Как почистить дроссельную заслонку
Содержание:
- Инструменты
- Чем чистить дроссельную заслонку: мнения автовладельцев
- Чистка дросселя своими руками
- Признаки и причины загрязнения
- Почему необходимо проводить чистку дроссельного узла и заслонки
- Как почистить электронную дроссельную заслонку, не снимая с автомобиля
- Основные правила очистки
- Причины загрязнения и как с ними бороться
- Типы дроссельных заслонок современного автомобиля
- Системы контроля дроссельного узла
- Рекомендации
- Симптомы загрязнения дроссельной заслонки
- После чистки дроссельной заслонки плавают обороты
Инструменты
Для каждой модели автомобиля может потребоваться совой набор инструментов, но как правило, он мало чем отличается от перечисленного ниже.
Для чистки дросселя в домашних условиях потребуется:
- Отвертка крестовая (плоска);
- Пассатижи;
- Набор головок с воротком или торцевых ключей (обычно необходим ключ на 13, но может потребоваться и другой);
- Чистая безворсовая ветошь;
- Средство для очистки (о них чуть ниже).
Этого комплекта инструментов будет вполне достаточно, чтобы выполнить работы. Также обязательно понадобиться новая прокладка, размещаемая между узлом и впускным коллектором.
Чем чистить дроссельную заслонку: мнения автовладельцев
-
Используйте жидкость для карбюраторов.
– Много раз слышал о том, что можно использовать жидкость для карбюраторов, действуя следующим образом: двигатель заглушить, пока он горячий, побрызгать средством для чистки, подождать (наверное, лучше действовать при снятом патрубке), завести машину, на разных оборотах распылить средство еще, посмотреть на дым. Видел, как специалист выполнял чистку с помощью жидкости для инжекторных моторов. На вопрос о том, можно ли использовать это средство для карбюраторных, ответил, что да, но наоборот нельзя.
-
Хорошее соотношение цены и качества.
– Мой отзыв об американской новинке от ABRO «Masters» – средстве для чистки карбюратора и дроссельных заслонок. Отлично удаляет налет от продуктов горения и загрязнения со стенок дроссельных заслонок, не влияет негативно на двигатель.
В баллоне приличное давление, самого средства много, можно пользоваться неоднократно. Очиститель сразу удаляет грязь и копоть.
К распылителю приложена насадка в виде трубки, которая помогает использовать средство для чистки в труднодоступных местах. Благодаря ацетону в составе может применяться как обезжириватель при обработке различных изделий.
Можно использовать не только для чистки дроссельных заслонок и каналов, но и разъемов датчиков в двигателе. Хорошее соотношение цены и качества, поскольку хватает очистителя надолго. В общем, рекомендую.
-
Брюки превращаются….
– Отличное средство для чистки от K&W, был приятно удивлен результатом. Использовать можно только на горячем моторе. Надо демонтировать воздуховод с впускного коллектора, сам двигатель должен быть прогретым. Затем погазовать, чтоб мотор не заглох, распылить средство на заслонку, сделать это обильно, но не перегибая палку. Грязь отходит прямо на глазах, можно увидеть чистую заслонку и рядом расположенные детали. Одновременно с дроссельной заслонкой почистятся клапана – впускные и выпускные, а также лямбда. Некоторая сноровка позволит использовать баллончик в течение длительного времени.
-
Классика жанра.
– Я использовал для чистки классический WD-40, снимал, разбирал на детали и чистил все по отдельности. Конечно, растворяет грязь не так быстро, зато после того как высохнет, не остается оксидов, из-за которых могут возникнуть проблемы.
Также для чистки заслонки пользовался средством «АГАТ», нормально помогает. Еще одно хорошее средство – российский «Керри».
-
Никаких проблем!
– Нужно ли чистить дроссельную заслонку? Конечно! Я пользуюсь средством Pro-Line Drosselklappen-Reiniger. Заслонку не снимаю, чтоб потом ее не настраивать.
- Надо снять корпус воздушного фильтра, чтобы получить доступ к заслонке.
- Распылить на задвижку 100–150 мм средства, подождать минут 5, потом удалить все ветошью.
- Завести двигатель, обороты должны быть в районе 2-2,5 тыс./мин, распылить на заслонку еще 250–300 мм.
- Поставить на место корпус воздушного фильтра.
Готово!
Чистка дросселя своими руками
Для того чтобы почистить дроссельную заслонку своими руками, будет необходимо следующее:
- автомобильный инструмент;
- специальное средство для чистки, чаще всего используется очиститель для карбюратора;
- ветошь мягкая.
Рассмотрим, как можно почистить ДЗ с электронным приводом на автомобиле Nissan. Выполняем работу в следующем порядке:
- открываем капот, на всякий случай сдергиваем клемму с аккумулятора;
- раскручиваем хомуты патрубка воздушного фильтра;
- отсоединяем штекеры с дроссельного узла, отводной шланг системы вентиляции;
- демонтируем ресивер воздушного фильтра в сборе с патрубком;
- шестигранником на 5 мм отворачиваем 4 крепежа дроссельной заслонки;
- снимаем дроссель по возможности как можно аккуратнее, стараясь не повредить прокладку;
- всю грязь и копоть дросселя необходимо счистить;
- берем очиститель для карбюраторов Карбклинер, надеваем на флакончик трубочку, наносим состав на поверхность заслонки распылением;
- если грязи немного, она сама под действием струи начинает разъедаться;
- стараемся нанести состав очистителя поочередно с одной и другой стороны устройства;
- ждем, когда Carb Cleaner впитается в копоть, жидкость высохнет;
- после высыхания повторяем процедуру, протираем заслонку ветошью;
-
также не забываем протереть внутренности впускного коллектора в том месте, где коллектор соединяется с ДЗ. Если сажи на металле немного, необязательно прыскать из баллончика, достаточно смочить очистителем тряпочку и протереть поверхность;
- тщательно вычистив сажу, ставим деталь на место, подсоединяем воздушный патрубок.
Признаки и причины загрязнения
Загрязнение устройства обычно связано с попаданием примесей в пусковую систему, чаще всего пыли и грязи, но также это могут быть осадки, скапливающиеся на дне бензобака. Осадки возникают из-за применения некачественного топлива. Появление грязи в дросселе ещё чревато тем, что она может проникнуть далее в камеру сгорания, а это уже приведёт к поломке двигателя.
Для автомобилей, использующихся более пяти лет, основным источником загрязнения являются пары масляного содержания, вылетающие при высоких оборотах двигателя, особенно если он турбированный. Эти пары, смешивающиеся с пылью, приводят к образованию твёрдого налёта, который, покрывая края пластинки и корпуса, влияет на правильную работу устройства.
Признаками, указывающими на то, что пора приступать к чистке заслонки дросселя, являются следующие неисправности:
- отсутствие стабильности оборотов мотора при работе на холостом ходу;
- потеря мощности автомобиля;
- увеличенный расход топлива;
- задержка отклика при нажатии на педаль акселератора;
- подклинивания и провалы при работе двигателя;
- проблемный старт мотора;
- полное пропадание оборотов.
Как видно, неисправности заслонки напрямую влияют на правильность работы двигателя. Состояние дросселя в идеале проверяется через 30−40 тысяч километров, но эта периодичность, конечно, больше зависит от типа двигателя и масляного фильтра. Поэтому для избегания засорения необходимо следить за состоянием воздушного фильтра.
Часто автолюбители задумываются, нужно ли проводить очистку заслонки, если проблемы с работой двигателя не возникают. Тут общего мнения нет, но большинство пользователей склоняется к тому, что оценивать состояние дросселя необходимо каждый раз при обслуживании мотора, например, замене масла. При этом следует отметить, что когда дроссель совмещается в машине с управляющим устройством холостого хода, то промывать следует и его.
Почему необходимо проводить чистку дроссельного узла и заслонки
Зачем чистят дроссельную заслонку, и для чего эта манипуляция проводится каждые 10 тысяч километров? Делать это нужно для того, чтобы автомобиль мог нормально функционировать. Как и многие детали транспортного средства требуют чистки, также и про заслонки не нужно забывать. Ведь без потока воздуха нормального движения машины можно и не ждать.
Почему рано или поздно приходит время чистки дроссельной заслонки? Наиболее распространенной проблемой является засор.
Произойти это может по некоторым причинам, а именно:
- Дорожная пыль. Хотя дроссельная заслонка располагается сразу же за фильтром, мелкие частицы пыли все равно проникают в дроссель, постепенно его загрязняя. Если же фильтр сам забит, то в дроссельный узел уже будут проникать большие частицы пыли, что вызовет загрязнение в короткие сроки.
- Вентиляция газов. На большинстве современных транспортных средств картерные газы полностью очищаются от масляных частиц, а затем проникают во впускную систему наряду с обычными потоками воздуха. Осуществляется данная манипуляция в дроссельном узле. Такое проведение вывода газов соблюдает все экологические нормы.
- Повторное догорание ранее отработанных газов. Использоваться данная система стала недавно, однако она в короткие сроки успела стать популярной среди производителей машин. Газы, которые были ранее отработаны, не выходят вместе с воздухом, а снова попадают в дроссель, а после этого в двигатель, где продолжают процесс своего сгорания. В итоге транспортное средство выпускает в атмосферу намного меньше вредных веществ, однако сильнее засоряет заслонку.
Почему же происходит засорение заслонки? Масляные частички смешиваются с компонентами от нагара, а также пылью, в результате чего на заслонке образуется плотная пленка, которая образуется после каждой работы автомобиля.
Спустя десятки километров езды такая грязь нарушит функционирование автомобиля или же выведет из строя весь дроссельный узел, замена которого не только трудная, но и недешевая.
Поэтому при большом слое грязи двигатель не может функционировать в нормальном режиме, а значит, владельцу машины рекомендуется промыть дроссельную заслонку, и тогда автомобиль снова будет работать нормально.
Как почистить электронную дроссельную заслонку, не снимая с автомобиля
Специалисты рекомендуют проводить обслуживание дроссельных заслонок с электронным управлением не реже 1 раза в год или через каждые 20 тыс. км пробега. Процедуру чистки заслонки лучше выполнять перед наступлением осенних дождей, чему есть логичное объяснение. Дело в том, что из-за повышенной влажности поступающего воздуха отложения грязи на деталях привода, оси и заслонке размягчаются. Из-за этого заслонка залипает, что приводит к невозможности контролировать обороты двигателя и может стать причиной аварии.
На большинстве автомобилей зарубежного и отечественного производства привод электронной педали газа установлен непосредственно перед впускным коллектором. Доступность механизма и простота его обслуживания позволяют провести профилактику буквально за 15-20 минут.
Для этого вам понадобятся:
- очиститель карбюратора (заменяется бензином, керосином, дизтопливом и т. д.);
- силиконовая смазка в виде спрея;
- ветошь;
- отвёртка с плоским или крестообразным жалом (в зависимости от типа винтов, которые используются для крепления патрубка подачи воздуха);
- кисточка с жёсткой щетиной или зубная щётка;
- защитные перчатки.
Работу лучше выполнять последовательно – так вы избежите ошибок и будете уверены, что сделали все правильно:
Воспользовавшись отвёрткой, ослабьте хомуты крепления патрубка подачи воздуха и отсоедините гофрированный шланг от корпуса электронного акселерометра.
Нажав на дроссельную заслонку, поверните её на 90 градусов и проведите внешний осмотр. Грязь и сажа на стенках корпуса — достаточное основание, чтобы немедленно приступить к чистке. Смолянистые и сажистые отложения в первую очередь забивают зазор, необходимый для работы двигателя на холостом ходу. Из-за этого обороты становятся нестабильными или же силовой агрегат и вовсе глохнет по причине прекращения подачи воздуха. Кроме того, касание заслонки к толстому слою нагара вызывает ее заедание и способствует усиленному износу пластиковых шестерён и других деталей привода.
Застопорите дроссель в открытом положении. Для этого между заслонкой и внутренней стенкой корпуса поместите подходящий по толщине предмет из дерева либо пластика – например, ручку той же отвёртки.
Приступая к чистке узла, обильно смочите моющим средством внутренние стенки и заслонку
Отдельное внимание уделите тем местам дроссельной камеры, сквозь которые проходит ось заслонки – скапливающиеся там смолянистые отложения как раз и являются причиной подклинивания узла вращения. В итоге дроссель поворачивается рывками и делает управление автомобилем некомфортным.
Выдержав 10-15 минут для размягчения засоров, их удаляют при помощи щёточки
При необходимости процесс многократно повторяют, добиваясь полной очистки дросселя. Имейте в виду, что на некоторых моделях авто стенки дроссельной камеры покрываются специальным молибденовым покрытием. Чрезвычайно гладкий слой способствует ламинарному течению воздуха в канале и препятствует оседанию сажи. Не путайте это покрытие с нагаром и не старайтесь его удалить. Напротив, применяйте щадящие методы очистки и откажитесь от жёсткой щётки в пользу мягкой фланелевой тряпочки.
Добившись от стенок внутренней камеры мягкого, ровного блеска, очистите торцевую и заднюю сторону дроссельной заслонки.
Насухо протрите детали и поверхности ветошью. Дополнительно продуйте узел сжатым воздухом.
После очистки дроссельной заслонки, чтобы электронная педаль газа работала мягко и плавно, нанесите силиконовую смазку на ось, заслонку и ту часть дроссельной камеры, к которой она примыкает.
Присоедините воздуховод и затяните хомуты его крепления.
После вмешательства в узел изменятся параметры положения дроссельной заслонки, поэтому в некоторых случаях проводят её обучение. Если обороты холостого хода начинают самопроизвольно изменяться («плавать», как говорят автомеханики), то обнулите энергозависимую память контроллера, на короткое время отсоединив «плюсовую» клемму от аккумуляторной батареи.
Ещё кое-что полезное для Вас:
- Замена маслосъемных колпачков (сальников клапанов)
- Как снять головку блока цилиндров на двигателе
- Установка головок блока цилиндров
И последнее, о чем хотелось бы напомнить: при первом запуске не нажимайте на педаль газа до тех пор, пока мотор не прогреется. Обеспечивая работу двигателя с номинальными оборотами в широком температурном диапазоне, вы позволите контроллеру адаптироваться к изменившимся условиям и установить оптимальные значения настроек холостого хода. В дальнейшем это даст возможность эксплуатировать автомобиль без каких-либо неожиданностей со стороны дроссельного узла.
Печать
Основные правила очистки
При использовании подходящего вещества наносите его не на отдельную область, а на весь узел, включая полость вокруг заслонки
Важно избавиться от отложений из каналов поступления добавочного воздуха;
Чтобы предстоящая чистка была максимально успешной, после нанесения средства подождите примерно 5−10 минут. Затем его необходимо смыть и повторно нанести на аналогичный срок;
При желании очистить заслонку от особо «прикипевшего» нагара, используйте мягкую ткань
Грубые ворсовые тряпки недопустимы. То же самое касается металлических щеток, которые способны стереть слой молибдена (вещество наносится на заводе для обеспечения более продуктивной циркуляции воздуха);
После полноценной очистки и высыхания дроссельного узла можно начинать сборку двигателя в обратном порядке.
Если после сборки двигатель по-прежнему работает со сбоями, возможно проблема заключается в неправильном регулировании узла. Её выполняют с учётом типа управления.
Причины загрязнения и как с ними бороться
Существует несколько причин, почему дроссельная заслонка со временем загрязняется. Избегая их появления вы автоматически продлите сроки между ее очисткой. К упомянутым причинам относятся:
- Использование некачественного бензина. Если в нем имеется осадок, то он обязательно попадет в дроссельный узел, где превратится в нагар. Поэтому старайтесь заливать качественный бензин, и заправляться на проверенных заправках.
- Забитый топливный фильтр. Если вы вовремя не поменяете топливный фильтр, то существует вероятность, что куски грязи с него попадут в топливную систему, в том числе в дроссельный узел.
- Попадание пыли и грязи в систему впуска. Это может быть вызвано разными причинами — засорением воздушного фильтра, повреждением целостности воздуховода, различными механическими воздействиями.
- Картерные газы с масляной пылью. Именно они являются основной причиной масляных отложений на заслонке. Они могут попасть в камеру сгорания через клапанную крышку из системы вентиляции картерных газов. Ситуация усугубляется тем, что они переносят масляную пыль. Именно она сгорает и остается в виде осадка на поверхности дроссельной заслонки.
Забитый топливный фильтрМеняйте вовремя воздушный и топливный фильтры, заливайте качественный бензин, и не допускайте попадания пыли в систему приточной вентиляции автомобиля. Все это избавит вас от необходимости проводить чистку дроссельной заслонки раньше регламентного срока.
Типы дроссельных заслонок современного автомобиля
Дроссельная заслонка (ДЗ) – элемент системы впуска ДВС, она регулирует подачу топливовоздушной смеси или воздуха во впускной коллектор. В зависимости от типа силового агрегата бывают разные типы ДЗ – с механическим или электронным приводом, на карбюраторном моторе заслонка является составной частью карбюратора.
Сама заслонка крепится на оси обычно двумя винтами, с ее открытием увеличиваются обороты двигателя. Максимальные обороты достигаются при полном открытии дросселя, но плотно ДЗ никогда не закрывается – если совсем закрыть дроссель, движок заглохнет, так как подача топлива и воздуха во впускной тракт прекратится.
В моторах с распределенным впрыском дросселем регулируется подача воздуха для создания необходимой пропорции топливной смеси, в карбюраторных движках на заслонку поступает из карбюратора дозированная смесь. В системах с механическим приводом поворот дросселя происходит нажатием педали газа, к которой подсоединен тросик. В электронных дроссельных узлах механическая связь между приводом оси и самой заслонкой отсутствует, поворотом заслонки «командует» электрический сигнал, подаваемый на узел.
Системы контроля дроссельного узла
Если говорить о моделях с механическим управлением заслонкой, скорее всего автомобилисту необходимо провести изменение конфигурации регулятора холостого хода. Её выполняют следующим образом:
- На 15 минут нужно освободить аккумулятор от клемм;
- Затем их следует надеть обратно и выполнить запуск двигателя. Оставьте его работать в режиме холостого хода хотя бы 10 минут. В период функционирования мотора не используйте дополнительные потребители энергии;
- По истечению установленного времени заглушите мотор примерно на десять секунд, а затем заведите обратно;
- Дождитесь, пока мотор прогреется до рабочих температурных показателей, после чего можно приступать к дальнейшему использованию;
Разобравшись с настройкой механической системы контроля за дроссельным узлом нужно обеспечить двигателю 150−200 километров работы, что позволит нормализовать холостой ход.
Что касается электрических моделей, то их настраивают следующим образом:
- Для начала мотор заводится и прогревается до рабочей температуры;
- Затем его нужно заглушить на 10 секунд;
- Дальше следует включить зажигание примерно на три секунды;
- После, остаётся 5−7 раз нажать на педаль акселератора на протяжении 5 секунд (по одному нажатию в секунду);
- Через 7 секунд требуется нажать на педаль газа до упора и держать её в таком положении до момента, пока уведомление о проверке мотора не начнёт гореть беспрерывно;
- Через три секунды отпустите педаль газа и заведите мотор;
Выполняя такое действие, соблюдайте установленное руководство и не допускайте непоправимых ошибок.
Полезно также почитать: Очистка форсунок инжектора своими руками
Рекомендации
Наиболее разумным будет доверить работы по очищению дроссельной заслонки мастерам автосервиса. Если по каким-то причинам водитель принимает решение провести данную процедуру самостоятельно, то у него есть два варианта очищения:
- Поверхностная чистка. Демонтаж узла не выполняется, а грязь удаляется только с видимой поверхности при помощи тряпки, смоченной в растворе. Способ простой, но малоэффективный.
- Глубокая чистка. Специальными инструментами производится полный разбор модуля заслонки. На все детали наносится растворитель, затем ветошью его удаляют вместе с грязью. После сборки узла обязательно проверяется корректность работы клапана.
Применять можно только специальные чистящие средства, предназначенные для использования в автомобилях!
Симптомы загрязнения дроссельной заслонки
Проблемы в работе дроссельного узла имеют общие симптомы, при этом не всегда они возникают из-за образования отложений на дроссельной заслонке. К ним может привести вышедший из строя датчик дроссельной заслонки, сбои в работе привода и другие неисправности. Типичные признаки загрязнения дроссельной заслонки следующие:
- Двигатель не работает стабильно на холостом ходу – глохнет, «плавают» обороты;
- Запуск мотора происходит с трудом;
- При скорости менее 20 км/ч автомобиль дергается при нажатии на педаль акселератора.
Проверяя дроссельный узел автомобиля на причины неисправности, следует обратить внимание на состояние дроссельной заслонки даже в том случае, если она не является источником проблемы. Лучше заблаговременно произвести чистку механизма, чтобы максимально отдалить момент образования на нем отложений, препятствующих стабильной работе мотора
После чистки дроссельной заслонки плавают обороты
Итак, казалось бы, вся процедура окончена. Заслонка была прочищена очистителем, воздушный фильтр заменен на новый, датчики обратно подключены, то есть все собрано и затянуто. Теперь можно переходить к запуску двигателя. Если мотор заводится после чистки дроссельной заслонки и дальше нормально работает, тогда процедуру можно считать успешной.
Следует добавить, что так бывает не всегда. Многие сталкиваются с тем, что после чистки дроссельной заслонки высокие обороты двигателя держатся постоянно и не падают. Также многие водители замечают, что после чистки дроссельной заслонки увеличился расход топлива. Вероятной причиной может быть ошибка в подключении какого-либо датчика при обратной сборке, но это случается редко.
Чаще всего после очистки дроссель нужно также дополнительно калибровать и настраивать, о чем знают не все или делают это неправильно. Другими словами, большие обороты ХХ после чистки дроссельной заслонки являются наглядным примером и одновременно ответом на распространенный вопрос, нужно ли обучать дроссельную заслонку после чистки данного узла. Давайте разбираться.
Начнем с того, что чистую дроссельную заслонку в ряде случаев действительно нужно адаптировать (обучать). Обычно адаптация заслонки дросселя чаще необходима тогда, когда перед этим производилась чистка электронной дроссельной заслонки. С механической заслонкой проблем меньше, но они тоже имеются. В системах с электронным дросселем ЭБУ самостоятельно выставляет положение заслонки, в механических системах происходит выставление регулятора холостого хода. Если проще, после снятия слоя грязи положение очищенной заслонки меняется, но ЭБУ об этом не знает и продолжает подавать топливо в соответствии с предыдущими параметрами до чистки. Для решения задачи необходимо выставить обороты ХХ при помощи диагностического оборудования, так как имеется возможность сбросить предыдущие параметры.
Также можно попробовать обучить дроссель вручную. Простейшим способом обучения без диагностического оборудования или сканера для адаптации является откручивание минусовой клеммы с АКБ от нескольких секунд до 10 минут (в зависимости от марки и модели авто). Это позволяет сбросить настройки, то есть выполняется сброс имеющейся адаптации и возврат к заводским настройкам. После подсоединения клеммы к аккумулятору и повторного запуска ДВС холостые обороты должны стабилизироваться.
Отметим, что подобный способ работает на ограниченном числе автомобилей. В подобном случае можно воспользоваться еще одной возможностью обучить дроссельный узел без компьютера. Данный способ подходит для целого ряда ТС различных производителей. Рассмотрим такую адаптацию на примере японского авто марки Ниссан.
- Сначала мотор нужно прогреть до рабочей температуры, после чего следует заглушить двигатель.
- Далее понадобится выждать 5-10 секунд, затем включить зажигания на 3 секунды.
- Теперь на педаль газа нужно нажать до упора и сразу отпустить. Это делается 5 раз, нужно успеть за 5 секунд (одно нажатие в секунду). Интервал следует засекать по секундомеру, чтобы не сбиваться.
- После последнего нажатия следует подождать 7 сек., после чего педаль газа снова нажимается «в пол» и удерживается в таком положении до того момента, пока на приборной панели не начнет моргать «чек», а далее эта лампочка загорится постоянно.
- После момента, кода check стал постоянно гореть, нужно выждать еще 3 секунды. Теперь педаль газа можно отпускать.
- Далее двигатель нужно завести, холостые обороты должны прийти в норму.
Добавим, что во время проведения такой адаптации дроссельной заслонки важно точно выдерживать время на каждом этапе, а также укладываться во все временные отрезки. В этом случае можно говорить об успешном проведении обучения
Также рекомендуется уточнить особенности и возможность ручной адаптации для конкретной модели авто.