Датчик положения дроссельной заслонки
Содержание:
- Чистка
- Для чего нужна модернизация дроссельной заслонки на ВАЗ-2109, 2110, 2115
- Характерные симптомы неисправности
- Проверка работоспособности ДПДЗ
- Популярные средства для чистки дроссельной заслонки
- Положение дроссельной заслонки (положение ДЗ)
- Устройство дросселя
- Положение дроссельной заслонки на холостых оборотах
- Тупит авто. Или от чего появляется удовольствие?
Чистка
Даже если целью снятия дросселя была его доработка, все равно не забывайте, что ему для стабильной работы нужна еще и периодичная чистка
Ничего сложного в этой процедуре, скажем прямо, нет, зато она поможет лучшей работе двигателя, что совсем немаловажно
Для проведения чистки понадобятся:
- короткая и длинная отвертки;
- зубная щетка (мягкая, или просто старая);
- ватные палочки;
- чистящее средство;
- резиновые или хлопчатые перчатки.
Чтобы чистка дала нужный результат, ее нужно проводить очень тщательно. Вначале можно пройтись по всем полостям зубной щеткой, заодно почистив и регулятор холостого хода (его нужно также снять). Дальнейшая, более деликатная, чистка производится ватными палочками
Уделите особое внимание области, где расположена заслонка дроссельного узла и месту для посадки регулятора ХХ
Учтите, что чистка вентканала картерных газов обычными средствами недоступна, но зато ее можно без труда осуществить с помощью ножного насоса, имеющегося в каждом багажнике. Диаметр штуцера аналогичный колесному, нужно только добавить чистящего средства, и несколько раз качнуть ногой.
Если у вас неполадки, указанные вначале, начались недавно, то их должна устранить чистка. Если же проблемы были изначально, не забудьте о доработке. Иногда же помогает только замена дроссельного узла.
Для чего нужна модернизация дроссельной заслонки на ВАЗ-2109, 2110, 2115
В магазинах запчастей продаются дроссельные узлы с заслонками увеличенного диаметра (52, 54 и 56 мм) для автомобилей ВАЗ-2109, 2110 или 2115. По заверениям продавцов, установив такую заслонку взамен штатной 46-миллиметровой, владелец авто получит значительные преимущества: машина становится отзывчивее к педали газа, пропадают проблемы с холостыми оборотами, улучшается динамика автомобиля, и особенно это заметно, если заменить штатный воздушный фильтр фильтром нулевого сопротивления. Главный довод, который пытаются внушить автовладельцам, заключается в том, что мотору для эффективной работы требуется больше воздуха, для чего необходимо заменить штатный дроссельный узел на усовершенствованный. Приводят даже цифры: диаметр ресивера ВАЗ-2109 или ВАЗ-2110 составляет 53 мм, и заслонка диаметром 46 мм якобы «душит» мотор.
Многие владельцы ВАЗ-2109 и ВАЗ-2110 поддаются на уговоры и меняют штатное устройство на усовершенствованное. После этого, действительно, мотор работает лучше, и машина едет динамичнее. Причина улучшений на деле оказывается куда прозаичнее: вместо старого, грязного дроссельного узла, который давно нуждался в тщательной очистке, владелец поставил новый. В итоге двигатель вернулся к работе в штатном режиме, что и воспринимается владельцами, как обещанная отзывчивость и резвость автомобиля.
Мне нравится1Не нравится
Характерные симптомы неисправности
И так теперь давайте рассмотрим основные признаки которые указывают на неисправность дроссельной заслонки:
- Небольшое затруднение во время запуска двигателя;
- Чувствуются провалы или рывки во время функционирования двигателя;
- Достаточно маленькая мощность;
- Частое возникновение детонации;
- Проваливания, задерживания и подёргивания;
- Функционирование двигателя с небольшими перебоями;
- Увеличение топливного расхода;
- В системе выпускания выхлопных газов при переработке бензина возникает специфический бензиновый запах;
- Неустойчивость при функционировании двигателя, а во время работы на холодном ходу остановка;
- Иногда самовоспламеняется топливная смесь;
- Во впускном трубопроводе или глушителе слышны некие хлопки.
Если вы обнаружили, какую-то из вышеперечисленных неисправностей, но системой самодиагностики не определяется код поломки по датчику расположения дроссельной заслонки, не нужно делать поспешные выводы и менять его. В таком случае обнаруженные вами неисправности могут создаваться абсолютно другими причинами.
Проверка работоспособности ДПДЗ
Если во время эксплуатации транспортного средства был обнаружен хотя бы один из признаков неисправности датчика положения дросселя, его функциональность обязательно нужно проверить. Для этого от владельца авто не требуется каких-либо специальных знаний. Достаточно иметь мультиметр и знать чёткую последовательность действий.
Главное, помнить, что Check Engine — это лампочка, которая установлена специально для того, чтобы сигнализировать водителю о неисправном двигателе. Если она загорелась, значит, незамедлительно нужно обратиться на СТО либо установить неисправность своими силами.
При отсутствии проблем лампочка будет загораться при запуске двигателя и мгновенно гаснуть по завершении диагностики. Если Check Engine продолжает гореть, значит, проблема в системе существует. В этом случае без опытного специалиста не обойтись.
Относительно определения неисправностей дроссельной заслонки, симптомы которых были выявлены в процессе эксплуатации автомобиля, существует определённый алгоритм действий:
- Первым делом необходимо выключить зажигание, осмотреть панель приборов, заметить, горит или нет лампа-индикатор Check Engine, которая сигнализирует о присутствии проблем. Если индикатор не светится, нужно залезть под капот и проверить ДПДЗ.
- Далее понадобится мультиметр — специальный прибор для проверки работы датчика дросселя.
- Необходимо определить наличие «минуса». Чтобы не отбрасывать отдельно каждый провод, стоит прокалывать нужные провода и выполнять их измерение.
- Таким же способом осуществляется поиск «массы». В период проверки механизма включать зажигание не нужно.
Цель выполнения предварительных действий — проверка наличия питания датчика ПДЗ. Напряжение зависит от марки авто. К примеру, для одних машин оно может составлять всего 5 В, а для других моделей — 12 В.
Алгоритм действий для определения неисправностей ДПДЗ, симптомы которых были выявлены при движении транспортного средства:
- нужно включить зажигание и по очереди прокалывать провода необходимой цепочки с помощью мультиметра. На дисплее прибора должен высветится показатель напряжения 0,7 В;
- вручную открывается заслонка дросселя: значение напряжения должно быть больше 4 В;
- зажигание выключается, один разъём отбрасывается. На участке между выводом ползунка и проводом (который остался) подсоединяется щуп мультиметра;
- теперь необходимо вручную прокручивать сектор и наблюдать за показаниями измерительного устройства. Если наблюдается плавный рост значений без резких скачков, значит, датчик ПДЗ работает нормально. В противоположной ситуации можно говорить о повреждении (потёртости) дорожки резистора.
Эти показатели влияют на правильное функционирование электронного блока управления (ЭБУ), который контролирует основные рабочие процессы автомобильного двигателя, подачу на форсунки топливной смеси. Если на ЭБУ подаются неточные цифры, то и блок управления будет принимать неверные решения.
К примеру, дроссельная заслонка открыта полностью, а электронный прибор показывает, что она закрыта. Если присутствуют подобные симптомы — это явная неисправность датчика дросселя, он подлежит обязательной замене.
Популярные средства для чистки дроссельной заслонки
Независимые эксперты определили лучшие средства 2019 года, подходящие для чистки дроссельной заслонки:
- «Hi-Gear». В состав средства для чистки входят смазочные материалы и антикоррозийные ингредиенты, которые не оказывают негативного воздействия на датчик кислорода автомобиля и прочие чувствительные элементы систем притока воздуха, которыми оснащаются современные транспортные средства. Рекомендация производителя заключается в использовании средства для чистки дроссельной заслонки через каждые 5 000–7 000 км. Достоинствами очистителя является быстрое действие, возможность использования для всех типов автомобилей. К недостаткам можно отнести иногда встречающиеся баллончики низкого качества.
- Средство для чистки дроссельной заслонки «4720», выпускаемое под торговой маркой Johnsen. Его достоинствами является самая современная формула и наиболее удобный клапан среди всех очистителей. Из недостатков можно отметить высокую токсичность.
- Еще одно зарекомендовавшее себя средство для чистки – «3M 08867». Характеризуется универсальностью, удобной емкостью, возможностью использования для чистки карбюратора, содержанием каталитических нейтрализаторов.
- Средство для чистки дроссельных заслонок «Mag 1414» поможет избавиться от копоти и органических отложений не только на элементах системы впрыска воздуха, но и обработать другие поверхности. Этот препарат подходит для чистки систем внедорожников. Благодаря большой емкости упаковки можно контролировать расход очистителя.
- «Berryman 0117C B-12», выпускаемый торговой маркой Chemtool – современное средство для чистки, которым могут также воспользоваться владельцы мотоциклов. К его достоинствам следует отнести использование специальной технологии, высокоэффективно растворяющей загрязнения, содержание антикоррозионных присадок.
- «JetSpray 800002231», производимое торговой маркой Gumout. Это средство для чистки в результате испытаний продемонстрировало самую высокую эффективность, благодаря чему временной промежуток между сервисными обработками увеличивается. Подходит в том числе для чистки клапанов силовых агрегатов независимо от мощности и конструктивных особенностей.
Современные производители выпускают также универсальные средства для чистки дроссельных заслонок, такие как «ProLine» от LiquiMoly, «5861113500» от Wurth и «Masters» от Abro. Эти высокоэффективные очистители производятся в Европе и отличаются бюджетной стоимостью.
Выполняя чистку дроссельной заслонки любым из названных средств, необходимо быть внимательным и осторожным, не допуская попадания тонкого пластикового распылителя в отверстие заглушки дросселя. Поверхность нужно время от времени протирать чистыми бумажными полотенцами. С их помощью также удаляют остатки аэрозоля.
По окончании чистки и сборки дроссельной заслонки возможно ухудшение в запуске силового агрегата. Причина заключается в остатках средства для чистки, которые могли попасть во впускной коллектор, где начали сжигаться. В худшем случае можно заметить белый дым, выходящий из выхлопной трубы. Пугаться не стоит, это пройдет после повторного запуска двигателя.
Положение дроссельной заслонки (положение ДЗ)
Не смотря на всё вышесказанное, измерение положения дроссельной заслонки играет хоть и не основную, но очень важную роль в процессе управления двигателем. Оно помогает более точно управлять процессами.
Например, такой режим работы двигателя, как принудительный холостой ход или режим отсечки (торможение двигателем). Положение дроссельной заслонки помогает ЭБУ оценить ситуацию и включить этот режим.
Допустим, скорость автомобиля составляет 55 км/ч, обороты двигателя 2600 об/м. Мы отпускаем педаль акселератора, положение ДЗ становится минимальным, ЭБУ это видит и включает режим отсечки, выключая подачу топлива через форсунки. Это позволяет более эффективно использовать торможение двигателем, повышая безопасность и увеличивая ресурс тормозной системы, а также экономить топливо и в разы уменьшить выброс вредных веществ в нашу с Вами атмосферу.
Но я слукавлю, если не скажу, что ЭБУ и так увидит, что мы закрыли заслонку по резко упавшему давлению во впускном коллекторе (с системой ДАД) или по резкому уменьшению массы потребляемого воздуха (с системой ДМРВ). Как видим, и в этом случае измерение положения дроссельной заслонки только помогает более точно определить фактор отсечки или торможения двигателем.
Устройство дросселя
Устроен дроссель очень просто — это катушка из электрического провода, намотанная на сердечнике из ферромагнитного материала. Приставка ферро, говорит о присутствии железа в его составе (феррум — латинское название железа), в том или ином количестве.
Принцип работы дросселя основан на свойстве, присущем не только катушкам но и вообще, любым проводникам — индуктивности.
Это явление легче всего понять, поставив несложный опыт.
Для этого требуется собрать простейшую электрическую цепь, состоящую из низковольтного источника постоянного тока (батарейки), маленькой лампочки накаливания, на соответствующее напряжение и достаточно мощного дросселя (можно взять дроссель от лампы ДРЛ-400 ватт).
Без дросселя схема будет работать как обычно — цепь замыкается, лампа загорается. Но если добавить дроссель, подключив его последовательно нагрузке(лампочке), картина несколько изменится.
Присмотревшись, можно заметить, что, во-первых, лампа загорается не сразу, а с некоторой задержкой, во-вторых — при размыкании цепи возникает хорошо заметная искра, прежде не наблюдавшаяся. Так происходит, потому что в момент включения ток в цепи возрастает не сразу — этому препятствует дроссель, некоторое время поглощая электроэнергию и запасая ее в виде электромагнитного поля. Эту способность и называют — индуктивностью.
Чем больше величина индуктивности, тем большее количество энергии может запасти дроссель. Еденица величины индуктивности — 1 Генри В момент разрыва цепи запасеная энергия освобождается, причем напряжение при этом может превысить Э.Д.С. используемого источника в десятки раз, а ток направлен в противоположную сторону. Отсюда заметное искрение в месте разрыва. Это явление называется — Э.Д.С. самоиндукции.
Если установить источник переменного тока вместо постоянного, использовав например, понижающий трансформатор, можно обнаружить что та же лампочка, подключенная через дроссель — не горит вовсе. Дроссель оказывает переменному току гораздо большое сопротивление, нежели постояному. Это происходит из за того, что ток в полупериоде, отстает от напряжения.
Получается, что действующее напряжение на нагрузке падает во много раз(и ток соответственно), но энергия при этом не теряется — возвращается за счет самоиндукции обратно в цепь. Сопротивление оказываемое индуктивностью переменному току называется — реактивным. Его значение зависит от величины индуктивности и частоты переменного тока. Величина индуктивности в свою очередь, находится в зависимости от количества витков катушки и свойства материала сердечника, называемого — магнитной проницаемостью, а так же его формы.
Магнитная проницаемость — число, показывающее во сколько раз индуктивность катушки больше с сердечником из данного материала, нежели без него(в идеале — в вакууме.)Т. е — магнитная проницаемость вакуума принята за еденицу.
В радиочастотных катушках малой индуктивности, для точной подстройки применяются сердечники стержеобразной формы. Материалами для них могут являться ферриты с относительно небольшой магнитной проницаемостью, иногда немагнитные материалы с проницаемостью меньше 1.В электромагнитах реле — сердечники подковоообразной и цилиндрической формы из специальных сталей.
Для намотки дросселей и трансформаторов используют замкнутые сердечники — магнитопроводы Ш — образной и тороидальной формы. Материалом на частотах до 1000 гц служит специальная сталь, выше 1000 гц — различные ферросплавы. Магнитопроводы набираются из отдельных пластин, покрытых лаком.
У катушки, намотанной на сердечник, кроме реактивного(Xl) имеется и активное сопротивление(R). Таким образом, полное сопротивление катушки индуктивности равно сумме активной и реактивной составляющих.
Положение дроссельной заслонки на холостых оборотах
Какие должны быть показания положения ДЗ на оборотах холостого хода?
Разные! Почему?
Этот параметр в большей степени относится к ярым фанатикам чистки дроссельной заслонки каждую неделю, а то и через день.
Существует два основных способа управлять оборотами холостого хода при помощи РХХ (регулятор холостого хода)
Именно управлять оборотами хх! А не поддерживать обороты хх! Это очень важно!. Так вот:
Так вот:
- При помощи регулятора холостого хода, установленного в байпасном канале
- При помощи регулятора холостого хода, управляющего непосредственно дроссельной заслонкой
И та, и другая система встречается на разных автомобилях. Даже Шевроле Лачетти использует разный способ регулировки холостого хода. На двигателях 1,4л и 1,6л используется второй метод, а на двигателях 1,8 используется первый метод.
Этот параметр в диагностике обзывается, как «Шаги РХХ» или «Положение ДЗ Шаг». Это более подробно мы рассмотрим в одной из будущих статей, а сейчас кратко объясню в чём заключается принципиальная разница этих двух способов. Это необходимо для понимания диагностики положения дроссельной заслонки.
Как мы уже знаем, все процессы в двигателе начинаются с подачи воздуха. Подачей воздуха мы можем регулировать обороты двигателя в разных режимах. То же самое происходит и при регулировке оборотов холостого хода. Подавая определённую массу воздуха, мы регулируем обороты хх в нужных пределах.
Примечание! Регулятор холостого хода осуществляет грубую регулировку оборотов хх (порядка +/- 50 об/м. После этого более точно обороты хх регулируются посредством изменения УОЗ
Но это тема другой статьи и сейчас это не столь важно
Так вот, в первом случае заслонка полностью закрывается, а необходимый для холостого хода воздух, подаётся в обход дроссельной заслонки по специальному каналу. В этом канале находится специальный клапан-регулятор, который регулирует массу воздуха, проходящую через этот канал.
А во втором случае подача воздуха осуществляется через саму дроссельную заслонку. Заслонка приоткрывается/прикрывается при помощи электродвигателя и через неё проходит необходимая масса воздуха для работы двигателя на холостом ходу.
То есть, очевидно, что в первом случае при работе двигателя в режиме холостого хода правильные значения положения ДЗ будут равны нулю! Так как воздух идёт не через дроссельную заслонку, а через специальный канал РХХ.
А во втором случае при работе двигателя в режиме холостого хода правильные значения положения ДЗ будут равняться нескольким процентам (градусам). Равняться нулю показания не могут, так как если заслонка закроется полностью, тогда двигатель заглохнет.
Вот у нас уже получился первый вывод. Вот его суть.
Чтобы правильно диагностировать положение дроссельной заслонки, первым делом необходимо определить, как осуществляется регулировка оборотов холостого хода на этом конкретном автомобиле. Если по первому способу — тогда положение ДЗ на холостом ходу должно быть равно 0%! А если по второму способу — тогда несколько процентов!
Примечание: Во всех сферах нашей жизни встречаются исключения. Тут тоже. Например, Лачетти 1.8 ЛДА хоть и имеет отдельный регулятор холостого хода, но положение дроссельной заслонки на холостом ходу составляет 10-11%
В первом случае всё просто и понятно. Если значения отличны от нуля, значит либо дроссельная заслонка не может плотно закрыться из-за грязи или ещё чего-то, либо датчик положения дроссельной заслонки показывает не правду, что означает его износ и поломку.
А вот во втором случае не всё так однозначно.
Бытует мнение, что если открытие ДЗ составляет более 5%, тогда необходима обязательная чистка этой самой заслонки. Это так, но со множеством нюансов.
И самые главные из них — это те, о которых мы уже говорили выше:
- регулятор холостого хода не поддерживает холостой ход, а регулирует его
- нагрузка на двигатель высчитывается по расходу воздуха (давлению в коллекторе). Чем больше масса потребляемого воздуха — тем больше нагрузка. И наоборот, чем больше нагрузка на двигатель, тем больше ему необходимо воздуха.
Тупит авто. Или от чего появляется удовольствие?
* Карбюратор – механическое устройство приготовления горючей смеси в авто. Предшественник инжекторной топливной системы.
* Инжектор – современная система подачи топлива. Подача бензина, дозировка и впрыск осуществляется под контролем электронного блока управления.
* Механический дроссель соединяется с печалью газа посредством тросика. Электрический дроссель соединяется с педалью газа посредством электрических проводов. что такое дроссель »»
Наибольший расход топлива приходится на городской режим. Потому что для того, чтобы задать движение и инерцию автомобилю нужна энергия. В этом начальном движении воздуха не хватает и нарушено соотношение воздуха и топлива. Об этом хорошо рассказано на стр. «Мощность авто». Во время движения, на трассе, в полной мощности нет необходимости. Если только не нужно совершить ускорение, обгон или приодолеть подъём. Во время равномерного движения автомобиля подача топлива минимальна. И оно увеличивается при нажатии на педаль газа.
При резком нажатии на педаль газа происходит наибольшая подача топлива. Соотношение воздуха и бензина нарушается, и топливо сгорает не полностью. И этот несгоревший бензин и угарный газ СО выплёвывается в окружающую среду нанося вред экологии. Это качество сильно выражено в авто с карбюраторными двигателями. Что бы снизить нагрузку на экологию была разработана инжекторная система. То есть подачу топлива и дозирование поставили под контроль электроники. Данное решение решило проблему отчасти. Следующим этапом стало введение электронной педали газа.
С электронной педалью газа, водитель нажимает резко на педаль газа, а дроссель открывается медленно. Водитель пытается пойти на обгон, а машина думает, какое-то время. В народе, про такой отклик автомобиля при резком нажатии на педаль газа, говорят: «Тупит!»
Например, те кто ездил на ВАЗ-2107 с карбюратором, а потом пересел на такое же авто с инжекторным ДВС говорят, что машина с инжектором не «едет». Вот на карбюраторе хорошо ездила, а на инжекторе не «едет». Или едет с каким-то усилием. Тупит одним словом. И это касается не только машин отечественного автопрома. А не едет автомобиль по одной простой причине.
Со временем, в Европе появился стандарт Евро. Этот стандарт, это не только борьба за экологию, но и политический вопрос. Это большие деньги и борьба за потребителя. Не вписываешься в Евро, рынок для продажи авто для автопроизводителя закрывается.
Автопроизводители не могут решить технические вопросы, чтобы уложиться в стандарты Евро, поэтому с помощью электроники делают так, чтобы машина по выхлопу соответствовала стандартам Евро. То есть двигатель «душат» электронным способом не давая ему проявить свой потенциал. Ответ очевиден, почему на отечественные автомобили стали устанавливать электронные дроссели. И почему вы лишены стоющих ощущений от вождения своим авто.
Наша доработка обходит этот технический нюанс с электроникой. Но при этом ещё снижает вредные выбросы. Поэтому после профессионального тюнинга дроссельной заслонки говорят: «Машина задышала». Отсюда появляется удовольствие и новые ощущения от езды. Это ощущение невозможно передать словами, как это выглядит «До» и «После».
Статистика применения профессионального тюнинга дроссельной заслонки с электронным дросселем показывает, как правило: снижение холостых оборотов, снижение оборотов на скоростях — 16-30%, лёгкость движения, катучесть, пропадает задумчивость (тупизм), нет необходимость переключаться на пониженную передачу при обгоне, и т.д.
Профессиональный тюнинг дросселя может стать хорошим «лекарством» от тупизма, задумчивости авто.
Узнайте, каких ощущений от вождения вам не доставало!
* Основной характеристикой двигателя автомобиля обычно считают его Мощность. Именно этот показатель вводит в заблуждение в понимании динамичности движения автомобиля. Делая тюнинг дросселя, мы увеличиваем Мощность двигателя автомобиля на малых и средних оборотах. За счёт чего увеличивается Крутящий момент. Из-за этого улучшается тяга на малых и средних оборотах. Улучшается динамика разгона и появляется экономия. См. следующую страницу.
|| мощность авто… »»