авто вам не удастся. Впрочем, более дорогие модели этих брендов отличает приемлемое качество звучания и бесперебойная работа в течение нескольких лет.
Рекомендуем выбирать АС таких брендов, как DLS, MTX, JBL, Focal, Hertz, Rockford Fosgate, Magnat, Boston Acoustic, Alpine, Blaupunkt, Nakamichi, Lightning Audio, Infinity или Morel. Судя по отзывам пользователей, модели этих марок отличаются хорошим соотношением цены и качества.
Напоследок хотим подчеркнуть, что безграмотная установка АС может свести на нет все достоинства даже самой производительной и дорогой магнитолы. Поэтому для получения действительно качественного звучания устанавливать аудиосистему в машину лучше всего в специализированных автомастерских, где вы сможете рассчитывать на помощь настоящих профессионалов.
Компоненты качественной системы
В современных машинах можно совершенно неожиданно обнаружить большое количество штатных мест для установки динамиков. К примеру, они есть в дверях, передних стойках крыши, в торпеде. Это сделано для размещения компонентной акустики. Но построить систему с качественным звуком можно с использованием широкополосных динамиков. Для этого понадобятся дополнительные компоненты.
Сабвуфер
Сабвуфер предназначен для работы исключительно в низкой полосе частот. Он формирует тот самый любимый многими сочный бас. Располагать это устройство нужно либо в багажнике, либо за спинкой заднего ряда кресел. Сегодня выпускаются модели, которые можно разместить под сидением.
Правило расположения сабвуфера всего одно: он должен находиться сзади. Это позволит распределить колебания по всему салону, не образуя области, где басы забивают всю остальную звуковую картинку.
Кроссовер
Задача кроссовера — разделять частоты. Грубо говоря, это многофункциональный фильтр. Кроссовер может быть одноканальный, настраиваемый на узкую полосу пропускания. Но для построения хорошей многоточечной аудиосистемы в автомобиле рекомендуется покупать более продвинутые модели.
Стандартный кроссовер разделяет сигнал на три полосы: бас, мидлбас, верх. Они заводятся на точки воспроизведения следующим образом:
- бас — на сабвуфер;
- мидлбас — на динамики дверей и торпеды;
- верх — на акустику в стойках крыши.
Преимущество использования кроссовера заключается в том, что его выходные сигналы можно как угодно преобразовывать. К примеру, устанавливая отдельные усилители для саба, среднечастотных и высокочастотных контуров воспроизведения.
Какой должна быть мощность хороших динамиков
Анализируя понятие мощности динамиков, стоит помнить о том, что величина этого показателя должна быть чуть больше, чем исходящая мощность автомагнитолы. В противном случае все попытки получить более или менее качественный звук будут сведены к нулю.
Видео: как узнать мощность динамиков
Обычно на динамиках указывается параметр номинальной и пиковой мощности, где первый определяет мощность, при которой динамик может без проблем работать длительное время без риска повреждения диффузора или перегрева катушки, а второй — указывает на максимально допустимую мощность, которую колонка может выдержать в течение короткого промежутка времени.